Урок истории и обществознания в парадигме системно-деятельностного подхода: отличительные особенности
Оценка 4.7

Урок истории и обществознания в парадигме системно-деятельностного подхода: отличительные особенности

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
16.11.2021
Урок истории и обществознания в парадигме системно-деятельностного подхода: отличительные особенности
Урок истории и обществознания в парадигме системно-деятельностного подхода.docx

Урок истории и обществознания в парадигме системно-деятельностного подхода: отличительные особенности.

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход  (ГОС) направлен на:

Ø  проектирование и конструирование социальной развивающей среды в системе образования;

Ø  формирование готовности к  саморазвитию и непрерывному образованию;

Ø  обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

Ø  построение коррекционно-образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для достижения этой цели учитель ставит ряд вопросов:

Ø  какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

Ø  какие методы и средства обучения выбрать;

Ø  как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

Ø  как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной

     системе знаний и ценностных ориентаций.

 

2. Педагогические техники для формирования универсальных учебных действий на уроке истории, обществознания.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

3. Способы диагностики и оценки образовательных результатов учеников на уроках истории, обществознания.

            В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
            Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
            Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на  достижение результатов:

·         в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)

·         в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)

·         в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).

            Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ теперь дополняется новыми формами контроля результатов такими как:

·         целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);

·         самооценка ученика по принятым формам;

·         результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;

·         результаты учебных проектов.

            Дополнительные формы контроля:

- наблюдение 

– самооценка.

            Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается истории и обществознания, то навыки и рецептивные умения (тестирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (устный ответ) должны быть выработаны определенные критерии.

Давайте рассмотрим способы оценивания достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) и т. д. Одним из способов фиксации таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.

            Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект.

 


 

Урок истории и обществознания в парадигме системно-деятельностного подхода: отличительные особенности

Урок истории и обществознания в парадигме системно-деятельностного подхода: отличительные особенности

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении…

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021