Тема урока «Победа в СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство учащихся с основными событиями Северной войны. Показать основные события, стратегические планы сторон, ход боевых действий: Полтавская битва, морские сражения у мыса Гангут (27 июля 1714г. ) и острова Гренгам (27 июля 1720г.) ставшие переломными в ходе Северной войны.
2. Развивать у учащихся умения работать с исторической картой, анализировать исторический источник, применять полученные знаний в нестандартной форме.
3. Показать на примере Петра I лучшие качества человеческой личности.
Опрос:
1.Индивидуальный (устный опрос):
А) нарвская конфузия
Б) основные мероприятия Петра I по реорганизации армии
В) первые победы начального этапа Северной войны
Г) основание Санкт-Петербурга
2. Индивидуальные карточки:
А) выделите основные мероприятия Петра I по реорганизации армии:
1.
2.
3.
4.
5.
Б) «Великое посольство» - заполните таблицу
Линии изучения |
Основные моменты |
Год |
|
Состав |
|
Страны, которые посетили |
|
Задачи |
1.
2.
3.
|
Итоги |
|
значение |
|
Г) Соотнесите даты и события:
1.Поражение русских войск под Нарвой а. 1721 г.
2. Основание Санкт-Петербурга б. 1697 г.
3. Великое посольство в. 1695 г.
4. 2 Азовский поход г. 1698 г.
5. Начало совместного правления
Петра и Ивана д. 1704 г.
6. Стрелецкий бунт е.1700 г.
7. 1 Азовский поход ё. 1701 г.
8. Восстановление военной кампании
после реорганизации армии ж. 1703 г.
9. Взятие Нарвы з. 1696 г.
10. Окончание северной войны и. 1698 г.
КОД: 1е, 2ж, 3б, 4з, 5г, 6и, 7в, 8ё, 9д, 10а
Изучение нового материала:
1.Актуализация знаний учащихся:
А) почему Россия объявила войну Швеции? выход к мору
Б) какое название получила данная война, и в какие годы она проходила?
В) кто был союзником России в данной войне?
Г)какие мероприятия были проведены П I по реорганизации армии после первых поражений?
1.1 Предлагаю Вам обратить внимание на 2 карты и сделать соответствующие выводы. Какие:
а) территориальное расширение, как выдумаете, в результате чего это произошло?
Победа России в СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ.
Ставим задачи:
1. Как?
2. Участники?
3. Битвы?
4. Итог войны.
Приступим к изучению темы.
2. Рассказ учителя о шведском нашествии:
А) действия Карла XII в Польше
Б) тактика Петра в отношении шведских войск
В) битва у деревни Лесной и её значение.
г) доклад о Мазепе.
3. Введение литературного ряда отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
4. Постановка проблемного вопроса – В чём проявилось полководческое искусство Петра I в Полтавской битве
5. Самостоятельное чтение текста учебника и изучение военного сражения под Полтавой – подбор фактов для решения проблемного вопроса.
6. Защита самостоятельной деятельности учащихся в форме «Конкурса полководцев».
7. Рассказ учителя о Прутском походе – запись даты 1711 г.
А) причины Прутского похода
Б) результаты Прутского похода
8. Рефлексия в форме «Аукциона мнений» - действительно ли Полтавская битва стала коренным переломом в Северной войне?
Домашнее задание:
Параграф 19, даты
Карточка №1- выделите основные мероприятия Петра I по реорганизации армии:
1.
2.
3.
4.
5.
Карточка №2 - «Великое посольство» - заполните таблицу
Линии изучения |
Основные моменты |
Год |
|
Состав |
|
Страны, которые посетили |
|
Задачи |
1.
2.
3.
|
Итоги |
|
Карточка №3- Соотнесите даты и события:
1.Поражение русских войск под Нарвой а. 1721 г.
2. Основание Санкт-Петербурга б. 1697 г.
3. Великое посольство в. 1695 г.
4. 2 Азовский поход г. 1698 г.
5. Начало совместного правления
Петра и Ивана д. 1704 г.
6. Стрелецкий бунт е.1700 г.
7. 1 Азовский поход ё. 1701 г.
8. Восстановление военной кампании
после реорганизации армии ж. 1703 г.
9. Взятие Нарвы з. 1696 г.
10. Окончание северной войны и. 1698 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.