Министерство народного образования Республики Узбекистан
Открытый урок-игра «Твистер» по роману
« Герой нашего времени» в 9-м классе.
Подготовил учитель русского языка и литературы СГОШ№ 34 г. Ангрена
Сарибаева Мадина Фархатовна.
Цель урока:
Образовательная:
продолжить знакомство с романом « Герой нашего времени» с особенностями глав.
Развивающая:
развить у учащихся умение работать с текстом. Развить умение работы с текстом, обращая внимание на элементы описания природы и внешности.
Воспитательная:
Воспитать у учащихся самостоятельность, умение работать в группе и помогать друг – другу.
Тип урока: игра «Твистер»
Метод: комбинированный
Наглядность: разрезные вопросы, закрепленные на доске секторы по цветовой гамме, вращающийся барабан из одноименной игры «Твистер», герои романа ( Княжна Мэри, Максим Максимыч, Ундина, Вулич, Казбек, Бэла)
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие класса.
- Доброе утро уважаемые учащиеся, я очень рада видеть Вас на своем уроке.
Прошу Вас, выбрать одного из героев романа.
( Учащиеся по желанию выбирают себе фотографии с героями романа)
- очень хорошо, каждый из Вас выбрал для , себя того или иного героя. Прошу тех, кто выбрал Княжну Мэри и Вулича, занять первый стол.
За второй стол, прошу пройти тех, кто выбрал Ундину и Максим Максимыча
И за третий стол- Казбек и Бэла
- Сегодня у нас с Вами необычный урок, урок- игра. Многие из Вас, видели или играли в игру «Твистер», сегодня у нас тоже на уроке будет взята за основу данная игра.
Перед началом урока ,позвольте познакомить вас с правилами игры.
Перед вами на доске, четыре сектора- красный, желтый, зеленый и синий на секторах закреплены цифры соответствующие данным секторам. Ваша задача, подойти к барабану прокрутить стрелку и узнать, какой сектор выпал вашей команде. Далее вы выбираете любую понравившуюся вам цифру и получаете вопрос. Для ответа на вопрос команде дается 2 минуты. Команды соперники также, могут заработать балл, в том случаи если вы не ответите. За правильный вопрос дается 5 очков. Если Вам, все понятно можем начинать.
2. Разминка.
Чтобы определить, кто первый будет отвечать я приготовила для Вас
« Блиц –опрос» та команда , которая наберет больше баллов будет отвечать первая, остальные две команды разыграют 2-3 место.
1. Укажите хронологический порядок глав
- «Тамань» (Печорин направляется на Кавказ);
- «Княжна Мери» (события на Кавказских Минеральных Водах, дуэль с Грушницким, отправка Печорина за провинность в крепость под начало к Максиму Максимычу);
- «Фаталист» (служба в крепости под началом Максима Максимыча, поездка в казачью станицу);
- «Бэла» (история с Бэлой, приключившаяся с Печориным во время жизни в крепости и изложенная в форме воспоминаний Максима Максимыча; вторую часть повести составляет история путешествия по Кавказу Максима Максимыча и его попутчика-офицера – это происходит уже после отъезда Печорина из крепости и его расставания с Максимом Максимычем);
- «Максим Максимыч» (офицер-путешественник лично встречается с Печориным, Печорин уезжает в Персию);
- предисловие к журналу Печорина (сообщается о смерти Печорина по дороге из Персии обратно в Россию).
2. вопрос.
В каком звании был Максим Максимыч? ШТАБС-КАПИТАН
3. Вопрос Какая «чёрная кошка пробежала» между Печориным и Бэлой?
ОН ОХЛАДЕЛ К НЕЙ, СТАЛ ПРОПАДАТЬ НА ОХОТЕ
4. Укажите героев повести «Тамань»
5. Кто является главным героем романа?
- Итак, места распределись. Можем начинать.
Зеленый сектор глава «Максим Максимыч»
1-Как назывался населённый пункт, где после недавнего расставания автор-рассказчик вновь встретился с Максимом Максимычем?
ВЛАДЫКАВКАЗ.
2-Что Максим Максимыч собирался передать Печорину, и как тот отреагировал на это?
БУМАГИ (ЗАПИСКИ), КОТОРЫЕ ПЕЧОРИН ОСТАВИЛ В КРЕПОСТИ У МАКСИМА МАКСИМЫЧА. ПЕЧОРИН РАЗРЕШИЛ ДЕЛАТЬ С НИМИ «ЧТО ХОТИТЕ»
3- Что Максим Максимыч сделал с бумагами Печорина?
ОН ОТДАЛ ИХ РАССКАЗЧИКУ (ПО ЕГО ПРОСЬБЕ)
4-Как расстались рассказчик и Максим Максимыч?
СУХО, ТАК КАК М.М. БЫЛ РАЗОЧАРОВАН
Синий сектор «Тамань»
1-Тамань – это:
2-Как охарактеризовал десятник квартиру, в которой суждено было поселиться Печорину?
3-«Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос...». чей это портрет?
4-Что ответила девушка на вопрос Печорина: «Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле?»
Желтый сектор «Княжна Мэри»
1- Кто это? «…Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой… (Он) был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем…»
2- Кто это? «…две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! На второй было закрытое платье gris de perles1, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce2 стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины»
3- Кто и про кого говорит: «У нее такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не
отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно!..»
4- Как смотрели на княгиню и княжну Лиговских многие дамы водяного общества и почему?
Красный сектор
1- Описывая Грушницкого в новеньком мундире, Печорин едва сдерживался, чтобы не расхохотаться. Что смешного было во внешнем виде Грушницкого?
2- За что Грушницкий собирался отомстить княжне Мери?
3- Расскажите о происшествии на реке Подкумок?
4- Что имеет в виду Печорин, когда говорит: «…сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту..»?
- Вы очень хорошо поработали, предлагаю вам самим сделать вывод к уроку. Прошу Вас, дать краткую характеристику каждому из героев, которых мы сегодня прошли. Перед Вами на столах листы бумаги, на каждого героя прошу создать синквейн. Для тех кто забыл, что такое синквейн на столах есть правило –памятка.
· Печорин
· Противоречивый, эксцентричный
· Испытывает, экспериментирует, наслаждается
· Руководствуется холодной головой, а не чувствами
· Расчетливость
- Вы сегодня все молодцы, но все-таки нужно посчитать баллы. Сегодня хочу наградить всех участников памятными сертификатами.
( Вручение сертификатов)
- На этом наш урок подошел к концу, надеюсь Вам было не только интересно, но познавательно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.