Урок ИЗО "Образ Русской красавицы"
Оценка 5

Урок ИЗО "Образ Русской красавицы"

Оценка 5
docx
10.03.2022
Урок ИЗО "Образ Русской красавицы"
ИЗО.docx

 

 

 

 

 

                                                                      

  Технологическая карта урока ИЗО в разделе рисование

Тема: “Образ Русской красавицы”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Дзержинск-2021

Тема: Образ Русской красавицы

Класс: 4

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Формирование умения изображать портрет Русской красавицы в народном головном уборе, основываясь на работах русских художников.

Задачи урока:           

Образовательные:

- Познакомить детей с изображением женских образов в картинах русских художников;

- Познакомить детей с этапами рисования портера;

Развивающие:

- Развивать воображение, эстетический вкус и внимание;

Воспитательные:

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа;

- Воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве;

- Имеют представления об этапном рисовании портрета;

Метапредметные:

Познавательные:

- Умеют анализировать свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

- Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:  

- Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

Личностные:

- Проявляют интерес к урокам изобразительного искусства;

- Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа;

Оборудование:

для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, портреты русских красавиц русских художников, лист бумаги А3, карандаш, краски;

для учащихся: альбом, карандаши, краски;

План урока:

1.Орг. Момент (1 мин.)

2.Мотивация  учебной деятельности. (1 мин.)

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин.)

4.Выявление места и причины затруднения. (5 мин.)

5.Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин.)

6.Практическая работа. (25 мин.)

7.Рефлексия. (3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование и оформление доски:

 

 

http://www.russian-online.net/ru4ki/de_start/konkurs/konkurs_risunka2010/3platz_alicia_merk_9let_germanija_bratec_ivanushka_i_sestrica_alenushka.jpg

29 сентября

Классная работа

Тема: Образ Русской красавицы

 

  http://cdn01.ru/files/users/images/04/5c/045c8f40120231ced1f7832d825e96b7.jpg

 

Ход урока:

Этапы урока

Обр. задача этапа урока

Методы и приемы работы

Дидактические средства

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма орг.

учеб. деят.

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Орг.момент

Проверить готовность учащихся к уроку

 

Презентация

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Владимировна и сегодня, я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Проверьте свои места. Нам понадобится: альбом, простой карандаш и краски.

 

 

 

 

Регулятивные:

Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно.

 

 

2.Мотивация  учебной деятельности

Создать условия мотивации в дальнейшей деятельности урока

Слово учителя Метод: беседа

Презентация

-Сегодня у нас будет проходить не простой урок – а урок путешествие в прошлое.

-Давайте начнём наше путешествие.

- Слушают учителя

Фронтальная.

Самоконтроль.

 

 

 

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

Слово учителя Метод опрос, беседа

Презентация.

 

-Тема нашего сегодняшнего урока «Образ Русской красавицы».

-Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть настоящая «Русская красавица»?

-Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах.

-Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

-А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

-Из какого произведения эти строки? Правильно. Эти строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». А откуда ребята строки следующего произведения?

-Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

-Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем подарит.

-Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка. Правильно. Эти строки из произведения Николая Алексеевича Некрасова «Мороз красный нос».

-Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

-Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя в руках, одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величество понимаются как суть красоты русской женщины.

-Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

- Слушают учителя

 

- Отвечают на вопросы

Красивой, нарядной, с косой, с румянами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мороз красный нос».

 

 

 

Красота, их сияние. Они румяны, ослепляют своей дивой.

Фронтальная.

Самоконтроль

Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве

Коммуникативные:                                 

Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

 

4.Выявление места и причины затруднения

Создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

 Слово учителя Метод беседа, рассказ Приём: задавание вопросов

Презентация Наглядные пособия.

 

Сегодня на уроке мы узнаем:

-Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их.

-Ребята посмотрите на доску, на ней изображён женский русский народный костюм.

-Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах Русской земли складывались свои характерные  особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник.

-Кокошник, высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название  происходит от древнерусского слова «Кокош» - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним Русичам петушиный гребень.

Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу. Замужняя женщина убирала все волосы в косу. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора и не заплетённой в косы. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась. Выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

Однорогие кокошники могут быть трех видов:

1.В форме равнобедренного треугольника.

2.В виде конуса с удлиненной передней частью.

3.В виде шапочек с высокой передней частью и плоским округлым верхом.

Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом. Он надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани.

- Слушают учителя

Фронтальная.

Устный фронтальный контроль.

Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве

Коммуникативные:                                 

Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа

5.Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать усвоению нового знания  с помощью подводящего диалога.

Слово учителя Метод рассказ

Презентация

-В исторических музеях и в музеях искусств сохранились кокошники и наряды различных регионов нашей страны, того времени, давайте посмотрим как они выглядели и узнаем их особенности. Особенности национальной одежды в России:

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Её старались не стирать и надевали несколько раз в году.

-Вот мы и узнали особенности Русских народных костюмов.

 - Слушают учителя

Фронтальная.

Устный фронтальный контроль.

 

Коммуникативные:                                 

Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа

6.Практическая работа

Создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 Слово учителя Метод беседа, рассказ

Презентация Наглядные пособия.

-Ребята мы с вами уже говорили,  что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

- Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Правильно.

Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека.

-Ребята как мы расположим лист, когда будем рисовать портрет?

Правильно, при рисовании портрета лист нужно располагать вертикально.

-Необходимо красиво украсить элементы головного убора.

Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты.

Давайте вместе поэтапно нарисуем, потрет Русской красавицы.

Первый этап:

Нарисуем овал лица девушки по центру листа. Намечаем шею двумя изогнутыми линиями. Проводим ось симметрии - вертикальную линию.

Делим лицо на три части. Для этого проведите три горизонтальных линии - это отметки линии глаз, носа и губ.

Второй этап:

На верхней линии рисуем дуги-брови.

Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок.

Третий этап:

Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри.

Четвёртый этап:

Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, сверху верхняя губа-две дугообразные линии, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия.

Лишние линии стираем ластиком.

По сторонам на уровне носа рисуем уши

Пятый этап:

Рисуем волосы плавными контурами. Обратите внимание, что волосы немного накладываются на лицо. Прежде, чем нарисовать волосы,  мы нарисуем кокошник, и только потом подрисуем волосы.

Шестой этап:

Раскрашиваем портрет.

- Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертикально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Повторяют действия за учителем

 

- Слушают учителя

 

- Выполняют самостоятельную работу.

Индивидуальная

Устный фронтальный контроль.

Имеют представления об этапном рисовании портрета;

 

.

Проявляют интерес к урокам изобразительного искусства

7.Рефлексия

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Слово учителя Метод опрос, беседа Приём: показ достижений обучающихся

Презентация Наглядные пособия.

-Ребята наш урок подходит к концу, поделитесь своими результатами. (Выставка работ).

-Какие замечательные портреты русских красавиц в кокошниках у вас получились.

- Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Каких целей мы достигли  к концу нашего урока?

-Ребята, мне очень понравилось с вами работать, у многих получились замечательные работы. Ребята, у вас на столах лежат смайлики, кто считает, что у него сегодня все получилось, покажите зелёный смайлик, кто считает, что у него всё получилось, но были затруднения, то покажите жёлтый смайлик, а у кого сегодня совсем ничего не получилось, то покажите красный.

Урок подходит к концу давайте, уберёмся с вами на рабочих местах.

(Уборка рабочих мест.)      

- Слушают учителя

 

- Показывают, что получилось сделать на уроке

Виды кокошников

-Нарисовали портрет русской красавицы

 

 

 

 Оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная.

Самоконтроль.

 

Регулятивные:

Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:                                 

Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.

Умение адекватно понимать причины успеха, неуспеха в учебной деятельности.

 


 

Технологическая карта урока ИЗО в разделе рисование

Технологическая карта урока ИЗО в разделе рисование

Тема: Образ Русской красавицы

Тема: Образ Русской красавицы

Личностные: - Проявляют интерес к урокам изобразительного искусства; -

Личностные: - Проявляют интерес к урокам изобразительного искусства; -

Планирование и оформление доски : 29 сентября

Планирование и оформление доски : 29 сентября

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

Способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессовСлово учителя

Способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессовСлово учителя

С походкой, со взглядом цариц

С походкой, со взглядом цариц

Слушают учителя - Отвечают на вопросы

Слушают учителя - Отвечают на вопросы

Кокош» - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним

Кокош» - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним

В виде шапочек с высокой передней частью и плоским округлым верхом

В виде шапочек с высокой передней частью и плоским округлым верхом

Способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалога

Способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалога

Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками

Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками

Слово учителя Метод беседа, рассказПрезентация

Слово учителя Метод беседа, рассказПрезентация

Давайте вместе поэтапно нарисуем, потрет

Давайте вместе поэтапно нарисуем, потрет

Четвёртый этап: Рот находится ниже носа

Четвёртый этап: Рот находится ниже носа

Презентация Наглядные пособия

Презентация Наглядные пособия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022