Урок литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)
|
|
Тема |
С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Главная мысль произведения. |
Педагогическая цель |
Создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления; определение главной мысли произведения. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) |
Слушают текст в чтении учителя; воспроизводят на слух слова. читают текст самостоятельно; называют героев стихотворения; отвечают на вопросы по содержанию; рассказывают о героях стихотворения с помощью опорных слов, читают произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
Личностные результаты |
Выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость,неудовлетворённость своей работой на уроке; Познавательные: работа с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; Коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявляют активность и стремление высказываться, задавать вопросы |
Основные понятия и термины |
Стихотворение; биография; жанр. |
Методы, формы работы |
Словесный, наглядный, практический; фронтальная, групповая, работа в парах. |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели. |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:проверка готовности класса и оборудования;
|
Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. |
- Здравствуйте, ребята. Добрый день, проснулось солнце, Посмотрело к нам в оконце! Все мы дружно отвечаем, Гоним лень и не скучаем! - Проверим готовность к уроку. На столах у вас лежат: учебник, дневник, карточка. -Чтобы наша работа была сегодня успешной на уроке, вспомним, какие правила нужно соблюдать ученику, чтобы хорошо учиться: (не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, помнить правило поднятой руки, если хотите ответить – надо поднять руку) |
Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: развитие речи; готовность артикуляционного аппарат к чтению.
|
Упр. в отработке дикции (скороговорка)
|
Сл.1 -Сейчас я вам прочитаю скороговорку, а вы внимательно послушайте и после приготовьтесь выполнять упражнения в отработке дикции. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Грека — цап. -Прочитаем данную скороговорку по рядам. Сначала первый ряд прочитает скороговорку- тихо, второй ряд прочитает скороговорку – первые две строчки тихо, а вторые две строчки громко, третий ряд прочитает первые две строчки громко, а вторые две строчки тихо. -Все вместе прочитаем скороговорку тихо. -Сейчас прочитаем скороговорку с различной интонацией. Первые две строчки весело, а вторые две строчки грустно. Кто хочет? -Теперь кто может прочитать очень быстро? |
Учитель дает указания для отработки дикции контролирует выполнение упражнений учащимися. |
Учащиеся выполняют упр. в соответствии с поставленной задачей. |
III. Актуализация знаний Цель: выявление опорных знаний и способов действий; создание благоприятной развивающей речевой среды для младших |
Проверка домашнего задания
|
- А сейчас давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. На дом было задано выразительное чтение. Открой учебники на странице 18. Для начала вспомним критерии оценивания: выразительность, эмоциональность, беглость чтения. Приготовьтесь прочитать первые 4 строчки. Кто готов поднимите руку. |
Осуществляет проверку домашнего задания. Выставляет оценки в соответствии с нормами оценивания.
|
Выразительно читают стихотворение.
|
IV. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта уч-ся |
Введение в тему урока Определение темы и задач урока. |
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Чтобы узнать, как называется это произведение. Я предлагаю вам решить примеры. Перед каждым примером стоит буква. Вам необходимо решить и расположить буквы исходя из ответов в порядке возрастания. От меньшего к большему. Сл. 2 А-9-8= 1 В-2+2= 4 Т- 6-1= 5 О-3+3= 6 Б-6+2= 8 У-7+7= 14 С-10 + 6 = 16 (Автобус) - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? - Итак, сегодня мы познакомимся с С.Я. Маршаком, будем читать его стихотворение, в котором он спрятал алфавит, а героями - будут животные, которые едут в автобусе, подумаем о том, как вести себя в транспорте. - Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, написал Самуил Яковлевич Маршак, и называется оно «Автобус номер двадцать шесть». - Какие задачи поставим перед собой? (Познакомимся с автором, прочитаем его произведение, поразмышляем над прочитанным, будем выразительно читать, находить ответы на заданные вопросы). |
Организует внимание учащихся, подводит к определению темы и целей урока с помощью загадки. |
Разгадывают загадку, воспринимают дополнительную информацию. |
V.Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.
|
Подготовка к восприятию (Знакомство с автором на основе презентации) |
Сл.3 (слово об авторе) -Ребята, вы уже знакомы с творчеством С.Я. Маршака? Какие его произведения вы знаете? Я вам напомню. («Угомон», «Дважды два») -Сейчас я напомню вам информацию о жизни писателя, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь отвечать на мои вопросы. Самуил Яковлевич Маршак – детский писатель, который написал множество произведений для детей. Маршак - человек разносторонне одарённый.. Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах. Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними. В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки. Сл.4. Книжная выставка – Посмотрите на выставку книг С.Я. Маршака, здесь представлены самые известные и любимые детьми произведения. «Детки в клетке». «Кот и лодыри». «Усатый полосатый». «Вот такой рассеянный с улицы Бассеяной». «Где обедал воробей». Читая книги Самуила Маршака, взрослые снова могут почувствовать себя детьми, вспомнить беззаботное детство, а маленькие читатели могут познакомиться с удивительным миром добрых, справедливых, искренних персонажей. -С кем мы познакомились сегодня на уроке? (С.Я. Маршак) -Кто является главными героями его произведений? (Главными героями являются животные) -Что подразумевает автор в своих произведениях? (писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.) |
Знакомит с автором и его творчеством на основе презентации; задаёт вопросы; |
Воспринимают информацию на основе презентации; отвечают на вопросы учителя. |
Первичное восприятие текста (аудиозапись)
|
- Откройте 19– ю страницу, прочитайте название произведения. (читает учитель) - Сейчас вы прослушаете стихотворение. Приготовьтесь ответить на вопрос «Что хотел донести нам автор своим произведение?» после прочтения. (учитель читает самостоятельно) |
Дает целевую установку; Организует первичное восприятие произведения. |
Слушают учителя, воспринимают на слух сказку. |
|
Проверка первичного восприятия |
- Какой урок нам хотел донести автор? (Автор хотел нам донести то, что нельзя быть в автобусе свиньёй, хорьком, удавом и медведем) О чем это стихотворение? Какое впечатление оно произвело на вас? Какие чувства испытали?-Какие чувства вызвало произведение?(радость) - Где происходят описанные автором события? (В автобусе) |
Выявляет эмоционально-оценочное суждение о прослушанном произведении. |
Передают свои впечатления по прослушанному произведению. |
|
Словарная работа
|
-Посмотрите на слайд и прочитайте значения непонятных слов: Сл.5, 6 7,8 , 9, 10. Фазан– это евроазиатская одомашненная птица. (Картинка) Хорёк – хищный зверёк небольшого размера Щегол-певчатая птичка с пёстрым оперением. Выпь-птица из семейства цаплевых болотного окраса. Як– животное с длинной шерстью и большими рогами. Юрок – это птица из семейства воробьиных. |
Знакомит учащихся со значением незнакомых, трудных для восприятия слов. |
Объясняют, уточняют значение сложных для восприятия слов. |
|
Повторное чтение и анализ произведения (под рук. учителя) |
- А сейчас мы почитаем по цепочке. Каждый читает по две строчки. А теперь еще раз обратимся к тексту и понаблюдаем за поведением героев, попробуем понять их характер. – Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете. -Кто же является главными героями? (Все звери) - Где происходит всё действие? (В автобусе) - Как вы можете охарактеризовать зверей? (Глупые, невоспитанные, не вежливые, грубые). -Почему? (потому что в общественном транспорте они вели себя очень невоспитанно) -Вспомним, какие животные есть в стихотворении (Баран, щегол, выпь, дельфин, юрок, як, свинья, медведь, змея, хорёк, шмель, фазан, удав, тюлень, рысь, петух орёл, индюк, козёл, лиса, орёл, навозный жук) -Что делал баран? (Баран успел в автобус влезть) -Найдите и прочитайте это четверостишье. (Автобус номер двадцать шесть. Баран успел в автобус влезть, Верблюд вошел, и волк, и вол. Гиппопотам, пыхтя, вошел.) -Что сказал индюк? Найдите и прочитайте это четверостишье. (Индюк спросил: - Который час? - Козел сказал: - Не слышу вас. - Лиса сказала: - Скоро семь. - Медведь сказал: - Я всех вас съем!) -Что сделал хорёк? Найдите и прочитайте это четверостишье. (Хорек за хвост цыпленка - хвать! Цыпленок бросился бежать. Червяк подумал, что за ним. Шмель прожужжал ему: - Бежим!) -Что произошло в конце?( Автобус дальше не поехал.) - Найдите и прочитайте, что говорит индюк, козел, лиса и медведь. - Кто на ваш взгляд, был очень суров и невоспитан? - Найдите в тексте, кто еще был не воспитанным в автобусе. (Рысь, свинья, еж, тюлень, морж, удав, хорек.) Прочитайте эти строки. - Что сделал жираф? (Он дернул за хвост удава, принял его за шнурок.) - А почему, вы знаете? - Раньше в автобусах были натянуты шнурки. Они служили как сигнал остановки. Пассажиры тянули за него, и раздавался звонок. Водителю был подан знак, чтобы он остановился на остановке. -Что необычного в этом автобусе? (В данном автобусе необычно то, что все его пассажиры являются животными, они вели себя очень шумно и буйно. Обычно в жизни в автобусах звери не ездят в качестве пассажиров) - О ком это стихотворение? (о животных) - Прочтите обращение автора к читателям. (Прочтите сказку эту, дети. Расскажет весело она, Какие звери есть на свете И как писать их имена. Когда в автобусе мы едем Или в вагоне под землей, Не будь ежом, не будь медведем, Не будь удавом и свиньей!)) – Какой совет скрывается в последнем четверостишии? ( Что необходимо всегда следить за своим поведением в общественных местах и не вести себя как необразованное животное по отношению к другим пассажирам) – Какой секрет вы открыли? (В первых буквах каждой строки зашифрован алфавит) – Какие буквы алфавита не использовал автор? (ё, й, ь, ъ) – Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные? (Да) -Какие? (Орёл, баран, петух, змея, рысь, козёл, свинья, удав) - Перечитайте последние четыре строчки стихотворения. Объясните, почему нельзя быть «ежом, медведем, удавом и свиньей? (потому что так как описывается в данном стихотворение вести себя нельзя) - Как вы думаете, благодаря чему автору удалось передать радость, движение, суматоху в поведении героев? (Много слов, обозначающие действие, встречаются восклицательные предложения, повтор слов) |
Организует проверку полученных знаний с помощью анализа текста; задает вопросы |
передают характер героя в чтении; объясняют мотивы поведения героя |
|
Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения |
- Что нам хотел донести автор своим произведением? (Автор хотел донести до нас, что, нельзя некультурно вести себя в общественном транспорте, необходимо соблюдать правила этикета.) |
Помогает определить главную мысль сказки. |
Формулируют главную мысль произведения; |
|
ФИЗМИНУТКА
|
- А сейчас все выйдете из-за парт. Мы немного подвигаемся. Повторяйте все движения за мной. А теперь ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. - А теперь тихо садятся девочки и ещё тише садятся мальчики. |
Снимает напряжение, усталость; |
Повторяют движения за учителем. |
|
VI.Закрепление изученного Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Работа с иллюстрацией
|
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 19. - Какой фрагмент из текста проиллюстрировал художник? (Когда баран пытался влезть в автобус) - Найдите и прочитайте. Баран успел в автобус влезть, - Совпадает ли видение художника с описанием в тексте? (Да) - Как вы думаете, С.Я. осуждает своих героев или относится к ним по-другому? Как именно? (Он смеётся, удивляется, иронизирует, но не осуждает своих героев. Он относится к ним по-доброму.) - Как вы думаете, зачем автор создал такое произведение? (Чтобы порадовать читателей, рассмешить их, научить простым правилам) |
Просит рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр. 19 задает вопросы |
Анализируют иллюстрацию; отвечают на вопросы |
Игра «Правила поведения в общественном транспорте» |
-Сейчас на слайдах будут появляться картинки, а вы должны будете определить какие правила поведения в автобусе представлены и какие считаются правильными, а какие нет. -Запрещается открывать окна, высовываться из них. СЛ.13 -Разрешено бегать, прыгать, задирать пассажиров. СЛ.14 -Посадка в автобус и высадка из него производится только при полной остановке автобуса после открытия дверей. СЛ.15 -В салоне автобуса можно мусорить СЛ.16 -Запрещено: принимать пищу во время движения автобуса; СЛ.17 -Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров; СЛ.18 |
Определяет учебную задачу, дает инструкцию к выполнению задания, осуществляет проверку. |
Выполняют задание самостоятельно. |
|
VII. Итог урока Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. (2мин) |
Обобщающая беседа. |
- С творчеством какого детского писателя мы сегодня познакомились? (С.Я. Маршака) - С каким произведением познакомились на уроке? (Автобус номер двадцать шесть.) -Какой секрет скрыт в этом произведении? (Алфавит) -О чём мы узнали сегодня на уроке? (О правилах поведения в общественном транспорте) -Скажите, как нужно вести себя в общественном транспорте? -Кто являются главными героями в произведения С.Я. Маршака чаще всего? (животные) -Оценки за работу на уроке получают……… |
Задает вопросы, подводит итог урока. |
Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. |
Домашнее задание
|
Откройте дневники и запишите домашнее задание. |
Задает детям домашнее задание.
|
Записывают домашнее задание. |
|
Рефлексия |
-Что вы узнали на уроке? - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? -Спасибо за урок, до свидания. |
С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.