Тема Культура, рождённая революцией
Тип урока
Урок-исследование
Цели и задачи урока
• Сформировать представления учащихся об изменениях, произошедших в духовной сфере советского общества после 1917 г. и начале культурной революции.
• Путём анализа исторических документов, исторических фактов определить: основные задачи, стоящие перед руководством страны в области просвещения; отношение власти к «буржуазной» культуре; что руководство страны понимало под «монументальной пропагандой»; как начиналось формирование нового направления в искусстве — социалистического реализма.
• Развивать у учащихся навыки работы с информацией: историческими источниками (воспоминания, официальные государственные документы, фотографии, репродукции картин, кино и т.д.), учебными пособиями, справочниками, информацией из СМИ.
• Содействовать развитию учебных умений: анализ исторического документа, отбор, сравнение, обобщение исторических фактов, критическое мышление у учащихся чувство уважения к историческому прошлому
. Воспитывать
Оборудование урока
• Раздаточный материал для практической работы, ТСО, карточки с понятиями, историческими терминами.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы становления и развития советской культуры в 20-30-е годы. Наш урок будет построен на ваших исследованиях, которые вы провели по разным сферам культурной жизни. Наша задача попытаться объективно рассмотреть это историческое явление. Для этого ребята, которые готовили сообщение, получили задание, представить их от лица современников 20-30-х годов. А ребята, которые сидят слева от меня получают более сложное задание. С точки зрения человека 21 века взглянуть на события культурной жизни. Они имеют документы, в которых отражены основные моменты развития советской культуры. После всех выступлений вы должны высказать свою точку зрения на культурную революцию, попытаться объективно посмотреть на исторические процессы.
Советская власть, в частности В.И.Ленин, рассматривали искусство как важное средство политической пропаганды, как способ воспитания масс. В подтверждение этого тезиса с конца 1917 г. руководство страны начинает масштабные преобразования в культуре, которые оно назовёт «культурной революцией».
Понятие культурная революция появилось в одной из последних статей В.И.Ленина «О кооперации» (1923 г.). Под этим понятием вождь пролетариата понимал скачок в области культуры, который должна была совершить Россия, чтобы догнать развитые страны.
Приложение 1
Ленин отмечает: «У нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим». Если «раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития», то теперь, в условиях победившего нового общественного строя, «все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
На доске запись: Культурная революция — процесс революционных преобразований духовной сферы общества, формирование социалистического типа культуры, направленное на превращение всех трудящихся в активных участников общественной жизни.
На II Всероссийском съезде Советов (октябрь 1917 г.) был принят декрет о создании Совнаркома, пост комиссара просвещения в нём занял А.В.Луначарский. В своём первом выступлении он сформулировал главные проблемы, которые стояли перед Наркомпросом: (документ)
Приложение 2
«Для того, чтобы
управлять судьбами такой колоссальной республики, даже союза республик, нам
необходимы чрезвычайно острые, чрезвычайно многообразные знания, которыми был
бы обогащен всякий гражданин, ибо всякий гражданин при нашей, подлинной
демократии, должен быть участником в управлении страной.
Вот почему задача просвещения является для нас столь бесконечно важной. Мы
должны заботиться не только о том, чтобы победить неграмотность, не только о
том, чтобы дать элементарные сведения о мире, но и о поднятии квалификации
сельского и городского труда, а также о политическом воспитании, о превращении
каждого, самого отсталого крестьянина в подлинного сознательного гражданина
социалистической республики...
Итак, какие задачи стояли перед советским правительством в области культуры? ..........
1. Ликвидация неграмотности;
2. Создание новой советской культуры;
3. Превращение культуры в достояние масс (подъём общего культурноно уровня народа) и средство политического воспитания.
Учитель: Давайте посмотрим, каким образом решало советское правительство первую задачу.
1. Борьба с неграмотностью (сообщение ученика.)
Учитель: Говоря о развитии образования, мы естественно не можем обойти и вопрос развития науки в эти годы. Сообщение о советской науке нам подготовил …
2. Наука в 20-30-е годы
|
Учитель:
«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких народных масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими», — писал В.И.Ленин.
Власть и «буржуазная» культура
Отношение новой власти к прежней культуре было двояко. С одной стороны, В.И.Ленин не отрицал значения «буржуазной» культуры и необходимости сохранить лучшие её образцы, с другой — выступал против национальной и сословно-ограниченной культуры в пользу интернациональной и массовой.
Годы революции и Гражданской войны не пощадили многие памятники культуры, по всей стране были сожжены сотни усадеб, разорены монастыри и храмы. Однако уже 5 января 1918 г. А.В.Луначарский издаёт распоряжение об охране памятников и наиболее ценных частных художественных собраний. А потом принимает решение о сооружении монументы «предшественникам социализма», «светочам философской мысли, науки, искусства», назвав это планом монументальной пропаганды». При реализации плана монументальной пропаганды особую роль советское руководство отводило памятникам, бюстам, барельефам, зданиям
3. Архитектура и скульптура в 20-30-е годы. План монументальной пропаганды (сообщение ученика…)
|
Учитель: К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма - изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм. В Уставе Союза советских писателей С. р. был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника "правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма".
Чтобы
лучше понять суть этого метода, хочу рассказать такую сказку-анекдот: «Социалистический
реализм в художественном творчестве »
Жил –был король – пожилой, низкорослый,
кривоногий, к тому же одноглазый. Решил он заказать свой парадный
портрет и пригласил трёх художников. Первый нарисовал короля двадцатилетним
статным красавцем с орлиным взором. Король сказал: «Нет, да это же просто
враньё!» - и приказал казнить художника. Так погибло искусство романтизма.
Второй художник нарисовал короля таким, каким он был на самом деле-то есть
пожилым, низкорослым, кривоногим и одноглазым. Но король сказал: «Да как он
посмел изобразить меня таким уродом?!» - и приказал казнить художника. Так
погибло искусство критического реализма. Пришёл черёд третьего художника. Он
нарисовал короля без каких либо искажений, но верхом на коне, в доспехах и в
профиль. Очень понравился королю этот портрет, и он велел щедро наградить
художника. Так родился метод социалистического реализма.
Итак, метод социалистического реализма предписывал изображение действительности только с лучшей стороны, такой, такая она должна быть в соц. государстве.
Наиболее ярко этот метод проявился в живописи и литературе.
4. Слово …. Живопись
5. Литература …
6. Из всех видов
искусств важнейшим для нас является кино, - говорил
В.И. Ленин. и он был прав. Кино по-прежнему является для одним из самых
зрелищных видов искусства, мы все любим кино. Смотрим фильмы.
Искусство кино. (сообщение).
7
8. Нам песня строить и жить помогает
Музыка: Дунаевский И . Слова: Лебедев-Кумач. Музыка
Учитель: хотел бы задать вопрос выступающим, как вы думаете. Чем объясняется популярность песен? Как вы думаете, создание такого рода произведений оправдано? (Предполагаемый ответ: Мелодии были простые, легко запоминающиеся. Музыка мажорная, бодрая. Незамысловатые стихи песен прославляли Родину, труд, Сталина).
Итак. Мы увидели становление советской культуры с точки зрения человека того времени. Конечно, это только малая часть того, что было сделано, но увиденное и услышанное впечатляет однако у нас есть ребята, у которых есть своя точка зрения на предмет нашего разговора. Я думаю, пришло время дать слово вам. Кто начнёт.
Заключение
События октября 1917 г., приведшие к власти большевиков, изменили направление развития духовной сферы российского общества. Одной из главных побед советская власть называла ликвидацию безграмотности. Также государственная идеология выдвинула в качестве ведущего художественного направления зарождающийся социалистический реализм, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. Культурная революция, начавшаяся в стране в конце 1917 г., особую роль отводила монументальной пропаганде, создающей образы современности как героической эпохи борцов революции. Декреты, издававшиеся Совнаркомом в 1917—1919 гг., были призваны утвердить мысль о разрушении старого мира и создании нового, пришедшего на века.
Итак, мы завершаем наш урок – путешествие в прошлое. И в заключении мне хочется сказать. Мы в 21 веке смотрим фильмы, снятые в довоенный период, и они доставляют нам удовольствие. Песни, написанные в это время вселяют по-прежнему в нас оптимизм. Архитектурные сооружения продолжают служить людям. А на достижениях той науки развивается наука сегодняшняя. Значит всё было не зря. Значит прошлое несёт огромную пользу нам, нынешним. И как бы мы ни критиковали прошлую историю, как бы скептически не относились к культуре, созданной в советское время, она вечна.
Готовясь к сегодняшнему уроку я нашла слова: «Оглядываясь в прошлое надо с почтением склонить головы, а глядя в будущее – засучить рукава». Генри Луис Менкен, американский журналист, публицист
Спасибо за внимание!
Домашнее задание
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Культурная революция», политика в области культуры 1920-30-х годов стали основой стабильного развития культуры СССР .. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.