Изобразительное искусство
Тема. Необычные цветы. Иллюстрация к сказке, где главный герой меньше цветка.
Цель урока: воспитание устойчивого, положительного, яркого, эмоционально окрашенного отношения учащихся к жизни и желания в ней позитивно участвовать; развитие эстетического вкуса, творческого воображения; формирование художественного мышления; развивать умения наблюдать явления окружающего мира, удивляться его красоте и разнообразию;учить выражать художественными средствами свои впечатления и мысли; развивать у учащихся пространственно-композиционных навыков создания художественного образа (умение использовать в композиции величину изображаемого предмета, его расположение в пространстве, взаимодействие предмета и фона); формирование умения работать акварельными красками и кистью и передать красоту сказочных цветов.
Ход урока
Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Ребята, у вас на партах карточки. Если у вас сейчас хорошее настроение, то поднимите красную карточку, а если плохое – голубую.
А сейчас улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.
Основная часть урока
- Сегодня у нас урок необычный, но прежде чем вы узнаете, о чём речь, вам предстоит отгадать загадки. Отвечаем хором. (Слайд)
- На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные ….. (ромашки).
- Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зелёный вас ранить готов,
Но кто ж не простит мне колючих шипов? (роза)
- Вот шершавый стебелёк,
В середине уголёк,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился …(красный мак).
- О чём были наши загадки? Сегодня мы отправляемся в чудесное царство цветов.
Определение цели урока
Подготовки материала к замыслу. Актуализация знаний. Активизация накопленного жизненного и культурного опыта
- В какое время года природа нам дарит цветы? (Весной, летом, осенью.)
- Какие цветы вы знаете?
- Летом, гуляя в лесу, на лугу мы тоже встречаем цветы. Какие из них вы помните?
- Закройте глаза и представьте, что вы - цветы. Рано утром, распуская лепестки, вы просыпаетесь. А на какой цветок вы похожи?
Беседа о значении цветов
- Для чего нам нужны цветы?
- Цветы являются украшением нашей Земли, нашей жизни. Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, дарят нам ощущение праздника. И дома, и на работе, весной и в лютый холод - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Было бы некрасиво и скучно. Мы даже представить себе не можете жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Так древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, англичане – незабудок и анютиных глазок, голландцы – тюльпанов. Цветы - источник вдохновения. Поэты сочиняли стихи, писатели – сказки, композиторы - музыку, художники – картины.
- Что делают из цветов? (Мёд, цветочный чай, духи…)
- Где можно встретить изображения цветов? (Цветы изображаются на открытках, на тканях из которых шьют изделия, а какой платок без изображения цветов.) (Слайд)
Беседа о разнообразии цветов
- Все ли цветы одинаковы?
- Каждый цветок имеет свой наряд и свою форму. У каждого цветка есть своё лицо и чудесный наряд. Природа не поскупилась на щедрость, создав такую чудесную гармонию.
- А сейчас я предлагаю вам в этом убедиться. Полюбуйтесь изображениями цветов.
Постановка замысла-задачи
Просмотр клипа «Волшебный цветок» (слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова)
- О чём эта песня? О каком цветке идёт речь? Каким вы себе его представляете?
Беседа о сказочных цветах (Слайд)
- В каких сказках присутствуют цветы?
Игра «Узнай сказку по иллюстрации» (Слайды)
(«Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек».)
Физминутка ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК
- А хотелось ли вам иметь сказочный цветок?
- Нарисовать цветы из сказки очень просто, ведь вы можете фантазировать. Вы сами - творцы красоты. Форма цветов может быть самой необычной, придуманной вами. Цветок может быть похожим или напоминать нам какого-нибудь животного или птицу. Цветок может быть космическим, живущим на какой-нибудь планете. Итак, давайте попробуем нарисовать цветок-фантазию и дать ему название.
Освоение способов построения художественной формы
Педагогический рисунок (Слайд)
- На слайде показаны основные силуэты цветов, которые мы встречаем в природе. Рассмотрите их внимательно, добавьте к ним что-то своё, необычное, сказочное. Располагайте цветок по всему листу бумаги.
План работы над рисунком.
-Как будем рисовать?
-Располагаю вертикально лист бумаги.
-Размечаю высоту цветка.
-Рисую в середине кружок – это центр цветка.
-Теперь рисую лепестки с заострёнными краями. (Слайд)
-Вы пофантазируете и нарисуете свои формы лепестков.
-После карандашного рисунка приступайте к раскрашиванию красками.
-Что будете делать, если захотите получить цвет?
Игра «Получи новый цвет» (Работа в парах) (Слайд)
- Сейчас мы проведём игру на сообразительность. На каждом столе есть разноцветные цветочки. Я показываю основной цвет, а вы, посовещавшись, мне показываете, какие цвета вы должны смешать, чтобы получить данный цвет.
Оранжевый – желтый +красный.
Зеленый – желтый + синий.
Фиолетовый – синий + красный.
Творческая практическая деятельность учащихся
-Приступаем к работе. Чтобы цветы распустились, нужен дождь, который напоит землю, даст жизнь растениям. Смочим кисть водой.
-А сейчас в небе появилась радуга, и каждый цветок хочет распуститься и быть похожим на неё яркими, добрыми красками.
-Красками нужно работать аккуратно. Помните, что от вашего старания зависит красота большой коллективной работы.
Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского
-По окончании работы собираем композицию, начиная с центра.
Создание коллективной композиции
- Назовите сказку, где герой меньше цветка. Выберите героя и пригласите его на нашу необычную лужайку. Придумайте название для НАШЕЙ сказки.
- Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эти цветы?
- Как вы назвали свой цветок?
- Цветы травы, деревья, кустарники живут рядом с нами, лечат нас, радуют и украшают нашу жизнь. Будем же друзьями, ведь мы соседи по планете и должны беречь всё живое в своём общем доме.
- Мир цветов удивителен и велик. На земле тысячи цветов. И у каждого цветка своё назначение, свой характер, своя история, своя сказка… Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы понять сокровенные тайны цветов. Я желаю их просто любить.
Просмотр ролика НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ Ю. Антонова
Итог урока
- Определите свое настроение. Поднимите соответствующий цветок.
- Какую пользу цветы приносят людям?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.