Урок литературного чтения 1 класс
Тема: «Апрель, апрель! Звенит капель…» Обобщение
Цели: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: поиск в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной*.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фотографии о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского, презентация «Весна»
Ход урока:
I. Актуализация знаний, постановка цели урока.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, чтобы порадоваться тому, как мы выросли, чему научились за целый год. Для хорошей работы нам нужно хорошее настроение, улыбнемся друг другу. Садитесь. Поприветствуйте их.
-Будьте внимательны. Вспомните, как нужно сидеть за партой. Покажите мне.
Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
Звучат голоса птиц.
II.Работа по теме урока.
Слайд № 1. Тема урока.
Учитель: Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово
«весна»? (Работа в парах).
Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
– Перечислите весенние месяцы.
Слайды № 2, 3, 4: Март, апрель, май.
– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)
Слайд № 5. Обложки книг.
- Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями
Откройте учебники на стр. 63. Прочитайте название раздела.
Слайд № 6 . Чистоговорки.
Отработка навыков чтения.
Речевая разминка.
– Прочтите чистоговорку:
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
-Какие произведения вошли в этот раздел?
Слайд № 7. А. Майков, А. Плещеев.
Словарная работа.
Сени – прихожая в избе.
Краше – красивее.
Милей – больше всего нравится.
– Какое настроение передаёт автор?
– Нравится ли весна поэту?
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?
– С какой просьбой обращается автор к ласточке?
– Прочтите стихотворение выразительно.
1.Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».
– Какие признаки наступления весны вы знаете?
– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.
– Объясните значение слов.
2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …»
.– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Какое настроение передает это стихотворение?
– О ком оно?
– Откуда прилетела ласточка?
– Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?
3. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».
Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».
– О каком растении рассказал поэт?
– Как автор называет этот цветок?
– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
– Объясните значение выражения.
Сквозистый снежок – рыхлый снег.
– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».
– Чем отличается стихотворение от сказки?
Физкультминутка
Собирайтесь быстро, братцы,
В чёт и нечет посчитаться.
Вот Январь, а вот Февраль –
Выгнать их из круга жаль.
Братец Март и ты, Апрель,
Заиграйте-ка в свирель.
Братцу Маю да Июню –
Спеть овсяночкой-певуньей,
А Июлю, Августу –
Растить зерна трав густых,
Чтобы ждали мы не зря
Сентября и Октября.
Ноябрю – повеять вьюгой,
Декабрю – уйти из круга.
Л. Дружинина
4. Работа по картине И. Левитана.
Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март».
Слайд № 9. Картина И. Левитана « Март».
Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?
Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. Вся природа ждет настоящей весны.
Слайд №10. Т. Белозёрова, С. Маршак, И.Токмакова.
На лесной полянке
Море из цветов.
Украшают землю
После зимних снов.
- Как же называется наш любимый весенний цветок? ( Подснежник )
Слайды № 11,12. Подснежник
5. Выразительное чтение стихотворений.
-Кто хочет рассказать нам стихотворение Т.Белозерова «Подснежники»?
Ребята, а кто из вас видел подснежники, собирал их? Почему они так называются
«подснежники»? Можно ли рвать много подснежников? Почему? Верно, ребята,
подснежники в букете стоят день-два, а потом пропадают. Если вы сорвали подснежник с корнем, то на месте, где вы их собрали , на следующий год вы можете их не увидеть вовсе. Поэтому не рвите больших букетов, а лучше сорвите один, полюбуйтесь его красотой, а чтобы он у вас сохранился надолго, вы можете его засушить, положив его в старую книгу или журнал, или между старыми газетами. И он вас ещё долго буде радовать своей красотой.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
Ответим хором. ( Апрель).
Слайд №13. Апрель.
5. Прослушивание музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Апрель».
- А вот теперь послушайте, как композитор П.И.Чайковский
слышит весну. В его музыке постарайтесь услышать звуки весны.
– Какой вы представили весну после прослушивания? (Весёлой)
– Какие звуки услышали? (Пение
птиц, звуки капели, журчание ручья, лёгкий ветерок, пробуждение природы)
– Какое настроение передает музыкальное произведение?
Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…
6. Игра «Доскажи словечко»:
- Продолжите стихотворения:
Травка зеленеет, солнышко блестит…(Ласточка с весною в сени к нам летит.)
Апрель, апрель! На дворе… (Звенит капель…)
Плакала Снегурочка, зиму … (Провожая…)
Шла за ней печальная, всем в лесу … (чужая).
Голубенький, чистый подснежник… (Цветок…)
А подле сквозистый, последний …(снежок…)
Голубые, синие небо и … (ручьи…)
В синих лужах плещутся стайкой… (Воробьи)
III. Итог урока. Рефлексия.
- Стихотворения каких поэтов рассказывают о радостном приходе весны? О первых
цветах? Какие стихотворения вам особенно понравились? Почему? Что объединяет все эти произведения?
- На ваш взгляд, чем стихи отличаются от сказок или рассказов?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Чем мы сегодня с вами
занимались на уроке? Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?
- Спасибо всем вам за хорошую, активную работу на уроке. Мне очень понравилось
как сегодня работали на уроке... Весна для ребят, которые активно сегодня работали на уроке, приготовила сюрпризы – весенние цветочки. Ребята, давайте попрощаемся с Весной, скажем ей: «До свидания!».
Домашнее задание выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллюстрацию к нему.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.