Технологическая карта урока ИЗО в разделе рисование
Тема: “Образ Русской красавицы”
Дзержинск-2021
Тема: Образ Русской красавицы
Класс: 4
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Формирование умения изображать портрет Русской красавицы в народном головном уборе, основываясь на работах русских художников.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить детей с изображением женских образов в картинах русских художников;
- Познакомить детей с этапами рисования портера;
Развивающие:
- Развивать воображение, эстетический вкус и внимание;
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа;
- Воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве;
- Имеют представления об этапном рисовании портрета;
Метапредметные:
Познавательные:
- Умеют анализировать свою деятельность на уроке.
Регулятивные:
- Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно.
Коммуникативные:
- Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.
Личностные:
- Проявляют интерес к урокам изобразительного искусства;
- Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа;
Оборудование:
для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, портреты русских красавиц русских художников, лист бумаги А3, карандаш, краски;
для учащихся: альбом, карандаши, краски;
План урока:
1.Орг. Момент (1 мин.)
2.Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин.)
4.Выявление места и причины затруднения. (5 мин.)
5.Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин.)
6.Практическая работа. (25 мин.)
7.Рефлексия. (3 мин.)
Планирование и оформление доски:
|
29 сентября Классная работа Тема: Образ Русской красавицы
|
|
Ход урока:
Этапы урока |
Обр. задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Дидактические средства |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма орг. учеб. деят. |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1.Орг.момент |
Проверить готовность учащихся к уроку |
|
Презентация |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Владимировна и сегодня, я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте свои места. Нам понадобится: альбом, простой карандаш и краски. |
|
|
|
|
Регулятивные: Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно.
|
|
2.Мотивация учебной деятельности |
Создать условия мотивации в дальнейшей деятельности урока |
Слово учителя Метод: беседа |
Презентация |
-Сегодня у нас будет проходить не простой урок – а урок путешествие в прошлое. -Давайте начнём наше путешествие. |
- Слушают учителя |
Фронтальная. |
Самоконтроль. |
|
|
|
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов |
Слово учителя Метод опрос, беседа |
Презентация.
|
-Тема нашего сегодняшнего урока «Образ Русской красавицы». -Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть настоящая «Русская красавица»? -Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. -Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. -А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. -Из какого произведения эти строки? Правильно. Эти строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». А откуда ребята строки следующего произведения? -Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях С походкой, со взглядом цариц. -Их разве слепой не заметит! А зрячий о них говорит: Пройдет – словно солнце осветит, Посмотрит – рублем подарит. -Красавица миру на диво: Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. Правильно. Эти строки из произведения Николая Алексеевича Некрасова «Мороз красный нос». -Что объединяет эти женские образы? В чем их красота? -Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя в руках, одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величество понимаются как суть красоты русской женщины. -Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе. |
- Слушают учителя
- Отвечают на вопросы Красивой, нарядной, с косой, с румянами.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
«Мороз красный нос».
Красота, их сияние. Они румяны, ослепляют своей дивой. |
Фронтальная. |
Самоконтроль |
Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве |
Коммуникативные: Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. |
|
4.Выявление места и причины затруднения |
Создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Слово учителя Метод беседа, рассказ Приём: задавание вопросов |
Презентация Наглядные пособия.
|
Сегодня на уроке мы узнаем: -Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их. -Ребята посмотрите на доску, на ней изображён женский русский народный костюм. -Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! В течение нескольких веков в разных концах Русской земли складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник. -Кокошник, высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова «Кокош» - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним Русичам петушиный гребень. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу. Замужняя женщина убирала все волосы в косу. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора и не заплетённой в косы. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась. Выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории. Однорогие кокошники могут быть трех видов: 1.В форме равнобедренного треугольника. 2.В виде конуса с удлиненной передней частью. 3.В виде шапочек с высокой передней частью и плоским округлым верхом. Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом. Надевались обычно с платком, сложенным на угол. Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком. Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом. Он надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани. |
- Слушают учителя |
Фронтальная. |
Устный фронтальный контроль. |
Имеют представления об образах русской женщины в русском народном творчестве |
Коммуникативные: Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. |
Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа |
5.Построение проекта выхода из затруднения |
Способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалога. |
Слово учителя Метод рассказ |
Презентация |
-В исторических музеях и в музеях искусств сохранились кокошники и наряды различных регионов нашей страны, того времени, давайте посмотрим как они выглядели и узнаем их особенности. Особенности национальной одежды в России: 1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху передник, потом фартук. 2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. 3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом. 4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду. 5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками. 6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов. 7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Её старались не стирать и надевали несколько раз в году. -Вот мы и узнали особенности Русских народных костюмов. |
- Слушают учителя |
Фронтальная. |
Устный фронтальный контроль. |
|
Коммуникативные: Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. |
Проявляют положительное отношение к творчеству и традициям русского народа |
6.Практическая работа |
Создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Слово учителя Метод беседа, рассказ |
Презентация Наглядные пособия. |
-Ребята мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях. - Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица? Правильно. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. -Ребята как мы расположим лист, когда будем рисовать портрет? Правильно, при рисовании портрета лист нужно располагать вертикально. -Необходимо красиво украсить элементы головного убора. Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Давайте вместе поэтапно нарисуем, потрет Русской красавицы. Первый этап: Нарисуем овал лица девушки по центру листа. Намечаем шею двумя изогнутыми линиями. Проводим ось симметрии - вертикальную линию. Делим лицо на три части. Для этого проведите три горизонтальных линии - это отметки линии глаз, носа и губ. Второй этап: На верхней линии рисуем дуги-брови. Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Третий этап: Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри. Четвёртый этап: Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, сверху верхняя губа-две дугообразные линии, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия. Лишние линии стираем ластиком. По сторонам на уровне носа рисуем уши Пятый этап: Рисуем волосы плавными контурами. Обратите внимание, что волосы немного накладываются на лицо. Прежде, чем нарисовать волосы, мы нарисуем кокошник, и только потом подрисуем волосы. Шестой этап: Раскрашиваем портрет. |
- Слушают учителя
Портрет
Вертикально
- Повторяют действия за учителем
- Слушают учителя
- Выполняют самостоятельную работу. |
Индивидуальная |
Устный фронтальный контроль. |
Имеют представления об этапном рисовании портрета;
|
. |
Проявляют интерес к урокам изобразительного искусства |
7.Рефлексия |
Способствовать организации самооценки работы обучающихся. |
Слово учителя Метод опрос, беседа Приём: показ достижений обучающихся |
Презентация Наглядные пособия. |
-Ребята наш урок подходит к концу, поделитесь своими результатами. (Выставка работ). -Какие замечательные портреты русских красавиц в кокошниках у вас получились. - Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке? - Каких целей мы достигли к концу нашего урока? -Ребята, мне очень понравилось с вами работать, у многих получились замечательные работы. Ребята, у вас на столах лежат смайлики, кто считает, что у него сегодня все получилось, покажите зелёный смайлик, кто считает, что у него всё получилось, но были затруднения, то покажите жёлтый смайлик, а у кого сегодня совсем ничего не получилось, то покажите красный. Урок подходит к концу давайте, уберёмся с вами на рабочих местах. (Уборка рабочих мест.) |
- Слушают учителя
- Показывают, что получилось сделать на уроке Виды кокошников -Нарисовали портрет русской красавицы
Оценивают свою деятельность на уроке. |
Фронтальная. |
Самоконтроль. |
|
Регулятивные: Умеют организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно. Коммуникативные: Умеют слушать и слышать учителя, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. |
Умение адекватно понимать причины успеха, неуспеха в учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.