Урок – исследование по окружающему миру в 1 классе.
Тема урока: Откуда берутся снег и лед?
Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели урока:
Задачи урока:
Личностные УУД.
– Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
– Принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД.
‒ использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы, для решения задач;
‒ строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД.
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Технологии:
Оборудование
для учащихся:
для учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
II. Подготовка к восприятию новой темы.
- У нас гость. Кто это, вы узнаете , если разгадаете загадку.
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа – морковка,
Глаза угольки, руки – сучки.
Холодный, большой – кто это такой? (снеговик) КАРТИНКА
Снеговик принес загадки.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (Лед) КАРТОЧКА
Всю зиму смирно лежит,
А потом убежит. (Снег) КАРТОЧКА
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Снег и лед).
III. Сообщение темы урока.
- Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока (“Откуда берутся снег и лед?”).
- Какие задачи вы поставите на этом уроке? (изучить свойства снега и льда).
IV. Работа над новым материалом.
1. Беседа.
- Расскажите, где вы видели снег?
- Что такое снег?
- Откуда берется снег?
- Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не образуется из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую. Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
- Где вы видели лед?
- Что такое лед? (замерзшая вода).
Вывод. Мы сказали, где можно увидеть снег и лед и как они образуются.
2. Практическая работа.
- Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия, но чтобы сделать научные открытия, нужно быть очень наблюдательным.
Учебник, с.68-69, вывести на доску (опыты по рисункам-заданиям).
На каждой парте лежат листы с цветной бумагой. На блюдцах - снег и кусочки льда.
Опыт № 1. Попробуйте из снега сделать горку, ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда.
- Получилось? Почему?
- А теперь посмотрите: я ударяю молоточком по кусочку льда. Что произошло? Какой вывод можно сделать? (Лёд хрупкий, а снег рыхлый.)
СЛОВА-ПОМОЩНИКИ (рыхлый, хрупкий).
На доске начинаем составлять схему.
Опыт №2. Положите на листы цветной бумаги снег и лёд.
-Какого цвета снег?
-А что можете сказать о цвете льда? Сравните его с листом цветной бумаги. Что вы заметили?
Сделайте вывод: (Снег - белый. Лёд – бесцветный.) СХЕМА
Опыт №3. Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А под льдом?
Какой сделаем вывод? ( Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.) СХЕМА
Опыт №4. А теперь возьмите снег или лед в руки. Что происходит? (Тает). Что остается вместо снега и льда? (Вода). Вывод: в тепле снег и лед тают. Образуется вода
Физкультминутка.
Зайчик беленький сидит…
V. Чтение вывода в учебнике, с.69.
VI. Выполнение заданий в рабочей тетради, с.46, № 2,3 (письменно), №4,5 (устно).
VII. Рефлексия.
Ответы на вопросы учебника, с.69.
- Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем мы с вами были на уроке? Для чего делали опыты? Что вас сегодня удивило на уроке? Над чем мы работали? Давайте вспомним свойства льда и снега.
Проверочный тест по изученному материалу.
Вопросы теста:
1. Снег при таянии превращается в воду________________________
2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________
3. Снег бесцветный_________________________________________
4. Лед прозрачный__________________________________________
5. Лед хрупкий_____________________________________________
6. Снег рыхлый_____________________________________________
7. У снежинки 5 лучей_______________________________________
8. Снег прозрачный_________________________________________
9. Все снежинки одинаковые_________________________________
10. Снег белый_____________________________________________
Проверка выполнения задания. (Презентация, слайд №20).
Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.
Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.