Урок "Имя числительное как часть речи"
Оценка 5

Урок "Имя числительное как часть речи"

Оценка 5
doc
математика
13.12.2019
Урок  "Имя числительное как часть речи"
Имя числительное как часть речи.doc

 

 

 

                                                            УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                       Мишура Ирина Александровна

 

 

Урок «Имя числительное как часть речи»

 

                    

Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, для повторения и закрепления у обучающихся знаний о других именных частях речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.

Задачи урока:

– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).

Урок нацелен на формирование следующих УУД:

- личностные УУД:

- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;

- регулятивные УУД:   развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;

- познавательные УУД:   формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;

 

 

-коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Структура и ход урока

Организационный момент. Здравствуйте. Присаживайтесь. Давайте, ребята, проверим нашу с вами подготовку к уроку. У каждого из вас на парте должен находиться учебник русского языка, ручка с карандашом и дневник для записи домашнего задания.

Мотивация учебной деятельности. А начать наш урок я хотела бы с напоминания , сегодня прекрасное зимнее утро, постепенно начинает прибавляться день. Я надеюсь, что все сегодня на уроке с хорошим рабочим настроением, у всех радостно на душе. А когда у человека хорошее, радостное настроение, то, наверное, он по – настоящему счастлив.

- А сейчас я хотела бы спросить у вас, ребята, что необходимо человеку, чтобы он чувствовал себя счастливым? Для этого я предлагаю вам представить, что вы попали на остров, где сбываются мечты. Я предлагаю вам из списка выбрать одну мечту, осуществление которой сделало бы вас по-настоящему счастливым.  Ответы детей.

                                                                                                 Слайд1

- Я полностью согласна с вашим выбором, но хочу заметить, что далеко не все выбрали здоровье. А вы ведь согласитесь со мной, что без здоровья не будет ни славы, ни любви, ни богатства, ни счастья.

- Я предлагаю вам послушать одну притчу. «Давным - давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Один из богов

 

 

 

 

 

сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов!»

- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О здоровье, о том, что оно спрятано внутри каждого из нас и о том, что мы должны его в себе отыскать и сохранить).

                                                                                                         Слайд 2

- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я предлагаю сделать слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».

- Положите перед собой, пожалуйста, рабочий лист, давайте подготовим его: на первой свободной строке напишите свою фамилию и имя в родительном падеже, на второй запишите сегодняшнее число, а на третьей строке классная работа.

 

Актуализация знаний. Ребята, скажите, пожалуйста, это много девять десятых? Как сказать по-другому? (Это почти всё, это 90%).

- На каком уроке вы часто встречаете такие слова как 9/10, 90%? Это что в математике? (Это дробное число).

- На каких уроках вы встречаетесь часто с числами? (На уроке истории даты, на уроке географии координаты, на уроке литературы годы жизни писателей, на физкультуре вы считаете количество прыжков, приседаний и так далее). 

- То есть, ребята, за день вы сами того не подозревая произносите огромное количество чисел не только в школе, но и в повседневной жизни. Ни для кого из вас не секрет, что люди ещё в древности не могли обходиться без счёта. Очень важно было, изучая окружающую среду, как-то выделять предметы, считать их.

- А вот на уроках русского языка таким словам уделяется особое внимание. Они учёными объединены в отдельную именную часть речи. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи).

                                                                                                                     Слайд 3-4

Запишем тему сегодняшнего урока. А рассмотрим мы нашу тему на материале, посвящённом здоровому образу жизни. И я хочу, чтобы вы на уроке, прежде всего, не забывали о своей осанке.

- Я вам уже сказала, ребята, что считать люди научились по-своему ещё в древности, а вот частью речи имя числительное стало только в 18 веке.

 

 

 

 

 

Работа с термином: Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

- Что бы вы хотели сегодня узнать об этой части речи? Какие вопросы мы поставим перед собой на этом уроке?

- Что такое имя числительное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие бывают числительные?

- Чем имена числительные являются в предложении? Их синтаксическая роль.

- Как отличить имя числительное от других частей речи?

                                 Первичное усвоение знаний.

Внимание на слайд:

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

4) Баня – вторая мать.

Прочитаем предложения, по одному.

- Чем похожи данные предложения? (Это пословицы)

- Как они связаны с нашим уроком? (В них есть числительные, и они все про здоровье).

- Много ли в нашей жизни можно встретить половиц, связанных со здоровьем? Почему? (Пословицы содержат мудрые мысли, и нас призывают соблюдать правила, проверенные опытом). Приведите ещё примеры таких пословиц. (Здоровье дороже богатства. Двигайся больше – проживёшь дольше и т.д.)

 

 

 

 

 

- Подобных изречений очень много, но суть у них одна «Здоровье само не даётся – за него надо бороться».

                         Исследование в парах по рядам

- Проведём небольшое исследование

- Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?

1 ряд -   Два                                       2 ряд    -  Пять

 

Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.

Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.

какие же части речи могут выражать числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

- В этом мы сейчас потренируемся.

В русском языке слова других частей речи тоже могут иметь количественное значение, и их надо уметь отличать от имён числительных. Работа выполняется самостоятельно

1) Монета или сумма в 5 копеек (пятак)

2) Имеющий пять этажей (пятиэтажный)

3) Стоящий по счёту после четвёртого (пятый)

4) Сеть магазинов (пятёрочка)

5) Увеличить в пять раз (упятерить)

- Назовите среди записанных слов числительные. Какие ещё видите части речи?- Сделайте вывод (.Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.)

 

 

 

 

Физкультминутка. А сейчас, ребята, я предлагаю вам встать и немного отдохнуть. Движение -это неотъемлемая часть здорового образа жизни, мы вместе с ними проведем физпаузу. Выпрямиться. Раз - посмотреть налево; два - посмотреть направо. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка - высший класс!

 

- Продолжаем работать. Сядьте прямо, не забывайте следить за своей осанкой.

Сейчас, ребята, мы проведем небольшое исследование и ответим на вопрос: Какова синтаксическая роль имени числительного?

 На компьютерном столе лежали две дискеты.

Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.

Вывод:Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения).

Б)Мне подарили второй том увлекательной книги.

После шестого урока состоится классный час.

Вывод:    Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.(взаимопроверка)

 - Давайте, ребята, сделаем вывод о синтаксической роли имени числительного. (Могут быть любым членом предложения, а количественные числительные являются одним членом предложения вместе с существительными).Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания.

Задание № 4 на рабочем листе. Прочитаем текст:

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.

По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.

- В каком стиле написан текст? (В научном, так как здесь чётко, сжато, лаконично приводятся научные сведения о здоровье человека).

- Какие слова обращают на себя внимание? (Научные термины).

- И огромное количество числительных – это тоже признак научного стиля. Почему? (Они помогают нам получить точную, достоверную информацию).

- От чего в основном зависит наше здоровье, по мнению учёных? (От самого человека)

- Что необходимо человеку предпринимать для сохранения здоровья?

Как вы думаете, какое вас ждёт сейчас задание? (в левый столбик выписать количественные числительные, в правый порядковые//Можно, чтобы сэкономить время подписать разряд над числительным)). Выполняйте.

- Давайте, ребята, проверим вашу работу. Зачитайте количественные числительные в левом столбике.

- Они на какой вопрос отвечают?

- А теперь хочу услышать порядковые числительные в правом столбике.

- К ним какой вы поставили вопрос?

- Молодцы. Оцените, пожалуйста, ниже свою работу.

Первичное закрепление.

- А сейчас, ребята, сядьте, пожалуйста, прямо.

- Подходит к концу наш урок. Все вы отлично поработалиЯ хочу, чтобы вы вспомнили всё, что сегодня узнали о новой части речи – имени числительном и предлагаю вам проверить свои знания  .

 

 

 

Творческая работа «Секреты здоровья»

 Весь урок мы с вами говорили о том, что же необходимо, чтобы сохранить здоровье. Сейчас мы откроем секреты нашего здоровья.

- Из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные.

1. Соблюдение правил гигиены.

2. Неумеренный приём пищи.

3. Чтение при плохом освещении.

4. Разумное сочетание труда и отдыха.

5. Малоподвижный образ жизни.

6. Длительная работа на компьютере.

7. Правильное питание.

8. Занятия физкультурой и спортом.

9. Вредные привычки.

10. Гармония с собой и окружающим миром.

Проверка:

Рефлексия. А на парте у вас, ребята, лежат фрукты, яблоки, положите их перед собой. Они тоже очень полезны для нашего организма. Считается, что каждый человек в день должен съедать хотя бы одно яблоко. Кроме этого, для нас это ещё и очень доступные фрукты. Они у вас разных цветов, красное, жёлтое, зелёное и сюда закралось даже  яблоко с червячком. Эти яблоки помогут нам сейчас оценить вашу работу на уроке.

Если вы к концу урока всё поняли, вопросов у вас не осталось, поднимите красное яблоко.

 

 

 

 

 

Если в основном материал поняли, усвоили, но кое – где испытывали трудности, поднимите зелёное яблоко.

Если вы считаете, что новую тему усвоили только наполовину, вам ещё необходимо её изучать, поднимите жёлтое яблоко.

Если материал оказался очень трудным и непонятным, всё было сложно, поднимите яблочко с червоточиной.

 

Оцените свою деятельность на уроке, покажите мне соответствующее яблоко.

- Я очень рада, что вижу, в основном, красные яблоки.

- Когда вы будете уходить с урока, украсьте, пожалуйста, именно этими яблочками нашу яблоню.

Домашнее задание.          Составить «Мой режим дня»

- За работу на уроке я хотела бы поставить следующие оценки. А также я хочу напомнить вам, ребята, что «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно». Я желаю, чтобы вы все достигли этой вершины. Урок окончен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок  "Имя числительное как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019