Урок литературы 7 класс ( учебник Г.С. Меркин) Тема: Японское чудо (хокку)

  • docx
  • 07.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Японское чудо.docx

Урок литературы 7 класс ( учебник Г.С. Меркин)

Тема: Японское чудо (хокку)

Цели:1)познакомить  с японскими лирическими стихотворениями, дать понятие о хокку;

2)вызвать интерес к японской национальной культуре; 3)развивать творческие способности уч-ся

Ход урока

1.Объявление темы и задач урока

Добрый день, дорогие ребята! Вас приветствует город Чебоксары. Меня зовут Белова И.А.

И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие  - в удивительную и загадочную страну Японию.

- Скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется эта страна, что бы вы могли назвать японским чудом?

                                  (ответы уч-ся)

- Действительно, оригами, чайная церемония, экибана, сумо,анамэ, гора Фудзи – именно такие ассоциации возникают у нас со словом Япония. Мы же с вами поговорим еще об одном японском чуде – о поэзии хокку.

Откройте тетради и запишите тему урока: Японское чудо (хокку). В течение этого урока вы познакомитесь с японскими лирическими стихами, узнаете об особенностях хокку, попробуете сами их создать.

2.Слово учителя

Вряд ли в японской л-ре найдется жанр, к-рый полнее и ярче, чем поэзия Х., выразил бы то, что называют сегодня японским  национальным духом. Именно этот жанр был воспринят и оказался наиболее популярным в других странах.

В начале прошлого века, когда японские поэты, устремились в Европу в поисках новых форм, европейцы обратили свои взоры на Восток и обнаружили там немало для себя привлекательного. Это и буддийское учение, и изобразительное иск-во, и новые поэтические формы, поразившие необычностью выразительных средств.

Японское Х. – это короткое лирическое стихотворение, состоящее всего  из трёх строчек. Отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года.

Х. состоит  из трех сточек, в первой строке – 5, во второй – 7, в третьей  - 5 слогов. Всего 17 слогов. В хокку нет рифмы, ударения не играют большой роли.

Давайте запишем в тетрадях: Построение хокку : 5:7: 5

Ветвь цветущая – 5

Скрыла от очей моих – 7

Ясную луну - 5

Возникновение Х. связано с развитием в 16 веке шуточной поэзии хайкой и распределением классического японского пятистишиятанка на две части, из к-рых первая , так называемая начальная строфа (хокку), постепенно стала самостоятельной. Так и произошло хокку. Так и произошло хокку. В конце 19 века в обиход вошло еще одно название – хайку (шуточная стрфа). В н.вр. используются оба названия.

Первые хокку, возникшие как шуточная поэзия, ценились гл. о. за техническую изощренность, неожиданность образов, умелую игру слов. Только во 2-ой половине 17 века произошло превращение Х. из чисто бытовой шуточной поэзии в лирическую поэзию самого высокого свойства.

Среди бесчисленных имен авторов хокку можно выделить четыре великих имени, известных сейчас всему миру: Мацуо Басё, Еса Бусон, Кобаяси Исса, Масаока Сики.

Первый расцвет хокку связан с именем великого Басё.

3. Чтение статьи учебника «Мацуо Басё. Поэт- странник»

С.271-278

4. Работа с текстом (в.1-3 с.278)

- Каким вы представляете себе Басё?

- Какие чувства вызвал у вас образ жизни Басё и его отношение к творчеству?

Басё довольствовался малым. Докажите этот тезис фразами из статьи.

 

5.Чтение хокку из учебника

- Давайте прочтем хокку, помещенные в ваших учебниках

С.281-282

6.Слово учителя

-Посмотрите внимательно. Каждое стихотворение – маленькая волшебная картинка. С чем её сравнить? Можно, например, маслом на холсте написать огромный пейзаж, тщательно прорисовывая всё до мельчайщих деталей, а можно картину наступающей осени передать по-другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождем. Вот так и японский поэт. Он «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, нарисовать в воображении.

Кстати, японские поэты часто делали иллюстрации к своим стихам. Иногда бывало наоборот: нарисует художник лягушку на листе или выползающую из чашечки цветка пчелу – и напишет прямо на картинке стихотворение.

Посмотрите, в ваших учебниках на с.279 и 282 даны иллюстрации к хокку.

О чем же можно было писать в хокку, в этих малюсеньких стишках? Да обо всем на свете: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и, конечно же, о природе – о летней жаре, о зимних холодах, о букашках-таракашках, о зверях и птицах, о деревьях и травах. Сочиняя хокку, поэт должен был упомянуть, о каком времени года идет речь. И книжку хокку тоже делились на четыре главы: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Если внимательно вчитаться в трехстишие, то можно обнаружить «сезонное» словечко. Например, о талой воде, о цветах на вишне и сливе говорится в весенних стихах; о цикадах, кукушке, пышных пионах – в летних; о хризантемах, алых листье клена – в осенних; о снеге, инее, пылающем очаге – в зимних.

7.Литературная игра «Угадайка»

- Послушайте стихи , я буду читать их блоками, и скажите, о каком времени года идет речь.

Лед растаял в пруду,

И снова зажили дружно

Вода с водою. ..(Тайсицу)

                             Ливень весенний –

                             Как же преобразился мир!

                             Как стал прекрасен! (Тисе-ни)

Вешние воды.

Кошка упала в поток –

Не смогла перепрыгнуть…(Хоро)

                          Гору Фудзи вдали

                         Плащом зеленым укрыла

                         Молодая зелень! (Сики)

***

Большой муравей

Еле топает по циновке.

Какая жара!  (Сиро)

Чтоб забыть о жаре,

Нарисую-ка я, пожалуй,

Хоть снег на Фудзи.  (Кисоку)

                            Ничегошеньки нет

                            В моем доме – только прохлада

                            И душевный покой… (Исса)

Летняя ночь.

Два маленьких домика смотрят

На цветущий луг… (Исса)

                         Какая радость!

                         Вот он, первый укус комариный

                         В нынешнем году…(Исса)

***

Ветер шляпу сорвал,

И ливень безжалостно хлещет

Пугало в поле…(Хаги-дзе)

                 

                                        Поздняя сень.

                                         Платье из листье опавших

                                          Пугало надело… (Оцую)

     Побывав под ногой,

     Он стал по-иному прекрасен,

      Листок увядший. (Кеси)

***

Как тяжел первый снег!

Опустился, и грустно поникли

Листья нарциссов… (Басе)

                           Даже серой вороне

                           Это снежное утро к лицу –

                           Ишь, похорошела! (Басё)

Месяц на небесах

Будто скорчился от мороза –

Похолодало…(Исса)

                        Огонь в очаге,

                       А вокруг довольные лица –

                      Все рады жизни! (Исса)

Снег на шляпе моей.

Как подумаю, что не чужой он, -

Сразу легче ноша… (Кикаку)

 

8.Игра «Продолжи хокку»

- Ну, а теперь задание посложнее. Запишите первые две строчки хокку, подумайте, как бы вы их закончили. Свой ответ запишите.

Лист опавший поймал

И лапкой прижал осторожно

……………………….. ( смешной котенок)

                               У очага поет

                               Так самозабвенно

                             ……………………. (знакомый сверчок)

 

                       Травы увяли,

                       Весть об осени в лес принесла

                      ………………                                               (Рыжая лисица)…(Бусон)

9.Творческая работа уч-ся

Может быть, как раз потому, что стихи были очень короткие  и хорошо запоминались, их знали и стар и млад. Князья и воины-самураи, купцы и ремесленники, монахи и крестьяне – все грамотные японцы заучивали наизусть хокку, сложенные знаменитыми стихотворцами, а некоторые и сами пробовали сочинять. Любителипоэзии хокку часто собирались за чашечкой чая, показывая друг другу свои трехстишья Иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворении про стрекозу, про кукушку, про заходящее солнце. Мы с вами тоже устроим сейчас мини-состязание. Составьте хокку и запишите их, а дома попробуйте проиллюстрировать.

                                          (ответы учащихся)

10.Заключительное слово

Что же является основным для хокку? Основные черты хокку – это лаконизм, языковая простота, свобода, непосредственность изображения, обилие литературных ассоциаций. Неслучайно основоположник хокку Мацуо Басё считал основным принципом стихосложения простоту, гармонию, глубину.

 

Увидеть прекрасное и не оставаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Выражение «он умеет жить» японцы понимают по-своему. В их представлении человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие проходят мимо них. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту. Вдумайтесь в такие замечательные слова:

Всматривайтесь в привычное –

И вы увидите неожиданное,

Всматривайтесь в некрасивое –

И вы увидите красивое, 

Всматривайтесь в простое –

И вы увидите сложное,

Всматривайтесь в малое –

И вы увидите великое.

 

Простота, гармония, глубина (Басё)

Лаконизм – краткость и четкость изложения

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциация по сходству

 

 

Дополнительный материал (сообщения уч-ся)

1)Ветка сакуры – символ Японии.  Когда зацветает вишня, все от мала до велика целыми семьями, с друзьями и близкими,  собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться  бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций Японии. К зрелищу любования цветущими деревьями тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается, в другом – настоящее удовольствие. Растение оказывает благотворное воздействие.

Звучит музыка Сакура

2) Почему же японцы преклоняются сакуре? Вот как об этом говорится в древней легенде.

Он был самураем, и вишня росла у него в саду и цвела весной – в обычное время, положенное ей. Он играл под этим деревом еще ребенком и знал, что тут играли его родители, и родители родителей, и их предки. Сам вырос, состарился, пережил всех своих детей. Единственное, что оставалось у него в этом мире, было вишневое дерево. И о ужас! Летом очередного года сакура начала засыхать и умерла. От горя старый человек заболел. Но вот как-то пришла к нему счастливая мысль: он понял, как оживить погибшее дерево. Он вошел в сад, поклонился засохшему стволу и сказал:

- Умоляю тебя, снизойди до моей просьбы, начни расцветать снова. Я хочу умереть вместо тебя. Возьми мою жизнь…

Тело его умерло, а дух вселился в дерево, и оно расцвело в тот же самый час.

Чтение хокку учителем

Послушайте хокку Кобаяси Исса, рисующие цветение сакуры.

  От людских голосов

  Пугливо вздрагивают по вечерам

 Красавицы вишни.

                            Снова весна.

                            Приходит новая глупость

                            Старой на смену.

«Вишни, вишни цветут!» -

И об этих старых деревьях

Пели когда-то…

                                     Вишни и те могут противными стать под писк комаров.