УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Мишура Ирина Александровна
Урок «Имя числительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, для повторения и закрепления у обучающихся знаний о других именных частях речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.
Задачи урока:
– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);
- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);
- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).
Урок нацелен на формирование следующих УУД:
- личностные УУД:
- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;
- регулятивные УУД: развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;
- познавательные УУД: формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;
-коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Структура и ход урока
Организационный момент. Здравствуйте. Присаживайтесь. Давайте, ребята, проверим нашу с вами подготовку к уроку. У каждого из вас на парте должен находиться учебник русского языка, ручка с карандашом и дневник для записи домашнего задания.
Мотивация учебной деятельности. А начать наш урок я хотела бы с напоминания , сегодня прекрасное зимнее утро, постепенно начинает прибавляться день. Я надеюсь, что все сегодня на уроке с хорошим рабочим настроением, у всех радостно на душе. А когда у человека хорошее, радостное настроение, то, наверное, он по – настоящему счастлив.
- А сейчас я хотела бы спросить у вас, ребята, что необходимо человеку, чтобы он чувствовал себя счастливым? Для этого я предлагаю вам представить, что вы попали на остров, где сбываются мечты. Я предлагаю вам из списка выбрать одну мечту, осуществление которой сделало бы вас по-настоящему счастливым. Ответы детей.
Слайд1
- Я полностью согласна с вашим выбором, но хочу заметить, что далеко не все выбрали здоровье. А вы ведь согласитесь со мной, что без здоровья не будет ни славы, ни любви, ни богатства, ни счастья.
- Я предлагаю вам послушать одну притчу. «Давным - давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Один из богов
сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов!»
- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О здоровье, о том, что оно спрятано внутри каждого из нас и о том, что мы должны его в себе отыскать и сохранить).
Слайд 2
- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я предлагаю сделать слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».
- Положите перед собой, пожалуйста, рабочий лист, давайте подготовим его: на первой свободной строке напишите свою фамилию и имя в родительном падеже, на второй запишите сегодняшнее число, а на третьей строке классная работа.
Актуализация знаний. Ребята, скажите, пожалуйста, это много девять десятых? Как сказать по-другому? (Это почти всё, это 90%).
- На каком уроке вы часто встречаете такие слова как 9/10, 90%? Это что в математике? (Это дробное число).
- На каких уроках вы встречаетесь часто с числами? (На уроке истории даты, на уроке географии координаты, на уроке литературы годы жизни писателей, на физкультуре вы считаете количество прыжков, приседаний и так далее).
- То есть, ребята, за день вы сами того не подозревая произносите огромное количество чисел не только в школе, но и в повседневной жизни. Ни для кого из вас не секрет, что люди ещё в древности не могли обходиться без счёта. Очень важно было, изучая окружающую среду, как-то выделять предметы, считать их.
- А вот на уроках русского языка таким словам уделяется особое внимание. Они учёными объединены в отдельную именную часть речи. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи).
Слайд 3-4
- Запишем тему сегодняшнего урока. А рассмотрим мы нашу тему на материале, посвящённом здоровому образу жизни. И я хочу, чтобы вы на уроке, прежде всего, не забывали о своей осанке.
- Я вам уже сказала, ребята, что считать люди научились по-своему ещё в древности, а вот частью речи имя числительное стало только в 18 веке.
Работа с термином: Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
- Что бы вы хотели сегодня узнать об этой части речи? Какие вопросы мы поставим перед собой на этом уроке?
- Что такое имя числительное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие бывают числительные?
- Чем имена числительные являются в предложении? Их синтаксическая роль.
- Как отличить имя числительное от других частей речи?
Первичное усвоение знаний.
Внимание на слайд:
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Лук семь недугов лечит.
4) Баня – вторая мать.
- Прочитаем предложения, по одному.
- Чем похожи данные предложения? (Это пословицы)
- Как они связаны с нашим уроком? (В них есть числительные, и они все про здоровье).
- Много ли в нашей жизни можно встретить половиц, связанных со здоровьем? Почему? (Пословицы содержат мудрые мысли, и нас призывают соблюдать правила, проверенные опытом). Приведите ещё примеры таких пословиц. (Здоровье дороже богатства. Двигайся больше – проживёшь дольше и т.д.)
- Подобных изречений очень много, но суть у них одна «Здоровье само не даётся – за него надо бороться».
Исследование в парах по рядам
- Проведём небольшое исследование
- Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?
1 ряд - Два 2 ряд - Пять
Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.
Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.
какие же части речи могут выражать числовое значение?
- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
- В этом мы сейчас потренируемся.
В русском языке слова других частей речи тоже могут иметь количественное значение, и их надо уметь отличать от имён числительных. Работа выполняется самостоятельно
1) Монета или сумма в 5 копеек (пятак)
2) Имеющий пять этажей (пятиэтажный)
3) Стоящий по счёту после четвёртого (пятый)
4) Сеть магазинов (пятёрочка)
5) Увеличить в пять раз (упятерить)
- Назовите среди записанных слов числительные. Какие ещё видите части речи?- Сделайте вывод (.Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.)
Физкультминутка. А сейчас, ребята, я предлагаю вам встать и немного отдохнуть. Движение -это неотъемлемая часть здорового образа жизни, мы вместе с ними проведем физпаузу. Выпрямиться. Раз - посмотреть налево; два - посмотреть направо. Подравняться.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка - высший класс!
- Продолжаем работать. Сядьте прямо, не забывайте следить за своей осанкой.
Сейчас, ребята, мы проведем небольшое исследование и ответим на вопрос: Какова синтаксическая роль имени числительного?
На компьютерном столе лежали две дискеты.
Концерт начнется в пять часов.
Я купил шестнадцать роз.
Вывод:Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения).
Б)Мне подарили второй том увлекательной книги.
После шестого урока состоится классный час.
Вывод: Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.(взаимопроверка)
- Давайте, ребята, сделаем вывод о синтаксической роли имени числительного. (Могут быть любым членом предложения, а количественные числительные являются одним членом предложения вместе с существительными).Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению
Первичная проверка понимания.
Задание № 4 на рабочем листе. Прочитаем текст:
Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.
По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.
- В каком стиле написан текст? (В научном, так как здесь чётко, сжато, лаконично приводятся научные сведения о здоровье человека).
- Какие слова обращают на себя внимание? (Научные термины).
- И огромное количество числительных – это тоже признак научного стиля. Почему? (Они помогают нам получить точную, достоверную информацию).
- От чего в основном зависит наше здоровье, по мнению учёных? (От самого человека)
- Что необходимо человеку предпринимать для сохранения здоровья?
- Как вы думаете, какое вас ждёт сейчас задание? (в левый столбик выписать количественные числительные, в правый порядковые//Можно, чтобы сэкономить время подписать разряд над числительным)). Выполняйте.
- Давайте, ребята, проверим вашу работу. Зачитайте количественные числительные в левом столбике.
- Они на какой вопрос отвечают?
- А теперь хочу услышать порядковые числительные в правом столбике.
- К ним какой вы поставили вопрос?
- Молодцы. Оцените, пожалуйста, ниже свою работу.
Первичное закрепление.
- А сейчас, ребята, сядьте, пожалуйста, прямо.
- Подходит к концу наш урок. Все вы отлично поработалиЯ хочу, чтобы вы вспомнили всё, что сегодня узнали о новой части речи – имени числительном и предлагаю вам проверить свои знания .
Творческая работа «Секреты здоровья»
Весь урок мы с вами говорили о том, что же необходимо, чтобы сохранить здоровье. Сейчас мы откроем секреты нашего здоровья.
- Из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные.
1. Соблюдение правил гигиены.
2. Неумеренный приём пищи.
3. Чтение при плохом освещении.
4. Разумное сочетание труда и отдыха.
5. Малоподвижный образ жизни.
6. Длительная работа на компьютере.
7. Правильное питание.
8. Занятия физкультурой и спортом.
9. Вредные привычки.
10. Гармония с собой и окружающим миром.
Проверка:
Рефлексия. А на парте у вас, ребята, лежат фрукты, яблоки, положите их перед собой. Они тоже очень полезны для нашего организма. Считается, что каждый человек в день должен съедать хотя бы одно яблоко. Кроме этого, для нас это ещё и очень доступные фрукты. Они у вас разных цветов, красное, жёлтое, зелёное и сюда закралось даже яблоко с червячком. Эти яблоки помогут нам сейчас оценить вашу работу на уроке.
Если вы к концу урока всё поняли, вопросов у вас не осталось, поднимите красное яблоко.
Если в основном материал поняли, усвоили, но кое – где испытывали трудности, поднимите зелёное яблоко.
Если вы считаете, что новую тему усвоили только наполовину, вам ещё необходимо её изучать, поднимите жёлтое яблоко.
Если материал оказался очень трудным и непонятным, всё было сложно, поднимите яблочко с червоточиной.
Оцените свою деятельность на уроке, покажите мне соответствующее яблоко.
- Я очень рада, что вижу, в основном, красные яблоки.
- Когда вы будете уходить с урока, украсьте, пожалуйста, именно этими яблочками нашу яблоню.
Домашнее задание. Составить «Мой режим дня»
- За работу на уроке я хотела бы поставить следующие оценки. А также я хочу напомнить вам, ребята, что «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно». Я желаю, чтобы вы все достигли этой вершины. Урок окончен
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.