Урок литературного чтения в 1 классе
«Звуки [н], [н’]. Буквы Н н»
Стребкова Надежда Владимировна
учитель начальных классов
2019 г.
Введение
Данный урок разработан по предмету литературное чтение (обучение грамоте) для первого класса. Данная методическая разработка урока актуальна для учителей начальных классов тем, что урок построен по требования ФГОС. Именно на этом этапе в первом классе учащиеся формируют не только «багаж» знаний, умений и навыков, но и складывается эталон поведения и дисциплины. Актуален данный урок не только для получения знаний, умений и навыков, но и для постановки четкой организации деятельности учащихся в классе.
Цель методической разработки – показать один из вариантов возможности формирования представления о звуке [н] и буквах Н н.
Задачи методической разработки:
1. Определиться с формами проведения работы на уроке, отобрать разные приёмы работы на уроке для осуществления системно-деятельностного подхода к обучению учащихся.
2. Поставить четкую цель урока
3. Разработать конспект урока
4. Оценить эффективность данного урока.
Основная часть. Конспект урока
Раздел 1. ОПИСАНИЕ УРОКА
Цель урока: сформировать представление о о звуках [н], [н’] и буквах Н н.
Урок разделен на три основных этапа с опорой на А. Г. Асмолова. В ходе конспекта урока представлена четкая организация деятельности учащихся, задача учащихся и их практическая задача для выполнения задания. Отслеживается контроль в каждом задании и само содержание (в содержании видны приемы и методы, которые использует учитель в уроке). Конспект состоит из прямой речи учителя и учащихся.
Раздел 2. РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
I этап.Мотивационно-целевой этап
1 задание этапа
Вид работы: беседа
Общая дидактическая задача: определить тему и основные цели урока.
Задача для учителя: сформировать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность учащихся, направить детей на самостоятельное формулирование темы урока и постановки целей урока.
Задача для учащихся:Чтобы узнать, о чем вы узнаете на этом уроке, надо отгадать загадки.
Содержание:
Учитель: Голубой шатёр
Весь мир накрыл. (Небо)
Ученики: Небо!
Учитель:В сказке Пушкина старик
Рыбу им ловить привык.
И в жару, и в непогоду
Эту сеть бросает в воду. (Невод)
Ученики: Невод!
Учитель: Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)
Ученики:Ножницы!
Учитель: Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.(Нос)
Ученики: Нос!
Учитель: Чем похожи между собой слова небо, невод, ножницы, нос?
Ученики:Начинаются с одинакового звука Н.
Учитель: Правильно! Как думаете, с каким мы звуком сегодня будем работать?
Ученики: Со звуком [н].
Учитель:Что мы говорим, когда отдаем команду лошади?
Ученики: Но- но- но…!
Учитель:Найдите одинаковый звук в словах: книга, пень, носок, пенал, стакан, ночь.
Ученики:Звук [н].
Учитель: демонстрирует карточку с буквами Н н. Сегодня мы познакомимся с буквой Н н и звуками, которые она обозначает.
Контрольно–регулировочный:
со стороны учителя: следит за устной работой (ответами) учащихся.
со стороны учащихся: слушают ответы одноклассников и при необходимости исправляют ошибки одноклассника.
Оценочно – результативный:
Учитель: Мы с вами определили тему и цель урока?
Ученики: Да! Сегодня мы познакомимся с буквой Н н и звуками, которые она обозначает.
Учитель: Молодцы ребята, теперь будем достигать данную цель!
II этап. Процессуальный этап
1 задание этапа
Вид работы: Слого–звуковой анализ с позиции выделения изучаемого звука [н] и [н’] в слове.
Общая дидактическая задача: совершенствовать слого–звуковой анализ слова с позиции выделения изучаемого звука [н] и [н’], пронаблюдать признаки изучаемого звука [н]и [н‘].
Задача для учителя: формировать представление о звуке [н] и [н’]; закреплять умение выполнять слого–звуковой анализ слова.
Задача для учащихся: На доске перед вами написаны слова КОНЬ, НОС. Необходимо провести слого–звуковой анализ знакомых звуков в слове.
Практическая задача: выполним слого–звуковой анализ слов КОНЬ, НОС.
Содержание: слова КОНЬ, НОС.
Организация деятельности учащихся (фронтальная форма работы): Один из вас выходит к доске и анализирует первый звук в слове. Остальные внимательно слушают и наблюдают.
Организация контроля со стороны учащихся: В случае ошибки, вы поднимаете красные сигнальные карточки. Если вы согласны с ответом, то поднимаете зелёные карточки.
Содержание:
Ученики: (первый учащийся)
1. Произнесём и послушаем слово: КОНЬ. Кто это? (Домашнее животное, предназначенное для верховой езды).
2. Разделим слово на слоги: КОНЬ. В этом слове 1 слог: КОНЬ.
3. Определим ударный слог: КОООНЬ. 1-ой слог ударный.
4. Послушаем второй звук в слове: КОООНЬ. Это звук [о]. Он гласный, ударный.
5. Послушаем третий звук в слове: КОНННЬ. Это звук [н’]. Он согласный, мягкий.
Ученики: (второй учащийся)
1. Произнесём и послушаем слово: НОС. Что это? (орган чувств).
2. Разделим слово на слоги: НОС. В этом слове 1 слог: НОС.
3. Определим ударный слог: НОООС. 1-ой слог ударный.
4. Послушаем первый звук в слове: НННОС. Это звук [н]. Он согласный, твёрдый.
5. Послушаем второй звук в слове: НОООС. Это звук [о]. Он гласный, ударный.
Контрольно– регулировочный:
со стороны учителя: наблюдает за ответами учащихся и поправляет их.
со стороны учащихся: внимательно следят за отвечающим. Если они заметят ошибку в ответе товарища, то поднимают сигнальную карточку.
Оценочно - результативный:
Учитель: Ребята, чем отличаются звук [н] и звук [н’]?
Ученики: Звук [н] звучит твёрдо, а звук [н’] мягко!
Учитель: Правильно! Вы молодцы! Теперь, когда мы узнали, чем отличаются звуки [н] и [н’], твёрдые согласные звуки будем в схемах обозначать синим цветом, а мягкие – зелёным.
2 задание этапа
Вид работы: знакомство с буквой Н н.
Общая дидактическая задача:организовать работу с изучаемой буквой Н н.
Задача для учителя: формирование представления о букве Н н.
Задача для учащихся:Нам нужно познакомиться с буквой Н н.
Практическая задача: Для этого мы будем определять, какая буква обозначает звук [н].
Организация деятельности учащихся (фронтальная форма работы):Я буду вам по очереди показывать плакат буквы, мы называем с вами букву и тот звук который она обозначает.
Содержание:
Учитель: Указкой показывает на плакат с буквой А. Ребята, что это за буква?
Ученики: Это буква А! Звук [а].
Учитель: Верно! А можем мы обозначить этой буквой звук [н]?
Ученики: Нет!
Учитель: Показывает на плакат с буквой И. А это какая буква?
Ученики: Буква И! Звук [и].
Учитель: А этой буквой мы сможем обозначить звук [н]?
Ученики: Нет!
Учитель: Показывает на плакат с буквой Н. это звук [н]. А этой буквой можно обозначить звук [н]?
Ученики:Да!
Учитель: Правильно, этой буквой можно обозначить звук [н]! Значит какая это буква?
Ученики: Это буква Н н.
Контрольно – регулировочный:
Со стороны учителя: следит за правильностью выполнения задания.
Со стороны учащихся: внимательно следят за одноклассниками. В случае ошибки поправляют друг друга.
Оценочно – результативный:
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
3 задание этапа
Вид работы: сравнение изучаемой буквы Н с буквой И.
Общая дидактическая задача: дифференциация основных признаков изучаемых букв.
Задача для учителя: организовать сравнение изучаемой буквы Н с буквой И.
Задача для учащихся: Сравнить изучаемую букву Н с буквой И.
Практическая задача: Для этого вспомним написание буквы Ии сравним с буквой Н.
Организация деятельности учащихся (фронтальная форма работы): Будем работать все вместе. На доске висят плакаты букв Н и И. Нам необходимо сравнить их элементы и определить, чем они отличаются.
Содержание:
Учитель: Ребята, давайте сравним букву Н с буквой И. Как вы думаете, в чём их различие и сходство?
Ученики: Буква Н иИ очень похожи. Буква Н имеет те же элементы, что иИ, но у буквы Н один из элементов расположен иначе.
Учитель: Правильно! А теперь, когда мы познакомились с элементами буквы Н, сможем ли мы узнать данную букву среди других букв?
Ученики: Да!
Учитель: Молодцы! Теперь мы знаем отличительные признаки буквы Н от других букв.
Контрольно – регулировочный:
со стороны учителя: следит за логикой ответов учащихся.
со стороны учащихся: внимательно следят за устными ответами одноклассников. В случае ошибки поправляют друг друга или дополняют ответы.
Оценочно – результативный:
Учитель: Мы смогли увидеть основные отличительные черты буквы Н от И?
Ученики: Да.
Учитель: Какие они? Повторим ещё раз.
Ученики: . Буква Н имеет те же элементы, что и И, но у буквы Н один из элементов расположен по середине, а не наискосок.
Физкультминутка:
Сначала буду маленьким,
(присесть)
К коленочкам прижмусь.
(обнять колени руками)
Потом я вырасту большим,
(встать)
До неба дотянусь.
(поднять руки вверх, встать на носочки).
4 задание этапа
Вид работы: слого – звуковой анализ открытых слогов НА, НО, НИ, НУ, НЫ.
Общая дидактическая задача: совершенствовать слого–звуковой анализ слова с позиции выделения изучаемого звука.
Задача для учителя: сформировать представление о гласных буквах - показателях твердости предыдущего согласного и гласных буквах – показателях мягкости предыдущего согласного.
Задача для учащихся:Выполнимслого – звуковой анализ слогов.
Организация деятельности учащихся: Для это откроем учебник, на странице 4. Там написаны в столбик слоги НА, НО, НИ, НУ, НЫ.Начиная с первой парты, каждый выходит к доске и проанализирует по одному слогу. Остальные внимательно слушают и наблюдают. В случае ошибки, вы поднимаете красные сигнальные карточки. Если вы согласны с ответом, то поднимаете зелёные карточки.
Содержание: слоги: НА, НО, НИ, НУ, НЫ.
Ученики: (первый ученик)
1. Произнесу и послушаю слог: НА.
2. Произнесу и послушаю первый звук в слоге: НННА. Это звук [н]. Он согласный, твёрдый. Пока его не обозначаю.
3. Произнесу и послушаю второй звук в слоге: НААА. Это звук [а], он гласный. Обозначу слог – слияние [на] сине – красной карточкой.
Ученики: (второй ученик)
1. Произнесу и послушаю слог: НО.
2. Произнесу и послушаю первый звук в слоге: НННО. Это звук [н]. Он согласный, твёрдый. Пока его не обозначаю.
3. Произнесу и послушаю второй звук в слоге: НООО. Это звук [о], он гласный. Обозначу слог – слияние [но] сине – красной карточкой.
Ученики: (третий ученик)
1. Произнесу и послушаю слог: НУ.
2. Произнесу и послушаю первый звук в слоге: НННУ. Это звук [н]. Он согласный, твёрдый. Пока его не обозначаю.
3. Произнесу и послушаю второй звук в слоге: НУУУ. Это звук [у], он гласный. Обозначу слог – слияние [ну] сине – красной карточкой.
Ученики: (четвертый ученик)
1. Произнесу и послушаю слог: НЫ.
2. Произнесу и послушаю первый звук в слоге: НННЫ. Это звук [н]. Он согласный, твёрдый. Пока его не обозначаю.
3. Произнесу и послушаю второй звук в слоге: НЫЫЫ. Это звук [ы], он гласный. Обозначу слог – слияние [ны] сине – красной карточкой.
Ученики: (пятый ученик)
1. Произнесу и послушаю слог: НИ.
2. Произнесу и послушаю первый звук в слоге: НННО. Это звук [н’]. Он согласный, мягкий. Пока его не обозначаю.
3. Произнесу и послушаю второй звук в слоге: НИИИ. Это звук [и], он гласный. Обозначу слог – слияние [ни] зелёно – красной карточкой.
Учитель: Ребята, чем же отличаются эти слоги?
Ученики: В слогах НА, НО, НУ, НЫ твёрдый звук [н], а в слоге НИ мягкий звук [н’].
Учитель: А как вы думаете, что влияет на твёрдость и мягкость звука [н] и [н’]?
Ученики: Впереди стоящий гласный звук.
Учитель: Верно! Гласные звуки [а], [о], [у], [ы] обозначают всегда твёрдость впереди стоящего согласного звука, а звук [и] обозначает мягкость впереди стоящего согласного звука.
Контрольно – регулировочный:
со стороны учителя: внимательно следит за устными ответами учащихся и сигнальными карточками.
со стороны учащихся:
Оценочно - результативный:
Учитель: Молодцы. Были ли трудности при выполнении данного задания?
Ученики: Да, были трудности.
Учитель: Почему у нас возникали трудности?
Ученики: Путались в гласных звуках.
5 задание этапа
Вид работы: чтение открытого слога.
Общая дидактическая задача: обучать умению читать.
Задача для учителя: формировать умение читать открытый слог.
Задача для учащихся: будем учиться читать открытый слог.
Практическая задача: Сейчас мы будем учиться читать слоги, которые есть у нас в учебнике.
Организация деятельности учащихся: работа в парах. В учебнике, на странице 41 написаны в столбик слоги НА, НО, НИ, НУ, НЫ. Первый ученик читает первый слог, второй ученик читает второй слог и т.д. читают слоги по очереди.
Контроль со стороны учащихся: слушают внимательно друг друга, заметив ошибку, исправляют одноклассника.
Содержание: слоги: НА, НО, НИ, НУ, НЫ.
Учитель: Ребята, может попробуем прочитать слоги, которые мы анализировали?
Ученики: Да!
Учитель: Тогда давайте обратимся к учебнику и начнём друг другу читать слоги. Работать будем в парах. Если вам нужна будет моя помощь, то поднимите руку, и я подойду к вам.
Ученики:НА-а, НО-о, НИ-и, НУ-у, НЫ-ы.
Контрольно – регулировочный:
со стороны учителя: наблюдает за выполнением задания.
со стороны учащихся: внимательно следят за чтением одноклассника. Если замечают ошибку при чтении, то поднимают руку.
Оценочно - результативный:
Учитель: Молодцы! Теперь мы всегда будем тренироваться в чтении таких слогов. Что было сложного в задании?
Ученики:
- Было сложно быстро прочитать слог;
- Сложно определить мягкий звук н или твердый.
6 задание этапа
Вид работы: чтение закрытого слога.
Общая дидактическая задача: обучать умению читать.
Задача для учителя: формировать умение читать закрытый слог.
Задача для учащихся: Будем учиться читать закрытый слог.
Практическая задача: А теперь мы попробуем прочитать слог, который оканчивается на согласную букву.
Организация деятельности учащихся: работа выполняется совместно. Учитель пишет на доске слоги, которые оканчиваются на согласную букву Н. Ученики читают слоги по цепочке. Внимательно слушаем друг друга. Заметив ошибку нужно поднять руку и исправить одноклассника.
Содержание: слоги: АН, ОН, ИН, УН, ЫН.
Учитель: Мы читали с вами уже слоги. Чем отличаются слоги из учебника от слогов, которые записаны на доске?
Ученики: Они отличаются тем, что одни начитаются с буквы Н, а другие заканчиваются на букву Н.
Учитель: Всё правильно вы заметили. Теперь попробуем прочитать и эти слоги. Каждый по цепочке читает по одному слогу.
Ученики: А-а-а-Н, О-о-о-Н, И-и-и-Н, У-у-у-Н, Ы-ы-ы-Н.
Контрольно – регулировочный:
со стороны учителя: слушает чтение каждого ученика, при ошибке останавливает ученика и помогает ему прочитать правильно.
со стороны учащихся: внимательно следят за чтением одноклассников.
Оценочно - результативный:
Учитель: Какие вы молодцы, смогли и такие слоги прочитать! Будем теперь и в этом тренироваться с вами?
Ученики: Да, конечно!
Учитель: У кого-то может возникли трудности в чём-то?
Ученики: Нет, эти слоги было ни так трудно прочитать.
Учитель: Почему они читались легче?
Ученики: Потому что они начинались с гласных букв.
7 задание этапа
Вид работы: чтение слов с буквой Н.
Общая дидактическая задача: обучать умению читать.
Задача для учителя: формировать умение читать слова с буквой Н
Задача для учащихся: Будем учиться читать слова с буквой Н.
Практическая задача: Сейчас мы попробуем читать слова.
Организация деятельности учащихся (фронтально-индивидуальная форма работы):Я называю имя учащегося, он читает вслух слова, а остальные внимательно следят пальчиком по слову и очень тихо читают его с одноклассником.
Содержание: слова: ОН, ОНА, ОНИ, ОНО.
Учитель: Вот мы потренировались с вами читать слоги, а теперь попробуем прочитать целые слова с нашей изучаемой буквой. Сейчас Катя прочитает нам слова.
Ученики: Катя читает слова: ОН, ОНА, ОНИ, ОНО.
Учитель: Молодец! А теперь каждый из вас прочитает самостоятельно эти слова. Если нужна помощь, то поднимайте руку.
Ученики: Каждый читает слова.
Учитель: Все справились с заданием?
Ученики: Да.
Учитель: Это очень хорошо. В каком слове вы прочитали букву Н мягко?
Ученики: в слове ОНИ.
Учитель: А почему мы читаем эту букву мягко?
Ученики: Потому что после неё идёт буква И. Она является показателем мягкости буквы Н.
Контрольно – регулировочный:
со стороны учителя: слушает чтение одного ученика и исправляет, при возникновении ошибки в прочтении слов. При самостоятельном чтении каждого ученика оказывает индивидуальную помощь тому, у кого возникли трудности.
со стороны учащихся: внимательно следят за чтением одноклассника. При самостоятельном чтении совершают самопроверку, при возникновении трудности - обращаются к учителю.
Оценочно - результативный:
Учитель: Вот мы и научились читать легкие слова с буквой Н! Понравилось вам читать эти слова?
Ученики: Да!
Учитель:Что показалось вам сложным при чтении?
Ученики: С первого раза трудно прочитать слово без ошибки и трудно читать слово слитно, без деления на слоги.
8 задание этапа
Вид работы: чтение предложения с буквой Н.
Задача для учителя: формировать умения читать предложения.
Задача для учащихся: Будем учиться читать предложения.
Практическая задача: Сейчас мы попробуем прочитать целое предложение.
Организация деятельности учащихся (парная форма работы): На доске записаны предложения. Работу выполняют в парах. При возникновении ошибки поднимают красную сигнальную каточку. При завершении работы поднимают зеленую сигнальную карточку. Одного ученика учитель просит прочитать предложение.
Содержание: предложения: ОНА АННА. ОН И АННА. ОНИ И АННА.
Учитель: А теперь самое сложное задание. Мы очень много читали с вами, но еще кое-что не успели прочитать. Как думаете, что нам осталось прочитать?
Ученики:Мы не читали ещё предложение.
Учитель: Верно. Попробуем прочитать предложения, раз у нас получилось читать слова?
Ученики: Да, давайте попробуем!
Учитель: На доске записаны предложения. Попробуйте самостоятельно прочитать эти предложения, а затем своему соседу по парте. Как только закончите читать друг другу предложения, то поднимите зелёные сигнальные карточки, а если понадобится моя помощь, то красную сигнальную карточку.
Ученики: читают предложения: ОНА АННА. ОН И АННА. ОНИ И АННА.
Учитель: Вижу, что все справились с заданием. А теперь Никита прочитает все предложения нам.
Ученики: Никита читает предложения: ОНА АННА. ОН И АННА. ОНИ И АННА.
Учитель:Хорошо, всё правильно прочитал.
Контрольно – регулировочный:
со стороны учителя: следит за классом. При самостоятельном чтении каждого ученика оказывает индивидуальную помощь тому, у кого возникли трудности. Слушает чтение одно ученика и исправляет, в случае возникновения ошибки в прочтении предложения.
со стороны учащихся: при самостоятельном чтении совершают самопроверку, при возникновении трудностей - обращаются к учителю. Внимательно следят за чтением одноклассника.
Оценочно - результативный:
Учитель:Вот мы и попробовали читать предложения. Сложно читать предложения?
Ученики: Не совсем, у нас были одинаковые слова в предложениях.
Учитель: То, что слово повторялись в предложении, вам облегчило чтение. Но может были какие трудности?
Ученики: Понять смысл предложения, определить о ком идёт речь и правильно прочитать все слова из предложений без запинок.
IIIэтап. Рефлексивно-оценочная деятельность:
Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Мы познакомились со звуками [н] и [н’]. Познакомились с буквой Н н. Узнали её признаки, научились её писать и читать. Научились читать слоги с этой буквой, слова и предложения.
Учитель: Какие задания вам больше всего были интересны?
Ученики:
- Было интересно читать целые слова с буквой Н н.
- Было интересно читать предложения с буквой Н.
- Было интересно печатать букву Н н.
- Было интересно вспоминать сказку по картинкам.
Учитель: Какие задания у вас вызвали трудности?
Ученики: Нам было сложно правильно печатать букву Н н, читать слова слитно, не разделяя их на слоги. Трудно было читать целые предложения. Сложно было восстановить последовательность встреч зайца с другими животными.
Учитель: Но, не смотря на трудности, вы смогли справиться с заданиями?
Ученики: Да!
Учитель: Вы большие молодцы! Учитель: Выберите для себя необходимый цвет самооценки за работу на уроке. Если вы старались и у вас всё получалось покажите зелёную карточку, если были трудности и что-то получилось не совсем так как вы хотели - жёлтую, а если у вас ничего не получилось и вам нужно постараться ещё раз дома повторить всё – красную сигнальную карточку.
Ученики: выполняют самооценку.
Заключение
В уроке выделены этапы по Асмолову А. Г., также прописан подробный конспект урока с прямой речью учителя и учащихся. Для каждого задания есть все необходимые этапы, которые предстоит продумать учителю перед уроком. Приведена четкая организация деятельности учащихся.
На уроке формируются и достигаются следующие УУД:
Коммуникативные УУД:
Ø Умение слышать и слушать друг друга (при работе в парах)
Познавательные УУД:
Ø Умение структурировать свои знания (при формировании представления о звуке, при сравнении изученных букв и звуков с вновь изучаемым звуком)
Регулятивные УУД:
Ø Умение производить самооценку своей работы (рефлексия в конце урока с сигнальными карточками)
Ø Умение контролировать работу друг друга ( при работе в пара)
Личностные УУД:
Ø Самопознание: осознание необходимости чтения для себя лично.
Расцениваться данная методическая разработка может, как полностью составленный урок для проведения по теме.
Литература
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / А. Г. Асмолов – М.: «Просвещение», 2011. – 152 с.
2. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте / О. Е. Жиренко – М.: «Вако», 2017. – 446 с.
3. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] / В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2013 – С. 15-20. Режим доступа: http://safetykids.ru/tag/gosudarstvennyj-stan-dart-obrazovaniya (дата обращения: 10.11.2017).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.