МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
по теме: «В.А.Осеева
«Волшебное слово»
учитель начальных классов
Заико Залия Вахитовна
2022 г.
Урок литературного чтения по теме:
«В.А.Осеева «Волшебное слово»»
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.
· Развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
· Воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
Метапредметные (МПР):
Регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные (ЛР):ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинается урок, он пройдет ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, чтобы весело учиться»
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
-Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь.
-Посмотрите на меня, и улыбнемся друг другу.
-Что вы почувствовали? Какое у вас настроение?
Мы начинаем наш урок литературного чтения.
II. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам
- Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)
- Какое произведение мы прочитали на прошлом уроке? (Два пирожных)
- Кто его автор? (Юрий Ермолаев)
Беседа по прочитанному.
-Как звали главных героев этого рассказа?
- Кто из главных героинь понравился больше и почему?
- Главная мысль этого рассказа.
III. Актуализацияопорныхзнаний.
-Прочитайте, пожалуйста, стихотворение.
Был вежлив (слайд 1)
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил.
(С.Я. Маршак)
- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
- Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным)
-Подходит ли этому мальчику слово «спасибо»? (Нет.)
-Как мы можем назвать слово «Спасибо», какое оно?
-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
- Какие еще добрые слова (вежливые), вы знаете и часто говорите? Как вы думаете зачем они нужны людям?
IV. Определениетемы и цели урока.
А кто догадался, о чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
Имя автора рассказа зашифровано. Расшифруем его. (слайд 2)
(анитнелаВавеесО)
Валентина Осеева (слайд)
Выступление ученицы с докладом о жизни и творчестве писательницы.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве.Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.
Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души (выставка книг).
А какой рассказ мы будем читать, вы узнаете, выполнив задание в парах.
-Возьмите карточки и зачеркните английские буквы.
Итак, рассказ «Волшебное слово»
V. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово»
Откроем страницу 87.
- А как вы думаете, о чем расскажет нам В. Осеева? Над чем заставит нас подумать?
Иллюстрация из учебника.
- Кто изображен на иллюстрации?
- Как выглядят герои? (обратить внимание на выражение лица мальчика.)
- Словарная работа (слайд)
- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе? (чтение 1 части)
VI. Этап первичной проверки понимания изученного.
Проверка восприятия.
- Назовите главного героя рассказа.
- Понравился вам мальчик? Почему?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
- Найдите в тексте отрывки, доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?
- Только ли с родными он так разговаривал?
- Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение.
- Кто помог мальчику?
- Можете ли вы предположить, что сказал Павлику старик?
А я думаю, нам физминутка поможет отгадать, какое слово он сказал.
VII. Физкультминутка.
(слайд 9)
Игра "Пожалуйста".
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
На доске:ПОЖАЛУЙСТА
Помогло ли это слово Павлику?
Чтение 2 части: учитель + ученик (совместное чтение)
Вопросы по осмыслению:
1.Как изменился герой под влиянием мудрого совета старика?
2. Какие изменения произошли в отношении с сестрой?
Найди в тексте и прочитай.
- Какие изменения произошли в отношениях с бабушкой, Что помогло Павлику?
-Как нужно произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)
Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
IX. Подведение итогов.
Работа в группах:
1 группа: нужно определить, какой Павлик был в начале рассказа (даны карточки, нужно выбрать и защитить) – злой, грубый, обидчивый, назойливый….
2 группа:нужно определить, каким Павлик стал в конце рассказа (даны карточки, нужно выбрать и защитить) –добрый, вежливый, любящий, уважительный,внимательный
3 группа:работа по сюжетным картинкам (определить порядок действий)
- Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом «Волшебное слово».
-Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
-Какая главная мысль этого рассказа? Что хотел сказать автор?
X. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Покажите мне свое отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков»
* желтые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям
* зеленые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
* красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым
XI. Информация о домашнем задании.
Творческая работа:
1.Придумать свою историю, где волшебное слово помогло.
2. Чтение по ролям.
Перед тем, как нам расстаться, хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам: чтобы вежливыми были, слов волшебных не забыли, чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.
Спасибо за урок!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.