Урок литературы в 10 классе
Оценка 4.8

Урок литературы в 10 классе

Оценка 4.8
docx
13.10.2020
Урок литературы в 10 классе
петербург достоевского.docx

Урок литературы в 10 классе.

Тема: В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» по роману «Преступление и наказание».

Цели:

Образовательные – показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Развивающие – развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрированно, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно.

Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.

Ход урока

А) Оргмомент

Учитель:Слайд 1

Добрый день, ребята, уже не первый урок мы с вами работаем над романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сегодня мы в очередной раз возвратимся к этому великому произведению, попытаемся еще глубже понять и осмыслить его.

Б) Мотивация учащихся

Учитель: Слайд 2 (музыка)

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Петербург всегда играл важную роль в истории и культуре нашей страны. Этот город всегда имел большое значение в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Улицы Петербурга – это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. По этим улицам, площадям и набережным неслась творческая фантазия лучших русских писателей, которые населили город персонажами своих произведений. Сегодня нашим маршрутом в городе станут сосчитанные шаги Родиона Романовича Раскольникова.

Запишите, пожалуйста, тему нашего урока:

"В Петербурге Достоевского или "Лик мира сего". Слайд 3, 4

– Каков же Петербург Достоевского?

– Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев?

Эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сегодня мы увидим Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни человека, попробуем подойти к осмыслению основного конфликта романа.

II.

А) Историческая справка («петербургские» мифы)

На протяжении столетий Петербург являлся центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в названии города соединились три языка:

Санкт – латинское слово, которое в переводе означает «СВЯТОЙ»;

Петр – греческое слово, которое в переводе означает «КАМЕНЬ», «СКАЛА»;

Бург – немецкое слово, которое в переводе означает «ЗАМОК», «КРЕПОСТЬ».

Слайд 5. С основания Петербурга начали складываться два представления о городе, восходящие к различному восприятию личности его основателя – Петра I.

Так в литературе XVIII века формируется представление о Петербурге как о «граде благословенном», а его создатель воспринимается как правитель, создавший это чудо вопреки стихиям. (Медный всадник)

ВСТУПЛЕНИЕ


На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
                И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,


Другой вариант представления о городе уходит своими корнями в устную традицию, которая восходит к петербургскому преданию о пророчестве Евдокии Лопухиной, нелюбимой жены Петра – царицы Авдотьи: «Быть пусту месту сему». В этом варианте петербургского мифа сам Петр сродни Антихристу и создал уже не благословенный, а проклятый град.

В течение урока вы должны будете заполнить таблицу «Два лика Петербурга», в которой отразите те противоречия, которые исторически возникли в оценке города. Приложение 1.

Польский поэт А. Мицкевич создает ряд произведений, где город Петербург – город Сатаны. Слайд 6

...У зодчих поговорка есть одна:
Рим создан человеческой рукою.
Венеция богами создана;
Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил Сатана...

В творчестве Анны Ахматовой есть строки из «Поэмы без героя», в которых отражается миф о царице Авдотье и ее заклятии. Читает подготовленный ученик:

Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Ветер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый
Город в свой уходил туман,
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан...

Каково ваше впечатление об этом городе? Что ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?

 

– Ребята, а как изображен этот город Достоевским в романе «Преступление и наказание»?

 

Б) Петербург в произведениях Достоевского

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. У Ф.М. Достоевского особое отношение к городу.

Сообщение ученика «Петербург в произведениях писателя». 

Слайд 7

Петербург Достоевского

Достоевский, как и многие другие, оценивал Петербург как самое фантастическое, и в тоже время умышленное место на земле. Действия многих произведений автора происходят именно в этом городе. Современный читатель может окунуться в атмосферу столичного быта тех времен. Сейчас они кажутся необычными и даже нереальными, но тогда это были обычные серые будни.

Исследователи считают, что вначале творческого пути в описании Петербурга Достоевский берет пример с Гоголя. Но в произведениях Достоевского все начинает меняться. Автор наделяет его чертами двуединой стихии. Пошлое смешивается с фантастическим, а главные герои являются прообразом самого Петербурга.

В любом произведении Достоевский раскрывает Петербург на примере трагических судеб его жителей. В нем царит атмосфера туманов и призрачности. У главных героев начинают зарождаться безумные мысли.

В Петербурге Достоевского создается необычное духовное пространство, жестокий и фантастический мир. Автор описывает его самые ошеломляющие стороны и затрагивает низшие социальные слои населения. Он подчеркивает убогость комнат, обстановку трактиров и распивочных, черные лестницы, на которых постоянно выливают помои.

В описании Петербурга Достоевский всегда подчеркивал то, что большой город является ничем иным, как сосредоточием дьявольской цивилизации. Он оказывает на человека негативное воздействие. Достоевский чувствовал Петербург, это и помогло ему описать его так ярко и необычно. Стоит отметить, что автор жил именно здесь, и он всегда старался рассмотреть как можно больше контрастов. Он признается, что боялся города с детства, многое казалось ему не совсем понятным и даже странным. Ему хотелось постичь тайну города и понять, как живут обитатели самых нищенских кварталов.      Достоевский постоянно задумывался над жизнью бедных людей, поэтому и рассказывал о ней.

 

Остальные ученики слушают и дополняют таблицу «Два лика Петербурга» эпитетами.

Учитель: «Преступление и наказание» – это самый петербургский роман Достоевского. Ведь недаром он называл Петербург «самым умышленным городом на Земле», «городом-фантомом», «городом-призраком». Петербург всегда был тайной для Достоевского, которую он пытался разгадать.

В) Анализ образа города Слайд 8

Анализ эпизодов романа:

а) пейзаж в романе Слайд 9 (запись в тетрадь)

– Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)

– Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.

"На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики."  

 

"Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины..." 

 

"...а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!.."

 

"Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха..."

 

Состоятельные горожане летом живут на дачах за городом, а бедное население вынуждено дышать "вонючим" воздухом летнего Петербурга:

"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу..."  

 

– Выявите закономерности в описаниях пейзажей. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)

Учитель:

Город трущоб, город до отказа набитый нищими лачугами, нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, которые ютятся в каждом уголочке зданий этого странного города.

В Петербурге много распивочных и кабаков. «От одного этого воздуха в 5 минут можно было сделаться пьяным». Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу – Столярный переулок, в котором находилось 16 домов. В этих домах помещалось 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных,16 винных погребов.

б) сцены уличной жизни

– Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

– Что показывают эти сцены? Слайд 10 (запись в тетрадь)

в) интерьер в романе

– Что мы видим внутри домов?

– Какие детали повторяются?

– Что общего между обликом комнат и людьми, которые в них живут? Слайд 11 (запись в тетрадь)

Описание комнат (квартир, интерьеров) 
в романе «Преступление и наказание» в цитатах



Каморка Раскольникова… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая …  все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.

…Перед софой стоял маленький столик.

...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца...

...Раскольников...поднялся в свою каморку...

 ...дурная квартира...

…точно гроб...

 ...тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова... лежавшего на мизЕрном грязном своем диване...

...он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку...

...ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору...

...Соня давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова...

 

. Квартира Мармеладовых..а живем мы в холодном угле..."

...Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель...Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…

… Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.

… комната его [Мармеладова] была проходная.  Дверь в дальнейшие помещения или клетки ...была приотворена.

… В комнате было душно…

… c лестницы несло вонью…

… из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…

 

Комната Сони Мармеладовой...Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…

…Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. 

…небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватыеобшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.

 

 

Г) Символика жёлтого цвета. Слайд 12

Учитель: Петербург – это город-призрак, где господствует жёлтый цвет: желтые обои у Раскольникова, желтые обои у Сонечки Мармеладовой, желтые лица, желтая мебель – жёлтый цвет Петербурга. У Иннокентия Анненского есть такие строки.

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

Эти строки отражают биографию Достоевского – пустыни немых площадей. Позже Мандельштам скажет:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Учитель: Слайд 12 (запись в тетрадь)

– В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе «Преступление и наказание», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто.

Желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки».

(Вывод и краткие тезисы ученики записывают в тетради)

Учитель:

– Каков же Петербург Достоевского?

– Можем ли мы назвать Петербург соучастником преступлений? Слайд 13 (запись в тетрадь)

– Как влияет Петербург на Раскольникова?

Слайд 14 Петербург у Достоевского – это не простой фон. Это, действительно, настоящий герой произведения. Город, который живет, живет параллельно с жизнью человека и внедряется в жизнь человека. Он душит, давит, навевает какие-то кошмарные видения и, в конце концов, внушает безумные идеи. 

– Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства и почти до безумия. Он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, он отдает последние деньги, чтобы она не досталась мерзавцу, который за ней увязался.

Слайд 15, 16. Перед Раскольниковым, который видит все эти ужасы, встают вопросы, которые начали давно терзать его: «И этот человеческий мир так бесчеловечно устроен… А что же ты сделаешь, чтобы тому не бывать? Ведь тут же надо же что-нибудь сделать! Понимаешь ли ты это?!»

Образ Петербурга начинает постепенно усложняться и укрупняться. Петербург становится уже не просто фоном, не просто героем, а становится символом «страшного мира», где слабому и обездоленному нет спасения. И именно в этом городе рождается преступная теория Раскольникова. Слайд 17

Проверка выполнения самостоятельного задания по заполнению таблицы «Петербург в романе»

Работа с таблицей «Два лика Петербурга» (ученики зачитывают 2-ю колонку)

III. Стадия рефлексии

– Петербург Достоевского – это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Болеют душевно люди, населяющие этот город, поэтому болен и сам город.

Особую роль в эпилоге романа играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…». «Сложен всякий человек и глубок, как море…» – писал Достоевский. А своей главной задачей ставил «при полном реализме найти в человеке человека».

Слайд 19. «И нигде мировая гармония, если ты первый сам ее недостоин, злобен и горд и требуешь жизни даром, даже и не предполагая, что за нее надобно заплатить"». Читая роман Достоевского, необходимо быть внимательным и духовно зрячим, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит автор.

В) Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

Домашнее задание. Слайд 20


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 10 классе.

Урок литературы в 10 классе.

Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев?

Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев?

Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный,

Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный,

Сообщение ученика «Петербург в произведениях писателя»

Сообщение ученика «Петербург в произведениях писателя»

Учитель: «Преступление и наказание» – это самый петербургский роман

Учитель: «Преступление и наказание» – это самый петербургский роман

Что мы видим внутри домов? –

Что мы видим внутри домов? –

Только знаю, что крепко мы слиты

Только знаю, что крепко мы слиты

Образ Петербурга начинает постепенно усложняться и укрупняться

Образ Петербурга начинает постепенно усложняться и укрупняться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2020