Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Учитель: Еремина Надежда Георгиевна
27 ноября, 2019 г
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста |
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения |
Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, карточки, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка», презентация, лист самооценки. |
Конспект урока
1.Организационный момент.
Каким бы сегодня хотели увидеть урок?
(интересным, познавательным).
Чтобы урок получился таким, какими должны быть ученики на уроке? (активными, внимательными).
Урок я хотела бы начать такими словами
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
Ребята, как называется раздел учебника, который мы изучаем?
С творчеством каких писателей мы уже познакомились?
Давайте вспомним произведения, которые мы читали.
Один из вас называет героя, а другой название произведения.
Молодцы! Все прочитанные произведения вспомнили.
Чему же учат вас эти произведения?
Назовите жанры этих произведений.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством великих писателей
Вот старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова. Л.Н.Толстой
Что же вы узнали о великом мастере слова? Давайте проверим домашнее задание
в учебнике вы прочитали отрывок из воспоминаний писателя что же вы запомнили из его биографии?
на с.160 учебника прочитайте название произведения, которое мы будем читать на уроке
Можем ли по названию произведения и иллюстрации предположить, о чём оно, давайте выдвинем свою гипотезу. (Возможно, о дружбе двух таких разных зверей.) А почему разных? Сообщения учащихся о львах и собаках. у кого из вас есть четвероногий друг что интересного вы знаете о собаках
Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве.Существует более 400 пород собак.
Лев: царь зверей. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.
Могут ли два абсолютно разных животных (по характеру, среде обитания, образу жизни) найти общий язык, испытывать сильные чувства друг к другу? Каковы ваши предположения? Давайте к этому вопросу вернёмся еще в конце урока.
Л.Н. Толстой назвал рассказ былью. А что такое быль? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и прочитаем определение: Быль-это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле.
3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
Назовите тему урока - Л.Н. Толстой «Лев и собачка» (быль)
Каковы цели нашего урока:
- познакомиться с произведением
- работать над содержанием
- учиться выразительно читать
- дать характеристику героям и их поступкам
- выразить свое отношение к прочитанному
4.Открытие нового знания.
Действие происходит в далёком от нас городе Лондоне – столице Англии
Слушание аудиозаписи.
Что вы почувствовали, слушая быль? (печаль, грусть)
Какой эпизод вас тронул особенно? Почему?
5.Первичное закрепление
Откроем текст произведения. Уточним значение незнакомых слов.
Словарная работа (Слайд)
6.Физминутка
Во дворе щенок играл, прыгал, бегал и рычал:
Раз- прыжок и три кивка, два- направо голова,
Три- налево поворот и помчался до ворот.
А потом вздохнул и сел,он устал и присмирел!
7.Анализ произведения.
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец?
- В чем выражалась жестокость людей в данном произведении?
В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, но он много написал о поведении этих животных.
-Прочитайте, как лев повел себя, когда ему бросили собачку?
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею?
-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку?
- Почему?
- Вспомним, какое животное лев?
-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.
-Как лев относился к собачке? Найди и прочитай этот момент в тексте.
-Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?
-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?
-Что же происходит с собачкой?
- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки?
-С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Прочитай.
- Почему лев стал грызть засовы и пол?
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай.
-Почему лев не принимает новую собачку?
Скажите, чем заканчивается эта история?
Прочитайте пословицы на слайде Какая из пословиц соответствует содержанию произведения?
8.Закрепление учебного материала.
Выразительное чтение Прочитаем быль выразительно, при чтении постарайтесь передать чувства героев. Чье чтение вам особенно понравилось? Почему?
Работа в парах А теперь вам предстоит поработать в парах и восстановить последовательность событий.
Карточка «Установите последовательность событий»
4.Лев остался верен собачке.
5.Лев грустит.
3.Собачка умерла.
2.Лев и собачка подружились.
1.Собачка попадает в клетку со львом.
6.Лев умер.
Проверка групповой работы. Ключ ответов: 4 5 3 2 1 6
Творческая работа
Представьте, что вы волшебники, чтобы вам захотелось изменить в этом рассказе? Помогут вам в волшебстве лепестки цветика – семицветика.
(срывают волшебные лепестки цветика- семицветика и говорят пожелания, начиная со слов: хочу, чтобы…)
9.Обобщение полученных знаний.
Чтобы вы хотели сказать автору? Почему вам понравилось это произведение, несмотря на то, что оно очень грустное? Зачем же Л.Н. Толстой рассказал эту быль?
Как вы думаете правильно ли кормить зверей в зоопарке бездомными животными?
Почему недопустимо подобное отношение к бездомным животным?
А что нужно делать, чтобы бездомных животных вообще не было?
Чему же учит рассказ Толстого? Какова основная мысль произведения?
(бережному отношению к животным, а поведение льва и собачки - это урок людям, урок доброты, верности, преданности).
ВЫВОД:
- Скажите, подтвердилось наше предположение в том, что совершенно разные животные могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Продолжите фразу:
Оказывается, животные как и люди умеют…
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее и добрее нас.
Всегда ли вы можете заметить чужую боль и прийти на помощь?
Как называется такое чувство? (сопереживание, сострадание, милосердие)
На Дереве Добра выросли необычные сердечки, я хочу вам подарить их, чтобы и они и ваши сердечки всегда призывали вас к доброте.
Ребята, спешите делать добро!
Звучит песня «Дорогою добра»
10.Рефлексия.
А теперь пора подвести итоги урока.
Все ли цели мы достигли, которые поставили в начале урока?
Оцените свою работу на уроке.
Чью работу вы хотели бы отметить? Почему?
Оценка за урок.
11.Домашнее задание.
Какое домашнее задание по вашему мнению можно будет выполнить? (ответы детей)
Что нужно сделать, чтобы успешно и правильно его выполнить?
На карточке вам предложено несколько вариантов домашнего задания, выберите и запишите в дневник.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.