Урок литературного чтения 1 класс Тема: «Апрель, апрель! Звенит капель…» Обобщение
Оценка 4.9

Урок литературного чтения 1 класс Тема: «Апрель, апрель! Звенит капель…» Обобщение

Оценка 4.9
doc
15.02.2022
Урок литературного чтения 1 класс  Тема: «Апрель, апрель! Звенит капель…» Обобщение
Конснект урока литературного чтения в 1 классе.doc

Урок литературного чтения 1 класс

 

Тема: «Апрель, апрель! Звенит капель…» Обобщение

Цели: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: поиск в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной*.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе;  иллюстрации, фотографии о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского, презентация «Весна»

Ход урока:

 

I. Актуализация знаний, постановка цели урока.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, чтобы порадоваться тому, как мы выросли, чему научились за целый год. Для хорошей работы нам нужно хорошее настроение, улыбнемся друг другу. Садитесь. Поприветствуйте их.

-Будьте внимательны. Вспомните, как нужно сидеть за партой. Покажите мне.

 

 

Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной.)

Звучат голоса птиц.

 

II.Работа по теме урока.

 

Слайд № 1. Тема урока.

Учитель: Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово

«весна»? (Работа в парах).

            Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.

 

– Перечислите весенние месяцы.

 

 Слайды № 2, 3, 4: Март, апрель, май.

– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)

 

     Слайд № 5. Обложки книг.

- Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями

Откройте учебники на стр. 63. Прочитайте название раздела.

 Слайд № 6 .  Чистоговорки.

Отработка навыков чтения.

 

 

Речевая разминка.

 

– Прочтите чистоговорку:

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать – мы идем гулять.

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

 

-Какие произведения вошли в этот раздел?

 

Слайд № 7. А. Майков, А. Плещеев.

Словарная работа.

 

Сени – прихожая в избе.

Краше – красивее.

Милей – больше всего нравится.

– Какое настроение передаёт автор?

– Нравится ли весна поэту?

– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

– С какой просьбой обращается автор к ласточке?

– Прочтите стихотворение выразительно.

 

1.Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».

 

– Какие признаки наступления весны вы знаете?

– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.

– Объясните значение слов.

 

2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …»

.– Прочтите стихотворение самостоятельно.

– Какое настроение передает это стихотворение?

– О ком оно?

– Откуда прилетела ласточка?

– Найдите и прочтите песенку ласточки.

– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

 

3. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

 

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».

– О каком растении рассказал поэт?

– Как автор называет этот цветок?

– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?

– Объясните значение выражения.

 

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

 

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».

– Чем отличается стихотворение от сказки?

 

Физкультминутка

Собирайтесь быстро, братцы,

В чёт и нечет посчитаться.

Вот Январь, а вот Февраль –

Выгнать их из круга жаль.

Братец Март и ты, Апрель,

Заиграйте-ка в свирель.

Братцу Маю да Июню –

Спеть овсяночкой-певуньей,

А Июлю, Августу –

Растить зерна трав густых,

Чтобы ждали мы не зря

Сентября и Октября.

Ноябрю – повеять вьюгой,

Декабрю – уйти из круга.

                                                               Л. Дружинина

4. Работа по картине И. Левитана.

 

Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март».

 

 Слайд № 9. Картина И. Левитана « Март».

 

 Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег.  Вся природа ждет настоящей весны.

Слайд №10. Т. Белозёрова, С.  Маршак, И.Токмакова.

 

На лесной полянке

Море из цветов.

Украшают землю

После зимних снов.

- Как же называется наш любимый весенний цветок? ( Подснежник )

    Слайды № 11,12.  Подснежник

 

5. Выразительное чтение стихотворений.

 

    -Кто хочет рассказать нам стихотворение  Т.Белозерова «Подснежники»?

Ребята, а кто из вас видел подснежники, собирал их? Почему они так называются

«подснежники»? Можно ли рвать много подснежников? Почему? Верно, ребята,

подснежники в букете стоят день-два, а потом пропадают. Если вы сорвали подснежник с корнем, то на месте, где вы их собрали , на следующий год вы можете их не увидеть  вовсе. Поэтому не рвите больших букетов, а лучше сорвите один, полюбуйтесь его   красотой, а чтобы он у вас сохранился надолго, вы можете его засушить, положив его в  старую книгу или журнал, или между старыми газетами. И он вас ещё долго буде  радовать своей красотой.

 

            Яростно река ревет

           И разламывает лед.

           В домик свой скворец вернулся,

           В небе жаворонка трель.

           Кто же к нам пришел?

           Ответим хором. ( Апрель).

 

 Слайд  №13. Апрель.

5. Прослушивание музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Апрель».

 

- А вот теперь послушайте, как композитор П.И.Чайковский слышит весну. В его музыке постарайтесь услышать звуки весны.
– Какой вы представили весну после прослушивания? (Весёлой)
– Какие звуки услышали? (Пение птиц, звуки капели, журчание ручья, лёгкий ветерок, пробуждение природы)

– Какое настроение передает музыкальное произведение?

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

 

6. Игра «Доскажи словечко»:

 

- Продолжите стихотворения:

 

Травка зеленеет, солнышко блестит…(Ласточка с весною в сени к нам летит.)

Апрель, апрель! На дворе… (Звенит капель…)

Плакала Снегурочка, зиму … (Провожая…)

Шла за ней печальная, всем в лесу … (чужая).

Голубенький, чистый подснежник… (Цветок…)

А подле сквозистый, последний …(снежок…)

Голубые, синие небо и … (ручьи…)

В синих лужах плещутся стайкой… (Воробьи)

 

III. Итог урока. Рефлексия.

 

- Стихотворения каких поэтов рассказывают о радостном приходе весны? О первых

цветах? Какие стихотворения вам особенно понравились? Почему? Что объединяет все эти произведения?

- На ваш взгляд, чем стихи отличаются от сказок или рассказов?

 

- Ребята, наш урок подходит к концу. Чем мы сегодня с вами

занимались на уроке? Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?

- Спасибо всем вам за хорошую, активную работу на уроке. Мне очень понравилось

как сегодня работали на уроке... Весна для ребят, которые активно сегодня работали на уроке, приготовила сюрпризы – весенние цветочки. Ребята, давайте попрощаемся с Весной, скажем ей: «До свидания!».

 

Домашнее задание выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллюстрацию к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения 1 класс

Урок литературного чтения 1 класс

Отгадайт е загадк у: Зазвенели ручьи,

Отгадайт е загадк у: Зазвенели ручьи,

Та-та-та – у нас дома чистота.

Та-та-та – у нас дома чистота.

Знакомство со стихотворением А

Знакомство со стихотворением А

Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

А вот теперь послушайте, как композитор

А вот теперь послушайте, как композитор

Весна для ребят, которые активно сегодня работали на уроке, приготовила сюрпризы – весенние цветочки

Весна для ребят, которые активно сегодня работали на уроке, приготовила сюрпризы – весенние цветочки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022