Тема урока «Победа в СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство учащихся с основными событиями Северной войны. Показать основные события, стратегические планы сторон, ход боевых действий: Полтавская битва, морские сражения у мыса Гангут (27 июля 1714г. ) и острова Гренгам (27 июля 1720г.) ставшие переломными в ходе Северной войны.
2. Развивать у учащихся умения работать с исторической картой, анализировать исторический источник, применять полученные знаний в нестандартной форме.
3. Показать на примере Петра I лучшие качества человеческой личности.
Опрос:
1.Индивидуальный (устный опрос):
А) нарвская конфузия
Б) основные мероприятия Петра I по реорганизации армии
В) первые победы начального этапа Северной войны
Г) основание Санкт-Петербурга
2. Индивидуальные карточки:
А) выделите основные мероприятия Петра I по реорганизации армии:
1.
2.
3.
4.
5.
Б) «Великое посольство» - заполните таблицу
Линии изучения |
Основные моменты |
Год |
|
Состав |
|
Страны, которые посетили |
|
Задачи |
1.
2.
3.
|
Итоги |
|
значение |
|
Г) Соотнесите даты и события:
1.Поражение русских войск под Нарвой а. 1721 г.
2. Основание Санкт-Петербурга б. 1697 г.
3. Великое посольство в. 1695 г.
4. 2 Азовский поход г. 1698 г.
5. Начало совместного правления
Петра и Ивана д. 1704 г.
6. Стрелецкий бунт е.1700 г.
7. 1 Азовский поход ё. 1701 г.
8. Восстановление военной кампании
после реорганизации армии ж. 1703 г.
9. Взятие Нарвы з. 1696 г.
10. Окончание северной войны и. 1698 г.
КОД: 1е, 2ж, 3б, 4з, 5г, 6и, 7в, 8ё, 9д, 10а
Изучение нового материала:
1.Актуализация знаний учащихся:
А) почему Россия объявила войну Швеции? выход к мору
Б) какое название получила данная война, и в какие годы она проходила?
В) кто был союзником России в данной войне?
Г)какие мероприятия были проведены П I по реорганизации армии после первых поражений?
1.1 Предлагаю Вам обратить внимание на 2 карты и сделать соответствующие выводы. Какие:
а) территориальное расширение, как выдумаете, в результате чего это произошло?
Победа России в СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ.
Ставим задачи:
1. Как?
2. Участники?
3. Битвы?
4. Итог войны.
Приступим к изучению темы.
2. Рассказ учителя о шведском нашествии:
А) действия Карла XII в Польше
Б) тактика Петра в отношении шведских войск
В) битва у деревни Лесной и её значение.
г) доклад о Мазепе.
3. Введение литературного ряда отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
4. Постановка проблемного вопроса – В чём проявилось полководческое искусство Петра I в Полтавской битве
5. Самостоятельное чтение текста учебника и изучение военного сражения под Полтавой – подбор фактов для решения проблемного вопроса.
6. Защита самостоятельной деятельности учащихся в форме «Конкурса полководцев».
7. Рассказ учителя о Прутском походе – запись даты 1711 г.
А) причины Прутского похода
Б) результаты Прутского похода
8. Рефлексия в форме «Аукциона мнений» - действительно ли Полтавская битва стала коренным переломом в Северной войне?
Домашнее задание:
Параграф 19, даты
Карточка №1- выделите основные мероприятия Петра I по реорганизации армии:
1.
2.
3.
4.
5.
Карточка №2 - «Великое посольство» - заполните таблицу
Линии изучения |
Основные моменты |
Год |
|
Состав |
|
Страны, которые посетили |
|
Задачи |
1.
2.
3.
|
Итоги |
|
Карточка №3- Соотнесите даты и события:
1.Поражение русских войск под Нарвой а. 1721 г.
2. Основание Санкт-Петербурга б. 1697 г.
3. Великое посольство в. 1695 г.
4. 2 Азовский поход г. 1698 г.
5. Начало совместного правления
Петра и Ивана д. 1704 г.
6. Стрелецкий бунт е.1700 г.
7. 1 Азовский поход ё. 1701 г.
8. Восстановление военной кампании
после реорганизации армии ж. 1703 г.
9. Взятие Нарвы з. 1696 г.
10. Окончание северной войны и. 1698 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.