Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить..."
Оценка 4.7

Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить..."

Оценка 4.7
docx
26.11.2023
Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить..."
неизвестный цветок.docx

Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить...". 6-й класс


Сопоставление сказки-притчи о добром самарянине и сказки-были А. Платонова “Неизвестный цветок”.

Цели и задачи урока: начать знакомство с биографией и творчеством А. Платонова; вместе с платоновскими героями пытаться смотреть по-другому на окружающий мир; заинтересовать учеников необычной формой урока; дать возможность каждому из учеников побыть в роли исследователя, сопоставляя притчу из Библии с притчей А. Платонова; учить добрым и искренним чувствам.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедиа проектор, учебники, карточки с заданиями для групп.

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

Тема урока сформулирована словами русского поэта Ф. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить…”. Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Мне очень хочется, чтобы вы умели любить и чтобы вас всегда любили, и сегодняшний урок в какой-то мере должен этому помочь. Послушайте удивительное стихотворение, которое поможет настроиться на сегодняшний урок.

Звучит стихотворение “Учитесь насаждать любовь, как сад”, автор А. Широченко.


Учитесь насаждать любовь, как сад,

Старательно, как истинный садовник,

Где если солнце – зреет виноград,

А если тень – божественный крыжовник.

Учитесь отдавать любовь легко,

Без жалоб, без стеснений, без упрека,

Чтобы внутри все пело и цвело

И чтоб снаружи радовало око.

Учитесь воздавать за доброту,

За то тепло, что ни огонь, ни  пламя,

А видишь: пробивает мерзлоту,

И если нужно, согревает камень.


– Только что прозвучали прекрасные строки: “Учитесь насаждать любовь, как сад…”, “Учитесь отдавать любовь легко…”, “Учитесь воздавать за доброту…”. Эти слова созвучны цели нашего урока. Ее мы постараемся достичь, проведя литературное исследование по сопоставлению притчи о добром самарянине и сказки А. Платонова “Неизвестный цветок”. На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далекие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и сказкой Платонова, события которой происходят в ХХ веке? Но следует вспомнить: именно библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы.

III. Беседа по вопросам учителя.

Какое произведение мы называем притчей? Что вы знаете о жанре притчи?

– Притча – поучительное произведение. Жанр притчи отличает иносказательный характер.

Обратимся к справочному разделу учебника: притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. (Слайд 2)

Давайте вспомним содержание притчи о добром самарянине, с которой вы уже знакомились. (Чтение притчи учителем или подготовленным учеником. Желательно, чтобы у учащихся был текст перед глазами.)

Cказал  Иисус:  некоторый  человек  шел  из  Иерусалима  в  Иерихон  и  попался  разбойникам,  которые  сняли  с  него  одежду,  изранили  его  и  ушли,  оставив  его  едва  живым.

По  случаю  один  священник  шел  тою  дорогою  и,  увидев  его,  прошел  мимо.

Также  и  левит,  быв  на  том  месте,  подошел,  посмотрел  и  прошел  мимо.

Самарянин  же  некто,  проезжая,  нашел  на  него  и,  увидев  его,  сжалился

и,  подойдя,  перевязал  ему  раны,  возливая  масло  и  вино;  и,  посадив  его  на  своего  осла,  привез  его  в  гостиницу  и  позаботился  о  нем; а  на  другой  день,  отъезжая,  вынул  два  динария,  дал  содержателю  гостиницы  и  сказал  ему:  позаботься  о  нем;  и  если  издержишь  что  более,  я,  когда  возвращусь,  отдам  тебе.

 

Кто  из  этих  троих,  думаешь  ты,  был  ближний  попавшемуся  разбойникам?

 

Он  сказал:  оказавший  ему  милость.  Тогда  Иисус  сказал  ему:  иди,  и  ты  поступай  так  же.

Каковы ее главные герои? (Слайд 3)

– Самарянин и человек, пострадавший от разбойников.

Что о них известно?

– Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему.

– Самарянин – единственный, кто не прошел мимо и не оставил человека в беде.

Обращаю внимание на сноски к тексту: самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.

– Другой герой – “некий человек”, неизвестный, ограблен и изранен разбойниками.

– Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли.

 

Почему у него нет имени?

– На его месте мог оказаться любой человек.

Кто увидел пострадавшего? Как поступил?

– Первым увидел священник: “увидел и прошел мимо”.

– Потом помощник священника, который “подошел, посмотрел и пошел мимо”.

– А самарянин “…увидел и сжалился, подошел… и позаботился о нем”.

– Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе.

Почему он не прошел мимо, как сделали это другие?

– Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым.

– Самарянин оказался добрее, милосерднее.

Чему учит притча? Какова ее главная мысль?

– “Люби ближнего своего”… Даже если человек незнакомый, чужой.

– Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять доброту, заботу, внимание.

Приходим к выводу, что важнее не имя человека и слова, а поступки.

Кого можно назвать ближним?

– Это близкие, родные люди.

Если учащиеся затрудняются ответить, предлагаю вернуться к тексту притчи.

– Ближний тот, кто пришел на помощь; “оказавший милость”.

– Назвать ближним можно только доброго человека, того, кто не пройдет мимо.

Дополняем ответы: человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие.

Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?

– Глаголы “люби”, “иди”, “поступай” звучат как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками. (Слайд 4)

Теперь обратимся к сказке Платонова и постараемся понять: что объединяет эти произведения? Как притча помогает понять платоновскую сказку? Можно ли ее считать притчей?

Сначала познакомимся с биографией Платонова, послушаем рассказ о нем. (презентация учащихся)

Давайте сопоставим заглавия: притча о добром самарянине и “Неизвестный цветок”. Есть ли общее между ними?

– В обоих заглавиях названы главные персонажи, у которых нет конкретных имен.

– Эпитеты “добрый” и “неизвестный” помогают понять поступки героев, особенности их характеров.

Назовите главных героев сказки. (Слайд 5) – Как и в притче, их тоже два: Даша и цветок; и один из них неизвестен.

Что мы узнаем о них?

IV. Работа по группам ( 1 группа –Даша ; 2 группа – Цветок; 3 группа- эксперты) Все группы в течение 7 минут готовят ответы на предложенные на карточках вопросы, каждый участник группы должен принять участие в дискуссии, ответить на вопрос.

Для первой группы: Давайте поближе познакомимся с Дашей.

1.В какой момент мы знакомимся с Дашей? (Она живет в пионерском лагере, вдали от мамы.)

2.О чем она беспокоится? (Чтобы скорее дошло ее письмо.)

3.Как это ее характеризует? (Очень любит маму, скучает по ней, тяжело переживает разлуку.)

4.Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание? (Ее душевное состояние созвучно грустному настроению цветка.)

5.Отчего девочка вспоминает сказку о розе? (Ее рассказывала мама; в ней тоже речь шла о цветке, “который все грустил по своей матери”.)

6.Как она поступила, увидев необычный цветок? (Не сорвала, а “спросила…”, “склонилась”, “поцеловала его”. Даша пожалела цветок и решила ему помочь.)

Итак, мы с вами поближе познакомились и Дашей.

Для второй группы: А сейчас мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов. (презентация)

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За ними шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

какие ассоциации вызывает у вас слово «цветы»( красота, радость, тепло, аромат, весна, солнце, природа)

Действительно, цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная. Всегда ли это так?

1.Каким мы видим цветок вначале? (Маленький, одинокий, слепой.)

2.Какое чувство вызывает его описание? (Жалость, грусть.)

3.В каких условиях он рос? (Рос на пустыре, где “трава не росла, а лежали одни камни”, где “была сухая мертвая глина”; ему “нечем питаться”.)

4. Как вы понимаете слова “нуждался в жизни”? (Очень хотел жить, старался победить смерть.)  5.Что помогало ему выжить? (Трудолюбие, терпение, упорство, вера.) Что помогает ему расти. (Он много трудится, умеет ждать и терпеть.) А ещё помогает ему расти, умение радоваться малому. Найдите подтверждение этому в тексте

 6.–  Какие глаголы характеризуют цветок. Какова роль этих глаголов? (“сторожил”, “трудился”, “собирал”, “превозмогал”, “радовался” и др.)

 Вывод: глаголы передают борьбу цветка за жизнь, стремление выжить любой ценой, преодолеть все трудности.

7. Когда и чему радовался цветок? (“…когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев”; когда подружился с Дашей.)

 8. Опишите, каким он стал. Какие слова в тексте помогают представить нам цветок живым? (Ученики приводят примеры, подтверждающие, что наш герой “стал настоящим цветком”: “венчик составлен из лепестков простого светлого цвета”, “как звезда, светился живым мерцающим огнем” и др.)

 3 группа «Эксперты»:.

Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко.

1.Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор. (инсценировать фрагмент.)

Разговор закончился тем, что Даша склонилась к нему и поцеловала в “светящуюся головку”. Это и стало началом их дружбы.

2.Расскажите об их дружбе. Как Даша решила помочь своему новому другу?

– Привела пионеров, которые “четыре дня работали, удобряя землю на пустыре”.

– Ребята хотели, чтобы “земля стала доброй” и цветку стало легче расти.

3.Как сложились их отношения после разлуки?

– “Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке”.

– Даша скучала без своего друга, хотела снова с ним встретиться.

– Девочка вернулась к своему старому другу, чтобы узнать, не понадобилась ли вновь ее помощь.

4. Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб. Можем ли мы сказать, что он зря прожил жизнь и старания Даши оказались напрасны? (Нет, он возродился; добро оказалось бессмертным: появился цветок-сын, еще лучше, сильнее, прекраснее.)

5. А зачем нужны цветы на земле? ( с точки зрения биологии)

А теперь вернемся к предмету нашего исследования: можно говорить о сходстве между библейской притчей и платоновской сказкой? (Они рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде.)

Вспомните финал притчи о добром самарянине. Сравните его с финалом сказки. Есть ли общее? (Самарянин помог и уехал, обещая вернуться; Даша помогла, уехала и тоже вернулась.)

Зачем вернулась? Что значит это возвращение, хотя на первый взгляд, они и так оказали посильную помощь? (Добро не имеет меры; хотели убедиться, не нужна ли еще помощь; это возвращение – зов совести, зов доброго сердца.)

Ребятам, обратите внимание на заключительные строчки каждого из произведений: у Платонова: “Он(цветок) зовет к себе безмолвным голосом благоухания…”; в притче: “Тогда Иисус сказал ему: “Иди и поступай так же””. А как? (Оказывай милость, твори добро.)

Почему это необходимо? (Всегда есть те, кто нуждается в помощи, кто зовет “безмолвным голосом”. Надо уметь разглядеть страдающего, почувствовать чужую боль, увидеть и услышать зовущего.) (Слайд 6)

А теперь подумайте, можно ли сказку Платонова назвать притчей. Согласны ли вы с мнением одного из исследователей: “”Неизвестный цветок” – это притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, любви, веры в справедливость детей”? Учащиеся верно подмечают поучительный характер сказки. Вместе размышляем и над иносказательностью образа цветка, сопоставляя историю его жизни с жизнью человека.

Почему Платонов обращаемся к детям? (Они еще только постигают жизнь, учатся различать добро и зло, поэтому автор ненавязчиво помогает сделать детям правильный нравственный выбор.) Подмечаем и то, что детское сердце более открыто для добра, любви, справедливости.

Посмотрите на цветок, нарисованный на cлайде. Его мы сегодня взращивали во время нашего разговора, только, я думаю, он не безымянный, как в сказке Платонова. Какое бы имя вы ему дали? Да, хорошее имя любовь.

Что значит любить? В чем проявляется любовь? На лепестках появляются предложенные ученикам ответы: “милосердие”, “забота”, “участие”, “внимание”, “доброта”, “жалость”, “сочувствие”, “сострадание”. (Слайд 7)

Звучит стихотворение Ф. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить…”.  (Слайд 8)


Нам жизнь дана, чтобы любить,

            Любить без меры, без предела,

            И всем страдальцам посвятить

            Свой разум, кровь свою и тело.

            Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

            И согревать, и насыщать

            Увечных, слабых и бездомных.

            Нам жизнь дана, чтоб до конца

            Бороться с тьмой, бороться с ложью,

            И сеять в братские сердца

            Одну святую правду Божью.

            А правда в том, чтобы любить,

            Любить без меры, без предела,

            И всем страдальцам посвятить

            Свой разум, кровь свою и тело.


VI. Заключительное слово учителя. Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности – любовь, милосердие,сострадание. Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком…

Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.
А. Платонов. Из ранней лирики.

VII. Подведение итогов урока.

Урок подошел к концу, ребята, о чем заставила задуматься притча о добром самарянине?

Какой отклик в вашем сердце оставили герои А. Платонова?

VIII. Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: “Что значит  любить, по мнению А. Платонова?” (Слайд 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Счастье должно жить постоянно…" Урок по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок" с использованием ИКТ

Дровосекова Людмила Ивановна, заместитель директора, учитель русского языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы


Вид урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

1.       Акцентное вычитывание текста.

2.       Формирование нравственных понятий на примере сказки - были.

3.       Развитие навыков анализа текста литературного произведения.

Оборудование:

·         компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point;

·         CD запись вальса цветов из балета «Щелкунчик»;

·         на интерактивной доске пословицы:

o    Где труд, там и счастье.

o    Жизнь дана на добрые дела.

o    Воля и труд всё перетрут.

o    Без хорошего труда нет плода.

Ход урока

1. Введение.

Показ фрагментов презентации «Материалы к уроку» (Приложение №1).

Вспомним, что мы узнали о писателе на прошлом уроке.

Сказки А. Платонова появились в 1950 году. Их несколько, а с какой сказкой знакомились вы?

- Что сближает сказки А. Платонова и русские народные сказки?

В рецензии на книгу «Русские народные сказки» в обработке А. Толстого, А. Платонов писал: «Писатели дополняют, обогащают и оформляют народную сказку силой своего творчества и придают ей то окончательное, идеальное сочетание смысла и формы, в котором сказка остаётся пребывать навсегда». В отличие от Толстого, которого привлекали сказки о животных, Платонов пишет бытовые сказки, но они особые «платоновские».

- Что же отличает сказки Платонова? (Отсутствие плакатности, своеобразие испытаний, сила добра выше волшебной силы, юмор, своеобразный язык, у писателя свои особые слова, своя манера соединять их, неповторимая интонация.)

2. Работа по теме урока.

Своеобразны и те произведения, о которых мы говорим сегодня. Они имеют подзаголовки – сказка-быль, сказочное происшествие. Уже само название указывает на их близость к реальности. Фантастический вымысел здесь сведён до минимума. Здесь всё жизненно. Как и в других произведениях Платонова, мы встречаемся здесь с высокими размышлениями о жизни, о силах, которые ею правят.

Названием нашего урока стала концовка из сказки «Безручка»: «Несчастье хоть и живёт нечаянно, а счастье должно жить постоянно…»

- С какими строками перекликаются слова Платонова?

На доске эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.

Сила добра и терпения, сила любви ко всему живому…

Рассмотрим, как сумел показать эту силу Платонов, какие изобразительно-выразительные средства он для этого использовал.

Сообщение учащихся по сказке «Любовь к Родине или Путешествие воробья».

- Кто герои сказки?

Выходят 2 ученика, они представляют музыканта и воробья, дают краткие сообщения по тексту о своих героях.

- Как вы думаете, случайна ли смерть воробья? (Музыкант добр и счастлив, потому и живёт он долго. Воробей ничего не отдаёт окружающим, он не трудится, не творит добро. И вот «он умер и забыл навсегда, что он был на свете».)

Звучит Вальс цветов. Презентация «Цветы» (Приложение 2).

А сейчас мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За ними шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

Н. Рубцов «Зелёные цветы».

А попасть на цветущий луг нам помогли художники Врубель, Налбандян, Кончаловский. А вот и наш неизвестный цветок.

- Понравилась вам эта сказка?

- Легко ли было нарисовать неизвестный цветок? Почему?

- А «отчего он на других не похожий»? (Это чудо, сотворённое им самим.)

- Как же рождается чудо у Платонова?

Вычитывание начала сказки.

- Найдите эпитеты, помогающие представить мрачную картину мёртвого пустыря.

И всё-таки там родился цветок.

- Прочитайте предложение, в котором рассказывается о рождении цветка. Выпишите в столбик глаголы. Почему их так много?

- Попробуем заменить найденные глаголы синонимами. Сравним получившиеся пары слов. Какое слово выразительнее, ярче?

Итак, он родился и начал жить. Трудным было рождение, а как же он жил.

Пересказ близко к тексту.

- Какие слова в тексте помогают представить нам цветок живым? Как называется этот художественный приём?

Конечно, он настолько ожил в нашем воображении, что обязательно должен заговорить, как в настоящей сказке. Вот только ему нужно немного подрасти.

- Что помогает ему расти. (Он много трудится, умеет ждать и терпеть.)

- А ещё помогает ему расти, умение радоваться малому. Найдите подтверждение этому в тексте. (Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.)

- Какой эпитет здесь важен. Как вы его понимаете?

Давайте ещё раз обратимся к вашим рисункам. Цветок рос на голой мёртвой земле.

- Откуда же взяться красоте? (Награда за его труды.)

- Какое сравнение использует Платонов?

Вспомним, почему музыкант шёл на площадь? (Он не хотел быть далёким, как звезда.)

Наш цветок хочет дарить радость другим дыханием своего аромата. Именно это благоухание приводит на пустырь Дашу.

Чтение эпизода в лицах. Удалось ли нашим актёрам передать характеры героев?

- Давайте пофантазируем, каким увидела Даша цветок. (Маленький, беззащитный, робкий, очень тактичный.)

- Докажите, что цветок понравился Даше.

- Что происходит с цветком в конце сказки?

Выводы.

- Какая из пословиц, по вашему мнению, помогает понять содержание сказки? Почему? (Счастье, радость должно жить постоянно. Счастлив тот, кто трудится и умеет дарить плоды своего труда людям. Умение делать добро делает нас прекрасными.)

- Как вы думаете, как относится автор к цветку? (Автор сделал так, что цветок стал нам близким, понятным и узнаваемым.)

И вы, я думаю, тоже сумеете рассказать о давно знакомых вещах по-новому. Дома попробуйте рассказать историю снежинки или солнечного утреннего лучика. А может, кто-то сумеет подслушать песню весенней капели.

Урок по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»



Цели урока:
- подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;
- познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения;
- вызвать желание обсудить прочитанное;
- продолжить выработку умения развивать свои мысли посредством беседы, диспута, ответов на вопросы, выражать логическое отношение к происходящему.

Основная идея урока:
Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.

Ход урока

Вступительное слово учителя
- Знаете, ребята, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звёзд, различных законов природы, новых видов растений и многого другого… Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека ничего и не осталось.
- А вы как думаете, может быть, есть ещё тайны, которые предстоит раскрыть?
- Интересно, а в вашей жизни случались открытия, пусть маленькие, но очень важные именно для вас?
- Поделитесь своими открытиями с нами.

( дети рассказывают о своих маленьких открытиях)

- Я очень рада, что вы оказались внимательными и любознательными, ведь именно такие люди могут открыть что-то очень важное и для себя, и для окружающих.
- Вот об этом и написал сказку А. Платонов и назвал её «Неизвестный цветок».

- Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф.

Слайд 1

- Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству А. Платонова, и я хотела бы, чтобы вы немного узнали об этом замечательном русском писателе.
Итак, слово о Платонове.
( сообщение ученицы К.Гребенщиковой )

Слайд 2

- Ребята, Платонов – уникальный писатель, который умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие для себя, но и помогает читателю совершить открытие.
- Вы уже внимательно прочитали сказку «Неизвестный цветок», и сегодня на уроке мы постараемся понять, о каком открытии идёт в ней речь.
- Итак, о чём эта сказка?
Я вам предлагаю четыре варианта ответа на этот вопрос. Внимание на экран!

Слайд 3

1. Об открытии нового вида растения.
2. Об открытии способа разговаривать с цветами.
3.Об открытии закона выживания растений на пустыре.
4. Об открытии способа разводить цветы.

-Ещё раз прочитайте, а затем выберите и запишите в тетрадь тот вариант, который, на ваш взгляд, является самым точным ответом на вопрос: «О чём эта сказка?»
- Ребята, сейчас вы не будете называть выбранный ответ, пусть он станет вашим маленьким секретом.

Слайд 4

- А сейчас мы вместе постараемся разобраться, о чём и как хотел рассказать нам автор.

- Ребята, для меня очень важны ваши первые впечатления о прочитанном произведении. Поэтому я попросила вас дома написать небольшое рассуждение, предложив несколько вопросов: какой эпизод запомнился больше всего, какие чувства вы испытали, узнав о судьбе героев, какое впечатление на вас произвела эта сказка?
-Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями с нами.

( дети зачитывают письменные рассуждения)

- Ребята, сейчас вы каждый по-своему осмыслили это произведение, но самое главное, что оно не оставило вас равнодушными.
- А сейчас немного отвлечёмся от сказки и подумаем, какие ассоциации вызывает у вас слово «цветы».
( красота, радость, тепло, аромат, весна, солнце, природа)

- Действительно, цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная. Всегда ли это так?

- Давайте обратимся к тексту сказки.
- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите и зачитайте отрывки.

- Делаем вывод: жизнь цветка была трудной, одинокой, безрадостной.
- Найдите в тексте описание цветка, зачитайте вслух.

Слайд 5

- Почему автор сравнил цветок со звездой?
( автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной)
- Были ли у цветка радости? Какие?
- Скажите, а была ли у цветка цель в жизни? ( Он трудился день и ночь, чтобы не умереть.)

- Что помогает цветку выжить, преодолеть все трудности? ( Труд и сила духа)
- Ребята, у нашего цветка, как и у других цветов, есть венчик, стебель, листья, он питается влагой, ловит лучи солнца.
- Но чем же всё-таки цветок из сказки не похож на все остальные цветы?
( он живой, он, как человек, умеет говорить, чувствовать)

- Какой литературный приём использует автор в данном случае? (Олицетворение)

- Делаем вывод: цветок наделён ощущением, которое испытывает живое создание, борется за жизнь, как настоящий герой, даёт жизнь сильному потомству.

- Кто и почему потревожил одиночество цветка?
- Девочки помогут нам вспомнить этот эпизод.

Слайд 6

( чтение эпизода по ролям)

- Почему Даша оказалась около пустыря? Какое было у неё настроение?
(грустное; Даша шла на станцию, чтобы отправить письмо маме)

- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?

( дети дискутируют)
- она вспомнила сказку, рассказанную мамой;
- эта сказка подтолкнула Дашу разыскать источник благоухания;
- Даша была любознательной;
- ей было грустно, потому что она была далеко от мамы;
- Даша была любознательной и хотела узнать, что за цветок так приятно пахнет.

- С чем сравнивает автор запах цветка? ( Зовущий голос маленькой жизни)

- Почему?
( каждое живое создание мечтает быть кому-то нужным)
- Как вы думаете, какое значение имела эта встреча для цветка и для Даши?
( Цветок поддержал Дашу в тот момент, когда она грустила. Даша проявила сочувствие, сострадание к маленькому цветку)


- Сочувствие, сопереживание, сострадание – это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному.

- В чём проявилось сострадание Даши?
( она познакомилась с цветком, постаралась его понять, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, иными словами, стала ему настоящим другом.)

- Итак, что же открыла Даша для себя?
( она открыла маленькую, незнакомую жизнь, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что до неё никто не замечал.)

- Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев. Даша и цветок.

Слайд 7

- Вспомните правило написания синквэйна. Внимание на экран!
( через несколько минут дети зачитывают свои синквэйны.)
- Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное.

Слайд8


Слово учителя.

- Мы должны постараться понять не только то, что как бы лежит на поверхности этой сказки, но и скрытый смысл. Понять его может только внимательный читатель. Будем же внимательны – сделаем открытие.

Слайд 9

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И. Шевелёва – известного русского учёного: « Нам часто незаметно то, что неприметно».
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Вывод:
А. Платонов умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие для себя, но и читателю помогает совершить открытие.
Можно, оказывается, делать и такие открытия: открывать новую, не знакомую тебе ранее жизнь, новое существо. Жизнь такого существа может протекать незаметно для тебя. Но это не значит, что её нет, что она неинтересна, что она легка и в ней нет трудностей.

- Почему и как изменилась жизнь на пустыре?
- Что почувствовала Даша, увидев преобразившийся пустырь?
( ей стало грустно, она не нашла того цветка, о котором помнила всю зиму)

-Ребята, неизвестный цветок погиб. Что ж, выходит, он прожил свою жизнь зря?
- Найдите выражения, описывающие жизнь цветка-сына.
( был живой, был сильнее отца, немного лучше его)

Вывод:
Так цветок-труженик нашёл продолжение в своём потомке, который, упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильным и прекрасным.

- Писатель не случайно «вырастил» сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал?
( чтобы мы задумались о том, что у любого живого существа есть корни, есть место, в котором он живёт, и далеко не всегда это место и условия жизни можно выбрать по своему желанию)

- Какие чувства вызывает у вас этот цветок? (уважение).

- Итак, о чём же эта сказка? Какой скрытый смысл открывается читателю произведения А. Платонова?
- Давайте вернёмся к тем маленьким секретам, которые вы записали в свои тетради. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?
( дети формулируют свой вариант ответа: « об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа»)

Заключительное слово учителя.

- Ребята, любое живое существо на земле – цветок, человек заслуживает того, чтобы окружающие его услышали, поняли, посочувствовали. Понять другого – значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, « приоткрыть» своё сердце. А просто ли это? Понять другого – не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок. Именно умение понять другого вызывает уважение окружающих и за это можно уважать себя.

Итоги урока, домашнее задание, выставление оценок.





 

Скачано с www.znanio.ru

Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить

Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить

Притча – поучительное произведение

Притча – поучительное произведение

Кто увидел пострадавшего? Как поступил? –

Кто увидел пострадавшего? Как поступил? –

Давайте сопоставим заглавия: притча о добром самарянине и “Неизвестный цветок”

Давайте сопоставим заглавия: притча о добром самарянине и “Неизвестный цветок”

Действительно, цветы – это чудесное творение природы

Действительно, цветы – это чудесное творение природы

Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб

Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

Счастье должно жить постоянно…"

Счастье должно жить постоянно…"

Введение. Показ фрагментов презентации «Материалы к уроку» (

Введение. Показ фрагментов презентации «Материалы к уроку» (

Как вы думаете, случайна ли смерть воробья? (Музыкант добр и счастлив, потому и живёт он долго

Как вы думаете, случайна ли смерть воробья? (Музыкант добр и счастлив, потому и живёт он долго

Что помогает ему расти. (Он много трудится, умеет ждать и терпеть

Что помогает ему расти. (Он много трудится, умеет ждать и терпеть

Основная идея урока: Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе

Основная идея урока: Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе

Об открытии способа разговаривать с цветами

Об открытии способа разговаривать с цветами

Ребята, у нашего цветка, как и у других цветов, есть венчик, стебель, листья, он питается влагой, ловит лучи солнца

Ребята, у нашего цветка, как и у других цветов, есть венчик, стебель, листья, он питается влагой, ловит лучи солнца

Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев

Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев

Какие чувства вызывает у вас этот цветок? (уважение)

Какие чувства вызывает у вас этот цветок? (уважение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2023