Конспект урока-семинара в 11 классе
«Любовью движется жизнь»
(Урок подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Любовь»)
Цели:
· продолжить формирование навыка написания сочинения в формате, соответствующем требованиям к написанию итогового сочинения, а именно:
1) определять ключевое слово проблемы и формулировать собственное мнение по проблеме;
2) уметь ориентироваться в широком круге знаниевого материала по направлению «Любовь» в качестве примеров из художественной литературы;
· развивать умение строить монологическую речь с учетом языковых норм;
· создание условий для воспитывающего эффекта урока.
Ход урока
I. Организационный момент, целеполагание.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим очередной урок-семинар по подготовке к написанию итогового сочинения. Когда мы обсуждали 5 направлений итогового сочинения, вы определили, что ближе всего вам и интереснее для вас направление «Любовь». Скажите, почему?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Мне интересно это понятие, потому что оно важно для каждого из нас: без любви черствеет душа.
- Но как надо любить, как понять свое чувство, какими должны быть взаимоотношения между любящими людьми, думаю получить ответы на эти вопросы.
- Ребята, думаю, что вы получите сегодня ответы не только на эти вопросы. Какие рекомендации дает нам ФИПИ по направлению «Любовь», только ли о любви мужчины и женщины мы будем говорить?
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
- А значит о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей:
- О любви к Родине;
- О любви к матери;
- О любви к женщине;
- О любви к природе.
- Словом, ЛЮБОВЬЮ ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ – это и есть тема нашего разговора, который мы поведем языком художественной литературы. Помните, что вы будете ещё учиться рассуждать над проблемами, а значит, к концу занятия попробуете создать свое суждение о том, что такое любовь.
Вашим помощником будет «Рабочий» лист», который вы заполните по ходу урока.
- Обратите внимание, есть небольшая подсказка в нем: выписка из Толкового словаря Ефремовой о том, что такое любовь. В конце занятия дополните это определение.
II. Работа по теме урока.
Любовь к Родине.
- Какие произведения вспоминаете, когда говорим о любви к Родине?
Учащиеся:
- Мне, например, хочется говорить стихами, поэтому сразу вспоминаю стихотворение Лермонтова «Родина»;
- Тютчев «Эти бедные селенья»;
- Бунин «И цветы, и шмели».
-Давайте говорить стихами!
Учащиеся читают стихи
Михаил Лермонтов «Родина» Дурнов Е.
«Эти бедные селенья…» Федор Тютчев - Алеев К..
-Давайте Бунина вспомним вместе (читают хором):
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
- Каков образ Родины в этих стихах? Что мы слышим у Лермонтова?
Предполагаемый ответ: В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Она противоречит нормам той жизни: нелюбовь к господам, самодержавию, крепостничеству и любовь к простому люду, природе. Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ. Лермонтов равнодушен к воинской славе, к заветным преданиям темной старины. И тоска, и любовь к родной стороне читается в следующих строках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье...» Глубокий патриотизм звучит в стихотворении «Родина».
- Каковы мысли Тютчева?
Предполагаемый ответ:
Мы знаем о том, что Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Прожив в Европе более 20 лет, поэт прекрасно отдавал себе отчет в том, что по уровню культуры России до той же Германии или Франции весьма далеко. Однако в русском народе поэт видел те черты, которые напрочь отсутствовали у европейцев. Это не только природная доброта и отзывчивость, но и человеколюбие, смирение. Обычные крестьяне несли свой жизненный крест с таким благородством и достоинством, которое не всегда можно было встретить у именитых европейских аристократов.
Пытаясь дать наиболее точно определение своей родине, Тютчев отмечает: «Край родной долготерпенья, край ты Русского народа!». Автор сходится во мнении с Некрасовым по поводу того, что Россия далека от совершенства, и не пытается скрывать те проблемы, которые с первого взгляда бросаются в глаза. Это нищета людей, их рабский каждодневный труд. Однако все это не имеет значения для поэта, который видит в своей родине те отличительные особенности, которые превращают Россию в великую державу. Тютчев отмечает, что европейцы просто не способны заметить и понять, «что́ сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной».
Между тем, по мнению автора, Россия является страной, которая избрана Богом. «Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». По его мнению, духовность является самым главным достоянием этой страны и дана она русскому народу за вековые мучения и смирение перед волей Всевышнего.
- Как воспринимает образ Родины Бунин?
Предполагаемый ответ: Иван Бунин очень болезненно пережил революцию, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Буквально через несколько дней после революции Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, не предполагая, что уже никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни. («Я русский человек! И это во мне с годами не пропадает!»)
Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. Поэтому приведенный в стихотворении диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает поэт, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве, - Россию.
- Какое общее чувство выражают поэты? (Любить Родину не умом, а сердцем!)
-Как гимн любви к Родине звучит миниатюра Ф.И.Тютчева (читают хором):
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
- В пяти километрах от нашего родного Ижевского затерялось в мещерских лесах село Стариково, где родился поэт Иван Бауков. В 1945 году, будучи на фронте в чужом краю, он написал стихотворение «Говори мне о России», которое также можно считать гимном любви к Родине. Послушайте его и отметьте главные мысли поэта.
- Стихотворение читает Дима К.
Иван Бауков «Говори мне о России»
Говори о звёздной ночи,
О берёзах, об осинах –
Говори, о чём захочешь,
Лишь бы только о России.
Лишь бы только за беседой
Отдохнул я от чужбины.
Говори мне о соседях,
Говори мне о рябине.
Говори о чёрных пашнях,
О высоком тёмном боре,
Говори о реках наших,
Что играют на просторе.
Говори мне об угодьях,
О лесных тропинках узких,
О весеннем половодье,
О раздолье нашем русском.
Говори о звёздной ночи,
О рязанском небе синем –
Говори, о чём захочешь,
Лишь бы только о России!
- Что особенного услышали вы в нем?
Предполагаемые ответы учеников.
· Война не ожесточила сердце поэта, а любовь к родным местам помогала выстоять, выжить.
· Слушая это стихотворение, я услышала в нем и оптимистичное пушкинское «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», и особенно лирическое лермонтовское: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Да, русский характер тем и не понятен многим, что Родине мы готовы отдать самое дорогое, что Родину мы умеем любить не умом, а сердцем!
· Родина у Ивана Баукова особенная. Её лик сложился из самых простых, знакомых сердцу каждого русского человека образов: «звездная ночь», «черные пашни», «высокий темный бор», «реки, что играют на просторе», «лесные узкие тропинки», «весеннее половодье», березы, осины, рябины… А в целом – это «наше русское раздолье». Только за беседой о родном крае поэт может отдохнуть от чужбины.
· В стихотворении нет замысловатых метафор, эпитетов – все просто, понятно и…торжественно! К кому обращен глагол в повелительном наклонении «говори»? К бойцу, сидящему рядом в окопе, или к далекой любимой, или к матери, которая осталась на Рязанщине? Важно, что это слово, повторяющееся дважды в каждом стихе, создает умиротворенное настроение, успокаивает, вселяет надежду на скорую встречу с Родиной.
Говори, о чем захочешь,
Лишь бы только о России!
Это и гордость, и бесконечное восхищение Родиной, и спасительная любовь к России на чужбине!
· Читая стихотворение, я вижу родной рязанский край как бесконечную, бескрайнюю землю, над которой простирается огромное синее небо, сливающееся с синью рек. Синий цвет – это символ России, символ любви к Родине. Это мне близко и дорого.
- Давайте сформулируем проблему, как она может звучать, если бы мы привели в качестве примера вот эти стихотворения?
-
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека Луций Анней (Младший) (римский философ, поэт и государственный
деятель 4 века нашей эры).
III. Любовь к матери.
- Любовь матери… В этом чувстве заложена огромная сила, свет, забота. Оно наполняет мир маленького человека радостью, целостностью. Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия.
Сила материнской любви проявляется в преданности, вере, неразрывной связи со своим ребёнком. Особенно это возникает в переломные моменты жизни не только отдельной семьи, но и страны в целом. Как бы ни было больно графине Ростовой отпустить своего младшего сына на войну, она принимает его решение и отпускает его. Мудрость, верность чувству помогает этой женщине сберечь духовные основы своей династии и продолжить их в семьях Наташи и Николая.
Сколько материнской любви заложено в колыбельных песнях! Это и тишина, и наставление, и гармония. М.Ю.Лермонтов тонко отразил это в своей поэзии. Удивительно, но он всю жизнь как дар хранил колыбельную, которую ему в раннем детстве пела мать. Это нашло отражение в его стихотворении «По небу полуночи ангел летел».
В литературе есть немало примеров, когда любовь матери кажется слепой, бессознательной. Такое чувство либо не находит отклика у ребёнка (госпожа Простакова и Митрофанушка в комедии Д.Фонвизина «Недоросль»), или приводит к тому, что ребёнок вырастает потерянным, неподготовленным к жизни в этом огромном мире (мать Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова).
Каждый из нас много раз слышал о том, что материнская любовь может творить чудеса, совершать невозможное, преображать мир. Но чаще всего сила материнской любви – это тихое служение, внутренняя самоотдача, не требующая ничего взамен.
Всегда ли мы, дети, умеем ценить материнскую любовь? Насколько глубоко в нас живет чувство благодарности матери? Именно об этом я хотела говорить с вами подробнее.
Вы прочитали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». Думаю, много мыслей и чувств нашел он в вашей душе. Поделитесь.
Предполагаемый ответ: Одиночество и никому ненужная старость… Это когда крикнешь, а в ответ только посуда задрожит на полке. Когда протянешь руку и почувствуешь холодную пустоту. Сваришь суп, по привычке, в большой кастрюле, а съешь только половину и ту силком, проливая горькие слезы в безжизненной кухне. Одиночество души – это страшно, а для человека с глубокими, незаживающими ранами – вдвойне ужасней. Порой кажется, что люди на земле все вымерли, а остаешься только ты, никому не нужная и совсем беспомощная. И только неожиданный стук в дверь и знакомый мальчишечий голос крикнет: «Здорово, ба!», так сразу же все в этом мире преображается, и снова хочется жить, и куда-то стремиться, и быть снова кому-то необходимой. Внук приехал – огромное, несказанное счастье. (это можно прочитать)
Об одиночестве старой матери рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления», но не только об этом. Автор затрагивает также и еще одну проблему, проблему равнодушия к матерям.
Что делать старушке, которая всю жизнь привыкла заботиться о ком-то и жить не для себя? Состарившись, она становится никому не нужна. Дети выросли и вылетели из родительского гнезда. Военные годы уже миновали, но остались по ту сторону сознания бабушки: она все так же переживает то страшное время, крича по ночам.
И что делать внуку, у которого болит сердце, беспокоясь о дорогом ему человеке? «Топни ногой и прикажи ей молчать – она и успокоится» - этот совет матери не идет из головы, и уже вроде бы готов крикнуть, и ногу заранее поднял …но нет. Видимо, шевельнулась, какая-то струнка души, дрогнуло детское сердце и подсказало другое решение, по-настоящему правильное. (это можно прочитать)
Гришка начинает вести разговор со спящей и бормочущей во сне бабушкой: «Вот, вот ваши карточки ... в синем платочке, я нашел их, возьмите». И замолчала, успокоилась бабушка. Оказывается совсем немного нужно старому человеку, всего лишь забота и немного внимания, тепла и ласки. Ведь когда-то она пожертвовала очень многим для спасения жизни своих детей, в том числе и отца Григория, так неужели теперь нельзя пожертвовать совсем немногим, сном, ради спокойствия бабушки? И мальчик понимает, что он нашел единственно правильное решение.
Очень символично Борис Екимов заканчивает произведение: «Он будет делать так постепенно, ночь за ночью, и придет исцеление». Мне кажется, автор надеется не только на телесное исцеление героини, но и на душевное исцеление взрослых равнодушных детей, занятых своими проблемами.
- Обратите внимание: в «Рабочем листе» обозначены три проблемы. По какой из них вы бы написали сочинение, используя рассказ Б.Екимова в качестве примера?
1. Я мать, а мать никогда не бывает одинокой.
Катрин Денев (французская актриса)
2.Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. Неизвестный автор
3. Сердце матери - неиссякаемый источник чудес.
П.Беранже (французский поэт 19 века)
IV. Любовь к женщине.
- Обсуждая этот раздел в направлении «Любовь», я предлагаю вам пойти несколько иным путем: представьте себе, что в «Рабочем листе» в этом разделе обозначены возможные темы на итоговом сочинении 2 декабря. Какую из них вы бы выбрали и какой пример привели?
- «Любовь - гармония душ».
Предполагаемый ответ: Гармония – ключевое слово проблемы. Что же это такое? Это свежесть и радость взаимоотношений между мужчиной и женщиной, без которой любой роман будет медленно рассыпаться, как карточный домик. Гармония во взаимоотношениях – это та позиция, когда любящие чувствуют себя необходимостью друг друга, когда встречи и эмоциональная близость приносят только радость и восторг. Недаром же с любимым человеком чувствуешь себя легко и свободно.
Я сразу вспоминаю Пушкина и его поэтические шедевры. В них запечатлена не только психологическая правда любовных чувств, но и выражены философские представления о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых желаний:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…
И не важно, кому посвящено стихотворение. Важно, что для Пушкина женщина – это божество, «гений чистой красоты». Рядом с женщиной всегда благородство, восторг, восхищение – сама жизнь:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А в стихотворении «Мадонна» образ женщины сияет невероятной нежность и мягкостью. Это образ целомудрия и величия:
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,-
Чистейшей прелести чистейший образец.
- Следующая тема - «Любой судьбе любовь дает отпор» (Сервантес). Что вы думаете по этому поводу?
Предполагаемый ответ: (А. Лиханов «Непрощенная»)
Роман "Непрощенная" о судьбе красивой деревенской девочки, проведшей, в общем-то, счастливое детство в деревне, но затем втянутой в круговорот войны. Любовь русской 16-летней девушки и немца Вилли рождается во время войны. Совсем юной Алёна попадает в концлагерь, где теряет мать и становится сиротой. В нее совершенно искренне влюбляется немец Вилли, который предлагает ей не просто случайную связь (на что у него есть все права завоевателя), но, как говорили в старину, руку и сердце. Он хочет именно жениться на ней, будучи сам парнем из деревни, из фермерской семьи. С одной стороны, у Алёны нет выбора (иначе - смерть), с другой в самой Алёне вспыхивает любовь, особенно после того, как она понимает, что она беременна.
Оба героя оказываются заложниками войны. Если Алёну считают предательницей и "немецкой подстилкой" ее соотечественники в лагере, то над Вилли уже смеются его немецкие товарищи: слюнтяй, влюбился в русскую и еще и хочет на ней официально жениться! Для обоих героев любовь становится душевным испытанием, которое оба проходят с честью.
Вилли погиб. Алёна после войны прошла фильтрационный лагерь, у нее отобрали дочь, она вернулась в родную деревню, где ее поначалу встречают не слишком приветливо.
Тем не менее роман имеет если не счастливый, то светлый конец. Живая жизнь, а значит, любовь побеждает весь мусор социальных и национальных предрассудков.
- Следующая тема - «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М. Достоевский)
Предполагаемый ответ: Ключевая мысль этой темы – любовь изменяет человека, заставляет его расти душой. Читая произведения Тургенева, убеждаешься в том, что он создавал характеры высокой духовности, умел обнаружить эту духовность даже под внешним равнодушием и грубостью.
Таков мой любимый тургеневский герой – Евгений Базаров. Испытывая духовное одиночество, отрицая все высшее, Базаров остается тверд в своих материалистических воззрениях на мир. Однако после знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой «что-то другое в него вселилось, чего он не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало его гордость». Но, наверное, это была не гордость, а гордыня ума, потому что он чувствовал, что есть что-то высшее, чем его материализованная плоть. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины, а его вера – нигилизм – не оправдала себя. Как ни отрицай любовь, она тебя настигнет и сломает! А если вспомнить, что Бог есть Любовь, то можно сказать, что Базаров перед смертью признает бытие Божие, всю жизнь настойчиво его отрицая. Последнее открытие героя печально: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от неверия, потому что вера – это тоже любовь. Он мужественно встретил смерть, однако лицо его дрогнуло при виде священника, горящих свеч. Откуда этот ужас? Это ужас не перед смертью, а перед прозрением того, что он отрицал ранее. Победа духовного начала – вот к такому выводу приводит нас мудрый писатель.
И еще Тургенев неустанно убеждает в том, что главной и неоспоримой ценностью является семья. Даже непримиримый Базаров с уважением относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям, к дому, где живут истинно родные люди. Их близость нечто большее, чем близость идейная. Показывая судьбы героев романа, Тургенев говорит, что для счастья в жизни человеку нужно слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети и осознание своей нужности людям. И мы, читатели двадцать первого века, внимаем Слову писателя.
- Ребята, о всепобеждающей силе любви можно говорить бесконечно: как не вспомнить любовь Наташи Ростовой, которая возродила к жизни Андрея Болконского. Помните: « Вино её прелести ударило ему в голову. «Нет, жизнь не кончается в 31 год», - окончательно и бесповоротно решил он».
А любовь Пьера Безухова, настойчивая, терпеливая…
А Евгений Онегин и Татьяна Ларина…
Этому можно посвятить еще не одно занятие.
V. Любовь к природе.
- Почему человек не может жить без любви к природе? Ответьте мне миниатюрой Тютчева.
Все наизусть:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
- Именно о единстве всего живого на земле говорит Тургенев в стихотворении в прозе «Воробей». Читает учитель.
Иван Тургенев «Воробей» (стихотворение в прозе)
Предполагаемый ответ: Могу сказать, что это произведение Тургенева очень мне понравилось. Мне запомнились его последние строки: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Эти слова произвели на меня большое впечатление.
Мотив любви – такой привычный в творчестве писателя – звучит и в этом произведении. Любви, которой подвластны все существа этого мира, а не только человек. Эпизод, о котором поведал рассказчик, обращает нас к миру природы. Мир этот представлен такими разными обитателями. Вот семейство воробьев. Молодой – «с желтизной около клюва и пухом на голове», выпавший из гнезда, «сидит, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки». Старый – «черногрудый», «взъерошенный, искаженный». Крохотные комочки, испуганные и отчаянные – ведь рядом с ними громадное чудовище с «зубастой раскрытой пастью». Мы наблюдаем и любопытство «чудовища», и ужас маленьких птиц. Что это? Сильный стремится уничтожить слабого? Но почему это не происходит? И здесь Тургенев открывает нам секрет: природа едина и одушевлена. Человек не хозяин её, а равноправная часть. И все дети природы подчиняются главному её закону – любовь сильнее смерти.
Это любимая мысль Ивана Сергеевича Тургенева, которую он так бережно доносит до нас Словом своих произведений!
- «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами». Я определила эту проблему в «Рл» словами Владимира Ивановича Вернадского. Думаю, что вы со мной согласны.
VI. Итог урока.
- Спасибо за сегодняшний открытый диалог. Я увидела в ваших глазах светлые искорки любви и, думаю, вправе вас спросить: «Вы получили наслаждение, говоря о любви? Вы готовы к написанию сочинения по направлению «Любовь»?»
- Возвращаю вас к рабочему листу. Прочитайте определение любви из Толкового словаря и дополните своими мыслями.
Любовь - 1. Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. // Такое чувство, основанное на инстинкте. 2. Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. // Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством. 3. перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство. 4. Склонность, расположение или влечение к чему-л. Толковый словарь Ефремовой
Ответы учащихся:
- Любовь дает силы жить, верить.
- Любовь спасает и испытывает.
-Любовь заставляет радоваться жизни.
- Потому что «любовью движется жизнь»!
Предполагаемые ответы учащихся:
- Отдельные произведения можно использовать и в других направлениях в качестве примера:
-_А.Лиханов «Непрощенная», Б.Екимов «Ночь исцеления» - в направлении «Время»: как время накладывает отпечаток на жизнь людей;
- Я думаю, что в направлении «Год литературы» можно использовать любое произведение, если тема будет сформулирована примерно так: «Уроки, данные книгой».
VII. Домашнее задание.
- Я согласна с вами, но хочу заметить, что готовность к написанию сочинения определяется не только знаниевой стороной, но и умением показать в сочинении грамотность. Поэтому предлагаю в качестве домашнего задания заполнение таблицы: определите вид ошибки (Р, Г, Э), запишите предложения в исправленном виде.
-Необходимо помнить и о стройной композиции сочинения. Для этого можно использовать кольцевую композицию. В чем её особенность?
- Спасибо за продуманные ответы, за хорошую подготовку, отмечаю ваш рост в построении монологического ответа. Всем ставлю отметку «5». До новых интересных встреч.
Рабочий лист
Тема урока «Любовью движется жизнь»
Любовь - 1. Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. // Такое чувство, основанное на инстинкте. 2. Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. // Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством. 3. перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство. 4. Склонность, расположение или влечение к чему-л. Толковый словарь Ефремовой
Направление |
Проблема |
Примеры из художественной литературы |
||
Любовь к Родине |
|
|
||
Любовь к матери |
Я мать, а мать никогда не бывает одинокой. Катрин Денев(французская актриса) |
|
||
Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. Неизвестный автор |
|
|||
Сердце матери - неиссякаемый источник чудес. П.Беранже (французский поэт 19 века) |
|
|||
Любовь к женщине |
«Любовь - гармония душ» |
|
||
«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М. Достоевский) |
|
|||
«Любой судьбе любовь дает отпор» (Сервантес) |
|
|||
Любовь к природе |
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами». В.И.Вернадский |
|
||
Работа над ошибками
|
||||
Предложение с ошибкой |
Определите вид ошибки |
Запишите исправленный вариант |
||
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах» |
|
|
||
Раскольников придумал и восхищается своей теорией. |
|
|
||
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
|
|
||
Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. |
|
|
||
Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях. |
|
|
||
Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна. |
|
|
||
Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. |
|
|
||
Пушкин в своем романе восхищается героиней Таней Лариной. |
|
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.