Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Пожарского муниципального округа
7 класс
Выполнила:
Банюшевич Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Цель:
Ø Дать первичное представление о способах образования наречий.
Ø Познакомить с правописанием не с наречиями на - о, - е.
Ø Формировать умение находить и объяснять с помощью правила орфограмму «Написание не с наречиями на - о, - е»
Ø Повторить правописание не с другими частями речи.
I. Слово учителя
Правописание не с наречиями считается трудной темой, но вы сможете успешно овладеть ею при соблюдении ряда условий.
Во-первых, нужно уметь быстро и безошибочно отличать наречия от других частей речи, узнавать их «в лицо».
Во-вторых, полезно помнить, что многие правила правописания наречий совпадают с орфографическими правилами правописания других частей речи.
В-третьих, особую роль при овладении правописанием наречий играет орфографический словарь. Привычку обращаться к словарю важно сохранить на всю жизнь.
Итак, займёмся правописанием наречий. Начнём с правил известных по орфографии других частей речи.
II. Включить ребят в исследование, опираясь на сравнение ранее изученных правил.
Составление таблицы
Не пишется |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Наречие |
Слитно |
1. Неряха 2. Неправда |
1.Неряшливый 2.Нелживый |
1.Нелепо 2.Неискренне |
Раздельно |
1. Не правда, а ложь |
1.Не правдивый, а лживый 2.Далеко не Вовсе не Ничуть не Нисколько не Отнюдь не |
1.Не хорошо, а плохо 2.Далеко не Вовсе не Ничуть не Нисколько не Никогда не Совсем не |
Что общего между данными частями речи?
Чем различаются?
Попробуйте сделать вывод о написании не с наречиями
Вывод:
Не с наречиями на - о, - е пишется слитно, если может быть заменено синонимом или близким по значению выражением.
Обозначьте орфограмму «Не с наречиями на –о, -е», работу выполняем по
вариантам
1 вариант |
2 вариант |
Поступил (не)лепо |
Спросил (не)вежливо |
Написал (не)брежно |
Ответил (не) верно |
Остановился (не)ожиданно |
Прибил (не)крепко |
Говорил (не)быстро, а медленно |
Объяснил (не)понятно |
Выглядел отнюдь (не)красиво |
Ничуть (не)интересно |
Рассказать, как пишутся с не наречия на - о, - е
III. Закончи схему
c существительными слитно, если
Не с прилагательными пишется
c наречиями раздельно, если
Для заполнения используйте учебник стр.102 и слова в рамке.
Какого слова нет в правиле?
IV. Закрепление
Объясните орфограмму
(Не)настье,( не)приятель, (не)исправный, (не)высокий, (не)искренне, (не)лепо, (не)брежно, (не)высоко, а низко, (не) друг, а враг, (не)дружелюбно.
V. Исследуем, как образуются наречия. Для этого произведём словообразовательный разбор.
Нелепо - нелепый (суффиксальный)
Недалеко - далеко (приставочный)
Вывод: наречия на - о, - е образуются от прилагательного суффиксальным способом, от наречия - приставочным.
Работа с учебником (важно обратить внимание, как образованы наречия)
VI. Последний вывод, который вы должны сделать, исследуя написания наречий.
Дано слово, но в разных сочетаниях. Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова?
(Не) спокойно
(Не)спокойно, а тревожно
Далеко (не)спокойно
Вывод: надо сделать сопоставительный анализ написания наречий.
Из упражнения 242 найдите пример по данному образцу и запишите.
Взлететь (не)высоко
Взлететь (не)высоко, а низко
Взлететь совсем (не) высоко
VII. Итог: мы с вами провели исследование и узнали, как пишется не с наречиями на – о, - е. Какие выводы мы сделали по ходу урока?
VIII. Закрепление
1.Самостоятельная работа (по вариантам)
Объяснить написание слов с не
Распределить слова по группам:
1. Не с существительными
2. Не с прилагательными
3. Не с наречиями
(Не) правда, а ложь, отвечал (не)принуждённо, (не)интересная книга, убеждал (не)искренне, (не)решительность игрока, долгое (не)настье, (не)заметно подошёл, (не)брежный вид, вовсе (не)интересный, идти (не)уклюже, (не)глубокая, а мелкая река, (не)быстро, а медленно.
2. Предупредительно-объяснительный диктант
Жить (не)далеко, летать (не) высоко, а низко, говорить далеко (не) ласково, поступить (не)обдуманно, слушать вовсе (не) интересно, говорить (не) громко, а тихо, играть ничуть (не) весело.
3.Графический диктант.
Я читаю предложения, а вы ставите знаки +, - в соответствии с правописанием «Не с наречиями» (слитно +, раздельно -)
1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…
2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно.
3) Жадно и неторопливо, желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.
5) Новые знакомства в лесу происходят не редко, а довольно часто.
6) Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеёк.
7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно.
Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-
4.Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)
Тестовые задания.
1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста?
Вывод:
Не с наречиями на - о, - е пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а, если есть слова: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не.
5.Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новые слова и запишите их:
А) Бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки.
Б) Ночь, ириска, зубы, кисточка, остров.
В) Танцы, игры, халат, орбита.
6. Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
А) Ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, посёлок.
Б) Опричник, оладьи, посох, охрана, рояль.
В) Смелость, парта, ульи, потолок.
7.Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.
Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
Запишите к каждому наречию слово синоним с приставкой не, а потом - антоним.
IX. Итог урока
Мы с вами провели исследование и узнали, как пишется не с наречиями на – о, - е.
Какие выводы мы сделали по ходу урока?
X. Рефлексия
На уроке мне было…,
потому что…
хорошо, ужасно интересно,
скучно, страшно, сначала,
сегодня, правильно, когда-нибудь,
навечно, навсегда, отлично,
бесполезно,понятно, потом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.