Урок № История
России
Тема:
Россия на рубеже 19-20 веков. Повторно-обобщающий
урок,
интегрированный (история, обществознание,
литература).
Урок – пресс-конференция.
Дата проведения:
Учитель: Гарачун Надежда Михайловна
Класс: 11
Место урока в системе занятий:
Количество часов: 1 час
Триединая цель урока:
- Образовательная – обобщить и систематизировать знания
учащихся, полученные на уроках истории, обществознания, литературы;
- Развивающая – развивать у школьников умение работать с
дополнительной информацией; привлекать осмысливать собственный социальный
опыт; формировать у учащихся умение выявлять проблемы, ставить вопросы;
- Воспитывающая – патриотическое воспитание; прививать
учащимся интерес к историко-обществоведческим дисциплинам.
Оборудование: мультимедийное оборудование
(экран, ноутбук, проектор, диск), диск «Классическая музыка 19-20 веков».
Предварительная работа:
За 2 недели до проведения урока учащиеся делятся на группы:
специалисты (по экономике, политике, культуре и социологии) и журналисты. Обе
группы повторяют и добывают новые сведения из дополнительных источников по
изученной теме.
Тема урока и план
отображаются на экране.
План урока:
- Организационный момент (вступление слово учителя)
- Основная часть. Проведение пресс-конференции.
- Физкультминутка.
- Литературная пауза.
- Заключительная часть.
Ход урока:
1.Организационный момент
(сообщение учителем цели, задач и плана урока).
Учитель: Сегодня мы
подводим итог по 1 разделу «Россия, к.19 – нач. 20 вв.» Цель нашего урока не
только повторить, закрепить, обобщить изученное в течение сентября, но и,
поработав с документами, приобщиться к подготовку к ЕГЭ (блоку «С»). Но самая
главная цель всех уроков истории – это проникнуться любовью к многострадальной
, святой России. Ведь о Германии, например, говорят – «Великая», о Франции –
«Блистательная», и лишь о России всегда - «Святая».
Взлетел расщепленный вагон!
Пожары… Беженцы босые…
И снова по уши в огонь
Всплываем мы с тобой, Россия.
Опять судьба из боя в бой
Дымком затянется, как тайна, -
Но в час большого испытания
Мне крикнуть хочется – «Я твой!»
Я твой. Я вижу сны твои.
Я жизнью за тебя в ответе!
Твоя волна в моей крови,
В моей груди не твой ли ветер?
Гордясь тобой или скорбя,
Полуседой, но с чувством ранним,
Люблю тебя, люблю тебя
Всем пламенем и всем дыханьем.
И стал вождем огромный край
От Колымы и до Непрядвы.
Так пусть галдит нам нами грай,
Черня привычной неправдой,
Но мы мостим прямую гать
Через всемирную трясину,
И ныне воспринять Россию –
Но человечество ль принять?
Какие ж трусы и враги
О нашей гибели судачат?
Убить Россию – это значит
Отнять надежду у Земли.
В удушье денежного века,
Где низость смотрит свысока,
Мы окрыляем человека,
Открыв грядущие века.
И. Сельвинский
На нашей пресс-конференции
присутствуют иностранные журналисты, которые хотят ближе узнать историю России
начала 20 века. В конце конференции наши специалисты подготовят презентацию
нашим гостям.
- Основная часть. Проведение пресс-конференции.
Правила
проведения конференции
- Класс делится на специалистов:
- по экономике – 2 человека
- по политике – 2 человека
- по культуре – 2 человека
- по социологии – 2 человека
- на журналистов – 8 человек
- пресс-секретарь – 2 человека
- чтецы стихов поэтов Серебряного
века – 2 человека
- Журналисты задают вопросы, чтобы получить всю необходимую
информацию, систематизировать ее и к окончанию конференции представить
пресс-секретарю текст статьи для презентации (примерные вопросы
журналистов в приложении
№ 1)
- Журналист должен задавать вопросы четко, назвав издание,
которое он представляет.
- Специалисты должны давать полный, по возможности краткий
ответ (при ответе специалистов по культуре используется компьютерная
презентация, приложение № 2)
- Обе стороны в ходе пресс-конференции должны соблюдать
тактичность и толерантность.
- Физкультминутка.
Релаксация – минута покоя и
расслабления.
(используется музыкальное
произведение Шопена)
- Литературная пауза.
Чтение стихов поэтов Серебряного
века.
- Заключительная часть.
Просмотр презентации «Россия на
рубеже 19-20 веков» (презентацию заранее готовят пресс-секретари, приложение
№ 3)
Приложение № 1
к уроку по истории
России
«Россия на рубеже
19-20 веков»
Вопросы
журналистов
Сфера экономики:
- Многие зарубежные историки считают, что Россия к началу
20 в. была глубоко отсталой страной и находилась в полуколониальной
зависимости от стран Западной Европы. Вы другого мнения?
- Можно ли утверждать, что в России в начале 20 в.
существовали рыночные отношения?
- Кто был субъектом собственности?
- Государственное вмешательство имело решающее значение в
индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в
короткий срок войти в число развитых индустриальных держав. Вы согласны с
этим высказыванием?
- Ряд зарубежных и российских историков считают, что
столыпинская реформа полностью провалилась. Что вы думаете по этому
поводу?
- Чем вы смогли бы объяснить такое отставание сельского
хозяйства по сравнению с развитием промышленности?
- В начале 20 в. Россию, как и другие европейские страны,
захлестнул мировой экономический кризис. Сотни рабочих оказались без
работы. Как выше правительство разрешало эту проблему?
- Сегодняшние российские олигархи не отличаются стремлением
к меценатству. А как обстояло дело с меценатством в начале 20 в.?
- Скажите, как повлияла российская экономика на исход 1
мировой войны?
Сфера политики:
- Любое демократическое государство характеризуется наличием
разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Существовало ли такое разделение власти в конце 19 – начале 20 века?
- Если уже речь зашла о признаках демократического
государства, скажите, а существовала ли в России в начале 20 в.
многопартийная система?
- Сто двадцать лет назад у вас в России на Сенатской площади
некоторое сословие выдвинуло ряд условий. Скажите, какие сословия
участвовали в первой русской революции? Чего они добились?
- После провозглашения Манифеста 17 октября лидеры
буржуазных партий считали, что революция закончилась. А ваше мнение?
- Что изменилось в структуре государственного управления
после 1 русской революции?
- «Нам нужна маленькая победоносная война», - говорил в 1904
году ваш министр внутренних дел Сергей Юльевич Витте. Тем не менее Россия
потерпела поражение. Почему? (преднамеренная ошибка, которую должны
заметить и устранить специалисты)
- В архиве я нашел отрывок из программного документа. Не
могли бы вы мне помочь определить, какой партии принадлежит данная
программа: «Социальная революция пролетариата уничтожит деление общества
на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит
конец всем видам эксплуатации. Необходимое условие революции составляет
диктатура пролетариата».
- А вот еще выдержки из другого документа: «Ст. 7.: Государь
император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным
Советом и Государственной Думой. Ст.8.: Государю императору принадлежит
новый почин по законодательству. Единственно по его почину государственные
законы могут подлежать пересмотру Государственным Советом и
Государственной Думой». Не могли бы вы сказать, к какому времени
принадлежит этот документ?
Сфера социологов:
- Территория России и есть и была самая обширная. Какие
народы заселяли Россию к началу 20 века?
- В чем заключались особенности социальной структуры России
в начале 20 века?
- Мы уже здесь слышали, что и российских рабочих
существовали проблемы. Что это за проблемы и как они решались?
Существовало ли в России трудовое законодательство?
- Обычно говорят, что буржуазия господствовала в России
экономически, а дворянство – политически. Так ли это?
Сфера культуры:
- Какое место занимала религия в России в начале 20 века?
- В современной России очень доступно высшее образование. А
как было в начале 20 века?