Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь…
А.П. Сумароков
Информатика 5 класс Дата 14.12.2020г.
Тема урока: Приемы редактирования текста. Практическая работа №4 «Вводим и редактируем текст»
Цель урока: формирование навыков редактирования текста.
Задачи урока:
Обучающая: создать условия для актуализации имеющихся умений вставки, удаления, замены символа; ввода прописных и строчных букв; разрезания и склеивания строк; быстрого перемещения по документу;
Развивающая: создать условия для развития внимательности, наблюдательности
Воспитательная: содействовать в воспитании самостоятельности, дисциплинированности, умения слушать.
Тип урока: комбинированный
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, практическая работа за ПК
Методы обучения: обучающийся – компьютор, практические, игровые методы обучения, словесный, наглядный.
Педагогические технологии:
технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ
Оборудование:
1. Информатика: учебник для 5 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013,
2. Раздаточные материалы
3. Используемые на уроке средства ИКТ (персональный компьютер (ПК) учителя, экран, мультимедийный проектор; ПК учащихся).
4. Электронное приложение к учебнику:
- презентация;
- файлы-заготовки
Проектируемые результаты:
Метапредметные:
· Регулятивные УУД
- Самостоятельно организовывать своё рабочее место
· Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное
· Познавательные УДД
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Личностные:
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Доброе утро! Хорошего вам настроения и успехов! Пусть этот урок принесет радость познания, открытия новых знаний и наполнит вас прекрасными чувствами.
II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний:
Ребята сегодня у нас с вами третий урок темы «Подготовка текстов на компьютере» мы с вами говорили, что с появлением компьютеров коренным образом изменилась технология письма. С помощью компьютерных программ можно набрать любые тексты. А что такое текст (это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме) а текстовая информация?(информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией).
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте подчас изменяет его смысл.
Ребята а скажите мне, что в информатике называют документом, а в нашем случае текстовым документом (любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами). С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры. Приведите мне пример текстового редактора? Блокнот, WordPad,
А теперь пример текстового процессора? Microsoft Word
Чем они отличаются?
В редакторе мы создаем тексты состоящие из букв, цифр и символов вводимых с клавиатуры, а в текстовом процессоре можно вставлять таблицы, рисунки, диаграммы и т.д.
Основные объекты текстового документа: самостоятельная работа в парах.
Когда люди вводят текст и создают текстовые документы, необходимо придерживаться определенных правил. Какие вы знаете правила ввода теста?
Правила набора текста?
Как ставятся знаки препинания? Все знаки, кроме тире ставятся сразу же за последней буквой слова
А знак тире, как ставится? Слово, затем пробел – тире и пробел
Молодцы!
III. Мотивация учебной деятельности
Ребята, встречались ли вы с таким понятием как «редактирование»? (учащиеся высказываются). Приходилось ли вам что-то редактировать?
Представьте себе, что вы являетесь редактором школьной газеты. Один ученик вам принес текст небольшой заметки.
«скоро у нас каникулы я поеду с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал маша будет отдыхать в деревне у тети оли эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик»
Скажите, можно ли сразу данный текст отдать в печать? Обоснуйте свой ответ. Что нужно сделать, чтобы данную заметку можно было опубликовать в газете? (исправить ошибки)
Исправьте ошибки в данном тексте. (на работу отводится 2-3 минуты, с последующей проверкой). Итак, работая редактором, вы исправляли ошибки в данном тексте.
Так кто же такой редактор? Попробуйте выбрать правильный ответ.
Редактор –
1) человек, который редактирует что-нибудь.;
2) руководитель издания (книги, журнала, газеты), утверждающий его содержание.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать редактор? (внимательность, аккуратность, грамотность)
Ребята давайте сформулируем тему урока, цель урока.
IV. Изучение нового материала.
Редактирование – это этап подготовки документа, начинающийся вслед за вводом информации, в результате которого происходит проверка документа на его правильность и исправляются обнаруженные ошибки, а так же вносятся необходимые изменения.
Редактирование необходимо, если:
ü в тексте присутствуют орфографические ошибки, ошибки пунктуации, стилистические или речевые ошибки;
ü текст, следует разбить на абзацы;
ü отдельные строки объединить в абзацы;
ü нужно заменить некоторые слова другими;
ü требуется дополнить текст и т. д.
Если текст большой, то на экране будет видна только его часть, а весь он будет храниться в памяти компьютера.
При редактировании важно уметь перемещаться
по всему документу, подводя курсор к любому символу. Для этого предназначены
специальные клавиши или комбинации клавиш.
С помощью курсорных стрелок курсор можно перемещать по всему экрану, подводить его к любому символу. Для перемещения по всему документу предназначены специальные клавиши или комбинации клавиш.
Для чего нам нужна клавиша Home, End, Page Up, Page Down? Home – в начало строки,
End – в конец строки
Page Up – на экранную страницу вверх
Page Down – на экранную страницу вниз
()
Существует режим прокрутки, позволяющий быстро вывести на экран части текста, находящиеся за его пределами.
Ребята, что бы написать прописную (большую) букву, какую клавишу мы будем использовать? Shift
Молодцы!
Чтобы удалить символ (букву) слева, какой клавишей воспользуемся? Backspace
Замечательно!
А чтобы удалить символ (букву) справа? Delete
Ребята, чтобы все буквы были большими (прописными) какой воспользуемся клавишей? Caps Lock
Молодцы!
Для поиска необходимо: Главная → Найти → Ввести текст, который необходимо найти. Если искомый текст, присутствует в документе, он выделится желтым цветом, а в области Навигации появится предварительный просмотр результатов.
Для замены необходимо: Главная → Заменить. Появится диалоговое окно Найти и заменить. Введите текст для поиска в поле Найти. Введите текст для замены в поле Заменить на. Затем нажмите Найти далее. Найденный текст будет выделен серым цветом. Проверьте текст, чтобы убедиться в необходимости заменять его. В нашем примере искомый текст является частью названия статьи, поэтому нет необходимости заменять его. Нажмем Найти далее еще раз. Команда Заменить служит для отдельной замены каждого из вариантов искомого текста. В нашем примере мы выберем эту опцию. Заменить все позволяет заменить все варианты искомого текста в документе.
Чтобы вставить пропущенную букву:
ü подведите указатель мыши к месту вставки и щелкните левой кнопкой мыши;
ü введите недостающие буквы, нажимая соответствующие клавиши.
Чтобы стереть символ:
ü установите указатель мыши за\(перед) удаляемым символом и щелкните левой кнопкой;
ü нажмите клавишу ← BackSpace (Delete→).
Чтобы вставить пустую строку:
ü установите указатель мыши за последним символом и щелкните левой кнопкой;
ü нажмите клавишу Enter.
Чтобы удалить пустую строку:
ü установите указатель мыши за последним символом и щелкните левой кнопкой;
ü нажмите клавишу Delete.
V. Закрепление знаний и умений
VI. Физминутка
VII. Повторение правил ТБ.
IX. Компьютерный практикум
X. Упражнение для глаз
XI. Домашнее задание
XII. Рефлексия на уроке. Подведение итогов.
- Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
“Снежинки за окном”
Давайте, ребята, посмотрим на наше импровизированное окно (плакат с изображением окна, прикрепленный на доске). Вам сейчас предстоит побыть в роли Дедов Морозов и устроить снегопад. У нас на столе приготовлены снежинки трех цветов. Красные снежинки означают, что вам урок понравился и вы получили истинное удовольствие от нашего урока; синие снежинки означают, что вам урок не совсем понравился, и желтые снежинки говорят о том, что урок вам совсем не понравился и вам было тягостно находится на нашем уроке. Каждый сейчас подойдет, возьмет снежинку соответствующего цвета и прикрепит на наше окно.
Дети выходят и прикрепляют снежинки. Звучит мелодия песни “Учат в школе”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.