УРОК ПО ТЕМЕ:
7 КЛАСС
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ: «Определение плотности из различных
веществ и разных форм»
Пояснительная записка к уроку: Учебно-методический комплекс (УМК) по физике для 7 класса предполагает изучение различных физических явлений и законов. Тема "Определение плотности из различных материалов и форм" относится к разделу "Свойства и состояния вещества" и является важным элементом изучения физики. При проведении урока используется учебник по физике автора А.В. Перышкин Особенности и место урока:
- Урок-исследование имеет целью активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их навыков исследования и анализа полученных данных.
- Урок занимает важное место в рамках изучаемого раздела, поскольку плотность является одним из основных свойств вещества и важным параметром при решении различных задач.
- Урок-исследование способствует развитию у учащихся таких навыков, как наблюдение, измерение, сравнение, классификация, анализ и синтез информации.
Образовательные технологии, методы и формы урока:
- Проектная технология: учащиеся проводят эксперимент, собирают и анализируют данные, делают выводы с помощью таблиц и графиков.
- Работа в группах: учащиеся совместно осуществляют эксперимент, обсуждают результаты и делают выводы.
- Метод исследования: учащиеся используют методы измерения, сравнения, классификации и анализа для определения плотности материалов и форм.
Педагогические приемы:
- Демонстрация: педагог демонстрирует презентацию и объясняет понятие плотности и методы ее определения.
- Объяснение: педагог объясняет принципы и методы определения плотности, помогает учащимся понять суть эксперимента.
- Интерактивные приемы: педагог проводит обсуждение и дискуссию о полученных результатах и заключениях, стимулирует учащихся к постановке вопросов и самостоятельному исследованию.
Формирование метапредметных результатов:
- Развитие исследовательских умений, таких как наблюдение, измерение, сравнение, классификация, анализ и синтез информации.
- Развитие умений работы с таблицами и графиками для систематизации и визуализации полученных данных.
- Развитие навыков анализа результатов эксперимента, обобщения информации и деления выводов.
- Развитие умений коммуникации и коллективной работы в группе для совместного проведения эксперимента и обсуждения результатов.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием плотности вещества, научить проводить эксперименты для определения плотности различных веществ и форм, развивать умения работы с таблицами и графиками.
Планируемые результаты обучения:
В соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО, результаты обучения по теме "Определение плотности из различных материалов и форм" для 7 класса, направлены на формирование у обучающихся базовых исследовательских действий.
Личностные результаты:
1. Умение формулировать исследовательские вопросы:
- Сформулировать исследовательский вопрос, например: "Как форма и размеры материала влияют на его плотность?"
2. Умение планировать и организовывать эксперимент:
- Разработать план эксперимента для определения плотности различных материалов и форм.
- Определить необходимые инструменты, материалы и методы измерения.
3. Умение проводить измерения и наблюдения:
- Провести эксперименты с различными материалами и формами, собрать данные о массе и объеме исследуемых объектов.
4. Умение анализировать и интерпретировать данные:
- Составить таблицу с результатами измерений и наблюдений плотности материалов различных форм.
- Создать график для визуализации полученных данных и сравнить плотность различных материалов и форм.
Метапредметные результаты:
1. Умение работать с измерительными инструментами. В процессе урока я использовал различные инструменты для измерения массы и объема материалов, такие как весы и мерные цилиндры. Теперь я знаю, как правильно работать с ними и получать точные измерения.
2. Умение применять математические расчеты. В процессе определения плотности материалов я использовал математические формулы для расчетов. Это помогло мне развить навыки применения математики в реальных ситуациях.
3. Умение проводить эксперименты и анализировать результаты. На уроке я проводил эксперименты, определял плотность различных материалов и форм, а затем анализировал полученные результаты. Это помогло мне развить навыки проведения научных исследований и интерпретации данных.
4. Знание основных свойств различных материалов. В процессе работы с различными материалами и формами, я узнал о их основных характеристиках, таких как масса, объем и плотность. Это позволило мне лучше понимать, какие материалы можно использовать в различных задачах.
5. Развитие навыков коммуникации. Во время урока мы общались и обменивались информацией о наших результатам и наблюдениях. Это помогло мне развить навыки коммуникации и умение работать в команде.
Предметные результаты:
1. Умение определять плотность материала. Я научился проводить эксперименты, измерять массу и объем материала, а затем вычислять его плотность с использованием соответствующей формулы.
2. Знание свойств различных материалов. В процессе урока я узнал о различных свойствах материалов, таких как их масса, объем, плотность и как они влияют на их использование в конкретных ситуациях.
3. Умение определять объем материала. Я научился использовать измерительные инструменты, такие как мерные цилиндры или градуированные пробирки, для определения объема материала.
4. Навыки работы с измерительными инструментами. В процессе определения плотности материалов я использовал различные измерительные инструменты, такие как весы и линейки. Теперь я умею правильно работать с ними и получать точные результаты измерений.
5. Умение работать с формулами и математическими расчетами. Для вычисления плотности я использовал математическую формулу (плотность = масса / объем). Я развил навыки применения математики для решения практических задач.
Конспект урока
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ: «Определение плотности из различных
веществ и разных форм» Формируемые УУД:
1. Анализировать информацию. Ученики должны уметь анализировать предоставленные данные о массе и объеме материалов, чтобы определить их плотность.
2. Прогнозировать и планировать исследовательскую деятельность. Ученики должны уметь предугадывать ожидаемые результаты и планировать свои эксперименты для определения плотности различных материалов и форм на основе имеющихся знаний и опыта.
3. Систематизировать и классифицировать информацию. Ученики должны уметь классифицировать материалы по их плотности и систематизировать полученные данные для последующего анализа.
4. Применять знания и умения в новых ситуациях. Ученики должны уметь применять свои знания о плотности материалов для решения новых задач и ситуаций, а также для сравнения и определения свойств различных материалов.
5. Самостоятельность и инициативность. Ученики должны проявлять самостоятельность и инициативность в процессе определения плотности материалов, предлагая свои идеи для экспериментов и анализируя результаты самостоятельно.
6. Критическое мышление и оценка. Ученики должны развивать критическое мышление и способность оценивать результаты своих экспериментов, их точность и надежность, а также идентифицировать возможные ошибки и их причины.
7. Сотрудничество и коммуникация. Ученики должны уметь работать в группе, сотрудничать с другими и обмениваться информацией, идеями, результатами и выводами в процессе выполнения исследовательской деятельности по определению плотности материалов.
Содержание урока |
Формируемые УУД |
Мотивационно-целевой этап |
- |
Актуализация опорных знаний |
• Активизация предварительных знаний: ученики активно вспоминают и обсуждают знания по предыдущей теме (вещество, агрегатные состояния вещества).
|
Постановка проблемы урока (мотивация и целеполагание)
|
• |
Постановка проблемы: ученики анализируют задачу или проблему, связанную с определением плотности, и формулируют ее для последующего решения. |
|
• |
Формулирование цели урока: ученики определяют цель урока, которая может быть сформулирована, например, как "Научиться определять плотность различных веществ и разных форм". |
Изучение нового материала |
• |
Планирование действий: ученики разрабатывают план действий, который поможет им определить плотность различных веществ и разных форм. Этот план может включать шаги, такие как измерение массы и объема вещества, использование соответствующих формул и т.д. |
|
• |
Поиск информации: ученики собирают необходимую информацию о плотности различных веществ и разных форм, используя учебник. |
|
• |
Анализ и обработка информации: ученики анализируют полученную информацию и находят связи и закономерности, которые помогут им определить плотность веществ. |
|
• |
Экспериментирование: ученики проводят практические эксперименты, измеряя массу и объем различных материалов, и применяют соответствующие формулы для определения плотности. |
Закрепление изученного материала |
• |
Оценка результатов: ученики оценивают полученные результаты, сравнивают их с ожидаемыми значениями и анализируют возможные ошибки. Строят графики зависимости. |
|
• |
Обобщение и выводы: ученики обобщают полученные знания и делают выводы о плотности различных веществ и разных форм. |
Рефлексия учебной деятельности |
• |
Рефлексия: ученики оценивают свою работу на уроке, анализируют свои успехи и проблемы, задают |
|
вопросы и выражают свои мысли и идеи.
|
Технологическая карта урока
№ п/п |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учеников |
I. Мотивационноцелевой этап
|
Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. |
Настраивание на восприятие материала урока. |
II. Актуализация опорных знаний
|
Учитель: «Давайте вспомним из курса физики, что такое вещество и из чего оно состоит? Вспомним, агрегатные состояния вещества? Приведем примеры веществ разных агрегатных состояний» Учитель: «Какие свойства имеют разные агрегатные состояния вещества?» |
Ученики активно работают на уроке и отвечают на вопросы учителей. 1. Вещество – это то, из чего состоят все тела 2. Агрегатные состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное, плазма 3. Приводят примеры разных агрегатных состояний веществ (металл, вода, воздух) Ученики называют свойства различных агрегатных состояний и приводят примеры из реальной жизни |
III. Постановка проблемы урока (мотивация и целеполагание)
|
Учитель показывает кубики одинаковой формы (но из разных материалов). На рычажных или электронных весах начинает их взвешивать и по значениям видно, что их масса разная.
Учитель: «Как вы думаете, ребята, почему кубики одинаковой формы имеет разную массу?»
Учитель: «Правильно, разные материалы имеют разную плотность»
Учитель ставит перед учащимися следующую проблему: "Как мы можем определить плотность различных материалов и форм с |
Ученики дают ответ, что все кубики выполнены из разных материалов
Учащиеся должны осознать, что для решения этой проблемы им понадобятся знания, навыки и логическое мышление. Они будут работать в группах, проводить эксперименты, измерения и анализировать полученные данные, чтобы найти решение и ответ на поставленную проблему. |
|
помощью простых экспериментов и доступных инструментов?"
Учитель подчеркивает, что их исследование будет основано на тщательной работе, точных измерениях и критическом мышлении. |
|
IV. Изучение нового материала
|
Учитель объясняет учащимся, что на данном уроке они будут заниматься исследовательской работой, направленной на определение плотности различных материалов и форм. Учитель рассказывает о значимости изучения плотности и ее применении в реальной жизни. Он приводит примеры, как знание плотности может быть полезно при выборе материалов для различных задач: например, при выборе материала для плавательного круга или строительного материала для надежного и прочного сооружения. Учитель ставит перед учащимися задачу научиться определять плотность различных материалов, используя доступные им инструменты и простые эксперименты.
Учитель формулирует цель урока, которая будет включать в себя два аспекта:
Определение – плотности вещества, формула плотности, физический смысл
Познавательный аспект: целью урока является познакомить учащихся с понятием плотности и научить их определять плотность различных материалов и форм.
Исследовательский аспект: целью урока является развитие исследовательских навыков учащихся, таких как формулировка гипотезы, проведение |
Ученики внимательно слушают учителя
Познавательный аспект: 1. Обсуждение понятий плотности и единиц измерения. 2. Изучение различных материалов и их характеристик, которые будут использоваться в эксперименте (кубики: металлический, деревянный, пластмассовый. 2 металлических цилиндра (железо и алюминий). Ученик знакомится с оборудованием и перечерчивает таблицу 1 (указанную в приложении, также эта таблица должна быть написана на доске)
3. Изучение методов для определения объема и массы материалов (Определение плотности через объем).
4. Составление гипотез о том, какие материалы будут иметь большую плотность, а какие – меньшую (по таблице плотностей предполагаем характеристику разных материалов)
5. Проведение исследовательских опытов для проверки гипотез, используя различные материалы и формы. Ученики с помощью электронных весов измеряют тела (сначала работают с кубиками, потом с цилиндрами). Ниткой закрепляют кубики (позже цилиндры) и погружают в измерительный цилиндр (в |
|
экспериментов, обработка данных и выводы. |
котором уже набрана вода) для определения объема. Все данные заносятся в таблицу 1.
6. Наблюдение за процессом различия плотности материалов и форм в результате эксперимента.
7. Обсуждение и анализ полученных данных, сравнение результатов с гипотезами и выводы (сравнивают значения получившийся со значением табличным. Делают соответствующие выводы)
Исследовательский аспект: 1. Формулировка научных вопросов, связанных с определением плотности из различных материалов и форм. 2. Использование различных инструментов и приспособлений для измерения массы и объема материалов (электронные или рычажные весы, измерительный цилиндр, плотная леска или нитка) 3. Исследование литературы для получения дополнительных сведений и объяснений. 4. Анализ полученных данных и поиск закономерностей
|
V. Закрепление изученного материала |
Учитель проводит дискуссию, чтобы обсудить примеры из реальной жизни, где плотность материалов играет важную роль. Обсуждение результатов исследовательской работы.
Для закрепления темы можно подготовить набор карточек с изображением различных предметов из разных материалов и форм. На других карточках написать названия материалов (например, дерево, стекло, пластик) и их плотность (например, низкая, средняя, высокая). |
Ученики делают выводы по проделанной работе и активно отвечают на вопросы |
|
Попросить учеников сопоставить предметы с правильными названиями материалов и плотности используя таблицу плотностей из учебника. |
|
VI. Рефлексия учебной деятельности
|
Учитель задает вопросы детям:
1. Что я узнал(-а) о плотности материалов и ее измерении во время изучения этой темы? Какие новые понятия и знания я получил(-а)? 2. Что было самым интересным аспектом этой темы для меня? 3. Как я применял(-а) свои знания о плотности материалов в практических заданиях или экспериментах? Каковы были результаты? 4. Какие трудности или проблемы я испытал(-а) во время изучения этой темы? Как я их преодолел(-а)? 5. Какие аспекты этой темы я до сих пор не понимаю или чувствую, что мне нужно углубить?
|
Ученики отвечают на поставленные вопросы (понимают степени изученности материала и степень его понимания) |
САМОАНАЛИЗ |
Учитель: «Давайте сделаем выводы по окончанию урока, что мы сегодня узнали? Понравился ли вам такой тип урока?» Ответ учеников: ученики делают выводы и рассказывают свое мнение о проведение такого типа урока.
|
|
Домашнее задание |
Параграф «Плотность вещества читать» |
Для проведения урока потребуется: кубики одинаковой формы, но выполнены из разных материалов (металл, дерево и пластик), 2 металлических цилиндра (алюминиевый и железный), рычажные или электронные весы, измерительный цилиндр, нитка или леска
(рисунок 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
№ опыта |
M, кг |
𝑽𝟏, см𝟑 |
𝑽𝟐, см𝟑 |
𝑽, см𝟑 |
кг 𝝆, 𝟑 м |
Вещество |
|
|
|
|
|
|
|
М – масса тела
V1 – первоначальный объем воды
V2 – объем воды и измеряемого тела V = V2-V1 – объем тела ρ – плотность вещества
Рисунок 1 – лабораторное оборудование, где 1 – электронные весы, 2 – металлические цилиндры, 3 – кубики из разных материалов, 4 – измерительный цилиндр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.