2 класс
Урок 31 Тема: «Пятно как средство выражения.
Композиция как ритм пятен ».
Цели: дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в изобразительном искусстве; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен; развивать приемы работы с красками; воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи (музыка, литература, ИЗО).
Оборудование: репродукции картин А. И. Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре», В. И. Суриков «Боярыня Морозова», И. Е. Репин «Запорожцы».
Словарь: силуэт, тон, тональная шкала, доминирующее пятно, ритм пятен, гамма, контраст, контур.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Удивление, как считал Аристотель, - начало творческого
Отношения к миру и к жизни в нем. Развивайте в себе такое непосредственное восприятие природы, мира. В нем залог будущей гармонии в человеке художественного и научного отражения мира, столь желанной в наш век.
Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,
Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!
Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы.
Вдохновение, трепет сердца художника оставляют след в каждом штрихе карандаша, мазке кисти, движении резца. Глубина его мысли, сложность замысла претворяются в композиции, законы которой художник В. И. Суриков сравнивал с законами математики. Что же лежит в основе композиции картины?
Сегодня узнаете о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.
Новый материал.
Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.
Е. А. Кибрик: «Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит главным образом от умения пользоваться контрастами… Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их отношения, тем ярче впечатление от предмета. Сочетание выразительных контрастов не случайно, не хаотично в композиции, а закономерно. Эта закономерность выражается через ритм…
Ритм – это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое.
Чередование линий, фигур, цветовых пятен, объемов.
Контраст – противоположность, выражается не только в сопоставлении тех или иных приемов и расположении цветовых пятен, но и в противопоставлении психологических и индивидуальных характеристик.
Рассмотрим картину «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова.
Какое разнообразие фигур, положений, жестов, лиц, выражений на этих лицах, наконец, костюмов! Вы не найдете в характеристике персонажей двух одинаковых деталей – все разное, все построено на контрасте! В этой картине такие контрасты использованы в полной мере.
Гамма – цветовая (красочная, колористическая) – последовательный ряд цветов, преобладающих в произведении, гармонически связанные оттенки цвета, наименование цветовых особенностей колорита. Различают: теплая, холодная, золотистая, серебристая, зеленовато – коричневая, светлая, яркая, контрастная, нежная, праздничная, суровая, скромная, мажорная, блеклая, изумительная.
Контур – средство художественного выражения, линия, очерчивающая форму предмета, очертание предмета.
Силуэт – форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на более темном или более светлом фоне.
Физкультминутка. Упражнения для глаз, для укрепления позвоночника.
3. Актуализация знаний.
Сегодня вы будете рисовать осенний пейзаж в разных состояниях в природе. Многие отечественные художники и литераторы любили осень и изображали ее во всей красе и во всем разноцветье.
Осень – щедрое на дары, праздничное, нарядное по цвету время года. Золотой осенью природа торжественна и красива. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья составляют нарядный орнамент. Но вот набежала тучка, все потемнело вокруг. Что случилось с яркими красками? Куда пропало осеннее золото деревьев?
Задача, стоящая перед вами, заключается в том, чтобы правильно подобрать цветовое решение в каждом из предложенных осенних состояний природы.
Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем, и другая, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, поздняя осень.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Ф. Тютчев
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин
4. Самостоятельная работа.
Выполните красками пейзажи, изображающие различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце.
5. Итог урока. Выставка работ учащихся. Обсуждение.
Я довольна вашим творчеством. А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы, вкладывали состояние вашей души, вашего чувства и настроения?
Чьи работы вам наиболее хотелось бы отметить, поблагодарить их создателей?
Домашнее задание: найти работы русских художников изображавших природные явления и проанализировать их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.