МБУК г. Шахты «ЦБС»
ЦГДБ им. Н. К. Крупской
Урок
Какие бывают сказки
Главный библиограф
Доронина Л.Н.
2021
Урок Какие бывают сказки:
Цели:- познакомить с разными видами сказок, учить давать оценочные суждения героям сказок;
-дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-развивать творческие способности, память, наблюдательность, навыки осознанного чтения, речевые умения;
-воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Ход урока
I Организационный момент
1. Игра «Обмен настроением»
- Улыбнитесь друг другу. Тому, кто улыбается, смеется,
Все в жизни удается.
А какое у вас сейчас настроение?
Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня тоже таинственное и радостное настроение, потому что мы с вами отправляемся в путешествие. А какое, вы узнаете, если прочитаете про себя стихотворение.
Со сказками все дружат.
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.
Кто догадался?
- Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время... Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на далекое расстояние. Все эти чудеса стали для нас обычными. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.
- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, страну волшебных приключений и сказочных героев; нас приглашает в гости сказка!
( звучит мелодия из телепередачи «В гостях у сказки») 1 - слайд
- Вас ждут испытания, преодолев которые, мы выясним – хорошо ли вы знаете сказки?
Вы готовы? В добрый путь!
II Выявление имеющихся знаний.
-Чем сказка отличается от других произведений?
-Почему нет автора?
-Какими бывают в сказках Кощей Бессмертный и Баба Яга?
-Добрый молодец и Красная девица? (красивые и умные)
-Заяц и волк? (трусливыми , глупыми, доверчивыми?
Вывод: Так что же такое сказка? (это волшебная страна со своими определенными правилами и жителями)
- Приглашаю вас на викторину по русским народным сказкам.
Вы уже разделились на две команды «Колобки» и «Репка».
- Капитан команды «Колобки» представьте свою команду: Мы команда «Колобки», наш девиз:
Любим книжки мы читать
Все на свете узнавать.
На помощь колобки придут
И нас к победе приведут.
- Капитан команды «Репка» представьте свою команду: Мы команда «Репка», наш девиз:
Мы команда «Репка»
Дружим все мы крепко
Знаем сказки лучше всех
Ждет нас в конкурсе успех.
1 задание: назовите как можно больше русских народных сказок
-Сейчас вы по очереди будете называть русские народные сказки. Команда, которая назовет больше сказок, получает два жетона; команда, которая назовет меньше сказок – один жетон.
-Ребята, выкрикивать с места нельзя! Если кто-то из команды будет выкрикивать, то у этой команды будут вычитаться жетоны. Вы будете поднимать руки, а я буду вас спрашивать по очереди!
2 задание работа с пословицей
- Действительно, вместе с героями сказок мы преодолеваем различные трудности, а значит, учимся выбирать правильное решение в сложных ситуациях, учимся верить в добро и в собственные силы.
3 задание угадай сказочный предмет
-Сказочный предмет – огромный овощ, сестра редиски. (репка)
-Сколько героев было в сказке «Репка»? (7)
-Круглый печеный предмет, сбежавший от деда с бабкой. (колобок)
- Птица, снесшая яйцо из драгоценного металла. ( Курочка Ряба)
- Первая женщина, совершившая полет на ступе. ( Баба Яга
- Ребята, я сегодня получила сообщения и не могу понять от кого они пришли. Помогите мне, пожалуйста. Но, помните наше главное правило – не выкрикивать. За правильные ответы команды получают по одному жетону.
Итак:
• «Спасите, нас съел серый волк» (козлята) ;
• «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк) ;
• «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду» (Маша) ;
• «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал стул» (Медвежонок) .
• «Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Аленушка) ;
• «Помогите, наш дом сломан, но сами целы» (звери)
5 задание узнай сказку по мелолодии
Звучат мелодии к сказкам:
-Бременские музыканты (Песня трубадура)
- Красная Шапочка
-Приключения Вини Пуха
- Приключения Буратино
- Бременские музыканты (Песня разбойников)
5 задание «Узнай героя сказки »
Бабусю знает целый свет
Ей от роду лишь триста лет
Там, на неведомых дорожках,
Следы ее на курьих ножках.
(Баба Яга)
Жили – были дед да баба
Курочка у них была,
Но однажды золотое
Старикам яйцо снесла,
Но, а дальше что, известно-
Было очень интересно.
Вспомни сказку, назови-
Кто же это? - прав ли ты?
(«Курочка Ряба»- русская народная сказка)
Круглый и румяный
Только из печи.
Знаешь, что ответить
Только не кричи.
(«Колобок» - русская народная сказка)
6 задание «Узнай сказку по иллюстрациям»
«Гуси – лебеди»
«Царевна лягушка
«Маша и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
По щучьему велению»
1. Назовите сказки, в которых есть цифры в названии. («Три поросенка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Три медведя»)
Интересно было с вами,
Время с пользой провели.
Расходиться нам пора.
Вам понравилась игра? (Да)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Сегодня мы вспомнили любимые сказки, любимых сказочных героев. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. Но сказка на этом не заканчивается. Любите сказки, читайте сказки, будьте добрыми, смелыми, справедливыми. Сказка – это не только произведение, которое интересно читать – это ещё и хороший учитель. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
- Так чему же учат сказки?
(Сказки учат нас быть добрыми, честными, умными, сильными, они высмеивают людские недостатки: жадность, глупость, жестокость, трусливость. В сказках всегда добро побеждает зло.)
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Учат нас, как надо жить.
Чтобы всем вокруг дружить!
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух…
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Песня «Сказка» (На мотив песни "Улыбка”).
Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись ты сказкою своей.
Пусть она тебе друзей вокруг находит.
И тогда наверняка
Ты увидишь Колобка
И снегурочка тебе во сне приснится.
Ну а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится.
Знай от сказки маленькой одной
Перестанет плакать самый хмурый мальчик.
А когда ты встретишься с бедой,
Выручат тебя герои доброй сказки.
Знай, от сказки станет всем теплей.
И большим и даже самым малым детям.
Так пускай все люди на земле
Сказкой, словно огоньком, себя согреют.
6. Рефлексия. Наш паровозик из Ромашкова ехал мимо леса, мимо поля и вот он остановился на прекрасной полянке. Давайте заполним эту поляну цветами и увидим, понравилось ли вам наше путешествие в сказку.
Розовый цвет – побольше таких дел.
Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.
Красный цвет – дело не понравилось.
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -Москва: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – Москва: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
5. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. - Ленинград: Наука, 1974. - 255 с.
6. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3-х тт. Серия: Лит. памятники. - Москва: Наука, 1984-1985
7. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - Москва: Лабиринт, 1998. - 345 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.