Урок информатики в 8 классе «Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы»
Оценка 4.7

Урок информатики в 8 классе «Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы»

Оценка 4.7
docx
18.03.2023
Урок информатики в 8 классе  «Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы»
Технологическая карта урока информатика 8 класс.docx

Урок информатики в 8 классе
«Алгоритмическая конструкция «повторение».
Цикл с заданным условием продолжения работы»

Плеханова Татьяна Владимировна,

учитель информатики МКОУ Юровская СОШ

Макарьевского муниципального района

Костромской области

 

Организационная информация

Тема

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

Раздел

Основы алгоритмизации

Учитель

Плеханова Татьяна Владимировна

Базовый учебник

Информатика, учебник для 8 класса Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2021 г.

Описание урока

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

Дать представление об алгоритмической конструкции «повторение», познакомить со структурой цикла с заданным условием продолжения работы.

Задачи урока

Образовательные:

·        формировать представления об алгоритмической конструкции «цикл»;

·        получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы

·        получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей;

·        получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

Развивающие:

·        развивать умения выделять главное;

·        формировать умения работы с литературой;

Воспитательные:

·     воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность при работе с программным обеспечением;

·     воспитывать стремление к самостоятельной работе, трудолюбие, дисциплинированность.

Планируемые результаты

 

Предметные:

·        представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы;

·        умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

·        умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;

Метапредметные:

·        умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;

Личностные:

·        алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Основные понятия

алгоритм; повторение; циклический алгоритм (цикл); тело цикла.

УУД

 

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. 

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона; внесение необходимых изменений и корректив в план, и способ действия.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; управление поведением партнера — контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формы деятельности

-       групповая (при закреплении пройденного материала);

-       фронтальная (при изучении нового материала);

-       парная (при изучении нового материала);

-       индивидуальная (при выполнении практической работы).

Технология

-       ИКТ

-       Проблемное обучение

-       Здоровьесберегающие

Ресурсы, оборудование и материалы

Презентация «Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы», персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Список учебной и дополнительной литературы

Информатика, учебник для 7 класса Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2021 г.

Дидактическое обеспечение урока

Карточки с заданиями, оценочный лист

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Электронное приложение к учебнику http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash8n.php; программа "Конструктор алгоритмов"(sc.edu.ru); модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с предусловием» (sc.edu.ru).

 


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Предметные

УУД

Организационный этап

(1 мин)

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Приветствуют учителя

 

 

Взаимодействие с учителем. Умение настраиваться на занятие.

Этап 1
Актуализация знаний обучающихся

(5-7 минут)

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем алгоритмические конструкции.

- Скажите, что мы уже знаем по данной теме?

- Ответьте на вопросы письменно:

-     Какая алгоритмическая конструкция называется ветвлением?

-     В каких формах может быть записано ветвление?

-     Какие команды используются для записи полной формы ветвления?

-     Какие команды используют для записи краткой формы ветвления?

-     Какие условия для организации ветвлений называют простыми? Составными?

-     Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку по указанным ответам на слайде.

- Заполнить первый этап рабочей карты. 

 

 

 

 

 

Изучили следование и ветвление.

 

 

 

Конструкция, в которой выбор действий зависит от конкретного условия;

В полной и в краткой форме;

 

Если, то, иначе, все;

 

 

Если, то, все.

 

 

Условия, состоящие из одной логической операции, называют простыми, а из нескольких – составными.

Взаимопроверка.

 

 

 

Заполняют 1 этап рабочей карты

Вопросы для повторения.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая карта

 Знать: алгоритмические конструкции «следование» и «ветвление».

Уметь составлять алгоритм ветвления

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Этап 2.
Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

(3 мин)

- Посмотрите на слайд и попробуйте определить, что объединяет эти картинки? И как это связано с алгоритмами?

- Сформулируйте на их основе тему урока.

- Так какова будет тема урока?

Тема урока:

 

Цели урока:

- узнать:

 

-познакомиться:

-научиться:

- определяют, что общим на картинках является наличие различных циклов.

 

 

 

 

 

 -Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

 

- что такое «повторение» и почему его называют циклом?

- с видами циклов;

-исполнять и составлять циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы.

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4.

Уметь  находить общее, выделять главное.

 

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и темы урока. Структурирование знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями работы на уроке.

Этап 3.
 Первичное   усвоение новых знаний.

(5-7 мин)

- Давайте узнаем, что такое «повторение» и почему его называют циклом?

- Рассмотрим это на примере. Закрасим клетки верхнего ряда в среде исполнителя Робот, как это показано на слайде. (Использование среды Робот) Изначально Робот находится в левой верхней клетке. Давайте для начала решим задачу линейно. Для этого мы будем закрашивать текущую клетку, и перемещаться на 1 клетку вправо. Программа будет выглядеть так:

использовать Робот

алг

нач

   закрасить

   вправо

   закрасить

   вправо

   закрасить

   вправо

   закрасить

   вправо

   закрасить

   вправо

   закрасить

   вправо

кон

- Но такая запись очень громоздкая. Давайте её перепишем с использованием цикла.

- Но сначала определим условие работы алгоритма. Что это за условие?

- Чтобы вставить цикл в свою программу, нужно в меню «Вставка» выбрать пункт «нц-пока-кц». Теперь наша программа с циклом выглядит так:

использовать Робот

алг

нач

  нц пока справа свободно  

   закрасить

   вправо

  кц

кон

- Теперь программа выглядит гораздо удобнее для восприятия.

А сейчас давайте сделаем записи в тетради, обобщив все вышесказанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- пока справа свободно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Повторение – это алгоритмическая конструкция действий, выполняемых многократно. Алгоритм с повторениями называют  циклическим. Многократно повторяющиеся действия – телом цикла. Шаблон записи цикла нц  <тело цикла> кц.

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Получить понятие о циклическом алгоритме и его видах.

 

Выделение существенной информации из материала, рассмотренного на уроке.

Развитие познавательной активности, внимания, формирование навыков создания структурированного конспекта

Этап 4.

Первичное закрепление новых знаний

(4 мин)

 

- А теперь, выполните предложенное задание на карточке.

На закрепление выполняется задание на карточке с последующей проверкой. Обмениваются карточками, взаимопроверка с презентацией. Заполнение второго этапа рабочей карты.

Выполняют задание на карточке с последующей проверкой.

Заполнение 2 этапа рабочей карты.

Задание на карточке.

 

 

 

 

Слайд 8.

Закрепить понятие о цикле-пока

 

Выделение существенной информации из материала, рассмотренного на уроке.

 

Этап 5.

Физкультминутка

(2 мин)

 

- А теперь проведем физкультминутку.

«Дерево». Упражнение выполняется под комментарий учителя: «Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сдела­ли спокойный вдох и выдох, плавно подняли руки вверх — ладонями друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание свободное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянет­ся к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удержите позу 15 — 20 секунд. Затем руки плавно опустите и расслабьтесь».

Обучающиеся выполняют упражнения под комментарий учителя.

 

 

Взаимодействие с учителем.

Этап 6.

Практикум

(10 мин)

 

В практической части урока выполняют задание с Роботом.

Задания на карточке.

Самостоятельная индивидуальная работа.

Выполнение практической работы на ПК: составить алгоритм для Робота

Задание на карточке.

Уметь составить алгоритм

Получить навыки разработки циклов с заданным условием для формальных исполнителей с заданной системой команд.

Этап 7.

Проверка полученных результатов. Коррекция. (3 мин)

-Время подходит к концу. Возвращаемся на место.

Заполните последний этап рабочей карты.

Сдайте рабочий лист.

Индивидуальная работа. Самопроверка

Заполнение 3 этапа рабочей карты.

 

 

Выделение существенной информации из материала, рассмотренного на уроке.

Этап 8.

(2 мин)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: §2.4.5 стр. 81-82, стр. 94 - № 25

Записывают домашнее задание

 

 

 

Этап 9.

Рефлексия

(3 мин)

 

- Назовите тему урока.

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Урок окончен, спасибо.

Учащиеся закрепляют полученные знания, используя опорные конспекты. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Опорные конспекты

 

 


Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)

 

Ф.И. обучающегося:

Этапы

урока

Вопросы для повторения

(1 балл)

Работа с заданием на карточке

(2 балла)

Практикум

(3 балла)

Количество баллов

 

 

 

 

 

Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)

 

Ф.И. обучающегося:

Этапы

урока

Вопросы для повторения

(1 балл)

Работа с заданием на карточке

(2 балла)

Практикум

(3 балла)

Количество баллов

 

 

 

 

 

Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)

 

Ф.И. обучающегося:

Этапы

урока

Вопросы для повторения

(1 балл)

Работа с заданием на карточке

(2 балла)

Практикум

(3 балла)

Количество баллов

 

 

 

 

 

Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)

 

Ф.И. обучающегося:

Этапы

урока

Вопросы для повторения

(1 балл)

Работа с заданием на карточке

(2 балла)

Практикум

(3 балла)

Количество баллов

 

 

 

 

 

Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)

 

Ф.И. обучающегося:

Этапы

урока

Вопросы для повторения

(1 балл)

Работа с заданием на карточке

(2 балла)

Практикум

(3 балла)

Количество баллов

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок информатики в 8 классе «Алгоритмическая конструкция «повторение»

Урок информатики в 8 классе «Алгоритмическая конструкция «повторение»

Задачи урока Образовательные: · формировать представления об алгоритмической конструкции «цикл»; · получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы · получить навыки выполнения циклов…

Задачи урока Образовательные: · формировать представления об алгоритмической конструкции «цикл»; · получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы · получить навыки выполнения циклов…

Личностные: · алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

Личностные: · алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

Формы деятельности - групповая (при закреплении пройденного материала); - фронтальная (при изучении нового материала); - парная (при изучении нового материала); - индивидуальная (при выполнении практической…

Формы деятельности - групповая (при закреплении пройденного материала); - фронтальная (при изучении нового материала); - парная (при изучении нового материала); - индивидуальная (при выполнении практической…

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

Какие условия для организации ветвлений называют простыми?

Какие условия для организации ветвлений называют простыми?

Этап 3. Первичное усвоение новых знаний

Этап 3. Первичное усвоение новых знаний

Но такая запись очень громоздкая

Но такая запись очень громоздкая

Этап 4. Первичное закрепление новых знаний (4 мин) -

Этап 4. Первичное закрепление новых знаний (4 мин) -

Этап 6. Практикум (10 мин)

Этап 6. Практикум (10 мин)

Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)

Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2023