Конспект урока литературного чтения по теме:
В.Бианки. «Музыкант» , «Сова»
Цели: познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант», «Сова»; развивать речь, мышление, интерес к изучению природы; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Задачи: продолжить обучение пересказу текста по опорным словам; совершенствовать умение составлять план произведения, работать в парах; отрабатывать грамотное выразительное чтение.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб потом вам получать
Только лишь оценку «5»!
2. Речевая разминка.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь - лесной…медведь.
3. Проверка домашнего задания. Слайд 2.
Сообщение темы урока. Слайд 3.
Сегодня мы познакомимся с писателем Виталием Валентиновичем Бианки и его рассказами «Музыкант» и «Сова»
4. Знакомство с новым произведением «Музыкант»
а) беседа учителя с учащимися об авторе.
- Ребята, знакома вам фамилия писателя? Кто из вас читал его книги? Назовите, какие?
- Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?».
Учитель показывает детям названные книги.
Он один из самых любимых детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12 февраля 1894 года (116 лет назад!) в семье биолога. Писатель закончил Петербургский университет, где с большим интересом изучал жизнь растений и животных. Виталий Валентинович жил в разных районах нашей страны и много путешествовал, свои впечатления от путешествий он воплощал в детских произведениях.
Слайд 4.
Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей.
В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие.
б) чтение учителем произведения (делаю смысловые паузы после каждой части, дети отвечают на вопросы).
Слайд 5.
г) словарная работа ( выполняется в ходе чтения)
Медвежатник – охотник на медведя;
Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;
Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.
в) проверка первичного восприятия рассказа по вопросам. Слайд 6.
• На чём играл старый медвежатник?
• Что сказал ему колхозник?
• Зачем медвежатник пошёл в лес?
• Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
• Какую картину увидел старик в лесу?
• Почему он не убил медведя?
6. Чтение рассказа учащимися (про себя).
- Ребята, прочтите самостоятельно рассказ и найдите в рассказе описание иллюстрации в учебнике.
7. Составление плана рассказа. Слайд 7.
-Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.
Слайд 8. План рассказа «Музыкант».
1 часть. Старый медвежатник любил музыку.
2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.
3 часть. Медведь – музыкант.
4 часть. Охотник пожалел медведя.
8.Физминутка.
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.
9. Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам.
1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.
2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.
3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.
4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.
Слайды 9 – 12.
10- Взаимосвязь Природы и Человека показал в своём произведении В.В.Бианки.
- Как называется следующее произведение, вы узнаете, отгадав загадку: «Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.»
- следующее произведение В.В.Бианки «Сова».
- Кто же главный герой произведения?
- Сейчас я начну читать вам эту познавательную сказку, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос - о чём это произведение.
- Когда я буду читать текст, обратите внимание, как правильно и выразительно надо читать.
- Поднимите руки,кому понравилась произведение?
- К какому литературному жанру отнесёте это произведение?
- Ребята, о чём же я прочитала??
- Какой отрывок вам больше всего запомнился?
- Вы, наверное, обратили внимание, что тексте есть слова, значение которых, вам было непонятно. На доске записаны эти слова в два столбика. Я предлагаю поработать над ними.
- Объясните значение слов, записанных в первый столбик: хоронишься, сторонишься, раздолье, приволье, кормовистый.
- К словам второго столбика подберите близкие по смыслу слова: рыщут, бранится, грузно, утекает, худо.
- Понравился ли вам разговор старика с совой?
- Что в этом разговоре вам не понравилось?
- Какими словами старик обидел сову?
- Как бы вы озаглавили эту часть произведения?
-О чем Сова предупреждала Старика?
-Как Старик реагировал на предупреждения Совы?
-Понял ли Старик свою ошибку?
Докажите свой ответ отрывками из текста.
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик?
Дополнительно:
Тест по материалу урока.
1. В каком городе родился В.В, Бианки?
а) Москва
б) Петербург
в) Рязань
2. Для кого он писал?
а) только для детей
б) для детей и для взрослых
в) только для взрослых
3. Сколько произведений написал В.В.Бианки?
а) 300
б) 200
в) 400
4. Какие произведения писал В.В.Бианки?
а) только рассказы
б) только сказки
в) рассказы и сказки
5. Закончи предложение.
Он писал
а) только о животных
б) только о растениях
в) о животных и растениях
г) о животных, растениях, грибах
6.Какая пословица не подходит к сказке «Сова»?
а) Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.
б) Много желать – добра не видать.
в) Как аукнется, так и откликнется.
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…
Закончим урок словами М.Пришвина
13. Рефлексия.
- Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?
14. Домашнее задание: уч.с 142-150 выр чтение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.