ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Автор урока: Тришкина О.В.
Образовательное учреждение: ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева
Предмет: биология
Класс: 5
Продолжительность: 45 минут
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тема урока: Как человек появился на Земле.
Авторы учебника: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин: «Биология. Введение в биологию». Издательство «Дрофа. Вертикаль», 2016год
Педагогическая цель открытого урока:
·организовать работу учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития; развивать у детей воображение.
·применять знания и умения в новых учебных ситуациях в процессе работы с различными источниками информации;
·формировать представления об организации работы на уроках биологии с применением ФГОС.
Задачи урока:
• помочь в осознании и осмыслении материала о древних предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития;
• способствовать развитию общеучебных навыков;
• способствовать развитию мышления школьников;
• способствовать созданию в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества, посредством работы в группах
• способствовать формированию эмоциональноценностного отношения к миру.
Технологическая карта урока
Тема: Как человек появился на Земле.
Педагогическая цель |
Организовать работу учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития; развивать у детей воображение, развивать коммуникативные способности, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Тип, вид урока |
Формирования и совершенствования умений и навыков («открытия» нового знания) |
Межпредметные связи |
История, география, литература |
Планируемые результаты |
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение происхождения человека. Метапредметные Познавательные, умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая литературные произведения, электронные носители. Информационно-коммуникационные, использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния. Предметные: научные представления о происхождении человека, о древних предках человека: дриопитеках и австралопитеках, о человеке умелом, человеке прямоходящем, человеке разумном (неандерталец, кроманьонец, современный человек). |
Основное содержание темы. |
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Методы: 1. по уровню активности учащихся: активные методы (работа с интерактивной доской, текстами, таблицами, учебником; 2. по источнику получения знаний: словесный (рассказ учителя, диалог «учитель-ученик»), наглядный (презентация, рабочие листы); 3. по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (информация на слайдах); проблемного изложения (постановка проблемы перед учащимися при введении темы); частично поисковые (использование сведений из различных источников информаций; выбор необходимой информации); 4. интерактивный: работа в группах (работа по обработке графической информации) |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока. |
ü интернет ресурсы; ü презентация; ü раздаточный материал с заданиями; |
“Мне необходимо разобраться
самому!
А чтобы разобраться самому –
надо думать сообща”.
(Б.Васильев)
Этап урока, цель
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Введение в тему. Определение темы урока. |
Учитель читает слова А. С. Пушкина. Эпиграф урока («Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» А. С. Пушкин) записан на доске. Какую мыслительную деятельность (действие) совершает автор этих строк. (Слайд 1)Учитель обращает внимание на то, что есть на Земле вид живых организмов, способный рассуждать о смысле жизни. Этот вид имеет название ... (Человек разумный). — Раздел курса введения в биологию, который мы начинаем изучать, называется «Человек на Земле». (Слайд 2) Эти бюсты для музея в немецком городе Дармштадте сделаны на основе слепков с ископаемых черепов из Африки и Европы. Восстановив недостающие фрагменты, добавив искусственные кости, зубы и вылепив из глины мышцы, художники обтянули бюсты резиной. Ей придали тот оттенок, который по мнению антропологов, был характерен для кожи наших далеких предков. — Попробуйте сформулировать тему нашего урока (Как человек появился на Земле.) (Слайд 3) |
Отвечают на вопросы учителя Выдвигают предположения о теме урока, определяют цели урока |
Коммуникативные: Уметь слушать друг друга, формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе. Регулятивные: Отвечать на поставленный вопрос, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Личностные: формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире. |
Актуализация знаний о человеке. |
— Какие вопросы о человеке, его происхождении есть у вас? Учитель записывает вопросы на доске. — Предлагает попробовать ответить на них тем учащимся, кто знает ответ. Учитель никого не поправляет, не обозначает ошибок и неточностей, т. е. принимаются все ответы. Должны совершить поиск ответов на поставленные вопросы. С помощью учителя определяем цели сегодняшнего урока. (Слайд 4) |
(Всегда ли жил человек на Земле? Когда он появился? Как выглядел человек раньше?) |
Коммуникативные: Уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей. Регулятивные: Отвечать на поставленные вопросы. |
Изучение нового материала. |
Человек принадлежит к животным. Первые люди, по мнению ученых, появились около 2 млн. лет назад. Откуда же они взялись? Ученые считают, что человек ведет свое происхождение от обезьян. (Показ бюста обезьяны) – Но не думайте, что это те самые обезьяны, которые сейчас живут на Земле. Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла, – наши родственники, но не предки. (Слайд 5) Работа над темой «Человекообразные обезьяны (шимпанзе и гориллы)». Их сходство и различия с человеком в строении и поведении. Подборка фотографических объектов позволяет визуализировать процесс изучения нового материала, способствует его запоминанию. Сравниваются строение тела человека и шимпанзе, скелеты человека и человекообразных обезьян, мозг человека и человекообразной обезьяны. (Слайд 6-7) Сейчас вы проведете маленькую исследовательскую работу, где должны будете определить черты сходства и отличие человека и человекообразных обезьян. Работа в группах. У вас на столах материал с заданиями, которые вы должны выполнить в течение 10 минут. В этих заданиях есть небольшие подсказки (слова), которые вам помогут выполнить задания. Проверяем выполненные задания (эталон). Оцените вашу работу. (Слайд 8-9) Учитель: Какой признак или признаки вы считаете главными? При необходимости можно напомнить ученикам, что такое труд. Зачатки трудовых процессов наблюдаются у некоторых высших животных, которые «трудятся» при помощи найденных или случайно поднятых палок и камней. Животные, даже самые высшие, способны, за редким исключением, только использовать готовые предметы или изменить форму предмета для того, чтобы использовать его только один раз. Иными словами, орудия труда они не изготавливают. При этом, человек сначала создает проект будущего орудия у себя в мозгу и уже затем реализует то, что было создано «мысленно». Считается, что у нас и у человекообразных обезьян были общие предки – скорее всего, вымершие дриопитеки (Слайд 10) («древесные обезьяны»). Дриопитеки вели стадный образ жизни, передвигались на четырех ногах, но руки были короче, чем у шимпанзе и горилл. Зубы были похожи на зубы обезьян. Для того, чтобы жить на деревьях у низ развился подвижный плечевой пояс, подвижная кисть, развитие головного мозга. Эта группа обезьян дала начало двум эволюционным линиям: понгидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня. Вторая ветвь гоминидам, в наше время относится один - единственный вид Человек р. Знакомиться с родословной человека мы будем сегодня следующим образом: методический прием при работе с целым классом применяется так: учащиеся читают текст параграфа (с. 128—130) вслух, останавливаясь после каждого абзаца. Когда вся информация, содержащаяся в абзаце, обсуждена досконально, они переходят к чтению следующего абзаца. После нескольких обменов вопросами такого рода учитель может изменить задание и попросить учащихся предположить, о чем дальше пойдет речь в тексте, и обосновать предположения. Слайды презентации помогают наглядно проиллюстрировать предков человекообразных обезьян и человека: Австралопитек (Слайд 11-12) Человек умелый (Слайд 13-16) Человек прямоходящий (Слайд 17-19) Неандертальцы (Слайд 20-23) Кроманьонцы (Слайд 24-27) Работа с текстом учебника. Австралопитек вопросы задают ученики. Человек умелый. · Почему назвали вид Человек умелый? · Какие орудия труда изготавливал Человек умелый? · Чем отличается образ жизни Человека ум. от Австралопитека? Человек прямоходящий вопросы задают ученики. Неандертальцы. · Где впервые были найдены ископаемы останки этого вида человека? · Сравните неандертальцев с другими видами, кто будет ближе к человеку? Почему вы так считаете? · Как могли выживать в суровых условиях? Кроманьонцы. · Чем отличается этот вид от человека умелого? · Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей? |
Анализируют, обрабатывают предложенную информацию. Работа в группах. Взаимодействуют друг с другом во время поиска информации, заносят полученные результаты в таблицу. Озвучивают и оценивают результаты своей работы, анализируют свои ошибки. Анализируют, обрабатывают предложенную информацию. Работа с текстом учебника. Вопросы задают ученики. Ученики отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира., постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью; формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные: Создать условия для развития у школьников познавательной активности; умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения. |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность. |
Назовите, какие виды людей жили раньше на Земле? Попробуем составить родословную человека. (Слайд 28) 1) Определите, какому древнему человеку принадлежит каждая из характеристик условий его обитания: (Слайд29) • прямохождение, исчезновение волосяного покрова, использование подручных средств в качестве орудий труда. • деревья, тропические джунгли, волосяной покров по всему телу. 2) Исключите лишнее слово: • Человек, динозавр, растения; • Шимпанзе, горилла, гиббон; Неандерталец, дриопитек, австралопитек |
Составляют родословную человека, формулируют ответы на вопросы. |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения. Личностные: формировать навыки работы при консультативной помощи учителя. |
Контрольно-рефлексивная деятельность. |
1. Возвращение к вопросам, заданным детьми. На какие вопросы удалось ответить в ходе работы? Какие вопросы не получили ответа? Учитель дает ответы или предлагает учащимся найти их в дополнительной литературе, справочниках, Интернете. 2. Синквейн «Человек» . |
Высказывают мнение о выполнении задач. Поставленных на уроке. |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь оценивать правильность оформления действий Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание. |
Каким вы себе представляете человека будущего? |
Записывают задание на дом. |
|
Библиографический список:
Журнал ГЕО. Февраль. 2005год.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И.. методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сониа. Биология. Введение в биологию./М. Дрофа. -2014. – с.146-150.
Охотникова Т.Ю. Библиотечка «первого сентября». Биология №2 (14). Уроки биологии в курсе природоведения. 5 класс. /М. Чистые пруды. -2007. -с.24
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.