Урок ИЗО "Образ Русской красавицы"

  • docx
  • 10.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИЗО.docx

 

 

 

 

 

                                                                      

  Технологическая карта урока ИЗО в разделе рисование

Тема: “Образ Русской красавицы”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Дзержинск-2021

Тема: Образ Русской красавицы

Класс: 4

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Формирование умения изображать портрет Русской красавицы в народном головном уборе, основываясь на работах русских художников.

Задачи урока:           

Образовательные:

- Познакомить детей с изображением женских образов в картинах русских художников;

- Познакомить детей с этапами рисования портера;

Развивающие:

- Развивать воображение, эстетический вкус и внимание;

Воспитательные:

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа;

- Воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве;

- Имеют представления об этапном рисовании портрета;

Метапредметные:

Познавательные:

- Умеют анализировать свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

- Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:  

- Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

Личностные:

- Проявляют интерес к урокам изобразительного искусства;

- Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа;

Оборудование:

для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, портреты русских красавиц русских художников, лист бумаги А3, карандаш, краски;

для учащихся: альбом, карандаши, краски;

План урока:

1.Орг. Момент (1 мин.)

2.Мотивация  учебной деятельности. (1 мин.)

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин.)

4.Выявление места и причины затруднения. (5 мин.)

5.Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин.)

6.Практическая работа. (25 мин.)

7.Рефлексия. (3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование и оформление доски:

 

 

http://www.russian-online.net/ru4ki/de_start/konkurs/konkurs_risunka2010/3platz_alicia_merk_9let_germanija_bratec_ivanushka_i_sestrica_alenushka.jpg

29 сентября

Классная работа

Тема: Образ Русской красавицы

 

  http://cdn01.ru/files/users/images/04/5c/045c8f40120231ced1f7832d825e96b7.jpg

 

Ход урока:

Этапы урока

Обр. задача этапа урока

Методы и приемы работы

Дидактические средства

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма орг.

учеб. деят.

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Орг.момент

Проверить готовность учащихся к уроку

 

Презентация

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Владимировна и сегодня, я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Проверьте свои места. Нам понадобится: альбом, простой карандаш и краски.

 

 

 

 

Регулятивные:

Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно.

 

 

2.Мотивация  учебной деятельности

Создать условия мотивации в дальнейшей деятельности урока

Слово учителя Метод: беседа

Презентация

-Сегодня у нас будет проходить не простой урок – а урок путешествие в прошлое.

-Давайте начнём наше путешествие.

- Слушают учителя

Фронтальная.

Самоконтроль.

 

 

 

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

Слово учителя Метод опрос, беседа

Презентация.

 

-Тема нашего сегодняшнего урока «Образ Русской красавицы».

-Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть настоящая «Русская красавица»?

-Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах.

-Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

-А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

-Из какого произведения эти строки? Правильно. Эти строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». А откуда ребята строки следующего произведения?

-Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

-Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем подарит.

-Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка. Правильно. Эти строки из произведения Николая Алексеевича Некрасова «Мороз красный нос».

-Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

-Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя в руках, одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величество понимаются как суть красоты русской женщины.

-Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

- Слушают учителя

 

- Отвечают на вопросы

Красивой, нарядной, с косой, с румянами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мороз красный нос».

 

 

 

Красота, их сияние. Они румяны, ослепляют своей дивой.

Фронтальная.

Самоконтроль

Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве

Коммуникативные:                                 

Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

 

4.Выявление места и причины затруднения

Создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

 Слово учителя Метод беседа, рассказ Приём: задавание вопросов

Презентация Наглядные пособия.

 

Сегодня на уроке мы узнаем:

-Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их.

-Ребята посмотрите на доску, на ней изображён женский русский народный костюм.

-Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах Русской земли складывались свои характерные  особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник.

-Кокошник, высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название  происходит от древнерусского слова «Кокош» - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним Русичам петушиный гребень.

Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу. Замужняя женщина убирала все волосы в косу. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора и не заплетённой в косы. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась. Выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

Однорогие кокошники могут быть трех видов:

1.В форме равнобедренного треугольника.

2.В виде конуса с удлиненной передней частью.

3.В виде шапочек с высокой передней частью и плоским округлым верхом.

Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом. Он надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани.

- Слушают учителя

Фронтальная.

Устный фронтальный контроль.

Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве

Коммуникативные:                                 

Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа

5.Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать усвоению нового знания  с помощью подводящего диалога.

Слово учителя Метод рассказ

Презентация

-В исторических музеях и в музеях искусств сохранились кокошники и наряды различных регионов нашей страны, того времени, давайте посмотрим как они выглядели и узнаем их особенности. Особенности национальной одежды в России:

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Её старались не стирать и надевали несколько раз в году.

-Вот мы и узнали особенности Русских народных костюмов.

 - Слушают учителя

Фронтальная.

Устный фронтальный контроль.

 

Коммуникативные:                                 

Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа

6.Практическая работа

Создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 Слово учителя Метод беседа, рассказ

Презентация Наглядные пособия.

-Ребята мы с вами уже говорили,  что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

- Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Правильно.

Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека.

-Ребята как мы расположим лист, когда будем рисовать портрет?

Правильно, при рисовании портрета лист нужно располагать вертикально.

-Необходимо красиво украсить элементы головного убора.

Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты.

Давайте вместе поэтапно нарисуем, потрет Русской красавицы.

Первый этап:

Нарисуем овал лица девушки по центру листа. Намечаем шею двумя изогнутыми линиями. Проводим ось симметрии - вертикальную линию.

Делим лицо на три части. Для этого проведите три горизонтальных линии - это отметки линии глаз, носа и губ.

Второй этап:

На верхней линии рисуем дуги-брови.

Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок.

Третий этап:

Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри.

Четвёртый этап:

Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, сверху верхняя губа-две дугообразные линии, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия.

Лишние линии стираем ластиком.

По сторонам на уровне носа рисуем уши

Пятый этап:

Рисуем волосы плавными контурами. Обратите внимание, что волосы немного накладываются на лицо. Прежде, чем нарисовать волосы,  мы нарисуем кокошник, и только потом подрисуем волосы.

Шестой этап:

Раскрашиваем портрет.

- Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертикально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Повторяют действия за учителем

 

- Слушают учителя

 

- Выполняют самостоятельную работу.

Индивидуальная

Устный фронтальный контроль.

Имеют представления об этапном рисовании портрета;

 

.

Проявляют интерес к урокам изобразительного искусства

7.Рефлексия

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Слово учителя Метод опрос, беседа Приём: показ достижений обучающихся

Презентация Наглядные пособия.

-Ребята наш урок подходит к концу, поделитесь своими результатами. (Выставка работ).

-Какие замечательные портреты русских красавиц в кокошниках у вас получились.

- Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Каких целей мы достигли  к концу нашего урока?

-Ребята, мне очень понравилось с вами работать, у многих получились замечательные работы. Ребята, у вас на столах лежат смайлики, кто считает, что у него сегодня все получилось, покажите зелёный смайлик, кто считает, что у него всё получилось, но были затруднения, то покажите жёлтый смайлик, а у кого сегодня совсем ничего не получилось, то покажите красный.

Урок подходит к концу давайте, уберёмся с вами на рабочих местах.

(Уборка рабочих мест.)      

- Слушают учителя

 

- Показывают, что получилось сделать на уроке

Виды кокошников

-Нарисовали портрет русской красавицы

 

 

 

 Оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная.

Самоконтроль.

 

Регулятивные:

Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:                                 

Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

Умение адекватно понимать причины успеха, неуспеха в учебной деятельности.