Урок литературного чтения в 3 классе
Оценка 4.7

Урок литературного чтения в 3 классе

Оценка 4.7
docx
13.03.2023
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе.docx

Урок

литературного чтения

в 3 классе

по теме «Произведения о детях»

1.Орг.момент.Сегодня на уроке у нас гости, а это- всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

 У нас будет проходить не простой урок,а урок-исследование в творческой лаборатории.Работать мы будем в группах.Давайте вспомним правила работы в группе.

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

1.Уважай своего товарища.

2.Умей каждого выслушать.

3.Не согласен – предлагай!

Выберите лидера группы,который будет организовывать работу группы.

2.Актуализация знаний.

– Над каким разделом мы сейчас работаем?     (Люби живое)

– С творчеством каких писателей познакомились, читая этот раздел?

– Как вы думаете, что сближает этих авторов?

Установите соответствие:произведение-пословица(обсуждение в группах)

И.Соколов-Микитов-«Листопадничек»(В гостях хорошо,а дома лучше)

В.Белов.»Малька провинилась»(Родную мать никто не заменит)

Бор.Ж итков-«Про обезьянку»(Мы в ответе за тех,кого приручили)

В.Астафьев-«Капалуха»(Даже малая птаха свое гнездо бережет)

3.Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с произведением «Он живой и светится».А кто его автор,вы узнаете,разгадав ребус(работа в группах)

 

Найдите неповторяющиеся буквы,сложите из них фамилию писателя

д

б

р

а

в

г

е

у

н

с

к

ж

е

и

в

й

ж

з

б

з

 

Да,это Виктор Юзефович Драгунский.

Ребята,как вы думаете,чем мы будем заниматься в нашей творческой лаборатории?

 

-Узнаем о жизни  и творчестве писателя;

-Прочитаем рассказ;

Выясним значение непонятных слов;

-Будем работать с текстом, определим  главную мысль, составим   характеристику главных героев.

4.Работа над темой урока.

1)Знакомство с биографией писателя.У нас в классе есть  ребята,.которые провели  исследование и  познакомят нас с биографией  писателя.

1.Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать.

2.Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".

3.Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Ребята,а кто читал проиведения В.Ю.Драгунского?

2.)Отгадывание загадки  .Узнайте животное, о котором идёт речь в  рассказе.

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

3)Приход светлячка)Молодцы, ребята, вы меня узнали. Да, я-светлячок

      Я-жук. В моем тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соеди­няясь с кислородом. Орган свечения располагается на конце брюшка.

Дорогой друг,приглашаем и тебя принять участие в нашем уроке.

4.Речевая разминка.

– Прочитайте стихотворение О. Борисовой про себя.

Сколько звездочек в траве!       На траве жучки сидят –

Может, показалось мне?            Вот так странный звездопад!

На газоне вечерком                   Ярко крылышки сверкают,

Светят нежным огоньком.        Как фонарики сияют

Подхожу я к ним поближе,       Это добрые жучки,

Только звездочек не вижу,        Или просто – светлячки!

– Прочитайте шепотом, нежно и ласково, с вопросительной интонацией, выразительно

5).Словарная работа.В тексте встретятся такие слова(Гватемала,Барбадос,брынза,моментально,пристально)…

Вы поработаете с толковыми словарями и определите значение этих слов.(Работа в группе)

В тексте еще вам встретятся слова Гватемала и Барбадос.Это государства в Центральной Америке.В тексте пойдет речь о марках этих стран.

6) Первичное знакомство с рассказом

Сейчас мы познакомимся с рассказом и приступим к его исследованию:

-_Какая тема этого рассказа?

-Определите,кто является главными действующими лицами рассказа?

- От чьего лица ведётся повествование?

- Чтение учителем;
-«Цепочкой»;

-«Дождь»;до слов»…Но тут пришла мама…»(стр.105,2 абзац)

А последнюю часть вы послушаете в записи известной российской актрисы ларисы Голубкиной(аудиозапись)

7)Проверка первичного восприятия

-Определите,кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

-Какой еще персонаж есть в рассказе?(мама)

Давайте вместе определим тему рассказа

8). Постановка проблемы -Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них - определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?

9)Повторное чтение и анализ произведения.

Сейчас каждая группа получает задание- еще раз, вдумчиво, перечитать свою часть текста,ответить на вопросы и подготовить чтение диалогов(  с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.)

1.Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

2.А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).

3.Диалог»Дениска-Мишка»

1.Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

2.Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)

3.Диалог»Дениска-мама»

А теперь вопросы ко всему классу

1.Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

2.Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?(:а я остался со своим светлячком:)

3.Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).

4.Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)...

5.Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

6.1 группа найдет в тексте и зачитает эпизод,изображенный на 1 иллюстрации

2 группа-на 2 иллюстрации

10.Обобщение характеристик героев

 А теперь давайте сравним Дениску и Мишку.

Как определить характер героев?

Заполнить строки таблицы(да-нет)На доске:

Надо внимательно рассмотреть поступки героев

 

Надо обратить внимание на то.что и как они  говорят

 

 

У вас на партах лежат карточки со словами характеристики героев.Вам нужно выбрать только те из них,которые раскрывают характер вашего персонажа.

1 группа будет описывать Дениску,2-Мишку.

Дениска(добрый.дорожит подарками,терпеливый,любящий сын,мечтательный.честный,благородный.любит природу)

Мишка(жадный,завистливый,нетерпеливый,равнодушный,практичный.нечестный,невежливый,настырный,бестактный)

Сделайте вывод –( ребята разные по характеру).

- Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

11.Обобщение знаний.- Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.

-Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

- Мы с вами заканчиваем работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали?

("В ожидании мамы", "Живое чудо", "Волшебство", "Волшебная звездочка", "Светлячок", "Живая радость" и т. д.)

- Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)

А светлячок - существо настоящее или придуманное автором?

(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).

12.Изготовление светлячка из пластилина.ТБ при работе с пластилином

Правила безопасной работы с пластилином

1.  Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.  По окончанию работы хорошо вытри руки

13.Рефлексия. - Чему вас научил рассказ и какова его главная мысль ? (Дружба должна быть крепкой,верной, честной и бескорыстной Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;).

Заполните кроссворд

1.Имя  писателя Драгунского.

2.Имя главного героя рассказа «Он  живой и светится».

3.Звёздочка в спичечной коробочке.

4.Тот, кто её ценит и любит, никогда не будет одинок.

 

1.В

 

2.Д

Е

Н

И

С

К

А

 

 

К

 

3.С

В

Е

Т

Л

Я

Ч

О

К

 

О

 

4.П

Р

И

Р

О

Д

А

 

 

 

 

 

 

 

14.Домашнее задание.Составить план рассказа;пересказать текст(по выбору)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


 

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Произведения о детях» 1

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Произведения о детях» 1

Да,это Виктор Юзефович Драгунский

Да,это Виктор Юзефович Драгунский

Я-жук. В моем тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соеди­няясь с кислородом

Я-жук. В моем тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соеди­няясь с кислородом

От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора,

От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора,

Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени

Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени

Обобщение знаний .- Ну что ж!

Обобщение знаний .- Ну что ж!

З аполните кроссворд 1.Имя писателя

З аполните кроссворд 1.Имя писателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023