Методическая разработка урока
Как Христианство пришло на Русь. Православие в России.
Модуль «Основы православной культуры»
Кришкевич Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 63, с углубленным изучением английского языка
Новосибирск, 2021г
Пояснительная записка
Аннотация
Урок «Как Христианство пришло на Русь. Православие в России» – это урок по модулю «Основы православной культуры» предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Урок даёт представление учащимся об истории принятия на Руси христианства, деятельности Владимира Святого, последствиях крещения Руси, направлен на воспитание уважительного отношения к христианству как одной из мировых религий. На уроке используется УМК издательства «Просвещение» (Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. – М.: Просвещение), задания электронного приложение к учебнику, рабочий лист.
На изучение темы «Как Христианство пришло на Русь. Православие в России» отводится на 1 час.
Цель урока: представление о значимости Крещения, уважительное отношение к православию как религиозной культуре традиционной для России, играющей особую роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.
Задачи урока:
Обучающие:
· познакомиться с исторические обстоятельства принятия христианства на Руси по византийскому образцу;
· дать представление о роли в истории нашей страны Владимира Святого;
· познакомиться с понятием «Крещение»; значением таинства Крещение в жизни отдельного человека и целой страны;
· дать представление о месте православной церкви в современном мире.
Развивающие:
· продолжить формирование интереса к изучению православной истории и культуры;
· развивать способность к эмоционально-художественному восприятию православной культуры;
· развивать навыки анализа различных источников: иллюстраций, мультипликационных фильмов, исторических текстов, в том числе и фрагментов житийной литературы;
· продолжить развитие эмоционально-нравственной сферы обучающихся;
· продолжить развитие мыслительных умений: анализ текста с целью выделения признаков, подведение под понятие), переноса знаний и умений в новые ситуации, умения слушать и вступать в диалог, работать в парах, работа с Интеллект-картой.
Воспитывающие:
· продолжить формирование уважительного отношения к памятникам православной культуры: храмам, иконам;
· продолжить формирование уважительного отношения к истории своего народа, чувства гордости за свою страну.
Ожидаемые результаты
Личностные
· любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
· уважение к религиозным символам, бережное отношение к иконам, храмам как памятникам культуры и искусства;
· уважение к истории нашего народа, храмам и иконам как историческим памятникам;
· уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.
Познавательные универсальные учебные действия
· извлекать информацию из текстов, иллюстраций, видеоматериалов;
· находить информацию в словаре;
· выявлять сущность, особенности объектов;
· находить ответы на вопросы в иллюстрации, мультипликационном фильме, тексте;
Регулятивные универсальные учебные действия
· прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
· высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
· оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
· слушать и понимать других;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
· оформлять свои мысли в устной форме;
· работать в паре.
Предметные результаты:
представление
· о роли православия в истории нашей страны;
· о причинах принятия христианства по византийскому образцу;
· о роли Владимира Святого в истории страны; о том, почему Владимир Первый был причислен к лику святых;
· о таинстве крещения.
Основные понятия: христианство, православие, Церковь, крещение, Святая Русь.
Межпредметные связи: 3 - 4 класс. Окружающий мир. Раздел «Мое Отечество».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, географическая карта. Возможна организация работы с интерактивной доской.
Виды деятельности:
Беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, просмотр мультипликационного фильма, самостоятельная работа с различными источниками информации, работа в парах, заполнение Интеллект-карты.
Ресурсы:
основные
УМК издательства Просвещения:
1. Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. - М.: Просвещение.
2. Электронное приложение к учебнику.
Дополнительные
1.Мультипликационный фильм «Сказание о Крещении Руси», Россия, 2007. Режиссер: Валерий Бабич.
2.Иллюстративный материал:
1. Васнецов В.М. Крещение князя Владимира.
2. Иванов А.И. Крещение Спасителя. 1800-е гг. Государственная Третьяковская галерея.
3. Коваленко И.А. Русь языческая. Жертвоприношение Перуну ( или Леонтьев О. Жертвоприношение).
4. Коваленко И. А. Крещение Руси. 1 августа 988 г. «..и стар, и млад входили в воды Днепра».
5. Макаров М. Свержение идола Перуна.
6. Симаков С. Б. (иеромонах Рафаил) Святитель Леонтий епископ Ростовский
7. Икона «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах».
Ход урока
Этапы урока |
Ход урока |
УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Мотивирование к учебной деятельности.
1-2 минуты
|
Проверка готовности класса к уроку. Создание благоприятного эмоционального фона. - Здравствуйте, дорогие ребята! - Все готовы к уроку? - С каким настроением вы пришли на урок? |
|
Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
2минуты
|
Театрализация, подготовленная учащимися класса, или небольшой видеоролик, снятый заранее. Анюта и Илюша (герои учебника «Мое Отечество», предмет Окружающий мир). В класс входят два школьника: Илюша и Сергей. Илюша: -Привет всем. Слушайте, я вчера в такую игру классную играл, про древнюю Русь. Там князь Владимир Киевский с богатырями всех печенегов разбил. Сергей: -Я смотрел мультфильмы о богатырях. Это богатыри с врагами воевали и Киевскую Русь защищали. А князь Владимир был трусливым, ему Киевом править помогал конь Юлий. Заходит Анюта. -Привет. Это вы о каком князе вспомнили? О Владимире Святом? Я тоже вчера мультфильм смотрела. «Князь Владимир» называется. Очень интересный. Илюша: -Наверное, это ты о другом князе смотрела. В моей игре князь Владимир в Киеве правил, с печенегами воевал, на Волжскую Булгарию ходил, у Польши несколько городов отвоевал. Какой же он святой? Анюта: - Все правильно, ты о Владимире Красное Солнышко рассказываешь. Его народ так называл, а православная церковь причислила его к лику святых. Сергей: – Значит мультфильмы о богатырях – это сказки. А за что это его Красным Солнышком называют. Ведь он не девица-красавица, а князь все - таки. Воин. Анюта. А давайте мы у ребят спросим, может они нам подробно все расскажут. |
Учащиеся смотрят небольшую театрализацию.
|
Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. Познавательные УУД 2. Развиваем умения извлекать информацию из разных источников.
|
Выявление места и причины затруднения.
1-2минуты
|
- Можем мы помочь нашим друзьям? -Почему князя Владимира в народе так ласково и красиво называли: Красным Солнышком и Святым Записываем вопрос на доске. Выявляем затруднение. - Можем ли мы ответить на эти вопросы?
|
Ответы на вопросы. Учащиеся приходят к выводу, что они не знают точно, почему великого князя Киевского называли Красным солнышком и святым. |
Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. Личностные Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 2-3 минуты
|
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Какие вопросы мы должны обсудить? План урока 1.Почему на Руси было принято христианство. 2.Как на Руси принимали христианство 3.Как изменилась жизнь славян после крещения. 4.Русская Православная Церковь сегодня. - Что мы записали на доске?
- Где вы можете найти ответы на эти вопросы?
|
Предполагаемые ответы на вопросы: О князе Владимире, о принятии христианства на Руси, о Древней Руси. План урока обсуждается и записывается на доске.
Ответы на вопросы: план урока Предполагаемые варианты ответов учащихся: Учитель раскрывает новую тему на уроке. На уроке мы можем воспользоваться учебником. Дома можно поговорить с родными. Прочитать в книгах. Посмотреть исторические фильмы |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
|
Изучение нового материала 25 минут
Слайд 3
Слайд 4(или 5)
Слайд 6. Причины принятия христианства на Руси
Просмотр фрагмента мультфильма (4 мин.)
Слайд7. Карта
Слайд 8Фото. Храм Святой Софии в Константинополе. Современный вид.
Слайд 9.Васнецов В.М. Крещение князя Владимира.
Слайд 10.
Слайд 11.
Просмотр фрагмента мультфильма- 4 минуты.
Слайд 12.А. И. Иванов. Крещение Спасителя.
|
1.Почему на Руси было принято христианство. В 3 классе на уроке Окружающего мира вы изучали историю Древней Руси. Давайте вспомним, что мы знаем о жизни славян?
Работа с картой «Восточные славяне» Учитель показывает на карте Древнерусское государство. - Во что верили славяне? Каким богам поклонялись?
Работа с картиной И.А. Коваленко. Русь языческая. Жертвоприношение Перуну. -Как вы думаете, какой эпизод из жизни славян запечатлел автор? - Какому богу? -Как они относятся к богу? -Что они хотят сделать, чтобы умилостивить богов? - Только ли животных приносили в жертву богам? -Как вы относитесь к человеческим жертвоприношениям?
Рассказ учителя о причинах принятия христианства на Руси, работа с текстом «Причины принятия христианства на Руси» абзацы 1-3(Приложение 1) (1; 50-51). Рассказывая о выборе веры, учитель предлагает посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Сказание о Крещении Руси» и ответить на вопросы: - В какую страну отправились посланники Владимира? - В какой город? Учитель показывает на карте Киев Византию, Константинополь. - Как называется храм, в котором проходила служба? - Почему князь Владимир принял именно христианство по византийскому образцу (православие)? Работа с последним абзацем текста «Причины принятие христианства на Руси» в рабочем листе. Если нет возможности посмотреть мультфильм, можно воспользоваться фрагментом из «Повести временных лет» (Приложение 2).1; 2. Как на Руси принимали христианство? Вспомните, пожалуйста, что вы узнали на уроке Окружающего мира о том, как было принято христианство. Рассказ учителя о крещении князя Владимира с использованием картины Васнецова В.М. Крещение князя Владимира. -Как крестили князя Владимира?
- Как проходило принятие христианства в Киеве? Работа с иллюстрацией Коваленко И. А. Крещение Руси. 1 августа 988г «..и стар, и млад входили в воды Днепра». -- Что киевляне сделали с языческими идолами? Работа с иллюстрацией М.Макарова «Свержение идола Перуна» или просмотр фрагмента из мультипликационного фильма «Сказание о Крещении Руси». Вопросы к фильму: -Как крестили князя Владимира? -Как проходило принятие христианства в Киеве? - Что киевляне сделали с языческими идолами?
- В учебнике по истории мы можем прочитать: «Князь Владимир принял христианство» или «Князь Владимир крестил Русь». -А как вы понимаете слово «крестил»? Что обозначает слово «крещение»? Дополнение учителя о Крещении Христа Иоанном Крестителем с использованием картины А. И. Иванова Крещение Спасителя. -Давайте прочитаем, как объясняет смысл этого таинства автор нашего учебника. -Как вы понимаете смысл Крещения для человека?
3. Как изменилась жизнь славян после крещения. После крещения человек живёт по учению Христа, а как после крещения изменилась жизнь целого государства? Учитель предлагает учащимся прочитать текст параграфа с абзаца «Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги…» до конца пункта «Крещение Руси» (с.59-60).и составить интеллект – карту «Крещение Руси».
- Рассмотрите внимательно иллюстрации к параграфу и дополните свои интеллект - карты.
Обсуждение результатов деятельности учащихся. В ходе обсуждения разбираются вопросы: - В каком году было принято христианство на Руси? - Что нового появилось в жизни славян? -Что вы знаете о святых Кирилле и Мефодии? - Какие православные таинства вы знаете? - Назовите православные праздники. Учитель делает вывод: после принятия христианства жизнь славян существенно изменилась, появились новые традиции, обычаи. |
Примерные ответы учащихся на вопросы. Восточные славяне жили по берегам рек. Занимались земледелие, охотой. Во главе племени стоял князь.
Примерные ответы учащихся на вопросы на основе знаний, полученных на уроках Окружающего мира. -Каждое племя поклонялось своим богам.
Анализ иллюстрации. Примерные ответы учащихся: - Люди молятся богу - языческие боги, Перун -боятся его гнева -принести в жертву животных. - совершали и человеческие жертвоприношения
Поисковое чтение текста и ответы учащихся. Рабочий лист. Задание 1.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Сказание о Крещении Руси», Россия, 2007. Примерные ответы: - Византию - Константинополь
- Храм Святой Софии
Ответ на вопрос.
Ответы на вопросы
Анализ иллюстраций, ответы на вопросы учителя.
Анализ иллюстраций, ответы на вопросы учителя.
Анализ иллюстраций, ответы на вопросы учителя.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма, ответы на вопросы учителя
Ответы на вопросы
Чтение дополнительного материала (врезки) «Крещение» и ответы на вопрос (3;61)
Поисковое чтение фрагмента текста параграфа 18 (3; 59-60) Работа в парах над интеллект – картой «Крещение Руси». В тексте параграфа названы новые явления: Азбука, книги, летописи, школы, храмы, милосердие, единство народа на основе веры. По иллюстрациям параграфа дополняют: иконы (Икона Богоматерь Владимирская). Представление, исправление и дополнение интеллект- карты: - дата крещения- 988 г. - появились -новые традиции и обряды (крещение, исповедь, причащение ...) -новые праздники: православные |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из различных источников: видеофильма (мультипликационного фильма), текста, иллюстраций. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Умение определять понятия. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. 5 Умения выказывать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
Регулятивные УУД Находить и исправлять ошибки. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
|
Первичное закрепление 2 минуты |
Учащимся предлагается ответить на вопрос учебника на с. 61: «В первой русской летописи «Повесть временных лет» говорится, что в 983 г. жители Киева решили «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падёт он, того и зарежем в жертву богам». Как вы думаете, после принятия христианства человеческие жертвоприношения на Руси прекратились?» - Что значит, бросить жребий? - Как вы поняли, что обозначает слово отрок? -Как вы думаете, после принятия христианства человеческие жертвоприношения на Руси прекратились? |
Ответ на вопрос учебника (3; 61). Учащиеся читают вопрос и отвечают на вопросы.
Работа со словариком в рабочем листе
|
|
Региональный компонент Слайды 13-16
|
Учитель рассказывает о том, что не сразу все жители Руси приняли христианство вслед за киевлянами, предлагает познакомиться с текстом «Святитель Леонтий Ростовский». Слайды используются как иллюстрации к тексту. |
Чтение текста в рабочем листе о святителе Леонтии Ростовском. Ответы на вопросы учителя. Самостоятельная работа со словариком в рабочем листе |
|
Изучение нового материала 3 минуты |
4. Русская Православная Церковь сегодня. Подсчитайте, сколько лет прошло с момента крещения Руси князем Владимиром? Учитель предлагает прочитать врезку параграфа учебника на с. 59 «Это интересно». Учитель дополняет информацию о деятельности Русской православной церкви сегодня. |
Ответ на вопрос: 2017- 998 = 1019
Работа с дополнительной информацией (врезкой) на (3; 59). |
|
Закрепление 2 минуты |
-
Под каким прозвищем князь Владимир вошёл в историю? Если учащиеся не могут ответить на вопрос, можно познакомиться с текстом «Владимир Красно Солнышко» в рабочем листе.
|
Примерные ответы учащихся: -Владимир Святой Владимир Красное Солнышко - Народ сравнил принятие христианства по византийскому образцу (православия) с восходом солнышка, с началом нового, светлого, радостного дня. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
2 минуты |
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? |
|
Регулятивные УУД 1. развиваем умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать степень достижения цели. |
10. Домашнее задание.
2 минуты |
Прочитать пункт 2 «Святая Русь» учебника и ответить на вопрос: Почему автор учебника называет Русь святой. Что означает выражение Святая Русь. По выбору учащегося: Подобрать иллюстративный материал о Крещении Руси и Владимире Святом. Проектная и исследовательская деятельность. Деятельность святых Кирилла и Мефодия. |
|
|
Рабочий лист
к уроку «Как Христианство пришло на Русь Православие в России»
Причины принятия христианства на Руси
Владимир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в христианстве.
Киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала её укреплению.
К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.
Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями — хазарами, мусульманами — булгарами, христианами из европейских стран.
Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Со времён Аскольда и Дира христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие Византийскую империю. При Игоре киевские христиане возвели для себя храм Святого Ильи. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга.
Святитель Леонтий епископ Ростовский
После крещения в Киеве Владимир отправил в разные города проповедников, чтобы они рассказали о вере в единого Бога. В Ростове первые епископы были изгнаны горожанами – язычниками, и лишь святителю Леонтию удалось привести большинство горожан к крещению. Сначала Леонтий был недружелюбно встречен горожанами, но не уехал, а поселился недалеко от города. Там он основал церковь. Добрый нрав Леонтия и отеческая забота привлекли к нему детей. За детьми в христианство обращаются и взрослые. Христианская община в городе начала расти, и вскоре святитель вернулся в Ростов. Но волхвы не хотели распространения христианства на Руси, они подталкивали людей к восстанию. Летопись рассказывает, что такое восстание произошло в 1071 г в Ростово-Суздальской земле. Выступали волхвы и против святителя Леонтия. Однажды к собору приступила вооружённая толпа язычников с намерением не просто выгнать, а убить святого. Святитель возложил на себя епископские облачения, взял в руки Крест Христов и в сопровождении священства вышел к бушующей толпе. Он обратился к язычникам с такой пламенной проповедью, что многие из собравшихся приняли Таинство Крещения.
Словарик к уроку
Волхв - (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевшие заклинать стихии и прорицать будущее.
Облачение -одежды духовенства, церковнослужителей и монахов.
Отрок - подросток, юноша
Таинство – такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом, на верующего сходит благодать или спасительная сила Божия.
Влади́мир I Святосла́вич. Годы жизни: около 960 года — 15 июля 1015 года Великий князь Владимир почитается Русской православной церковью как святой, равноапостольный. День памяти в русском православии — 15 (28) июля. В народе получил имя «Красное Солнышко». Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Владимир Святославич является одним из прообразов собирательного былинного персонажа, Владимира Красное Солнышко.
Владимир «Красно Солнышко»
Прочитай текст и объясни, за что народ прозвал Владимира «Красно Солнышко».
Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию.
А.В. Карташов
Повесть временных лет. (Выбор веры).
В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: „Прими закон наш“. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите ещё к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошёл с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».
*****
И когда прошёл год, в 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полёта стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали ещё больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это — сам крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам, и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же». И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По Божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата — за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Васильеве, а другие и по-иному скажут. Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так: «Пусть никакие еретики не прельстят тебя, но веруй, говоря так: „Верую во единого Бога Отца Вседержителя, творца неба и земли“ — и до конца этот символ веры». <…>
После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял, и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости Своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым.
Российский образовательный портал. - http://historydoc.edu.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.