Урок - исследование. Н.А.Некрасов "Размышление у парадного подъезда. Боль поэта за судьбу народа"
Оценка 4.8

Урок - исследование. Н.А.Некрасов "Размышление у парадного подъезда. Боль поэта за судьбу народа"

Оценка 4.8
doc
русская литература
8 кл
17.01.2022
Урок - исследование. Н.А.Некрасов "Размышление у парадного подъезда. Боль поэта за судьбу народа"
Урок-размышлении
Урок НЕКРАСОВ. «РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА».doc

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

Цели: познакомить со стихотворением, выявить его социальную направленность; формировать навыки работы со стихотворным текстом; углубить понимание понятий антитеза, сатира, обобщенный образ.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение 2–3 работ учащихся.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Николай Алексеевич Некрасов обладал даром большого поэта – он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, мужика, ремесленника, солдата, – и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством, и это вызывало живой отклик в сердцах читателей.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанным поэтом в 1858 году.

Об истории создания этого произведения мы узнаем, прочитав отрывок из воспоминаний Авдотьи Яковлевны Панаевой, которая являлась гражданской (не венчанной в церкви) женой Некрасова, его большим другом и помощницей.

2. Чтение отрывка «Из воспоминаний А. Я. Панаевой» “История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”.

- Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение “У парадного подъезда”. А в 1860 году за границей в газете “Колокол” оно впервые было напечатано, но под названием “У парадного крыльца”. Герцен писал: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Почему же Некрасов изменил заголовок?

 

- Давайте сопоставим слова: крыльцо–подъезд, подберем к ним прилагательные и глаголы.

1 ряд - КРЫЛЬЦО: деревянное, старое, новое, красное, ветхое, к нему подходили.

 

2 ряд - ПОДЪЕЗД: большой, новый, широкий парадный; к нему подъезжали.

 

Вывод. Слово крыльцо характерно для разговорного стиля, домашней обстановки, а не для создания стихотворения. Автору понадобилась высокая лексика, поэтому он взял слово подъезд.

 

Учитель: Подберите синоним к слову размышление? (Раздумья)

 

Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.

 

- Какова тема стихотворения (Тема народа).

Композиция стихотворения.

Сколько частей вы выделили в этом стихотворении?

1 ч. - подъезд в обычные и торжественные дни;

2 ч. - крестьяне у подъезда;

3 ч. - “владелец роскошных палат”;

4 ч. - страдания русского народа.

Первая часть стихотворения

      Начинается всё приподнято, торжественно. Этого ли настроения полна 1-я часть? Докажите. (Нет, всё меняется уже со второй строчки, появляются слова, которые оказываются полной противоположностью названия (сниженная лексика):холопский недуг, с испугом целый город подъезжает).

      В праздничные дни в передних домов вельмож выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся лично. Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности расписавшихся. Некрасов не просто отмечает этот обычай. Это тоже парад: парад холопства, потому и подъезжает целый город.

      Как называется такой приём? (Замена одного слова другим на основании сходства предметов, понятий?) – метонимия

- В какие дни показан подъезд? Зачитайте. (В торжественные и обычные дни)

 

- Какой приём при этом описании использует Некрасов? Для чего? (Антитеза - противопоставление образов, картин, слов, понятий, контраст: сравнивает, кого и как принимают в этом доме).

3. Словарная работа.

Прожектёры. (Человек, который склонен увлекаться с несбыточными мечтами)

Убогий – 1) крайне бедный, нищенский; 2) немощный, увечный, жалкий на вид.

Пилигрим – паломник, путешественник-богомолец.

Лепта – посильное подаяние, скромный вклад.

Работа над 2 частью

- Что почувствовали, прослушав эти строки? (Жалость, сострадание, сочувствие)

- Какие именно детали, слова, повеление крестьян вызвали у вас эти чувства? (Отказ их принять. В мужиках предстаёт вся деревенская Русь, от лица которой они явились, Мужиков несколько, но они сливаются в образ одного человека

 

- Прочитайте последние строки этой части. Случайна ли фраза: “С непокрытыми шли головами…”? О чём она свидетельствует? (Она свидетельствует об их рабской почтительности, покорности вельможе, готовности к унижению).

 

Работа с 3 частью

(Владелец роскошных палат)

 

- Как возникает образ вельможи? Когда мы впервые с ним знакомимся? (Ещё во второй части в точно найденном словечке - “наш”, которое произносит швейцар)

- Наш - сам хозяин. Хозяин чего? Кто он?

- Какой художественный прием использует автор, когда говорит о смерти вельможи? (...закатятся преклонные дни... – метафора)

- Для чего пришли к нему крестьяне? (За помощью)

- Почему не помог им этот вельможа? Процитируйте (Счастливые глухи к добру)

- Отчего автор не даёт герою умереть на Родине? (Потому что чиновник от неё далёк)

- С помощью каких средств выразительности автор выражает свои чувства? (Сарказм, ирония, насмешка, метафора)

 

Учитель: Гнев, негодование Некрасова растёт в каждой строчке. Автор издевается и смеется над ним...

И сойдешь ты в могилу... герой.... Автор долго не может подобрать нужного слова, и вот появляется ГЕРОЙ, но не в прямом смысле). Слышится сарказм

 

А с какими словами вы, ребята обратились бы к владельцу роскошных палат? (1-я группа: сочинение-обращение к вельможе)

 

Работа с 4 частью

 

Учитель: С чего начинается 4-я часть? (С обращения “Родная земля!)

 

- Отрывок со слов “Назови мне такую обитель” стал одной из любимых песен революционной, демократической, студенческой молодёжи. Давайте послушаем.

- Какой мы видим жизнь русского народа?

 

- Какое слово очень часто повторяется? Что это за художественный приём? Почему им воспользовался автор? ((Стонет. Анафора. С целью усилить эмоциональное впечатление от прочитанного)

Так есть ли место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал? Какой строчкой автор отвечает на этот вопрос? (“Где народ, там и стон”)

 

- Какие художественные приёмы использует автор, чтобы показать картину народного горя? (Повтор, анафора, сравнение)

 

- Какое настроение преобладает в этой части? (Жалость)

 

- А усиливается оно к концу стихотворения. Не “пойди” и не “выйди”. А призывное “Выдь на Волгу. Чей стон раздаётся...” достигает эффекта музыкального взрыва. (Можно зачитать эти строки)

 

- Этот стон удивительно передаёт художник Репин на картине “Бурлаки на Волге”.

- Прочитаем последние строки стихотворения?

Чем заканчивается стихотворение? (Автор пытается разбудить в людях их человеческое достоинство, уважение к себе, гордость).

- В конце слышно и горестное неверие Некрасова в людское пробуждение, горечь поэта, боль и возмущение терпением народа и его рабской покорностью.

Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу).

 

- Пройдут годы. Для Некрасова они будут годами углубленного исследования народной жизни, её социальных возможностей, её нравственного и эстетического потенциала. Поэт создаст народные поэмы “Коробейники” и “Мороз, Красный нос”, начнет работу над эпопеей “Кому на Руси жить хорошо”. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:

 

Вынесет все и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

 

Вопрос – навеки ли духовно почил народ? – будет для Некрасова окончательно и навсегда разрешен.

V. Подведение итогов урока.

– Какие чувства вызвал у вас контраст двух миров (с одной стороны, «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки), представленный в стихотворении поэта?   – Сформулируйте тему и идею этого произведения.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения;


Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

Давайте сопоставим слова: крыльцо–подъезд, подберем к ним прилагательные и глаголы

Давайте сопоставим слова: крыльцо–подъезд, подберем к ним прилагательные и глаголы

Прочитайте последние строки этой части

Прочитайте последние строки этой части

Чем заканчивается стихотворение? (Автор пытается разбудить в людях их человеческое достоинство, уважение к себе, гордость)

Чем заканчивается стихотворение? (Автор пытается разбудить в людях их человеческое достоинство, уважение к себе, гордость)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2022