никнеймы как особая разновидность современных антропонимо.docx
Мостовский район станица Хамкетинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа №24 станицы Хамкетинской муниципального
образования Мостовский район
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Выполнила:
Мазуренко Надежда Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №24
станицы Хамкетинской
станица Хамкетинская
2017 Содержание
1. Введение…………………………………………..……………………...3
2. Обзор литературных источников……………………………………...5
3. Теоретическая часть…………………………………………………….8
4. Заключение……………………………………………………………...15
5. Список использованной литературы…………………………………16 Введение
Интернет в настоящее время – это источник информации и средство
общения. По статистике люди проводят во всемирной паутине все больше и
больше времени. Не является секретом и то, что люди стали заменять
«живое» общение виртуальным посредством социальных сетей, мессенджеров,
блогов, форумов. Многие из пользователей выбирают себе для подобного
общения псевдонимы, так называемые никнеймы (ники). Причины, по которым
интернетпользователи выбирают себе вымышленные имена, еще мало изучены
в научной литературе.
XXI век век новых технологий, новых открытий. С появлением сети
Интернет создалась принципиально новая ситуация в системе имён
существительных, в частности имён собственных. В наше время очень многим
ребятам нравится играть и общаться с помощью компьютера. Но для того
чтобы зарегистрироваться в игре или в чате, необходимо придумать себе
особое имя никнейм, который является аналогом личного имени.
Современный человек в виртуальном пространстве стал немыслим без
сетевого имени, которое дало ему возможность создать себе образ, скрыв свое
реальное «Я». Когда сталкиваешься с этим, то понимаешь, что это не простая
задача. Меня заинтересовало то, как люди придумывают себе никнеймы и
какие никнеймы бывают. Я попробую объяснить, почему никнейм относят к
особой разновидности антропонимов.
Актуальность: в связи с развитием социальных сетей люди начали все
больше и больше избегать своих настоящих имен, стали придумывать себе
вымышленные. Гипотеза: если рассмотреть Nickname с точки зрения происхождения и
функционирования, то можно доказать, что Nickname одна из особых
разновидностей современных антропонимов.
Цель: доказать, что Nickname это особая разновидность современных
антропонимов.
Задачи:
1) узнать, что такое Nickname и определить морфологические,
словообразовательные и графические особенности.
2) выявить способы их образования и роль в современном мире.
3) определить, что такое антропоним и какие бывают виды.
Объект исследования: социальные сети, Интернет
Предмет исследования: Nickname, сетевое имя
Методы работы:
1) Изучение теоретического материала
2) Анализ полученных результатов
Практическая значимость: результаты работы могут найти применение в
лексике, стилистике, языкознании и других областях науки.
Обзор литературных источников
Теоретическая основа исследования.
Никнейм это псевдоним, используемый в интернете. Чаще всего слово
является производным от собственного имени или фамилии, имени
мифических персонажей или героев, предметов или животных или имеет
символическое образное значение. Нередко никнеймы имеют общую
направленность с аватаром пользователя. Интерес к никнеймам в отечественном языкознании появился в конце XX
начале XXI века. На сегодняшний день существует ограниченное количество
научных работ, которые посвящены лингвистическому анализу никнеймов и в
которых были описаны виды никнеймов, приведены классификации
виртуальных онимов.
Изучению никнеймов посвящены труды видных представителей
отечественной и зарубежной лингвистики: Голомидовой М.В. (1998),
Галичкиной Е.Н. (2001), Супрун В.И. (2002), Бойко Л.Н. (2003), Кондрашова
П.Е. (2004), Трофимовой Г.Н. (2004), Асмус Н.Г. (2005), Горошко Е.И. (2005),
Сидоровой М.Ю. (2006), Башаевой Б. (2007), Чабаненко М.Г. (2007),
Овчаровой К.В. (2008), Ахреновой Н.А. (2009), Бруновой Е.Г. (2009),
Рыжкова М.С. (2009), Сон Л.П. (2009), Цибизова К.С. (2009), Рянской Э.М.
(2010), Аникиной Т.В. (2011), Казяба В.В. (2011), Балкуновой А.С. (2012),
Якуниной М.Л. (2013); Cherny L. (1999), Jaffe M.J., Lee Y.E., Oshagan L.H.
(1999), Crystal D. (2001), Martin M. (2006) и др.
Сопоставительному лингвистическому изучению русскоязычных,
франкоязычных и англоязычных никнеймов посвящено диссертационное
исследование Аникиной Т.В., в котором она подробно анализирует
выявляет
закономерности функционирования никнеймов в чатах,
графические, орфографические особенности никонимов, анализирует
гендерные маркеры, входящие в структуру ника, и приводит классификацию
никнеймов по ономасиологическим моделям. О важности комплексного
изучения никнеймов говорит Супрун В.И., представитель Волгоградской
ономастической школы. По его мнению, вся информация в Интернете
базируется на онимах, а ономастическое пространство Сети может быть
представлено в виде поля с ядернопериферийными отношениями.
Сопоставлению виртуального имени и аналогичных единиц ономастики, а
также изучению места никнейма в ономастическом пространстве Интернета и
его статуса посвящены статьи Овчаровой К.В., Харитоновой О.А.,
Кондрашова, Цибизова К.С.. Словообразовательные, фонетикографические и социально
лингвистические особенности никнеймов, а также психолингвистические
факторы, влияющие на выбор виртуального имени, стали объектом изучения
для Балкуновой А.С., Галичкиной Е.Н., Рянской Э.М.
Жанровые и национальные особенности никнеймов были исследованы
Сидоровой М.Ю. в главе «Интернетдневники как лингвистический источник»
в монографии «Интернетлингвистика: русский язык. Межличностное
общение».
Этимологический аспект, а именно факторы, влияющие на выбор
никнеймов, способы образования виртуальных имен и мотивация виртуальной
личности подвергаются анализу в статьях Бруновой Е.Г., Чабаненко М.Г..
Никнеймы интересуют авторов как способ реализации языковой личности.
Они перечисляет основные функции никнеймов и подробно анализируют
некоторые из них для описания дискурсивного портрета языковой личности.
Якунина М.Л. приводит экстралингвистическое и лингвистическое
классификационное описание никнеймов, рассматриваемых как новое
уникальное лингвокультурное явление ономастики. Пшегорскую Ю.В.
интересует типологический аспект анализа никнеймов. Она выделяет 4 типа
сетевых имен и подробно их описывает.
Гендерный аспект при изучении никнеймов был освещен в работах
Аникиной Т.В., Казяба В.В., Балкуновой А.С., Компанцевой Л.Ф., М. Яффе,
Захаровой Т.Н.
Творческие возможности никнейма затронуты в статьях Чепель Ю.В..
Автор считает, что с помощью ника можно создать яркий художественно
когнитивный образ виртуальной личности, приводит классификацию
подобных образов и подробно их описывает.
Голомидова М.В. рассматривает никнеймы как новые именные
заменители современной эпохи и ставит вопрос о том, являются ли ники
новой функциональной разновидностью русской антропонимической системы. Ею также выявлены сходства и различия никнеймов и псевдонимов и описаны
основные функции ников в Интернете.
В диссертационном исследовании Асмус Н.Г., посвященном изучению
лингвистических
коммуникативного
пространства, виртуальное имя рассматривается как «маска» языковой
особенностей
виртуального
личности, никнеймы относятся ею к разряду псевдонимов, выявляются
способы их образования и тактики именотворчества.
Таким образом, несмотря на относительно краткий срок существования
никнеймов, на сегодняшний день уже существует немалое количество научных
исследований, которые посвящены их анализу. Однако все еще остается ряд
вопросов, которые требуют детального лингвистического изучения (к
дефиниция никнеймов,
примеру,
семантико
стилистическая, словообразовательная характеристика виртуальных имен, т.е.
лексикологическая,
способы создания никнеймов и их классификация). Подробный анализ этих и
некоторых других аспектов с точки зрения современных механизмов
языкознания может способствовать, с одной стороны, конкретизации
существующих в лингвистике данных о никнейме как новом виде
антропонимов, а с другой стороны, поможет сформировать общее понятие об
этом языковом явлении.
Теоретическая часть
1. Никнеймы в антропонимической системе русского языка.
Антропонимика один из разделов ономастики, а сам антропоним это
единичное имя собственное или совокупность имен собственных,
индефицирующих человека. В более широком смысле это имя любой
персоны: вымышленной или реальной.
Ономастика – это раздел языкознания, изучающий собственные имена.
Собственные имена привлекали внимание ученых с давних пор. В науке о
языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям ономастика.
В основе этого научного термина лежит греческое слово onomastike, которое
в древности переводилось на наш язык просто как «искусство давать имена».
Собственные имена людей исследует наука антропонимика.
Изучать собственные имена очень важно в связи с тем, что каждое новое
поколение людей постоянно создает новые имена и вкладывает в них новое
содержание. В современной русской антропонимической системе каждый
человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Но так было не всегда.
В истории русских личных имен выделяются три этапа.
1.Дохристианский, в котором имена создавались на восточнославянской почве
средствами древнерусского языка.
2.Период после крещения Руси, когда церковь стала насаждать вместе с
христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные
византийской церковью от разных народов древности. Наши нынешние имена
в большинстве древнееврейские и греческие родом из этого периода.
3.Новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской Революции и
ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа
заимствованных имен и активным имятворчеством.
Древнерусские имена богаты по составу. В «Словаре древнерусских
личных собственных имён», составленном Н.М. Тупиковым, содержится 5300
мужских и 50 женских имён. Среди древнерусских имён выделяются
следующие группы:
*Числовые имена. Среди них представлен весь числовой ряд от 1 до 10:
Перва и Первой, Вторак, Третьяк, Четвертак, Пятой и Пятак, Шестак, Семой
и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятко, Десятой. Они отражают порядок
рождения детей в семье.
*Имена, данные по внешним признакам, цвету волос и кожи. Весьма
распространёнными были имена Черныш, Черняй, Чернява, Бел, Беляй,
Беляк, Белуха. Также встречались имена, связанные с особенностями телосложения: Мал, Малюта, Малой, Долгой, Сухой, Толстой, Голова,
Головач, Лобан, Беспалой.
*Имена, связанные с чертами характера и поведением. Встречались имена
Забава, Истома, Крик, Молчан, Неулыба, Булгак (беспокойный), Смеяна и
Несмеяна.
*Имена, отражавшие желанность или нежеланность появления ребёнка в
семье, отношение родителей к ребёнку: Богдан и Богдана, Бажен (желанный),
Голуба, Любава, Ждан и Неждан, Хотен, Чаян и Нечай.
*Имена, связанные со временем года, в которое родился ребёнок: Вешняк,
Зима, Мороз.
*Имена, связанные с животным и растительным миром: Бык, Волк, Щука,
Кот, Кошка, Жеребец, Корова, Щавей (от щавель), Трава, Пырей.
*Имена, связанные с поверьями, что «плохие» слова в состоянии отвращать
злых духов, болезни, смерть: Горяин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой,
Злоба, Тугарин (от туга печаль).
*Имена, связанные с соседними народностями: Чудин (от названия финно
угорского племени чудь), Карел, Татарин, Козарин (от названия хазар),
Онтоман (от названия турок оттоманы).
Сегодня развитие Интернета дало нам возможность самим придумывать
себе имя. По моему мнению, при создании никнеймов, зачастую люди, сами
того не подозревая, пользуются тем же принципом, что и наши предки.
2. Никнеймы как особая антропонимическая категория
Современная антропонимическая формула презентации личности
представлена в языке фамилией, именем и отчеством человека. Выбор
фамилии и отчества строго регламентирован. Личное имя дается человеку
при рождении родителями и отражает их желание видеть своих детей
соответствующими тем качествам, которые традиционно заложены в имени.
Виртуальное пространство Интернета позволяет человеку выбрать себе имя
«по вкусу», обозначив свою индивидуальность с помощью никнейма. В сетевой литературе понятие «никнейм» рассматривается как прозвище,
кличка. Такое понимание связано, вероятно, с этимологией слова (англ.
nickname «кличка», «прозвище»). Действительно, прозвище, как и никнейм,
выступает в качестве дополнительного идентификатора личности в
неофициальной сфере общения, но в отличие от последнего не является
способом самопрезентации личности, так как прозвище присваивается
человеку социумом за какиелибо отличительные черты внешности, характера
и т. д.
На мой взгляд, ближе к пониманию сущности никнейма те исследователи,
ψευδής
которые считают его разновидностью псевдонима (греч.
и греч.
«ложный»
μ «имя»). В объективной реальности псевдонимами чаще всего
όνο α
пользуются представители искусства и политики. Интересно отметить тот
факт, что Россия единственная страна, где у власти почти полвека
находились люди, известные только под псевдонимами (Ленин, Сталин).
В виртуальной реальности использование никнейма обязательно для
каждого члена Интернетсообщества. Выбор оригинального никнейма одно
из основных правил сетевого поведения. Игровой характер интернет
коммуникаций накладывает отпечаток и на особенности функционирования
имени в Сети. Собеседник, поддерживающий общение в интернет
пространстве, безличен: не известны ни его внешность, ни склад характера, ни
нравственные ориентиры. Все, что знают собеседники друг о друге, это имя.
В отличие от фамилии, имени и отчества, которые могут совпадать полностью
у разных людей, сетевое имя можно придумать себе уникальное, отражающее
состояние и мироощущение пользователя. Сетевое имя
собственное (ник) является единицей искусственной номинации. Виртуальная
реальность позволяет человеку, минуя все запреты и ограничения реальной
жизни, в полной мере реализовать свой творческий потенциал, воплотить в
виртуальной жизни то, что недостижимо или недопустимо в реальной.
Присваивая себе ник, участник руководствуется рядом мотивов, которыми
может быть объяснен выбор языковых средств. Если сравнить причины создания псевдонимов с мотивами участников интернетобщения, можно
проследить явные аналогии. Так на одном форуме, на вопрос: «Почему мы
выбираем себе тот или иной ник?», участники дали следующие ответы:
1.
2.
Когда мы придумываем себе имя, то создаём значимый образ.
Анонимность это одновременно безопасность и свобода.
3. Когда я родился, то не выбирал себе имя. Они [родители] выбрали его для
меня, основываясь на причинах, только им известных.
Следовательно, среди основных мотивов выделим следующие:
• попытка реализации своего идеального «я», чаще всего не совпадающего с
реальным «я»;
• уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил,
сопровождающих живую коммуникацию;
• эксперименты с поиском своего истинного «я»;
• игра с другими участниками Интернетобщения, т. е. некий вызов,
желание реакции.
Таким образом, никнейм не что иное, как социальный код, роль, образ,
взятый напрокат. Это своеобразная самопрезентация, визитная карточка,
которая предъявляется виртуальному обществу для идентификации и,
разумеется, привлечения внимания.
3. Анализ никнеймов по различным признакам
Способы образования антропонимов, которые потом и являются никнеймами. Морфологические особенности никнеймов: с точки зрения морфологии
никнеймы в Интернете представлены в основном именами существительными,
причём как собственными, так и нарицательными.
Словообразовательные особенности никнеймов:
в плане
словообразования, на первом месте по частотности размещаются имена,
образованные с помощью суффиксов, т. е. суффиксальным способом.
Графические особенности никнеймов: графически «подростковые»
никнеймы в основном оформлены средствами русского языка, однако
встречаются имена с буквами, заменёнными символами, а также полностью
написанные латинскими буквами.
Виды антропонимов:
1.
разновидность имени
собственного, один из главных персональных языковых идентификаторов
(социолингвистическая единица,
Личные
человека или какоголибо одушевлённого существа).
2. Фамилии (наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность
человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более
узком понимании к одной семье). 3. Прозвища (неиссякающий источник неофициального именования русского
человека – составляют сложную систему, похожую на систему официально
узаконенных имен, отчеств, фамилий, но не совпадающую с ней).
4. Этнонимы (названия наций, народов, народностей, племён, племенных
союзов, родов).
Также никнеймы могут быть заимствованными или исконно русскими.
Заимствованные никнеймы (70% из всех никнеймов)
1) Общеизвестные понятия, используемые как ник. Их примерно 22%.
Например, Nike, Adidas, Windows, Apple, Pepsi, Koka Kola, F.C.B. , Fanta……
2)Профессия, увлечение, вид деятельности – около 22%
Например, Killer, DeeJay, SPORTGIRL, Big Boss, Faster, Programmist, Dancer/
3)Никнейм, связанный с внутренним или внешним образом. В интернете их
встречается остаточно много, более 25%. Например, WhiteAngel, VIP,
GoldMan, BoyFriend, Pro100crazy, Offline
4) Лозунгов и фраз встречается значительно меньше, около 12%.
Например, I love you, Give me Ise Cream, Good Chocolate, Hello, I and you
5) Герои фильмов, книг или мультфильмов. Их примерно 13%. Например,
Batman, Monster, Vampir, ^NeO^, Harry Poter, Принц Персии
6) Отвлеченные понятия (Около 6 %). Например, ZeBest, Forever, Dream.
Исконно русские никнеймы ( Примерно 30% из всех никнеймов )
1) Имя настоящее или вымышленное, герои книг и фильмов – 30 %
Например, ИвАн, @nDrEyKa, StaZzzzzz, : )антон(: , ^/ГЕНА\^
2) Внутренний и внешний образ – 18%. Например, пСиХ, Ангелочек, кошечка,
ЛАПУЛИЧКА, Bomba.
3) Вопрос, фраза или дефис – примерно 17 %
Например, Про100Маша, Я крут, Я за мир, Ты да я, Ты кто такой давай
досвидания 4) Никнеймы, связанные с животными, растениями, фруктами и тд..
примерно 10%. Например, БанаН, ОбЕзЬяНкА, Совааа, Котенок, Вишенка,
Роза, Ллилия
5) Профессии, род деятельности – 9 %
Например, Теннисист, Сварщик, Про100Человек, Спортсменка, Шахматист,
Странный часовщик
6) Бытовой предмет или вещь – 9 %
Например, кастрЮЛЯ, ДиванЯ, Чайник
7) Звукоподражательные слова или слова из песен – 7 %
Например, КуКу, ДоРеМи, Мяу_МЯУ, Гявгавыч, Бумбомбим
Рассмотрев и изучив разновидности никнеймов, по полученным данным
можно составить таблицу и выявить, с помощью каких частей речи
образовываются заимствованные или исконно русские никнеймы.
Никнеймы
Часть речи
Существительные
Прилагательные
Глаголы
Наречия
Другие слова
(Звукоподражающие)
Заимствованные
72 %
7 %
9 %
12 %
Исконно русские
(Русскоязычные)
71 %
7 %
22 %
Заключение Итак, в результате исследования темы «Никнейм (виртуальное имя) как
Интернетреалия» я, используя знания теоретического материала, связанные
с изучением проблемы, в результате анализа фактического материала,
1)выяснила, что никнеймы по своим функциям тяготеют к псевдонимам и
мотивы их создания у современного школьника совпадают с мотивами
создания имён у наших предков;
2) установила, что в процессе образования никнеймов активно происходят
процессы субстантивации и перехода имён нарицательных в категорию имён
собственных.
В ходе исследования я пришла к следующим выводам:
Никнеймы это имена, применяемые в первую очередь для личного общения в
виртуальном коммуникативном пространстве. В интернеткоммуникации ник
обладает набором отличительных черт, среди которых уникальность в
границах одного домена, мотивированность для носителя, ситуационность
создания. Ники заменяют личные имена людей, служат сокрытию реального
имени и, следовательно, позволяют показать себя более раскрепощенным и
независимым в интернетпространстве. Именно виртуальное пространство
позволяет личности создавать себе индивидуальное имя по собственным
законам, комбинируя различные буквенные и графические символы. Все это
побуждает пользователей к перевоплощениям, к попытке «надеть маски»,
представить себя в воображаемых, но желаемых образах.
Список использованной литературы 1.Голанова Е.И. Как возникают названия. — М.,1989. — 142 с.
2. Журавлева Е.А., Корнелюк А.А. Никнейм как разновидность антропонимов
// Сборник материалов международного форума студенческой и учащейся
молодежи «Первый шаг в науку — 2009». Минск, 2009. Т. 1.
3. Баженова А. Славян родные имена. — М.: «Ладога100», 2006. — 592 с.
4.Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. — СПб.: Авалонъ, 2008.
— 304 с.
5. Ахренова Н.А. Лингвистические особенности сетевых имен. Вестник
Челябинского государственного университета. — 34 (172). 2009.
6. Аникина Т.В. Имя собственное в интернеткоммуникации // Известия
Уральского государственного университета. — 2010. — № 2 (75). — с. 71—
76.
7.Москальчук А.А. Никнейм — виртуальное имя человека // Записки горного
института. 2009. Т. 182. С. 246—248.
8. Хорикова В.С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети интернет
// Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 3. С. 64—68.
9. Балкунова А.С. К вопросу о социальнолингвистических особенностях
никнеймов (ников) (на примере ХмаоЮгры) // В мире научных открытий.
2010. № 4—2. С. 98—100.
10.Супрун В.И. Развитие ономастического пространства Интернета //
Ономастика Поволжья: материалы IX Международной конференции по
ономастике Поволжья. — М., 2004.
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Проектная работа по русскому языку Nickname как особая разновидность современных антропонимов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.