Технологическая карта урока методом проектов (исследование)
Ф.И.О. учителя Абдуллаева Ирина Валерьевна
Тема урока: Выявление закономерностей модификационной изменчивости.
Место и роль урока в изучаемой главе (разделе, теме). Это пятый урок в теме «Закономерности жизни на организменном уровне». Урок дает объяснение проявлениям модификационной изменчивости, которая проявляется на организменном уровне организации жизни.
Тип урока: урок закрепления знаний. Вид: урок-исследование.
Цель урока: выявить проявления закономерностей модификационной изменчивости у растений, животных и человека.
1. Личностные результаты:
развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Метапредметные результаты:
-познавательные УУД: на основе имеющейся информации строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Выполняя практическую часть интерпретировать информацию, представленную в графиках и таблицах.
-регулятивные УУД: определить выполнение учебных действий в группе в соответствии с целью и задачами урока и осуществлять взаимооценку работы других групп в соответствии с критериями.Выполнять учебные действия, учитывая алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
-коммуникативные УУД : совершенствование умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать друг с другом, умения публично представлять результат деятельности группы, аргументировать собственную позицию по предложенной проблеме.
3. Предметные результаты:
установить закономерности модификационной изменчивости.
Ресурсы:
Мультимедийное сопровождение;
Технологическая карта для работы в группе;
Рабочие материалы.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Критерии результативности этапа |
I. |
Организационный момент. |
||
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся. |
Проверка собственной готовности к уроку, организация внимания. |
Доброжелательный настрой учителя и учащихся, кратковременность организационного момента, полная готовность класса и оборудования к работе, организация внимания всех учащихся. |
|
II. |
Проверка знаний. |
||
Проверяет в ходе фронтального опроса уровень усвоения учащимися всего класса теоретического материала по теме: «Изменчивость организмов», комментирование (оценивание) ответов учащихся. |
Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем |
Рецензирование ответов, направленное на указание пробелов в знаниях, активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний. |
|
III. |
Погружение в исследование. |
||
Создание проблемной ситуации: модификационная изменчивость не наследуется, но она проявляется у организмов. Тогда возникает проблемный вопрос: каковы закономерности ее проявления? Почему данная проблема актуальна? Что является объектом и предметом исследования? Какую гипотезу можно выдвинуть? Какова цель и задачи, которые помогут реализовать поставленную цель исследования? Предложите, какими методами исследования мы будем пользоваться? |
Определение темы исследования: «Выявление закономерностей модификационной изменчивости» Формулирование цели исследования: выявить закономерности модификационной изменчивости. Выдвижение гипотезы: если модификационная изменчивость не передается по наследству, то закономерности ее проявления зависят от условий окружающей среды. Задачи: 1.актуализировать информацию о модификационной изменчивости и ее закономерностях. 2. выполнить практическую часть по выявлению закономерностей модификационной изменчивости у растений, человека и животных 3. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод 4. Определить практическую значимость результатов работы (это будет домашнее задание) Выбор метода решения проблемной ситуации: анализ информационных источников, измерительный, математический, экспериментальный.
|
Наличие проблемы, которую необходимо решить. Наличие объекта, предмета исследования. Наличие гипотезы и сформулированных цели и задач в соответствие с темой. Определены методы исследования |
|
IV. |
Организация деятельности. |
||
Формирование групп и организация деятельности групп для решения задач. Учитель раздает учащимся инструктивные карты, в которых имеется цифровой материал необходимый для построения вариационных кривых и перечень вопросов, на которые нужно ответить(Приложение 1). Каждая группа получает необходимые рабочие материалы для выполнения практической части: листы ватмана, маркеры, линейки. Предложить учащимся, согласно инструктивной карте разделить работу на части: · Обработка цифровых данных; · Построение графика вариационных кривых; · Ответы на вопросы; · Анализ полученных результатов. |
Разрабатывают план деятельности по решению задач. Распределяют роли в группе, кто какой частью реализации работы занимается. Пользуются памяткой «Правила работы в группе» (Приложение 2). |
Наличие групп, плана действий по реализации работы, роли в группе |
|
V. |
Реализация проекта. |
||
Консультирует учащихся, оказывает помощь, в случае затруднений контролирует временные рамки этапы. |
Каждый из учащихся группы самостоятельно, согласно определенной роли: · Обрабатывает цифровые данные; · Строит графики вариационных кривых; · Отвечает на вопросы; · Анализирует полученные результаты; · |
Наличие выводов по результатам деятельности групп. |
|
VI. |
Презентация. |
||
Знакомит учащихся с памяткой выступающему (Приложение 3). Создает условия для презентации и оценки (самооценки, взаимооценки) по критериям. Обобщает и резюмирует полученные результаты деятельности групп по цели проекта. |
Представляют результат деятельности (обмен информацией). |
Результат, представленный группами, соответствует цели деятельности: выявить проявления закономерностей модификационной изменчивости у растений, животных и человека. Гипотеза подтверждена, задачи выполнены. |
|
VII. |
Рефлексия (подведение итогов). |
||
Ознакомление учащихся с правилами групповой рефлексии (Приложение 4). Организация групповой рефлексии. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество информационного буклета, определяет перспективы использования полученных результатов. |
Групповая рефлексия. Учащиеся должны: · Сформулировать перед группой цель; · Выписать (вспомнить) перечень действий членов группы; · Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие из действий помогали или не помогали достижению цели; · Оценить результаты деятельности своей группы и других групп (Приложение 4). Решить, какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие нужно изменить. |
Наличие оценок (качественных и количественных), определение перспектив использования полученной работы на родительских собраниях. |
Приложение 1
Инструктивная карта № 1.
«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Цель: выявить проявления модификационной изменчивости у человека, используя вариационную кривую
Оборудование: инструктивные карты.
Ход работы: Данные о росте учащихся.
Рост обучающихся (см)
девочек |
мальчиков |
||||||||
167 |
153 |
161 |
164 |
161 |
170 |
160 |
180 |
179 |
177 |
161 |
175 |
160 |
170 |
170 |
161 |
165 |
163 |
175 |
186 |
174 |
160 |
168 |
158 |
166 |
184 |
183 |
180 |
170 |
172 |
160 |
160 |
158 |
157 |
161 |
179 |
178 |
181 |
176 |
176 |
172 |
171 |
162 |
161 |
160 |
168 |
166 |
168 |
165 |
180 |
170 |
173 |
150 |
166 |
161 |
181 |
162 |
179 |
179 |
160 |
171 |
169 |
170 |
165 |
158 |
169 |
165 |
176 |
180 |
165 |
Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:
Девочек:
(численное значение признака) – рост, см |
150-154 |
155- 159 |
160-164 |
165-169 |
170–174 |
175 –179 |
Частота встречаемости признака - (число учеников) |
|
|
|
|
|
|
Мальчиков:
(численное значение признака) – рост, см |
160 –164 |
165 –169 |
170 –174 |
175 –179 |
180 - 184 |
185 - 189 |
Частота встречаемости признака – (число учеников) |
|
|
|
|
|
|
2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости –
отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – варианта (рост обучающихся).
(частота встречаемости признака
![]() |
рост учащихся (см)
3. Ответьте на вопросы:
а) есть ли пределы проявления признака, т.е норма реакции?
б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?
в) может ли данная изменчивость передаваться по наследству? Если нет, отчего она зависит?
г) носит групповой или индивидуальный характер?
4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Инструктивная карточка № 2.
«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Цель: выявить проявления модификационной изменчивости у человека, используя вариационную кривую
Оборудование: инструктивные карты.
Ход работы: Данные о размере обуви учащихся 9-х классов
Размер обуви обучающихся
девочек |
мальчиков |
||||||||
39 |
40 |
36 |
36 |
37 |
41 |
41 |
43 |
42 |
42 |
38 |
38 |
35 |
38 |
39 |
41 |
40 |
38 |
40 |
44 |
39 |
38 |
36 |
38 |
38 |
43 |
44 |
42 |
41 |
42 |
37 |
38 |
38 |
38 |
36 |
43 |
42 |
42 |
41 |
42 |
41 |
37 |
39 |
36 |
37 |
40 |
45 |
41 |
42 |
45 |
39 |
38 |
36 |
38 |
39 |
44 |
42 |
44 |
44 |
39 |
39 |
39 |
39 |
40 |
35 |
41 |
41 |
42 |
45 |
40 |
Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:
1. Составьте вариационный ряд изменчивости размера обуви учащихся.
Девочек:
(численное значение признака) – размер обуви |
35 |
36 |
38 |
39 |
40 |
Частота встречаемости признака – (число учеников) |
|
|
|
|
|
Мальчиков:
(численное значение признака) – размер обуви |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
Частота встречаемости признака – р(число учеников) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака
– отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его
встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – варианта (размер обуви обучающихся).
частота встречаемости признака
размер обуви учащихся
.
3. Ответьте на вопросы:
а) есть ли пределы проявления признака, т.е норма реакции?
б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?
в) может ли данная изменчивость передаваться по наследству? Если нет, отчего она зависит?
г) носит групповой или индивидуальный характер?
4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Инструктивная карточка № 3.
«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Цель: выявить проявления модификационной изменчивости у человека, используя вариационную кривую
Оборудование: инструктивные карты.
Ход работы: Данные о размере одежды учащихся 9-х классов.
Размер одежды учащихся
девочек |
мальчиков |
||||||||
44 |
48 |
44 |
44 |
42 |
46 |
44 |
48 |
50 |
46 |
44 |
44 |
42 |
46 |
46 |
44 |
42 |
42 |
46 |
46 |
46 |
42 |
42 |
46 |
44 |
46 |
48 |
46 |
44 |
46 |
42 |
44 |
42 |
44 |
48 |
46 |
48 |
46 |
42 |
48 |
44 |
44 |
46 |
42 |
44 |
46 |
42 |
46 |
48 |
46 |
44 |
44 |
42 |
46 |
42 |
42 |
46 |
44 |
46 |
46 |
46 |
42 |
46 |
46 |
42 |
46 |
44 |
50 |
44 |
48 |
Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:
1. Составьте вариационный ряд изменчивости размер одежды учащихся.
Девочек:
(численное значение признака) – размер одежды |
42 |
44 |
46 |
48 |
Частота встречаемости признака – (число учеников) |
|
|
|
|
Мальчиков:
(численное значение признака) – размер одежды |
42 |
44 |
46 |
48 |
50 |
Частота встречаемости признака – (число учеников) |
|
|
|
|
|
2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака
– отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его
встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – варианта (размер одежды обучающихся).
(частота встречаемости признака
размер одежды учащихся
3. Ответьте на вопросы:
а) есть ли пределы проявления признака, т.е норма реакции?
б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?
в) может ли данная изменчивость передаваться по наследству? Если нет, отчего она зависит?
г) носит групповой или индивидуальный характер?
4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Инструктивная карточка № 4.
«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Цель: выявить проявления модификационной изменчивости у животных и растений, используя вариационную кривую
Оборудование: инструктивные карты.
Ход работы: Данные о жирности молока.(%). Получены от крестьянского фермерского хозяйства Беккера Александра Викторовича.
3,9 |
3.8 |
3,7 |
3,5 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,8 |
4,1 |
4,2 |
3,9 |
3,8 |
3,9 |
3,6 |
3,9 |
4,0 |
4,3 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,6 |
4,0 |
4,1 |
3,7 |
4,2 |
3.9 |
4,0 |
4.1 |
4,0 |
3,6 |
3.7 |
3.8 |
3,7 |
3.9 |
4,1 |
3,9 |
Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:
1. Составьте вариационный ряд изменчивости жирности молока в стаде коров.
(численное значение признака) – жирность молока (%) |
3,5 |
3.6 |
3.7 |
3.8 |
3.9 |
4.0 |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
Частота встречаемости признака |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака
– отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его
встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – жирность молока.
(частота встречаемости признака)
Жирность молока
Ход работы: Данные о длине листьев растения пеларгония (герань)
Таблица
Длина листев (мм) |
||||
40 |
35 |
35 |
40 |
45 |
39 |
30 |
37 |
37 |
40 |
30 |
37 |
39 |
30 |
35 |
50 |
40 |
35 |
40 |
39 |
45 |
47 |
45 |
39 |
37 |
Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:
1. Составьте вариационный ряд изменчивости длины листьев
численное значение признака – длина листьев |
30 |
35 |
37 |
39 |
40 |
43 |
47 |
50 |
Частота встречаемости признака – (количество листьев) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака
– отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости. По оси OY - частота встречаемости признака, а по оси OX – варианта (длина листьев).
(частота встречаемости признака)
Длина листьев
3. Ответьте на вопросы:
а) есть ли пределы проявления признака, т.е норма реакции?
б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?
в) может ли данная изменчивость передаваться по наследству? Если нет, отчего она зависит?
г) носит групповой или индивидуальный характер?
4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Приложение 2
Памятка «Правила работы в группе»
1. При формировании групп:
- Спокойно, привычно собираться в группы
- Не покидать группу
- Говорить тихо и спокойно
- Соблюдать очередность
- Прочее (позы и жесты, взгляд, не задираться)
2. Каждый член группы имеет право:
- Делиться своими идеями и мнениями
- Задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах)
- Направлять групповую работу («Мы должны были…», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?..», «А что если попробовать это?..»)
- Поощрять участие других членов группы («А что вы думаете…?»)
- Обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что…»)
- Выражать поддержку и одобрение
- Предлагать объяснение или разъяснение
- Перефразировать («Верно ли я понял, что …?»)
- Воодушевлять группу («Это не беда …»)
- Подытоживать вслух
- Уточнять («Согласен! А точнее будет сказать…»)
- Просить развить идею («А как это связано с …»)
- Поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо …»)
- Проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились …»)
- Планировать вслух («Я мог бы это изложить так…»)
- Сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»)
- Объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»)
- Спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»)
- Продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент…»)
- Задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если …?»)
- Предлагать несколько альтернатив («Есть еще варианты решения …»)
3. При работе в группе необходимо помнить:
- Время на выдвижение идей ограничено
- Все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые – принимаются и фиксируются
- Члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товарищей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) вопросы на понимание
- Критические замечания не принимаются ни в какой форме
- Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее
- Пока один говорит – остальные слушают
- Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал
- Каждая из обсуждаемых идей как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей доработки
- Формулируется решение поставленной проблемы
Приложение 3
Памятка выступающему
1. Начните свое выступление с приветствия.
2. Примите во внимание:
ü Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров и наглядностью;
ü Логика изложения позволяет лучше понять выступление;
ü Следует употреблять только понятные всем термины;
ü Говорите внятно.
3. Четко сформулируйте цель, которую вы решали в процессе работы, какими методами, приемами, средствами пользовались для решения этих задач.
4. Старайтесь ответить на все поставленные вопросы.
5. Поблагодарите слушателей за внимание.
Приложение 4
Рефлексия при групповой работе
· Сформулировать еще раз перед группой цель;
· Выписать (вспомнить) перечень действий членов группы;
· Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие из действий помогали или не помогали достижению цели;
· Решить, какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие нужно изменить.
Оценочный лист
Критерии оценки работы |
Самооценка своей работы |
Группа №___ |
Группа №___ |
Группа №___ |
Учителя |
Итого |
|
Аккуратность построения графиков вариационных кривых |
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на вопросы, представленные в инструктивной карте |
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональность речи при ее защите |
|
|
|
|
|
|
|
Наличие вывода по работе |
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдение регламента защиты |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|||||
2 балл – соответствует; 1 – частично соответствует; 0 – не соответствует.
Критерии оценивания: «5» - 50 - 44 баллов;
«4» - 43- 38 баллов;
«3» - 37-27 баллов
«2» - менее 27 баллов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.