Конспект урока по литературному чтению во втором классе
Тема. Н. Носов «Затейники».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: познакомить детей с биографией Н. Носова и его рассказом «Затейники».
Задачи:
Обучающая:
- учить составлять рассказ о творчестве писателя, составлять план произведения;
- отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;
- формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе;
- находить в тексте конкретные сведения, факты;
- умение высказывать собственное мнение.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь.
учащегося.
Воспитывающая:
- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.
УУД:
Личностные УУД:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений (взаимопомощь, взаимовыручка).
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли текста.
Регулятивные УУД:
- формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих действий и действий других учащихся.
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: учебник по УМК «Школа России», карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с карточками-названиями частей плана
Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.
Ход урока.
1. Организационный момент
- Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем».
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
2. Постановка учебной задачи
- Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.
- Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?
На слайде
- Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:
Аг*ия Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* С*ргей
На доске.
- Николай Николаевич Носов - (портрет)
3. Знакомство с творчеством Н. Носова
Просмотр и прослушивание видеоролика на портале РЭШ по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5041/main/304196/
Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас наша рабочая группа расскажет вам о Николае Николаевиче Носове
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.
Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.
Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
- Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг.
- Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
- Вы узнаете, какое произведение Н.Н. Носова мы будем сегодня читать на уроке, если из слогов «ТЕЙ ЗА КИ НИ» на слайде составите слово. Какое слово получили?
Работа в парах (составление слова из слогов)
- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)
- Соберите мозаику-обложку к рассказу Н.Н. Носова (2 человека у доски)
Работа на портале РЭШ по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5041/control/1/304209/
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели вы перед собой поставите?
4. Изучение нового материала.
4.1 Предположения уч-ся о содержании рассказа по иллюстрации.
Выдвижение гипотез уч-ся.
- Ребята, а кого называют затейниками?
- Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
Работа в группах (2 группы)
- А сейчас давайте поработаем с толковым словарём и узнаем толкование этого слова по словарю. Зачитайте значение этого слова.
- Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
- И так, затейник - это организатор веселья.
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту.
- Как вы думаете, о чём будет рассказ?
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
- Почему вы так считаете?
Физкультминутка
Работа на портале РЭШ по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5041/train/304214/
- Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров. Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
РА-РА-РА- вышла славная _________;
КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;
РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.
- Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
4.2 Первичное целостное восприятие произведения.
- Прослушивание текста (аудиозапись)
- Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения?
- Грустный или веселый рассказ?
- Понравилось произведение?
- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?
- Могла ли такая история произойти с вами?
- Кто главный герой произведения?
- Что можно сказать про них? (Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)
- Что можно сказать о характерах героев?
- Затрудняетесь ответить?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Перечитать внимательнее рассказ)
4.3 Работа над содержанием произведения. Чтение по ролям.
Понимание фактического содержания рассказа.
- Понравилась ли вам игра детей? А детям?
- Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
- Сколько будет ролей в рассказе? (Петя, Валя).
- Каждая группа выберет, кто будет читать за Петю и Валю.
- Каждая группа читает свой отрывок.
Работа с текстом в группах.
План-задание для 1 группы:
1). Прочитайте текст по цепочке.
2). Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
3). Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 2 группы:
1). Прочитайте текст по цепочке.
2). Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
3). Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 3 группы:
1). Прочитайте текст по цепочке.
2). Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
3). Прочитайте отрывок по ролям.
Физкультминутка
4.4 Прием «Толстые и тонкие вопросы»
- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов?
- А вы боитесь темноты? Почему?
- Откуда берутся страхи?
- Как с ними можно справиться?
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
- За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)
- Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
- Что скажете вы?
5. Проверка и оценивание.
Составление плана рассказа (по группам )
- Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.
План:
× Может быть это серый волк?
× Дети читали сказку «Три поросенка».
× Так и не стали играть в «три поросенка».
× Постройка домика.
Проверка плана. План на доске.
Один человек работает на портале РЭШ по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5041/train/304215/
Выборочное чтение частей учебника.
- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию?
- Какое название дали бы вы этому рассказу?
6. Стадия рефлексии
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли ли, вы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным?
Работа на портале РЭШ по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5041/train/304200/
- Выберите правильный ответ
- Кто главные герои этого рассказа?
А) птицы
Б) дети
В) растения
- Затейники - это:
А) непослушные дети
Б) фантазёры, выдумщики, весельчаки
В) дети, которые обманывают родителей
- Рассказ «Затейники» написал ___
- Установи соответствия:
1)Затейники |
А) Способность к творческому воображению, способность к выдумкам. |
2)Игра |
Б) Фантазёры, выдумщики, весельчаки |
3)Фантазия |
В) Занятие, служащее для развлечения, отдыха. |
- Выделите, известные вам произведения Н.Н. Носова
и |
в |
к |
л |
я |
к |
с |
а |
о |
н |
е |
з |
н |
а |
й |
з |
г |
л |
ж |
а |
к |
ф |
к |
а |
у |
ь |
н |
т |
е |
й |
г |
н |
р |
з |
б |
р |
т |
н |
и |
к |
ц |
ы |
е |
х |
у |
й |
я |
и |
7. Дифференцированное домашнее задание.
Сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Выбор творческого задания:
1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».
8. Итог урока.
Подведение итогов и выставление оценок.
- С биографией какого автора мы познакомились на уроке?
- Какое произведение мы прочитали?
- Кто являются главными героями данного рассказа?
- Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.
- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н. Носова.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.