Предмет: литературное чтение
Класс: 2 - А
Подготовила и провела: Андреева Юлия Викторовна
Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: портрет писателя, демонстрационный материал, раздаточный материал.
Цель: познакомить детей с творчеством Бориса Степановича Житкова.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведений; организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Воспитательные:
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к
слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
-формулировать и удерживать учебную задачу.
- Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Определять героев произведения; характеризовать их.
Познавательные:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера;
-осуществлять смысловое чтение.
- умение анализировать произведение
Коммуникативные:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ.
Личностные:
-проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально- нравственную отзывчивость.
- проявлять интерес к чтению произведений о животных;
- осознавать, что необходимо проявлять заботу о животных.
- проявлять интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, сопереживание.
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 1 мин. |
Прозвенел звонок веселый, Мы урок начать готовы. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь. |
Настраиваются на работу. Приветствуют гостей. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
II. Актуализация знаний. 2 мин. |
- Ребята, мы сегодня с вами на уроке поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.( Ответы детей- слушать других, уважать чужое мнение, уметь договариваться, ). 1.Речевая разминка. Игра «Доскажи словечко». Жу – жу – жу - молоко дадим _______ ; Жа – жа – жа – есть иголки у ________; Су – су – су – было холодно в _____ ; Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___. на – на – на – во дворе растет …сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в …кино; |
Дают определение понятия «сказка», отмечают виды сказок по авторству и теме. (Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев.) |
Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
III. Определение темы и цели урока Введение в тему. 2 мин. |
1. Игровая ситуация. Стук в дверь. Принесли телеграмму. -Ребята, нам прислали телеграмму (читаю кому на конверте). Вот только не понятно от кого она. Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто прислал телеграмму: Без команды в строй встают, (Утята) - В конверте есть еще и слова. (раздаю детям). Что они могут значить, как вы думаете? (Дети читают слова, высказывают свои предположения). - Сегодня мы познакомимся с историей. Ее автором является детский писатель Б. Житков. - Кто еще является героем этой истории, вы узнаете, отгадав загадку. На ромашку у ворот 1. Скороговорка Уточка
- вертихвостка |
Отгадывают загадку, аргументируют выбор отгадки.
Проговаривают скороговорку. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: операция анализа, сравнения. Коммуникативные: отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию. |
IV. Прогнозирование содержания сказки. Стадия вызова. Работа в группах. 3-4 мин. Проверка выполнения задания. 4 мин. |
-Откройте учебник на странице Прочитайте название текста. - Как вы думаете, почему он так называется? - Можете ли вы предположить, о ком и о чем пойдет в ней речь? - Предположите, о чем пойдет речь в этом тексте, используя ключевые слова: хозяйка, утята, стрекоза, страшно, прятались, улетела, победа. |
Ответы детей Озвучивают правила работы в группах: 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! Дети делятся на группы и составляют свои произведения. Зачитывают свои произведения. |
Личностные: проявляют интерес Регулятивные: прогнозирование, принимать и сохранять учебную цель и задачу, Познавательные: осознанно Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
V. Стадия осмысления. Знакомство с творчеством писателя. 5 мин. |
- А почему автор назвал утенка «храбрым»? - Хотите узнать? - Нам поможет автор произведения Б. Житков. - Кто знает этого автора? Подготовленный ребенок рассказывает о Б.Житкове. Выставка книг писателя. - Посмотрите, сколько разных книг написал Б. Житков. |
Высказывают свои предположения. Делятся имеющимися знаниями об авторе. Отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: проявляют интерес Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: анализировать содержание информации. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
VI. Физминутка 2-3 мин |
«Танец маленьких утят» ( в современной обработке) |
||
VI. Знакомство с текстом. Чтение с остановками. 8 мин. |
- Сейчас мы познакомимся с произведением писателя . Выразительное чтение текста детьми. Вопросы для остановок. 1. Вопрос: Как вы думаете, как поведут себя утята? Почему? 2. Вопрос: Почему хозяйка думала, что утята заболели? 3. Вопрос: Поверили ли утята Алеше? Почему? 4. Вопрос: Как Алеша победил стрекозу? 5. Вопрос: Почему утята угощали Алешу? План. Хозяйка кормит утят. Утята боятся стрекозы. Удивление хозяйки. Разговор Алеши с утятами. Алеша прогоняет стрекозу Составление картинного плана. 1.С чего начинается рассказ? (Хозяйка кормит своих утят.) 2.Почему утята не ели? (Боялись стрекозы.) 3.Как они себя вели? Что можно нарисовать? (Боялись и прятались в траве.) 4.Чему удивлялась хозяйка? 5.Какой следующий эпизод? (Алеша прогоняет стрекозу.) 6.Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду?(Довольные утята кушают и угощают Алешу.) |
Каждый ребёнок получает текст, для чтения с остановками. Сказку читают хорошо читающие ученики. Остальные дети следят по тексту. Отвечают на вопросы |
Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
VII. Словарная работа. 2 мин. |
- Какие слова показались вам незнакомыми или непонятными? Кто может объяснить их? Рубленые яйца – порезанные на мелкие кусочки. Храбрец – храбрый. Подберите синонимы к слову «храбрец» Насилу – с трудом, кое-как. Стрекотала – издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск. Наелась досыта – вдоволь, до полного насыщения. |
Дети дают определение словам. Подбирают синонимы к слову «храбрец» |
Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: осознанно Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей. |
VIII. Работа по содержанию текста. Прием «Синквейн». Работа в группах. 4 мин. |
- Какова тема произведения? - Назовите главных героев произведения. - Какими были утята? Почему? - Что хотите сказать об утенке Алеше? Какой он? -Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом? - Составьте синквейн про Алешу . - Найдите в тексте отрывок, который можно отнести к иллюстрации в учебнике.
|
Дети отвечают на вопросы. Составляют синквейн про Алешу. Алёша. Храбрый,смелый. Помогает, защищает, побеждает. Он спас утят от стрекозы. Храбрец. Дети зачитывают свои синквейны |
Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные: строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
IX. Подведение итогов урока. Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям. 2 мин. |
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? - Кто его автор? - Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он? - Какова основная мысль произведения? - Как вы думаете, почему это произведение сказка, а не рассказ? ( На доске слова: рассказ, легенда, сказка, басня, стихотворение) Собери пословицу.( работа в группах) 1 гр.- Где смелость, там и победа. 2 гр. -Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 3 гр.- Чья храбрость – того и победа. (ответы детей). |
Отвечают на вопросы. Собирают и зачитывают пословицы. |
Личностные: проявляют интерес Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
X. Рефлексия. 2 мин. |
- Дети, понравилась вам сказка? У вас на партах – смайлики. Подарите смайлик участнику вашей группы, который на уроке был активный, хорошо читал, правильно отвечал на вопросы. Практическая работа. Дети составляют утенка из заранее приготовленных желтых ладошек. |
Рефлексируют. «Метод исключений». -Ребята, как вы считаете, с каким произведением мы познакомились? ( на доске – возможные жанры произведений, методом исключений дети выбирают название данного произведения) : -рассказ -басня -стихотворение -литературная сказка -народная сказка - легенда - потешка |
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Регулятивные УУД: начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
XI. Домашнее задание. 1 мин. |
Прочитать сказку, сделать иллюстрации. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.