Автор урока:
Тихонова Алёна Александровна,
учитель физики МОУ СОШ№4
г.Комсомольск-на-Амуре , Хабаровский край
Тема: «Источники света. Распространение света.»
Цель:
Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: точечный источник света, световой луч, тень, полутень.
Способствовать развитию у учащихся компетентностей: информационной (аспект - извлечение первичной информации, 1и 2 уровень; аспект – обработка информации,1 и 2 уровень; аспект- первичная обработка информации, 1 уровень), коммуникативной ( аспект- диалог, 1 уровень)
Дидактический тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1. Актуализация
1.1.Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
« Какую роль играет свет в жизни человека?»
« Что мы знаем о свете?»
Стимул: оценить имеющиеся знания по теме «Световые явления».
1.2. Обсуждение ответов.
Анализируя ответы, учащиеся делают вывод о том, что свет жизненно необходим всему живому на планете Земля, но они не знакомы с природой света и его законами …….
2. Изучение нового материала.
2.1.После обсуждения учащимися формулируется тема урока, которая при необходимости корректируется учителем: «Источники света. Распространение света.».
2.2.Учитель излагает новый материал:
Вопрос о сущности света, о его природе интересовал учёных ещё в глубокой древности. Величайшие научные открытия обязаны свету: законы движения планет; строение клетки живых организмов; структура металлов; химический состав Солнца и других небесных тел.
Свет широко применяется в современном производстве.
Распространение
света представляет собой перемещение энергии от светящегося тела. Свет от
Солнца, свечи, лампы накаливания излучается по всем направлениям. Если
пропустить солнечный свет через маленькое круглое отверстие в шторе, то, глядя
со стороны, мы увидим в пыльном воздухе тонкий светлый пучок, который является
световым пучком. Если провести линию, показывающую расположение узкого
светового пучка, то получится световой луч.
В реальных условиях свет распространяется по многим направлениям, поэтому
мы имеем дело не с одним лучом, а с пучком или пучками световых лучей. На
практике никогда нельзя получить единичный световой луч, но это понятие очень
полезно. Оно позволяет проводить на схемах прямые линии, указывающие
направления распространения света. Свет не образует «лучей», мы же их проводим,
чтобы облегчить описание поведения света.
2.3.Учащимся предлагается выполнить компетентностно – ориентированное задание, структура и
содержание которого представлена ниже.
Задачная формулировка: на основе имеющегося ЦОР выявить общие признаки представленные на
картинках.
Примечание: Картинки спроецированы на доску
2.4.Организация учителем действий учащихся по обработке информации на втором уровне (информационная компетентность)
Задачная формулировка: на основе сравнительного анализа трёх определений «светового луча», выбрать то, которое наиболее точно подходит к понятию «определение».
•Световой луч -
это чисто геометрическое понятие. Это направление, в котором световой волной переносится энергия.
•Световой луч -
это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.
• Световой луч -
это воображаемая линия. Но иногда под лучом света понимают тонкий пучок света. Наблюдая за такими пучками, можно сделать вывод, что свет распространяется прямолинейно.
Примечание: Задание спроецировано на доску
После обсуждения, определение записывается в тетрадь.
2.5. Учитель знакомит учащихся с понятиями источник света, точечный и протяженный источник света.
2.6.Организация учителем действий учащихся по извлечению вторичной информации на первом уровне (информационная компетентность)
Задачная формулировка: внимательно рассмотрите картинки и ответьте на вопрос
« На какие виды можно разделить источники света?»
Примечание: Картинки спроецированы на доску
2.7.Организация учителем самостоятельной деятельности учащихся, в ходе которой они, используя ЦОР , и ранее изложенную учителем информация, составляют схему «Источники света»
( первичная обработка информации 1 уровень)
2. 8. Учитель объясняет образование тени и полутени с использованием ЦОР. Учащиеся в тетради фиксируют данные рисунки.
Примечание: Картинки спроецированы на доску
2. 9. Учащимся предлагается выполнить компетентностно – ориентированное задание, структура и
содержание которого представлена ниже.
(Извлечение вторичной информации 1 уровня)
Задачная формулировка: на основе информации спроецированной на доске записать в тетрадь определение тени и полутени.
•Тело, освещаемое точечным источником, отбрасывает на экран тень.
• Тень - это область пространства, куда не попадают лучи от источника света.
• При освещении тела протяженным источником на экране образуется область полутени. Это область, куда попадают лучи только от части источника света.
2.10. Организация учителем действий учащихся по извлечению первичной информации на втором уровне (информационная компетентность)
Задачная формулировка: внимательно посмотрите видео фрагменты «Модель лунного затмения» и «Модель солнечного затмения», запишите факторы, определяющие лунное затмение, и схематично изобразите солнечное затмение.
Примечание: После выполнения задания на экран проецируется модель солнечного затмения.
В качестве рефлексии обсуждаем следующие вопросы:
•1.Что такое луч света?
•2.В чем состоит закон прямолинейного распространения света?
•3.Какое явление служит доказательством прямолинейного распространения света?
•4.Объясните, как образуется тень. Почему образование тени служит доказательством прямолинейности распространения света?
•5.При каких условиях наблюдается не только тень, но и полутень?
•6.Пользуясь рисунком, объясните, почему в некоторых областях экрана получается полутень.
•7.При каких условиях возникают солнечные и лунные затмения? Какое свойство лучей света они доказывают?
Домашнее задание: §62, стр. 147, упр.29
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.