Урок
информатики в 8 классе
«Алгоритмическая конструкция «повторение».
Цикл с заданным условием продолжения работы»
Плеханова Татьяна Владимировна,
учитель информатики МКОУ Юровская СОШ
Макарьевского муниципального района
Костромской области
Организационная информация |
||
Тема |
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. |
|
Раздел |
Основы алгоритмизации |
|
Учитель |
Плеханова Татьяна Владимировна |
|
Базовый учебник |
Информатика, учебник для 8 класса Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2021 г. |
|
Описание урока |
||
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
|
Время реализации урока |
45 минут |
|
Цели урока |
Дать представление об алгоритмической конструкции «повторение», познакомить со структурой цикла с заданным условием продолжения работы. |
|
Задачи урока |
Образовательные: · формировать представления об алгоритмической конструкции «цикл»; · получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы · получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей; · получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд. Развивающие: · развивать умения выделять главное; · формировать умения работы с литературой; Воспитательные: · воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность при работе с программным обеспечением; · воспитывать стремление к самостоятельной работе, трудолюбие, дисциплинированность. |
|
Планируемые результаты
|
Предметные: · представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; · умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; · умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд; Метапредметные: · умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах; Личностные: · алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
|
Основные понятия |
алгоритм; повторение; циклический алгоритм (цикл); тело цикла. |
|
УУД
|
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона; внесение необходимых изменений и корректив в план, и способ действия. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; управление поведением партнера — контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
|
Формы деятельности |
- групповая (при закреплении пройденного материала); - фронтальная (при изучении нового материала); - парная (при изучении нового материала); - индивидуальная (при выполнении практической работы). |
|
Технология |
- ИКТ - Проблемное обучение - Здоровьесберегающие |
|
Ресурсы, оборудование и материалы |
Презентация «Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы», персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. |
|
Список учебной и дополнительной литературы |
Информатика, учебник для 7 класса Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2021 г. |
|
Дидактическое обеспечение урока |
Карточки с заданиями, оценочный лист |
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
Электронное приложение к учебнику http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash8n.php; программа "Конструктор алгоритмов"(sc.edu.ru); модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с предусловием» (sc.edu.ru). |
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Предметные |
УУД |
Организационный этап (1 мин) |
Здравствуйте, ребята! Садитесь! |
Приветствуют учителя |
|
|
Взаимодействие с учителем. Умение настраиваться на занятие. |
Этап 1 (5-7 минут) |
- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем алгоритмические конструкции. - Скажите, что мы уже знаем по данной теме? - Ответьте на вопросы письменно: - Какая алгоритмическая конструкция называется ветвлением? - В каких формах может быть записано ветвление? - Какие команды используются для записи полной формы ветвления? - Какие команды используют для записи краткой формы ветвления? - Какие условия для организации ветвлений называют простыми? Составными? - Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку по указанным ответам на слайде. - Заполнить первый этап рабочей карты. |
Изучили следование и ветвление.
Конструкция, в которой выбор действий зависит от конкретного условия; В полной и в краткой форме;
Если, то, иначе, все;
Если, то, все.
Условия, состоящие из одной логической операции, называют простыми, а из нескольких – составными. Взаимопроверка.
Заполняют 1 этап рабочей карты |
Вопросы для повторения.
Слайд 2.
Рабочая карта |
Знать: алгоритмические конструкции «следование» и «ветвление». Уметь составлять алгоритм ветвления |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием. Отличать верно выполненное задание от неверного. |
Этап 2. Мотивация учебной деятельности (3 мин) |
- Посмотрите на слайд и попробуйте определить, что объединяет эти картинки? И как это связано с алгоритмами? - Сформулируйте на их основе тему урока. - Так какова будет тема урока? Тема урока:
Цели урока: - узнать:
-познакомиться: -научиться: |
- определяют, что общим на картинках является наличие различных циклов.
-Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.
- что такое «повторение» и почему его называют циклом? - с видами циклов; -исполнять и составлять циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы. |
Слайд 3.
Слайд 4. |
Уметь находить общее, выделять главное.
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и темы урока. Структурирование знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями работы на уроке. |
Этап 3. (5-7 мин) |
- Давайте узнаем, что такое «повторение» и почему его называют циклом? - Рассмотрим это на примере. Закрасим клетки верхнего ряда в среде исполнителя Робот, как это показано на слайде. (Использование среды Робот) Изначально Робот находится в левой верхней клетке. Давайте для начала решим задачу линейно. Для этого мы будем закрашивать текущую клетку, и перемещаться на 1 клетку вправо. Программа будет выглядеть так: использовать Робот алг нач закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо кон - Но такая запись очень громоздкая. Давайте её перепишем с использованием цикла. - Но сначала определим условие работы алгоритма. Что это за условие? - Чтобы вставить цикл в свою программу, нужно в меню «Вставка» выбрать пункт «нц-пока-кц». Теперь наша программа с циклом выглядит так: использовать Робот алг нач нц пока справа свободно закрасить вправо кц кон - Теперь программа выглядит гораздо удобнее для восприятия. А сейчас давайте сделаем записи в тетради, обобщив все вышесказанное. |
- пока справа свободно
- Повторение – это алгоритмическая конструкция действий, выполняемых многократно. Алгоритм с повторениями называют циклическим. Многократно повторяющиеся действия – телом цикла. Шаблон записи цикла нц <тело цикла> кц. |
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
|
Получить понятие о циклическом алгоритме и его видах.
|
Выделение существенной информации из материала, рассмотренного на уроке. Развитие познавательной активности, внимания, формирование навыков создания структурированного конспекта |
Этап 4. Первичное закрепление новых знаний (4 мин)
|
- А теперь, выполните предложенное задание на карточке. На закрепление выполняется задание на карточке с последующей проверкой. Обмениваются карточками, взаимопроверка с презентацией. Заполнение второго этапа рабочей карты. |
Выполняют задание на карточке с последующей проверкой. Заполнение 2 этапа рабочей карты. |
Задание на карточке.
Слайд 8. |
Закрепить понятие о цикле-пока
|
Выделение существенной информации из материала, рассмотренного на уроке.
|
Этап 5. Физкультминутка (2 мин)
|
- А теперь проведем физкультминутку. «Дерево». Упражнение выполняется под комментарий учителя: «Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох, плавно подняли руки вверх — ладонями друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание свободное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удержите позу 15 — 20 секунд. Затем руки плавно опустите и расслабьтесь». |
Обучающиеся выполняют упражнения под комментарий учителя. |
|
|
Взаимодействие с учителем. |
Этап 6. Практикум (10 мин)
|
В практической части урока выполняют задание с Роботом. Задания на карточке. |
Самостоятельная индивидуальная работа. Выполнение практической работы на ПК: составить алгоритм для Робота |
Задание на карточке. |
Уметь составить алгоритм |
Получить навыки разработки циклов с заданным условием для формальных исполнителей с заданной системой команд. |
Этап 7. Проверка полученных результатов. Коррекция. (3 мин) |
-Время подходит к концу. Возвращаемся на место. Заполните последний этап рабочей карты. Сдайте рабочий лист. |
Индивидуальная работа. Самопроверка Заполнение 3 этапа рабочей карты. |
|
|
Выделение существенной информации из материала, рассмотренного на уроке. |
Этап 8. (2 мин) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Домашнее задание: §2.4.5 стр. 81-82, стр. 94 - № 25 |
Записывают домашнее задание |
|
|
|
Этап 9. Рефлексия (3 мин)
|
- Назовите тему урока. - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? Урок окончен, спасибо. |
Учащиеся закрепляют полученные знания, используя опорные конспекты. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Опорные конспекты |
|
|
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)
Ф.И. обучающегося: |
|||
Этапы урока |
Вопросы для повторения (1 балл) |
Работа с заданием на карточке (2 балла) |
Практикум (3 балла) |
Количество баллов |
|
|
|
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)
Ф.И. обучающегося: |
|||
Этапы урока |
Вопросы для повторения (1 балл) |
Работа с заданием на карточке (2 балла) |
Практикум (3 балла) |
Количество баллов |
|
|
|
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)
Ф.И. обучающегося: |
|||
Этапы урока |
Вопросы для повторения (1 балл) |
Работа с заданием на карточке (2 балла) |
Практикум (3 балла) |
Количество баллов |
|
|
|
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)
Ф.И. обучающегося: |
|||
Этапы урока |
Вопросы для повторения (1 балл) |
Работа с заданием на карточке (2 балла) |
Практикум (3 балла) |
Количество баллов |
|
|
|
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)
Ф.И. обучающегося: |
|||
Этапы урока |
Вопросы для повторения (1 балл) |
Работа с заданием на карточке (2 балла) |
Практикум (3 балла) |
Количество баллов |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.