Урок литературного чтения по теме В. Осеева "Волшебное слово"

  • docx
  • 29.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В.Осеева открытый урок.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУРГУТСКАЯ СОШ №20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: «В.А.Осеева

«Волшебное слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель начальных классов

Заико Залия Вахитовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

 

 

Урок литературного чтения по теме:

«В.А.Осеева  «Волшебное слово»»

 

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: литературное чтение

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.

Тема урока:В.А. Осеева «Волшебное слово»

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

·        Познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление  о добре и отзывчивости;

·        Развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;

·        Воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Планируемый результат обучения и формирования УУД:

Метапредметные (МПР):

Регулятивные: понимать учебную задачу урока  стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

Коммуникативные: формировать умение аргументировать  своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные (ЛР):ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные (ПР):

соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

 

Тип урока:изучение нового материала.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийная презентация, учебник «литературное чтение» часть 2, карточки. 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок, он пройдет ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, чтобы весело учиться»

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

-Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь.

-Посмотрите на меня, и улыбнемся друг другу.

-Что вы почувствовали? Какое у вас настроение?

Мы начинаем наш урок литературного чтения.

II. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам

- Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)

- Какое произведение мы прочитали на прошлом уроке? (Два пирожных)

- Кто его автор? (Юрий Ермолаев)

Беседа по прочитанному.

-Как звали главных героев этого рассказа?

- Кто из главных героинь понравился больше и почему?

- Главная мысль этого рассказа.

III. Актуализацияопорныхзнаний.

-Прочитайте, пожалуйста, стихотворение.

Был вежлив                   (слайд 1)

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

Спасибо! — говорил.

(С.Я. Маршак)

- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)

-Почему? (Он обижал малышей.)

-  Как мы его назовем?  (Грубым, злым, невоспитанным)

-Подходит ли этому мальчику  слово «спасибо»? (Нет.)

-Как мы можем назвать слово «Спасибо», какое оно?

-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)

 - Какие еще добрые слова (вежливые), вы знаете и часто  говорите? Как вы думаете зачем они нужны людям?

IV.  Определениетемы и цели урока.

А кто догадался, о чем сегодня  мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.

 Имя автора  рассказа зашифровано. Расшифруем его. (слайд 2)

(анитнелаВавеесО)

Валентина Осеева (слайд)

Выступление ученицы с докладом о жизни и творчестве писательницы.

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.

После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве.Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.

Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

Произведения В. Осеевой сразу привлекли  внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души (выставка книг).

А какой рассказ мы будем читать, вы узнаете, выполнив задание в парах.

 -Возьмите карточки и зачеркните английские буквы.

Итак, рассказ «Волшебное слово»

V.  Этап усвоения новых знаний и способов действий.

-   Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово»

Откроем страницу 87.

- А как вы думаете, о чем расскажет нам В. Осеева? Над чем заставит нас подумать?

Иллюстрация из учебника.

- Кто изображен на иллюстрации?

- Как выглядят герои? (обратить внимание на выражение лица мальчика.)

 

 - Словарная работа (слайд)

-  Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила  пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

- Послушайте рассказ и затем ответьте на  вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?  (чтение 1 части)

VI. Этап первичной проверки понимания изученного.

Проверка восприятия.

- Назовите главного героя рассказа.

- Понравился вам мальчик? Почему?

- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

- Найдите в тексте отрывки, доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?

- Только ли с родными он так разговаривал?

- Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение.

- Кто помог мальчику?

- Можете ли вы предположить, что сказал Павлику старик?

А я думаю, нам физминутка поможет отгадать, какое слово он сказал.

 

VII.  Физкультминутка.

(слайд 9)

Игра "Пожалуйста".

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

 

На доске:ПОЖАЛУЙСТА

Помогло ли это слово Павлику?

Чтение 2 части: учитель + ученик (совместное чтение)

Вопросы по осмыслению:

1.Как изменился герой под влиянием мудрого совета старика?

2. Какие изменения произошли в отношении с сестрой?

Найди в тексте и прочитай.

- Какие изменения произошли в отношениях с бабушкой, Что помогло Павлику?

-Как нужно произносить волшебное слово?

-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)

Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

IX. Подведение итогов.

Работа в группах:

1 группа: нужно определить, какой Павлик был в начале рассказа (даны карточки, нужно выбрать и защитить) – злой, грубый, обидчивый, назойливый….

2 группа:нужно определить, каким Павлик стал в конце рассказа (даны карточки, нужно выбрать и защитить) –добрый, вежливый, любящий, уважительный,внимательный

3 группа:работа по сюжетным картинкам (определить порядок действий)

- Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом  «Волшебное слово».

-Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

-Какая главная мысль этого рассказа? Что хотел сказать автор?

 

X.  Рефлексия.

- Ребята,  наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- Покажите мне свое отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков»

* желтые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям

* зеленые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

* красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым

XI.  Информация о домашнем задании.

Творческая работа:

1.Придумать свою историю, где волшебное слово помогло.

2. Чтение по ролям.

Перед тем, как нам расстаться, хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам: чтобы вежливыми были, слов волшебных не забыли, чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.

Спасибо за урок!