ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«МИР В НАШИХ РУКАХ!»
Пословица и поговорка как средство формирования пожарной компетенции учащихся 6 класса
Гранкина Вероника
МБОУ Апанасовская СОШ,
х. Апанасовка, 6 класс
Научный руководитель:
Шпирная Елена Николаевна,
учитель начальных классов
первой категории
х.Апанасовка
2022 год
Содержание проекта:
1. Введение
2.Теоретическая часть
2.1.Пожары. Виды пожаров
2.2.Причины возникновения бытовых пожаров
2.3. Требования пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности .
2.4.Профилактика возникновения бытовых пожаров
2.5.Действия в случае пожара
2.6.Действия после пожара
3. Практическая часть
3.1.Пословица и поговорка как средство профилактики пожарной безопасности в сельской местности
3.2.Вывод исследования
3.3. Игра «Спички детям не игрушка, огонь не забава!»
3.4.Заключение
4.Список используемой литературы
1.Введение
Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере роста населённых пунктов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто. В 1493 г. даже московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам.
Принятие в XV–XVI вв. законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности. Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии.
Актуальность работы связана с тем, что увеличивается количество пожаров в жилых помещениях. Бытовые пожары стали нашими неизменными «спутниками» жизни.
Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности. Так, по сообщению МЧС с начала 2022 года в Ростовской области произошло 288 пожаров, на территории нашего хутора Апанасовка произошел пожар, который уничтожил постройку жилого дома. Погибли в огне 28 человек, 8 человек пострадали. Гибели детей не было. Всего спасли 223 человека.
Большая часть возгораний - 68% - по-прежнему происходит из-за неосторожного обращения с огнем. В 17% случаев причиной становится нарушение эксплуатации электрооборудования, на долю детской шалости приходится 4% пожаров. Зачастую пожары с гибелью людей происходят в ночное время, во время сна, либо в состоянии алкогольного опьянения, - уточняют в МЧС.
Таким образом, вопрос о пожарной безопасности был актуален всегда.
Практическая значимость: собранный материал можно использовать во внеклассной работе в целях профилактики пожарной безопасности.
Цель:
исследовать причины возникновения пожаров в жилых помещениях и их предотвращения посредством народной мудрости: пословиц и поговорок.
Задачи:
1. Познакомиться с понятием пожар, причинами возникновения бытовых пожаров в сельской местности.
2. Познакомиться с требованиями пожарной безопасности к жилому помещению в сельской местности.
3. Познакомиться со статистикой бытовых пожаров за 2022 год в Ростовской области.
4. Исследовать и подобрать пословицы и поговорки по пожарной безопасности
5. Провести игру по теме «Спички детям не игрушка, огонь не забава!»
Объект исследования: пословицы и поговорки
Предметом исследования является пословицы и поговорки как средство формирования знаний по пожарной безопасности школьников 6 класса
Гипотеза: предположим, через пословицу и поговорку передаются заветные правила жизни народа, что позволит сформировать пожарную компетенцию школьников
Методы исследования:
ü Сравнительно – описательный
ü Метод опроса и анкетирования
2.Теоретическая часть
2.1.Пожары. Виды пожаров
Задавшись вопросом о безопасности жилья , я обратилась к Интернету , и первое, что я прочитала, было вот такое определение: Пожа́р — неуправляемое, несанкционированное горение веществ, материалов и газовоздушных смесей вне специального очага, и приносящие значительный материальный ущерб, поражение людей на объектах и подвижном составе, которое подразделяется на наружные и внутренние, открытые и скрытые.
-это горение веществ, характеризующееся существенными размерами распространения, высокими температурами и продолжительностью, представляющее опасность для людей.
Пожары подразделяются на наружные (открытые), при которых хорошо просматриваются пламя и дым, и внутренние (закрытые), характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени.
2.2.Причины возникновения бытовых пожаров
Анализируя статистику пожаров в Белокалитвинском районе можно выделить причины возникновения пожаров в сельской местности.
Причины возникновения бытовых пожаров в сельской местности:
1. От печного отопления
Происходит это чаще всего при нарушении следующих условий:
- использование металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной
безопасности стандартов и технических условий;
- невыполнение инструкций при использовании металлических печей заводского изготовления;
- использование печей, имеющие трещины, неисправные дверцы, с недостаточной
разделкой и отступкой от горючих конструкций;
- применение для розжига печи на твердом топливе бензин и другие
легковоспламеняющиеся жидкости;
- перекал печи;
- близкое расположение горючих материалов от печи и сушка белья на них;
- использование печи без металлического предтопочного листа размером не менее
50 х 70 см. (на деревянном или другом полу из горючих материалов);
- оставленная топящаяся печь без присмотра или поручен надзор за ним
малолетнему ребенку;
- использование для дымоходов керамических, асбестоцементных или металлических
труб, а также силикатного кирпича.
2. Неосторожное обращение с огнем
Причина каждого третьего пожара - неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.
Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели,
применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений,
коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.
3. Нарушение правил пользования электрическими приборами
Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовыми приборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.
У оставленной надолго включенной электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700°С, а основания плитки - 250-300°С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.
Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600Вт воспламенение основания происходит через 3 мин после выкипания воды.
4. Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:
Возникновение пожаров по этим причинам заключается в следующем. При прохождении тока по проводнику выделяется тепло. В обычных, условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Поэтому для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то выделяющееся тепло не успевает рассеяться и проводник перегревается. Также при включении в одну розетку одновременно несколько бытовых приборов возникает перегрузка, нагрев проводов и воспламенение изоляции.
Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткое замыкание, при соединении двух проводников без изоляции накоротко друг с другом. Вследствие этого, происходит резкое возрастание силы тока в сети, мгновенный нагрев проводов до температуры, плавления металлических жил, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.
Из-за неправильного соединения проводов (в скрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов происходит их сильный разогрев и воспламенение. Неплотный контакт вилок в гнездах штепсельной розетки может привести к сильному разогреву розетки и последующему воспламенение перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка. Это явление обусловлено наличием больших местных переходных сопротивлений. В этих случаях предохранители не могут предупредить возникновение пожара, так как сила тока в цепи не возрастает, а нагрев участка с плохо выполненным соединением проводов достигает опасного предела только лишь вследствие увеличения сопротивления в определенных местах, как правило, на участках большой длины.
Пожарную опасность представляют осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 550°С. Так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло.
Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы. Сильный нагрев патрона и, как следствие, высыхания изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).
Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам, так как температура металлических нитей колеблется от 1700 до 2700°С.
Люминесцентные лампы более безопасны в пожарном отношении. Их поверхности всего лишь до 40-50°С.
Для предохранения электросети от перегрузки и короткого замыкания
используются плавкие предохранители (пробки), которые срабатывают при повышении
напряжения тока выше допустимого.
5. Пожары от бытовых газовых приборов
Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит.
Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. При ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой - все это может вызвать взрыв газа.
Сжиженный газ в отличие от природного обладает более
пожароопасными свойствами: большой текучестью, быстрым нарастанием упругости
паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры, низким
концентрационным пределом взрываемости и т.д.
Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо
закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажечь
огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов
пользование ими необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового
хозяйства.
6. Шалость детей с огнем
Приводит не только к пожарам, но и нередко заканчивается трагическими последствиями. Ребенок, оставшись один в квартире или дома, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический прибор или даже устроить костер.
Большую опасность представляют и изготовленные подростками
различные игрушки: самопалы, ракеты. Они опасны не только тем, что могут стать
причиной пожара. Нередко они взрываются в руках своих
"конструкторов", в результате - тяжелые ожоги, увечья, травмы.
Особо следует сказать о малолетних курильщиках - по их вине часто возникают
пожары, так как, таясь от взрослых, они выбирают для курения самые укромные
уголки: чердаки, сараи, подвалы, сеновалы. Забывчивость детей при обращении с
электробытовыми приборами и неумение обращаться с легковоспламеняющимися и
горючими жидкостями также приводит к трагическим последствиям.
Особенно много происшествий приходится на дни школьных каникул, когда дети почти целый день предоставлены сами себе.
2.3. Требования пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности .
1. Прежде всего, обратите внимание на планировку своего дачного участка. Между постройками, например, домом и баней, гаражом, летней кухней и беседкой необходимо соблюсти противопожарные расстояния. Строения должны быть удалены друг от друга минимум на 10 метров – это помешает огню перейти на соседнюю постройку, если пожар всё-таки случится.
2. Перед наступлением холодов выкосите всю траву на участке и вокруг него на 10-15 метров. Если этого не сделать, то весной сухая трава станет потенциальной угрозой вашему дому.
3. Уберите с территории участка дрова, инструменты, бумагу, опил и особенно стекло — осколки бутылок под солнцем могут работать как лупа.
4. Установите на даче громоотвод, молнии тоже могут стать причиной пожара.
5. Никогда не пользуйтесь самодельными обогревателями — рано или поздно они обязательно загорятся.
6. Никому не позволяйте устраивать поджоги вблизи вашего участка и соседних: огонь друзей не выбирает, если что-то загорится у ваших соседей, то пострадают все.
7. Установите в доме детекторы дыма и по возможности пожарную сигнализацию. Эти устройства своевременно оповестят пожарных о возникшей опасности, что позволит предотвратить серьёзный ущерб.
8. Обязательно изолируйте всю электропроводку в доме. Используйте для этого гофру или полипропиленовую трубу. Эта мера позволит локализовать возможное возгорание и задержать пламя.
9. Вблизи дымоходов, печей и каминов нанесите специальное покрытие: например, асбестовый картон, штукатурку или асбестоцементные листы — они послужат надежной защитой от случайного возгорания.
10. Если в доме есть печь, то пол под ней следует покрыть огнестойким материалом на расстоянии как минимум 30 см во все стороны.
11. Не лишним будет приобрести для дачи огнетушитель и прочие средства первичного пожаротушения (например, ящики с песком, топор, лопата, лом): крупный пожар с их помощью, конечно, не потушишь, но небольшое возгорание – запросто.
12. Деревянные стены внутри и снаружи, стропила, чердак, а также все перекрытия обработайте специальными защитными составами-антипиренами.
Чтобы защитить свою дачу от пожара достаточно соблюдать следующие правила пожарной безопасности.
2.4.Профилактика возникновения бытовых пожаров
В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества необходимо соблюдать следующие правила:
-
храните спички и зажигалки в местах, как можно менее доступных для
детей;
- не храните воспламеняемые вещества и предметы (спирт, газовые баллоны,
бумагу, материю и т.д.) поблизости от источника тепла;
- избегайте накопления тепла (например, ничем не накрывайте
телевизоры, калориферы и т.п.);
- не пользуйтесь свечами или же задувайте их перед тем, как
покинуть комнату;
- осторожно с золой – она может содержать в себе тлеющие головни в
течение нескольких дней. Если она вам нужна, храните ее в огнеупорном
контейнере;
- никогда не курите в постели;
- для окурков используйте огнеупорные подносы. Прежде чем
выбросить окурки в мусорный бак или ведро, выждите несколько часов;
- не покидайте кухню, если на плите кипящее масло. Перед уходом из
дома проверьте, выключены ли на плите все конфорки;
- помните номера телефонов спасательных служб (пожарных, ЕДДС и
т.д.).
2.5.Действия в случае пожара
При возникновении пожара:
-
действуйте спокойно и рассудительно, не поддавайтесь панике;
- известите пожарную службу (“01”), четко сообщите ей свой
адрес;
- отключите газ и электричество;
- используйте доступные средства пожаротушения. Никогда не
пытайтесь погасить горящие нефтепродукты водой. Если горит электрооборудование,
отключите его от источников питания;
- покиньте здание;
- попытайтесь спасти людей и животных, подвергшихся опасности
(если на человеке загорелась одежда, набросьте на него одеяло и катайте по
земле);
- если лестничные клетки и коридоры задымлены, оставайтесь в
квартире, закройте двери и окна, чтобы не допустить сквозняка. Часто поливайте
дверь водой и законопатьте щели в двери мокрыми тряпками. Держитесь у окна,
чтобы снаружи было видно, что вы в доме (но окна не открывайте);
- если вы находитесь в задымленном месте, держитесь ближе к полу –
там есть полоса чистого воздуха;
- избегайте риска оказаться в огненной ловушке;
- во время пожара запрещено пользоваться лифтами;
- если вы находитесь в высотном здании, не бегите вниз сквозь
огонь, а пользуйтесь возможностью спастись на крыше здания.
2.6.Действия после пожара
После пожара:
-
следуйте инструкциям спасательных служб;
- осмотрите дом;
- помогите соседям. Используя аптечку первой помощи, окажите
помощь людям, попавшим в беду
3. Практическая часть
3.1.Пословица и поговорка как средство профилактики пожарной безопасности в сельской местности
Анализируя ситуацию, я пришла к выводу, если большее количество бытовых пожаров в сельской местности возникает по халатности людей, то именно изучение народной мудрости : пословиц и поговорок на уроках и внеурочное время поможет сформировать прочные знания по пожарной безопасности у учащихся моего класса. В ходе исследовательской работы вот что я узнала:
Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.
Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.
Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.
Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.
Пословицы и поговорки - это краткие изречения в которых заключён глубокий смысл, народная мудрость.
Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.
● Берегись, не обожгись!
● Бояться, как огня.
● В огне и железо плавко.
● Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.
● Где огонь, там и дым.
● Дерево с огнем не дружит.
● Дорого при пожаре и ведро воды.
● Дыма без огня не бывает.
● И малая искра сжигает города.
● Искра мала велик пламень родит.
● Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
● Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.
● Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
● Маленькая спичка сжигает большой лес.
● Не имей привычки носить в кармане спички.
● Не шути с огнем, обожжешься.
● Огонь – друг и враг человека.
● Огонь не вода — охватит, не выплывешь.
● Огонь не вода — пожитки не всплывают.
● Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
● Один на пожаре не боец.
● От искры пожар рождается.
● От огня и камень треснет.
● Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.
● Пожарному делу учиться – вперед пригодится.
● При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.
● С огнем воюют, а без огня горюют.
● Слёзы пожара не тушат.
● Спичка – невеличка, а огонь великан.
● Спички не игрушка, огонь не забава.
● Спички не тронь – в них огонь.
● Упустишь огонь – не потушишь.
● Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.
● Человек без огня не живет ни единого дня.
3.2.Вывод исследования: пословица и поговорка в быту молвится, содержит в себе предостережение, совет как действовать в конкретной сложившейся ситуации , что способствует формированию знаний пожарной безопасности и профилактике возникновения пожара по халатности в сельской местности.
2.3.Результаты анкетирования учащихся 5 класса по правилам поведения при пожаре и после пожара, по профилактике возникновения пожара до проведения проекта и после проведения проекта.(график)
3.3. Игра «Спички детям не игрушка, огонь не забава!»
Мной была проведёна игра на классном часе «Спички детям не игрушка, огонь не забава!» во 2 классе МБОУ Апанасовская СОШ.
Цель игры познакомить второклассников с пословицами, которые компетентного школьника по основам пожарной безопасности в быту.
В ходе проведения игры второклассники разучили пословицы и поговорки на пожарную тематику, узнали о причинах возникновения бытовых пожаров, определили правила пожарной безопасности в быту, правила поведения в случае возникновения бытового пожара.
3.4.Заключение
Из изложенного материала следует, что пожары создавали и создают угрозу жизни и здоровью людей. Чем быстрее развивается общество, наука и техника, тем актуальнее становится проблема пожаров и обеспечение пожаробезопасности. Моя гипотеза подтвердилась. Опыт и мудрость поколений способствуют формированию компетентной личности в основах знаний пожарной безопасности.
Изучайте и цените опыт своего народа, берегите себя, человеческая жизнь – самая большая ценность на Земле!
4.Список используемой литературы
1. «Безопасность жизнедеятельности» под ред. О.Н. Русака/ Москва 2008г.
2. Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 26.12.94 г. № 69-ФЗ.
3. http://www.snip.vserinki.ru/npb.html
4. http://www.snip-info.ru/Snip_21-01-97_(1999).htm
5. http://ru.wikipedia.org/
6. http://today.29ru.net/belaya_kalitva/133782670/
7. WWW.ROSTOV.KP.RU: https://www.rostov.kp.ru/online/news/4617645/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.