Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы
«Детская музыкальная школа имени А.К. Глазунова»
"Детский альбом" П.И. Чайковского
Урок по предмету "Слушание музыки" 2 класс (ПП)
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Шмендель Н.Е.
Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Он говорил, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его творчество, а сборник пьес «Детский альбом» и явился первым подобным произведением в России. Этот цикл вошел в золотой фонд сочинений, написанных специально для детей.
История создания сборника
К мысли написать сборник небольших пьес специально для детей, Чайковского натолкнуло несколько причин. Во-первых, им послужил пример Роберта Шумана и его «Альбома для юношества». Петр Ильич тоже хотел сочинить цикл простых пьес, которые смогли бы свободно исполнять дети. Во-вторых, к мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками.
30 апреля 1878 года во время визита к своей сестре в имение Каменка на Украине, он пишет издателю П.И. Юргенсону, сообщая о своей работе над «Детским альбомом». 29 июня Чайковский отправил ему рукопись сборника детских пьес.
«Детский альбом» op. 39 Чайковский посвятил своему племяннику – шестилетнему Володе Давыдову.
Композиция цикла
В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название.
Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер.
Кроме того, в цикле просматривается несколько сюжетных линий.
Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня. Это пьесы «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».
Третья пьеса сборника «Игра в
лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. К этой же
линии относятся пьесы ««Марш деревянных солдатиков», кукольная
трилогия «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая
кукла». Эти пьесы образующие небольшую сюиту, раскрывают еще
одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни
маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые.
Следующие три пьесы «Детского альбома» раскрывают народную линию и ее можно даже назвать своеобразной «русской сюитой». Все три пьесы («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») передают национальный колорит и в них Чайковский использует один и тот же прием развития – вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству.
Пьесы «Полька», «Мазурка», «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» объединены общей идеей. В этой сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский черты европейской музыки.
Какое же детство без сказок? И их в «Детском альбоме» две - «Нянина сказка» и «Баба-Яга», и вместе с пьесой «Сладкая греза» они образуют сказочно-мечтательную линию.
В заключительном цикле «Детского альбома», в последних пьесах («Сладкая греза», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет», «В церкви»), к его герою приходит душевный покой и сон.
Остановимся более подробно на трех пьесах «Детского альбома».
«Неаполитанская песенка»
Звучит музыка.
«Неаполитанская песенка» написана в тональности ми-бемоль мажор. «Неаполитанская песенка» - это облегчённое фортепианное переложение «Неаполитанского танца» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Создавая это произведение, композитор использовал народную итальянскую мелодию.
В темпераментной, грациозной пьесе переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз. Мажорный лад и размер 2/4 придают пьесе веселое, игривое настроение.
Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-36 такты) является развитием первого, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментный и яркий: в нём меняется темп, фактура, динамика.
При прослушивании песенки в воображении слушателя отчетливо встаёт картинка карнавала и национального итальянского танца тарантеллы, полного энергии, радости и веселья.
«Болезнь куклы»
Следующая пьеса, которую мы рассмотрим принадлежит к так называемой «кукольной трилогии». Это пьеса «Болезнь куклы». Героями этого цикла являются куклы, но силой воображения ребёнка и автора они оживают и их жизнь отражает настоящую, в которой бывают не только радости, но и скорбные моменты.
Звучит музыка.
Элегическая музыка передает переживания маленькой девочки, которая принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о здоровье своей любимой куклы. Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии. Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы.
Тихая, грустная мелодия пьесы «Болезнь куклы» в соль миноре передает печаль девочки, у которой заболела кукла: мы словно слышим её вздохи, а также стоны и жалобные интонации болеющей куклы. Печальные звуки мелодии, разделённые паузами, - словно слезинки, капающие на личико куклы. По ходу пьесы динамика нарастает и после напряженной кульминации всё завершается «угасающей» кодой.
Эта пьеса занимает особое место в «Детском альбоме». Она принадлежит к числу наиболее скорбных страниц фортепианного творчества Чайковского. При этом она хорошо доступна для образного понимания: грустная девочка, убаюкивающая и утешающая заболевшую куклу, близка и понятна любому слушателю.
«Песня жаворонка»
Третья пьеса, о которой я бы хотела рассказать, называется «Песня жаворонка».
Звучит музыка.
В заключительном цикле «Детского альбома», в последних пьесах («Сладкая греза», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет», «В церкви»), к его герою приходит душевный покой. И открывает этот мини-цикл «Песня жаворонка».
Пьеса Чайковского удивительно передает трели этой звонкоголосой птички. Ассоциация с птичьим щебетаньем и рассыпчатым звучанием песни жаворонка достигается с помощью триолей и форшлагов в верхнем регистре. Лёгкость звучания достигается отсутствием ритмических акцентов, а также тем, что мотивы мелодии начинаются и заканчиваются в основном на слабые доли.
Пьеса состоит из трех частей. Первая часть пьесы – светлая, игривая, написанная в соль мажоре. Во второй части в светлом звучании песни появляется лёгкая грусть. Модуляция в параллельную тональность ми минор придает пьесе особое очарование, будто жаворонок пел на солнышке, но на небо пришли тучки. Третья часть пьесы возвращает нас в светлый мажорный лад.
«Песня жаворонка» - это живописная музыкальная картинка. Мелодия этой зарисовки звучит легко, ясно. Пьеса символизирует вдохновение, пробуждение самых светлых воспоминаний.
«Детский альбом» П.И. Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.
Список использованной литературы:
1. Николаев А.А. Фортепианного наследие Чайковского. - М., 1958.
2. Ван Цзин. Фортепианная музыка П. Чайковского в педагогическом репертуаре как средство развития музыкального исполнительства студентов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. МГПУ. - М., 2018.
3. https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/p-i-chajkovskij-detskij-albom
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.