Урок-исследование "Выявление закономерностей модификационной изменчивости"
Оценка 5

Урок-исследование "Выявление закономерностей модификационной изменчивости"

Оценка 5
docx
25.05.2020
Урок-исследование "Выявление закономерностей модификационной изменчивости"
Выявление закономерностей модификационной изменчивости.docx

Технологическая карта урока методом проектов (исследование)

 

Ф.И.О. учителя Абдуллаева Ирина Валерьевна

 

Тема урока:  Выявление закономерностей модификационной изменчивости.

 

Место и роль урока в изучаемой главе (разделе, теме). Это пятый урок в теме «Закономерности жизни на организменном уровне». Урок дает объяснение проявлениям модификационной изменчивости, которая проявляется на организменном уровне организации жизни.

 

 

Тип урока: урок закрепления знаний.  Вид: урок-исследование.

 

Цель урока: выявить проявления закономерностей модификационной изменчивости у растений, животных и человека.

1. Личностные результаты:

 развивать  мотивы  учебной  деятельности  и  формирование  личностного  смысла  учения.                                              

2. Метапредметные результаты:

-познавательные УУД: на основе имеющейся информации  строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Выполняя практическую часть интерпретировать информацию, представленную в графиках и таблицах.                                                   

-регулятивные УУД: определить выполнение учебных действий в группе в соответствии с целью и задачами урока и осуществлять взаимооценку работы других групп в соответствии с критериями.Выполнять учебные действия,  учитывая алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

-коммуникативные УУД : совершенствование  умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать друг с другом, умения публично представлять результат деятельности группы, аргументировать собственную позицию по предложенной проблеме.

3. Предметные результаты:

установить  закономерности модификационной изменчивости.

Ресурсы:

Мультимедийное сопровождение;

Технологическая  карта для работы в группе;

Рабочие материалы.

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Критерии результативности этапа

I.

Организационный момент.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.

Проверка собственной готовности к уроку, организация внимания.

Доброжелательный настрой учителя и учащихся, кратковременность организационного момента, полная готовность класса и оборудования к работе, организация внимания всех учащихся.

II.

Проверка знаний.

Проверяет в ходе фронтального опроса уровень усвоения учащимися всего класса теоретического материала по теме: «Изменчивость организмов», комментирование (оценивание) ответов учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем

Рецензирование ответов, направленное на указание пробелов в знаниях, активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний.

III.

Погружение в исследование.

Создание проблемной ситуации:

модификационная изменчивость не наследуется, но она проявляется у организмов. Тогда возникает проблемный вопрос: каковы  закономерности ее проявления? Почему данная проблема актуальна?

Что является объектом и предметом исследования?

Какую гипотезу можно выдвинуть?

Какова цель и задачи, которые помогут реализовать поставленную цель исследования?

Предложите, какими методами исследования мы будем пользоваться?

Определение темы исследования: «Выявление закономерностей модификационной изменчивости»

 Формулирование цели исследования: выявить закономерности модификационной изменчивости.

Выдвижение гипотезы: если модификационная изменчивость не передается по наследству, то закономерности ее проявления зависят от условий окружающей среды.

Задачи:

1.актуализировать информацию о модификационной изменчивости и ее закономерностях.

2.  выполнить практическую часть по выявлению закономерностей модификационной изменчивости у растений, человека и животных

3. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод

4. Определить практическую значимость результатов работы (это будет домашнее задание)

 Выбор метода решения проблемной ситуации: анализ информационных источников, измерительный, математический, экспериментальный.

 

 

Наличие проблемы, которую необходимо решить. Наличие объекта, предмета исследования. Наличие гипотезы и сформулированных цели и задач в соответствие  с темой. Определены методы исследования

IV.

Организация деятельности.

Формирование групп и организация деятельности групп для решения задач.

Учитель раздает учащимся инструктивные карты, в которых имеется цифровой материал необходимый для построения вариационных кривых и перечень вопросов, на которые нужно ответить(Приложение 1).

Каждая группа получает необходимые рабочие материалы для выполнения практической части: листы ватмана, маркеры, линейки.

 Предложить учащимся, согласно инструктивной карте  разделить работу на части:

·    Обработка цифровых данных;

·    Построение графика вариационных кривых;

·    Ответы на вопросы;

·    Анализ полученных результатов.

Разрабатывают план деятельности по решению задач.

Распределяют роли в группе, кто какой частью реализации работы занимается.

Пользуются памяткой

«Правила работы в группе» (Приложение 2).

Наличие групп, плана действий по реализации работы, роли в группе

V.

Реализация проекта.

Консультирует учащихся, оказывает помощь, в случае затруднений контролирует временные рамки этапы.

Каждый из учащихся группы самостоятельно, согласно определенной роли:

·    Обрабатывает  цифровые данные;

·    Строит графики вариационных кривых;

·    Отвечает на вопросы;

·    Анализирует  полученные результаты;

·     

Наличие выводов по результатам деятельности групп.

VI.

Презентация.

Знакомит учащихся с памяткой выступающему (Приложение 3). Создает условия для презентации и оценки (самооценки, взаимооценки) по критериям. Обобщает и резюмирует полученные результаты деятельности групп по цели проекта.

Представляют результат деятельности (обмен информацией).

Результат, представленный группами, соответствует цели деятельности: выявить проявления закономерностей модификационной изменчивости у растений, животных и человека.

Гипотеза подтверждена, задачи выполнены.

VII.

Рефлексия (подведение итогов).

Ознакомление учащихся с правилами групповой рефлексии (Приложение 4).

Организация групповой рефлексии.

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество информационного буклета, определяет перспективы использования полученных результатов.

Групповая рефлексия.

Учащиеся должны:

·  Сформулировать перед группой цель;

·   Выписать (вспомнить) перечень действий членов группы;

·   Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие из действий помогали или не помогали достижению цели;

·   Оценить результаты деятельности своей группы и других групп (Приложение 4).

Решить, какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие нужно изменить.

Наличие оценок (качественных и количественных), определение перспектив использования полученной работы на родительских собраниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Инструктивная карта № 1.

 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цель: выявить проявления модификационной изменчивости у человека, используя вариационную кривую

Оборудование: инструктивные карты.

Ход работы: Данные о росте учащихся.

                                                       Рост обучающихся   (см)                                      

девочек

мальчиков

167

153

161

164

161

170

160

180

179

177

161

175

160

170

170

161

165

163

175

186

174

160

168

158

166

184

183

180

170

172

160

160

158

157

161

179

178

181

176

176

172

171

162

161

160

168

166

168

165

180

170

173

150

166

161

181

162

179

179

160

171

169

170

165

158

169

165

176

180

165

Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:

  1. Составьте вариационный ряд изменчивости роста учащихся. Занесите сведения в таблицу.

Девочек:

 (численное значение признака) – рост, см

150-154

155- 159

160-164

165-169

170–174

175 –179

Частота встречаемости признака -  (число учеников)

 

 

 

 

 

 

Мальчиков:

 (численное значение признака) – рост, см

160 –164

165 –169

170 –174

175 –179

180 - 184

185 - 189

Частота встречаемости признака – (число учеников)

 

 

 

 

 

 

2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости –

     отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – варианта  (рост обучающихся). 

                                    (частота встречаемости признака

 

 


                                                                                     рост учащихся (см)

3. Ответьте на вопросы:

а) есть ли пределы проявления признака, т.е норма реакции?

б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?

в) может ли данная изменчивость передаваться по наследству? Если нет, отчего она зависит?

г) носит групповой или индивидуальный характер?

4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.                                                                                                                        

Инструктивная карточка № 2.

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цель: выявить проявления модификационной изменчивости у человека, используя вариационную кривую

Оборудование: инструктивные карты.

    Ход работыДанные о размере обуви учащихся 9-х классов

                                                            Размер обуви обучающихся                                

девочек

мальчиков

39

40

36

36

37

41

41

43

42

42

38

38

35

38

39

41

40

38

40

44

39

38

36

38

38

43

44

42

41

42

37

38

38

38

36

43

42

42

41

42

41

37

39

36

37

40

45

41

42

45

39

38

36

38

39

44

42

44

44

39

39

39

39

40

35

41

41

42

45

40

Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:

1.      Составьте вариационный ряд изменчивости размера обуви учащихся.

Девочек:

 (численное значение признака) – размер обуви

35

36

38

39

40

Частота встречаемости признака –  (число учеников)

 

 

 

 

 

Мальчиков:

 (численное значение признака) – размер обуви

38

39

40

41

42

43

44

45

Частота встречаемости признака – р(число учеников)

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного  признака

 – отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его

     встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – варианта (размер обуви  обучающихся). 

 

                                            частота встречаемости     признака

 

 

                                                                                   размер обуви учащихся

 


.

 

3. Ответьте на вопросы:

а) есть ли пределы проявления признака, т.е норма реакции?

б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?

в) может ли данная изменчивость передаваться по наследству? Если нет, отчего она зависит?

г) носит групповой или индивидуальный характер?

4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.                                                                                                                       

 

Инструктивная карточка № 3.

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цель: выявить проявления модификационной изменчивости у человека, используя вариационную кривую

Оборудование: инструктивные карты.

Ход работыДанные о размере одежды учащихся 9-х классов.

                                                        Размер одежды учащихся                                

девочек

мальчиков

44

48

44

44

42

46

44

48

50

46

44

44

42

46

46

44

42

42

46

46

46

42

42

46

44

46

48

46

44

46

42

44

42

44

48

46

48

46

42

48

44

44

46

42

44

46

42

46

48

46

44

44

42

46

42

42

46

44

46

46

46

42

46

46

42

46

44

50

44

48

Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:

1.                                                                              Составьте вариационный ряд изменчивости размер одежды учащихся.

Девочек:

 (численное значение признака) – размер одежды

42

44

46

48

Частота встречаемости признака –  (число учеников)

 

 

 

 

Мальчиков:

 (численное значение признака) –  размер одежды

42

44

46

48

50

Частота встречаемости признака – (число учеников)

 

 

 

 

 

 2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака

– отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его

 встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – варианта (размер  одежды обучающихся). 

                                      (частота встречаемости признака

 

 

                                                                            размер одежды учащихся

 

 

 

3. Ответьте на вопросы:

а) есть ли пределы проявления признака, т.е норма реакции?

б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?

в) может ли данная изменчивость передаваться по наследству? Если нет, отчего она зависит?

г) носит групповой или индивидуальный характер?

 

4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.                                  

                                                                                    

Инструктивная карточка № 4.

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цель: выявить проявления модификационной изменчивости у животных и растений, используя вариационную кривую

Оборудование: инструктивные карты.

Ход работыДанные о жирности молока.(%). Получены от крестьянского фермерского хозяйства Беккера Александра Викторовича.

3,9

3.8

3,7

3,5

4,0

3,9

3,8

3,8

4,1

4,2

3,9

3,8

3,9

3,6

3,9

4,0

4,3

4,0

3,9

3,8

3,6

4,0

4,1

3,7

4,2

3.9

4,0

4.1

4,0

3,6

3.7

3.8

3,7

3.9

4,1

3,9

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:

1.      Составьте вариационный ряд изменчивости жирности молока в стаде коров.

 

 (численное значение признака) – жирность молока (%)

3,5

3.6

3.7

3.8

3.9

4.0

4.1

4.2

4.3

Частота встречаемости признака

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака

– отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его

     встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – жирность молока. 

                                     (частота встречаемости признака)

 

 

                                                                            Жирность молока

 

Ход работыДанные о длине листьев растения пеларгония (герань)

Таблица

Длина листев (мм)

40

35

35

40

45

39

30

37

37

40

30

37

39

30

35

50

40

35

40

39

45

47

45

39

37

Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:

1.  Составьте вариационный ряд изменчивости длины листьев

численное значение признака – длина листьев

30

35

37

39

40

43

47

50

Частота встречаемости признака – (количество листьев)

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного  признака

– отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его   встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – варианта (длина листьев). 

                                      (частота встречаемости признака)

 

 

                                                                             Длина листьев

3. Ответьте на вопросы:

а) есть ли пределы проявления признака, т.е норма реакции?

б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?

в) может ли данная изменчивость передаваться по наследству? Если нет, отчего она зависит?

г) носит групповой или индивидуальный характер?

4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

 

 

 

Приложение 2

Памятка «Правила работы в группе»

 

1.     При формировании групп:

- Спокойно, привычно собираться в группы

- Не покидать группу

- Говорить тихо и спокойно

- Соблюдать очередность

- Прочее (позы и жесты, взгляд, не задираться)

 

2.     Каждый член группы имеет право:

- Делиться своими идеями и мнениями

- Задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах)

- Направлять групповую работу («Мы должны были…», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?..», «А что если попробовать это?..»)

- Поощрять участие других членов группы («А что вы думаете…?»)

- Обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что…»)

- Выражать поддержку и одобрение

- Предлагать объяснение или разъяснение

- Перефразировать («Верно ли я понял, что …?»)

- Воодушевлять группу («Это не беда …»)

- Подытоживать вслух

- Уточнять («Согласен! А точнее будет сказать…»)

- Просить развить идею («А как это связано с …»)

- Поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо …»)

- Проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились …»)

- Планировать вслух («Я мог бы это изложить так…»)

- Сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»)

- Объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»)

- Спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»)

- Продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент…»)

- Задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если …?»)

- Предлагать несколько альтернатив («Есть еще варианты решения …»)

 

3.     При работе в группе необходимо помнить:

- Время на выдвижение идей ограничено

- Все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые – принимаются и фиксируются

- Члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товарищей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) вопросы на понимание

- Критические замечания не принимаются ни в какой форме

- Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее

- Пока один говорит – остальные слушают

- Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал

- Каждая из обсуждаемых идей как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей доработки

- Формулируется решение поставленной проблемы

 

 

Приложение 3

Памятка выступающему

1.      Начните свое выступление с приветствия.

2.      Примите во внимание:

ü  Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров и наглядностью;

ü  Логика изложения позволяет лучше понять выступление;

ü  Следует употреблять только понятные всем термины;

ü  Говорите внятно.

3.      Четко сформулируйте цель, которую вы решали в процессе работы, какими методами, приемами, средствами пользовались для решения этих задач.

4.      Старайтесь ответить на все поставленные вопросы.

5.      Поблагодарите слушателей за внимание.

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Рефлексия при групповой работе

 

·          Сформулировать еще раз перед группой цель;

·          Выписать (вспомнить) перечень действий членов группы;

·          Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие из действий помогали или не помогали достижению цели;

·          Решить, какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие нужно изменить.

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Критерии оценки работы

Самооценка

своей работы

Группа №___

Группа №___

 

Группа №___

Учителя

Итого

Аккуратность построения графиков вариационных кривых

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы, представленные в инструктивной карте

 

 

 

 

 

 

Эмоциональность речи при ее защите

 

 

 

 

 

 

Наличие вывода по работе

 

 

 

 

 

 

Соблюдение регламента защиты

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

2 балл – соответствует; 1 – частично соответствует; 0 – не соответствует.

 

Критерии оценивания: «5» - 50 - 44 баллов;

                                        «4» - 43- 38 баллов;

                                        «3» - 37-27 баллов

                                        «2» - менее 27 баллов.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока методом проектов (исследование)

Технологическая карта урока методом проектов (исследование)

II . Проверка знаний.

II . Проверка знаний.

IV . Организация деятельности.

IV . Организация деятельности.

Ознакомление учащихся с правилами групповой рефлексии (Приложение 4)

Ознакомление учащихся с правилами групповой рефлексии (Приложение 4)

Приложение 1 Инструктивная карта № 1

Приложение 1 Инструктивная карта № 1

По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси

По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси

Частота встречаемости признака – (число учеников)

Частота встречаемости признака – (число учеников)

Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания: 1

Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания: 1

Инструктивная карточка № 4. «

Инструктивная карточка № 4. «

Длина листев (мм) 40 35 35 40 45 39 30 37 37 40 30 37 39 30 35 50 40 35 40 39 45 47…

Длина листев (мм) 40 35 35 40 45 39 30 37 37 40 30 37 39 30 35 50 40 35 40 39 45 47…

Делиться своими идеями и мнениями -

Делиться своими идеями и мнениями -

Четко сформулируйте цель, которую вы решали в процессе работы, какими методами, приемами, средствами пользовались для решения этих задач

Четко сформулируйте цель, которую вы решали в процессе работы, какими методами, приемами, средствами пользовались для решения этих задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020