Урок-исследование: «Определение плотности из различных веществ и разных форм»
Оценка 4.8

Урок-исследование: «Определение плотности из различных веществ и разных форм»

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
физика
7 кл
13.05.2024
Урок-исследование: «Определение плотности из различных веществ и разных форм»
Пояснительная записка к уроку: Учебно-методический комплекс (УМК) по физике для 7 класса предполагает изучение различных физических явлений и законов. Тема "Определение плотности из различных материалов и форм" относится к разделу "Свойства и состояния вещества" и является важным элементом изучения физики. При проведении урока используется учебник по физике автора А.В. Перышкин
Плотность вещества.pdf

УРОК ПО ТЕМЕ:

7 КЛАСС

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ: «Определение плотности из различных

веществ и разных форм»

Пояснительная записка к уроку: Учебно-методический комплекс (УМК) по физике для 7 класса предполагает изучение различных физических явлений и законов. Тема "Определение плотности из различных материалов и форм" относится к разделу "Свойства и состояния вещества" и является важным элементом изучения физики. При проведении урока используется учебник по физике автора А.В. Перышкин  Особенности и место урока:

-                Урок-исследование имеет целью активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их навыков исследования и анализа полученных данных.

-                Урок занимает важное место в рамках изучаемого раздела, поскольку плотность является одним из основных свойств вещества и важным параметром при решении различных задач.

-                Урок-исследование способствует развитию у учащихся таких навыков, как наблюдение, измерение, сравнение, классификация, анализ и синтез информации.

Образовательные технологии, методы и формы урока:

-                Проектная технология: учащиеся проводят эксперимент, собирают и анализируют данные, делают выводы с помощью таблиц и графиков.

-                Работа в группах: учащиеся совместно осуществляют эксперимент, обсуждают результаты и делают выводы.

-                Метод исследования: учащиеся используют методы измерения, сравнения, классификации и анализа для определения плотности материалов и форм.

Педагогические приемы:

-                Демонстрация: педагог демонстрирует презентацию и объясняет понятие плотности и методы ее определения.

-                Объяснение: педагог объясняет принципы и методы определения плотности, помогает учащимся понять суть эксперимента.

-                Интерактивные приемы: педагог проводит обсуждение и дискуссию о полученных результатах и заключениях, стимулирует учащихся к постановке вопросов и самостоятельному исследованию.

Формирование метапредметных результатов:

-                Развитие исследовательских умений, таких как наблюдение, измерение, сравнение, классификация, анализ и синтез информации.

-                Развитие     умений       работы       с        таблицами и       графиками для систематизации и визуализации полученных данных.

-                Развитие навыков анализа результатов эксперимента, обобщения информации и деления выводов.

-                Развитие умений коммуникации и коллективной работы в группе для совместного проведения эксперимента и обсуждения результатов.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием плотности вещества, научить проводить эксперименты для определения плотности различных веществ и форм, развивать умения работы с таблицами и графиками.

Планируемые результаты обучения: 

В соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО, результаты обучения по теме "Определение плотности из различных материалов и форм" для 7 класса, направлены на формирование у обучающихся базовых исследовательских действий. 

Личностные результаты:

1. Умение формулировать исследовательские вопросы:

- Сформулировать исследовательский вопрос, например: "Как форма и размеры материала влияют на его плотность?"

2. Умение планировать и организовывать эксперимент:

-                Разработать план эксперимента для определения плотности различных материалов и форм.

-                Определить необходимые инструменты, материалы и методы измерения.

3. Умение проводить измерения и наблюдения:

- Провести эксперименты с различными материалами и формами, собрать данные о массе и объеме исследуемых объектов.

4. Умение анализировать и интерпретировать данные:

-                Составить таблицу с результатами измерений и наблюдений плотности материалов различных форм.

-                Создать график для визуализации полученных данных и сравнить плотность различных материалов и форм.

Метапредметные результаты:

1.            Умение работать с измерительными инструментами. В процессе урока я использовал различные инструменты для измерения массы и объема материалов, такие как весы и мерные цилиндры. Теперь я знаю, как правильно работать с ними и получать точные измерения.

2.            Умение применять математические расчеты. В процессе определения плотности материалов я использовал математические формулы для расчетов. Это помогло мне развить навыки применения математики в реальных ситуациях.

3.            Умение проводить эксперименты и анализировать результаты. На уроке я проводил эксперименты, определял плотность различных материалов и форм, а затем анализировал полученные результаты. Это помогло мне развить навыки проведения научных исследований и интерпретации данных.

4.            Знание основных свойств различных материалов. В процессе работы с различными материалами и формами, я узнал о их основных характеристиках, таких как масса, объем и плотность. Это позволило мне лучше понимать, какие материалы можно использовать в различных задачах.

5.            Развитие навыков коммуникации. Во время урока мы общались и обменивались информацией о наших результатам и наблюдениях. Это помогло мне развить навыки коммуникации и умение работать в команде.

Предметные результаты:

1.            Умение определять плотность материала. Я научился проводить эксперименты, измерять массу и объем материала, а затем вычислять его плотность с использованием соответствующей формулы.

2.            Знание свойств различных материалов. В процессе урока я узнал о различных свойствах материалов, таких как их масса, объем, плотность и как они влияют на их использование в конкретных ситуациях.

3.            Умение определять объем материала. Я научился использовать измерительные    инструменты,      такие          как    мерные       цилиндры   или градуированные пробирки, для определения объема материала.

4.            Навыки работы с измерительными инструментами. В процессе определения плотности материалов я использовал различные измерительные инструменты, такие как весы и линейки. Теперь я умею правильно работать с ними и получать точные результаты измерений.

5.            Умение работать с формулами и математическими расчетами. Для вычисления плотности я использовал математическую формулу (плотность = масса / объем). Я развил навыки применения математики для решения практических задач.

 

Конспект урока

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ: «Определение плотности из различных

веществ и разных форм» Формируемые УУД:

1.            Анализировать информацию. Ученики должны уметь анализировать предоставленные данные о массе и объеме материалов, чтобы определить их плотность.

2.            Прогнозировать и планировать исследовательскую деятельность. Ученики должны уметь предугадывать ожидаемые результаты и планировать свои эксперименты для определения плотности различных материалов и форм на основе имеющихся знаний и опыта.

3.            Систематизировать и классифицировать информацию. Ученики должны уметь классифицировать материалы по их плотности и систематизировать полученные данные для последующего анализа.

4.            Применять знания и умения в новых ситуациях. Ученики должны уметь применять свои знания о плотности материалов для решения новых задач и ситуаций, а также для сравнения и определения свойств различных материалов.

5.            Самостоятельность и инициативность. Ученики должны проявлять самостоятельность и инициативность в процессе определения плотности материалов, предлагая свои идеи для экспериментов и анализируя результаты самостоятельно.

6.            Критическое мышление и оценка. Ученики должны развивать критическое мышление и способность оценивать результаты своих экспериментов, их точность и надежность, а также идентифицировать возможные ошибки и их причины.

7.            Сотрудничество и коммуникация. Ученики должны уметь работать в группе, сотрудничать с другими и обмениваться информацией, идеями, результатами и выводами в процессе выполнения исследовательской деятельности по определению плотности материалов.

Содержание урока

Формируемые УУД

Мотивационно-целевой этап

-

Актуализация опорных знаний

Активизация предварительных знаний: ученики активно вспоминают и обсуждают знания по предыдущей теме (вещество, агрегатные состояния вещества).

 

 

Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

 

Постановка проблемы: ученики анализируют задачу или проблему, связанную с определением плотности, и формулируют ее для последующего решения.

 

Формулирование цели урока: ученики определяют цель урока, которая может быть сформулирована, например, как "Научиться определять плотность различных веществ и разных форм".

Изучение нового материала

Планирование действий: ученики разрабатывают план действий, который поможет им определить плотность различных веществ и разных форм. Этот план может включать шаги, такие как измерение массы и объема вещества, использование соответствующих формул и т.д.

 

Поиск информации: ученики собирают необходимую информацию о плотности различных веществ и разных форм, используя учебник.

 

Анализ и обработка информации: ученики анализируют полученную информацию и находят связи и закономерности, которые помогут им определить плотность веществ.

 

Экспериментирование: ученики проводят практические эксперименты, измеряя массу и объем различных материалов, и применяют соответствующие формулы для определения плотности.

Закрепление изученного материала

Оценка результатов: ученики оценивают полученные результаты, сравнивают их с ожидаемыми значениями и анализируют возможные ошибки. Строят графики зависимости.

 

Обобщение и выводы: ученики обобщают полученные знания и делают выводы о плотности различных веществ и разных форм.

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия: ученики оценивают свою работу на уроке, анализируют свои успехи и проблемы, задают

 

вопросы и выражают свои мысли и идеи.

 

 

 

Технологическая карта урока

№ п/п

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Мотивационноцелевой этап

 

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация опорных знаний

 

Учитель: «Давайте вспомним из курса физики, что такое вещество и из чего оно состоит? Вспомним, агрегатные состояния вещества? Приведем примеры веществ разных агрегатных состояний»

Учитель: «Какие свойства имеют разные агрегатные состояния вещества?»

 Ученики активно работают на уроке и отвечают на вопросы учителей. 

1.       Вещество – это то, из чего состоят все тела

2.       Агрегатные состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное, плазма

3.       Приводят примеры разных агрегатных состояний веществ (металл, вода, воздух)

Ученики называют свойства различных агрегатных состояний и приводят примеры из реальной жизни  

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

 

Учитель показывает кубики одинаковой формы (но из разных материалов). На рычажных или электронных весах начинает их взвешивать и по значениям видно, что их масса разная.

 

Учитель: «Как вы думаете, ребята, почему кубики одинаковой формы имеет разную массу?»

 

Учитель: «Правильно, разные материалы имеют разную плотность» 

 

Учитель ставит перед учащимися следующую проблему: "Как мы можем определить плотность различных материалов и форм с

Ученики дают ответ, что все кубики выполнены из разных материалов

 

 

Учащиеся должны осознать, что для решения этой проблемы им понадобятся знания, навыки и логическое мышление. Они будут работать в группах, проводить эксперименты, измерения и анализировать полученные данные, чтобы найти решение и ответ на поставленную проблему.  

 

 

помощью простых экспериментов и доступных инструментов?" 

 

Учитель подчеркивает, что их исследование будет основано на тщательной работе, точных измерениях и критическом мышлении.

 

IV. Изучение нового материала

 

Учитель объясняет учащимся, что на данном уроке они будут заниматься исследовательской работой, направленной на определение плотности различных материалов и форм.  Учитель рассказывает о значимости изучения плотности и ее применении в реальной жизни. Он приводит примеры, как знание плотности может быть полезно при выборе материалов для различных задач: например, при выборе материала для плавательного круга или строительного материала для надежного и прочного сооружения. Учитель ставит перед учащимися задачу научиться определять плотность различных материалов, используя доступные им инструменты и простые эксперименты.

 

Учитель формулирует цель урока, которая будет включать в себя два аспекта:

 

Определение – плотности вещества, формула плотности, физический смысл

 

Познавательный аспект: целью урока является познакомить учащихся с понятием плотности и научить их определять плотность различных материалов и форм.

 

Исследовательский аспект: целью

урока является развитие исследовательских навыков учащихся, таких как формулировка гипотезы, проведение

Ученики внимательно слушают учителя

 

Познавательный аспект: 1. Обсуждение понятий плотности и единиц измерения.

2.                  Изучение различных материалов и их характеристик, которые будут использоваться в эксперименте (кубики:

металлический, деревянный, пластмассовый. 2 металлических цилиндра (железо и алюминий). Ученик знакомится с оборудованием и перечерчивает таблицу 1 (указанную в приложении, также эта таблица должна быть написана на доске)

 

3.                  Изучение методов для определения объема и массы материалов (Определение плотности через объем).

 

4.                  Составление гипотез о том, какие материалы будут иметь большую плотность, а какие – меньшую (по таблице плотностей предполагаем характеристику разных материалов)

 

5.                  Проведение исследовательских опытов для проверки гипотез, используя различные материалы и формы. 

Ученики с помощью электронных весов измеряют тела (сначала работают с кубиками, потом с цилиндрами). 

Ниткой закрепляют кубики (позже цилиндры) и погружают в измерительный цилиндр (в

 

 

экспериментов, обработка данных и выводы.

котором уже набрана вода) для определения объема.

Все данные заносятся в таблицу

1.

 

6.                  Наблюдение за процессом различия плотности материалов и форм в результате эксперимента.

 

7.                  Обсуждение и анализ полученных данных, сравнение результатов с гипотезами и выводы (сравнивают значения получившийся со значением табличным. Делают соответствующие выводы)  

 

Исследовательский аспект: 1. Формулировка научных вопросов, связанных с определением плотности из различных материалов и форм. 2. Использование различных инструментов и приспособлений для измерения массы и объема материалов (электронные или рычажные весы, измерительный цилиндр, плотная леска или нитка)

3.                  Исследование литературы для получения дополнительных сведений и объяснений.

4.                  Анализ полученных данных и поиск закономерностей 

 

V. Закрепление изученного материала

Учитель проводит дискуссию, чтобы обсудить примеры из реальной жизни, где плотность материалов играет важную роль.  Обсуждение результатов исследовательской работы.

 

Для закрепления темы можно подготовить набор карточек с изображением различных предметов из разных материалов и форм. На других карточках написать названия материалов (например, дерево, стекло, пластик) и их плотность (например, низкая, средняя, высокая). 

Ученики делают выводы по проделанной работе и активно отвечают на вопросы

 

Попросить учеников сопоставить предметы с правильными названиями материалов и плотности используя таблицу плотностей из учебника.

 

VI. Рефлексия учебной деятельности

 

Учитель задает вопросы детям:

 

1. Что я узнал(-а) о плотности материалов и ее измерении во время изучения этой темы? Какие новые понятия и знания я получил(-а)? 2. Что было самым интересным аспектом этой темы для меня? 

3.                  Как я применял(-а) свои знания о плотности материалов в практических заданиях или экспериментах? Каковы были результаты?

4.                  Какие трудности или проблемы я испытал(-а) во время изучения этой темы? Как я их преодолел(-а)?

5.                  Какие аспекты этой темы я до сих пор не понимаю или чувствую, что мне нужно углубить?

 

Ученики отвечают на поставленные вопросы

(понимают степени изученности материала и степень его понимания)

САМОАНАЛИЗ

Учитель: «Давайте сделаем выводы по окончанию урока, что мы сегодня узнали? Понравился ли вам такой тип урока?»

Ответ учеников: ученики делают выводы и рассказывают свое мнение о проведение такого типа урока. 

 

Домашнее задание

Параграф «Плотность вещества читать»

 

Для проведения урока потребуется: кубики одинаковой формы, но выполнены из разных материалов (металл, дерево и пластик), 2 металлических цилиндра (алюминиевый и железный), рычажные или электронные весы, измерительный цилиндр, нитка или леска

(рисунок 1)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

№ опыта

M, кг

𝑽𝟏, см𝟑

𝑽𝟐, см𝟑

𝑽, см𝟑

кг

𝝆, 𝟑 м

Вещество

 

 

 

 

 

 

 

 

М – масса тела

V1 – первоначальный объем воды

V2 – объем воды и измеряемого тела V = V2-V1 – объем тела ρ – плотность вещества

 

Рисунок 1 – лабораторное оборудование, где 1 – электронные весы, 2 – металлические цилиндры, 3 – кубики из разных материалов, 4 – измерительный цилиндр.

УРОК ПО ТЕМЕ: 7 КЛАСС УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ: «Определение плотности из различных веществ и разных форм»

УРОК ПО ТЕМЕ: 7 КЛАСС УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ: «Определение плотности из различных веществ и разных форм»

Педагогические приемы: -

Педагогические приемы: -

Сформулировать исследовательский вопрос, например: "Как форма и размеры материала влияют на его плотность?" 2

Сформулировать исследовательский вопрос, например: "Как форма и размеры материала влияют на его плотность?" 2

Знание основных свойств различных материалов

Знание основных свойств различных материалов

Формируемые УУД: 1.

Формируемые УУД: 1.

Мотивационно-целевой этап -

Мотивационно-целевой этап -

Экспериментирование: ученики проводят практические эксперименты, измеряя массу и объем различных материалов, и применяют соответствующие формулы для определения плотности

Экспериментирование: ученики проводят практические эксперименты, измеряя массу и объем различных материалов, и применяют соответствующие формулы для определения плотности

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

IV. Изучение нового материала

IV. Изучение нового материала

Все данные заносятся в таблицу 1

Все данные заносятся в таблицу 1

V. Закрепление изученного материала

V. Закрепление изученного материала

САМОАНАЛИЗ Учитель: «Давайте сделаем выводы по окончанию урока, что мы сегодня узнали?

САМОАНАЛИЗ Учитель: «Давайте сделаем выводы по окончанию урока, что мы сегодня узнали?

Рисунок 1 – лабораторное оборудование, где 1 – электронные весы, 2 – металлические цилиндры, 3 – кубики из разных материалов, 4 – измерительный цилиндр

Рисунок 1 – лабораторное оборудование, где 1 – электронные весы, 2 – металлические цилиндры, 3 – кубики из разных материалов, 4 – измерительный цилиндр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2024