Урок-исследование в 6-м классе по теме "Безличные глаголы"
Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности
Формировать навыки проведения учебного исследования
Задачи урока:
Ход уроков
1. Организационный момент и вступительное слово учителя.
И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить цель и задачи исследования.
Предметом исследования на уроке является глагол
Как назвать глаголы, при которых нет действующего лица?
Объектом исследования будут безличные глаголы
тема урока – «Безличные глаголы»,
Цель: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности
Зачачи …. На слайде
Первая задача: Мы должны узнать, что такое безличные глаголы и установить значения безличных глаголов.
Анализируются предложения: Сегодня морозит. Смеркалось. В лесу легко дышится. На улице светает. Мне нездоровится.
Какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод: в этих предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого
Есть ли при сказуемых действующее лицо? Нет, при сказуемых в этих предложениях действующего лица нет. Попробуйте подставить подлежащее – действующее лицо
А это значит, что сказуемые в этих предложениях выражены …безличными глаголами.
Вывод: Безличные глаголы обозначают действие, происходящее само по себе, явления природы
и состояние человека (морозит, светает, нездоровится).
Вторая задача: выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы;
Задания:
Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.
Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.
Дерево
темнеет вдали. В
лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.
Задания:
Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.
Индивидуальное исследование.
Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (7 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.
Выводы: ………
Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).
Результаты фиксируются и представляются классу.
Составление памятки «Как определить безличный глагол»
Найдите предложения с безличными глаголами
Больше ходите пешком.
Что глядите на меня, темно-голубые?
За окном светало.
Выезжать будем засветло.
Подморозило, и ехать стало легче.
Как только рассветет, мы двинемся в путь.
Подведение итогов работы.
Домашнее задание:
Рассказывать о безличных глаголах
Попробовать сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений, где есть безличные глаголы.
Карточка для самостоятельной работы №1
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось... (С. Есенин)
|
Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. 2. Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Карточка для самостоятельной работы №2
Не остывшая от зною Ночь июльская блистала... И над тусклою землёю Небо, полное грозою, Всё в зарницах трепетало... ( Ф. Тютчев) |
Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. 2. Подчеркните главные члены предложения. 3. Найдите личные глаголы. 4. Найдите безличные глаголы. 5. Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Карточка для самостоятельной работы №3
Люблю я этот час, когда со всех сторон Ко мне идут густые тени, И веет свежестью, и воздух напоен Дыханьем дремлющих растений. (И.Никитин) |
Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. 2. Подчеркните главные члены предложения. 3. Найдите личные глаголы. 4. Найдите безличные глаголы. 5. Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Карточка для самостоятельной работы № 4
Смеркает день. В бору темнеет. Пожар зари над ним краснеет. Во влажной почве лист сухой Без звука тонет под водой. (И.Никитин) |
Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. 2. Подчеркните главные члены предложения. 3. Найдите личные глаголы. 4. Найдите безличные глаголы. 5. Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Карточка для самостоятельной работы № 5
С зари кукушка за рекою Кукует звучно вдалеке, И в молодом березняке Грибами пахнет и листвою. (И.Бунин) |
Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. 2. Подчеркните главные члены предложения. 3. Найдите личные глаголы. 4. Найдите безличные глаголы. 5. Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Карточка для самостоятельной работы № 6
За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады. ( И.Бунин)
|
Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. 2. Подчеркните главные члены предложения. 3. Найдите личные глаголы. 4. Найдите безличные глаголы. 5. Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Карточка для самостоятельной работы № 7
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. (А. Плещеев) |
Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. 2. Подчеркните главные члены предложения. 3. Найдите личные глаголы. 4. Найдите безличные глаголы. 5. Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.