Урок литературы в 11 классе "Любовью движется жизнь" (Урок подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Любовь»)
Оценка 4.7

Урок литературы в 11 классе "Любовью движется жизнь" (Урок подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Любовь»)

Оценка 4.7
docx
русская литература
10 кл—11 кл
04.05.2020
Урок литературы в 11 классе "Любовью движется жизнь" (Урок подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Любовь»)
(Урок подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Любовь») Цели: • продолжить формирование навыка написания сочинения в формате, соответствующем требованиям к написанию итогового сочинения, а именно: 1) определять ключевое слово проблемы и формулировать собственное мнение по проблеме; 2) уметь ориентироваться в широком круге знаниевого материала по направлению «Любовь» в качестве примеров из художественной литературы; • развивать умение строить монологическую речь с учетом языковых норм; • создание условий для воспитывающего эффекта урока.
УРОК литературы в 11 классе Любовью движется жизнь.docx

Конспект урока-семинара в 11 классе

«Любовью движется жизнь»

(Урок подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Любовь»)

Цели:

·         продолжить  формирование навыка написания сочинения  в формате, соответствующем требованиям к написанию итогового сочинения, а именно:

1) определять ключевое слово проблемы и формулировать собственное мнение по проблеме;

2) уметь ориентироваться в широком круге знаниевого материала по направлению «Любовь» в качестве примеров из художественной литературы;

·         развивать умение строить монологическую речь с учетом языковых норм;

·         создание условий для воспитывающего эффекта урока.

 

Ход урока

I.                   Организационный момент, целеполагание.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим очередной урок-семинар по подготовке к написанию итогового сочинения. Когда мы обсуждали 5 направлений итогового сочинения, вы определили, что ближе всего вам и интереснее для вас направление «Любовь». Скажите, почему?

Предполагаемые ответы учащихся:

-  Мне интересно это понятие, потому что оно важно для каждого из нас: без любви черствеет душа.

- Но как надо любить, как понять свое чувство, какими должны быть взаимоотношения между любящими людьми, думаю получить ответы на эти вопросы.

- Ребята, думаю, что вы получите сегодня ответы не только на эти вопросы. Какие рекомендации дает нам ФИПИ по направлению «Любовь», только ли о любви мужчины и женщины мы будем говорить?

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

 - А значит о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей:

- О любви к Родине;

-  О любви к матери;

- О любви к женщине;

- О любви к природе.

- Словом, ЛЮБОВЬЮ ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ – это и есть тема нашего разговора, который мы поведем языком художественной литературы. Помните, что вы будете ещё учиться рассуждать над проблемами, а значит, к концу занятия попробуете создать свое суждение о том, что такое любовь.

Вашим помощником будет «Рабочий» лист», который вы заполните по ходу урока.

- Обратите внимание, есть небольшая подсказка в нем: выписка из Толкового словаря Ефремовой о том, что такое любовь. В конце занятия дополните это определение.

II.                Работа по теме урока.

Любовь к Родине.

- Какие произведения вспоминаете, когда говорим о любви к Родине?

 

Учащиеся:

- Мне, например, хочется говорить стихами, поэтому сразу вспоминаю стихотворение Лермонтова «Родина»;

- Тютчев «Эти бедные селенья»;

- Бунин «И цветы, и шмели».

 

-Давайте говорить стихами!

Учащиеся читают стихи

Михаил Лермонтов   «Родина»           Дурнов Е.

 «Эти бедные селенья…» Федор Тютчев -                         Алеев К..

 

-Давайте Бунина вспомним вместе (читают хором):

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

 

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

 

- Каков образ Родины в этих стихах? Что мы слышим у Лермонтова?

 

Предполагаемый ответ:    В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Она противоречит нормам той жизни: нелюбовь к господам, самодержавию, крепостничеству и любовь к простому люду, природе. Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ. Лермонтов равнодушен к воинской славе, к заветным преданиям темной старины. И тоска, и любовь к родной стороне читается в следующих строках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье...» Глубокий патриотизм звучит в стихотворении «Родина».

- Каковы мысли Тютчева?

 

Предполагаемый ответ:   

Мы знаем о том, что Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Прожив в Европе более 20 лет, поэт прекрасно отдавал себе отчет в том, что по уровню культуры России до той же Германии или Франции весьма далеко. Однако в русском народе поэт видел те черты, которые напрочь отсутствовали у европейцев. Это не только природная доброта и отзывчивость, но и человеколюбие, смирение.  Обычные крестьяне несли свой жизненный крест с таким благородством и достоинством, которое не всегда можно было встретить у именитых европейских аристократов.

Пытаясь дать наиболее точно определение своей родине, Тютчев отмечает: «Край родной долготерпенья, край ты Русского народа!». Автор сходится во мнении с Некрасовым по поводу того, что Россия далека от совершенства, и не пытается скрывать те проблемы, которые с первого взгляда бросаются в глаза. Это нищета людей, их рабский каждодневный труд. Однако все это не имеет значения для поэта, который видит в своей родине те отличительные особенности, которые превращают Россию в великую державу. Тютчев отмечает, что европейцы просто не способны заметить и понять, «что́ сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной».

Между тем, по мнению автора, Россия является страной, которая избрана Богом. «Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». По его мнению, духовность является самым главным достоянием этой страны и дана она русскому народу за вековые мучения и смирение перед волей Всевышнего.

- Как воспринимает образ Родины Бунин?

Предполагаемый ответ:    Иван Бунин очень болезненно пережил революцию, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Буквально через несколько дней после революции Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, не предполагая, что уже  никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни. («Я русский человек! И это во мне с годами не пропадает!»)

Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. Поэтому приведенный в стихотворении диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает поэт, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве, - Россию.

- Какое общее чувство выражают поэты? (Любить Родину не умом, а сердцем!)

 

-Как гимн любви к Родине звучит миниатюра Ф.И.Тютчева (читают хором):

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

 

- В пяти километрах от нашего родного Ижевского затерялось в мещерских лесах село Стариково, где родился поэт Иван Бауков. В 1945 году, будучи на фронте в чужом краю, он написал стихотворение «Говори мне о России», которое также можно считать гимном любви к Родине. Послушайте его и отметьте главные мысли поэта.

 

- Стихотворение читает Дима К.

 


Иван Бауков «Говори мне о России»

Говори о звёздной ночи,
О берёзах, об осинах –
Говори, о чём захочешь,
Лишь бы только о России.

Лишь бы только за беседой
Отдохнул я от чужбины.
Говори мне о соседях,
Говори мне о рябине.

Говори о чёрных пашнях,
О высоком тёмном боре,


Говори о реках наших,
Что играют на просторе.

Говори мне об угодьях,
О лесных тропинках узких,
О весеннем половодье,
О раздолье нашем русском.

Говори о звёздной ночи,
О рязанском небе синем –
Говори, о чём захочешь,
Лишь бы только о России!


- Что особенного услышали вы в нем?

Предполагаемые ответы учеников.

·         Война не ожесточила сердце поэта, а любовь к родным местам помогала выстоять, выжить.

·         Слушая это стихотворение, я услышала в нем и оптимистичное пушкинское «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», и особенно лирическое лермонтовское: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Да, русский характер тем и не понятен многим, что Родине мы готовы отдать самое дорогое, что Родину мы умеем любить не умом, а сердцем!

 

·         Родина у Ивана Баукова особенная.  Её лик сложился из самых простых, знакомых сердцу каждого русского человека образов: «звездная ночь», «черные пашни», «высокий темный бор», «реки, что играют на просторе», «лесные узкие тропинки», «весеннее половодье», березы, осины, рябины… А в целом – это «наше русское раздолье». Только за беседой о родном крае поэт может отдохнуть от чужбины.

 

·         В стихотворении нет замысловатых метафор, эпитетов – все просто, понятно и…торжественно! К кому обращен глагол в повелительном наклонении «говори»? К бойцу, сидящему рядом в окопе, или к далекой любимой, или к матери, которая осталась на Рязанщине? Важно, что это слово, повторяющееся дважды в каждом стихе, создает умиротворенное настроение, успокаивает, вселяет надежду на скорую встречу с Родиной.

               Говори, о чем захочешь,

      Лишь бы только о России!

Это и гордость, и бесконечное восхищение Родиной, и спасительная любовь к России на чужбине!

·         Читая стихотворение, я вижу родной  рязанский  край как бесконечную, бескрайнюю землю, над которой простирается огромное синее небо, сливающееся с синью рек. Синий цвет – это символ России, символ любви к Родине.  Это мне близко и дорого.

- Давайте  сформулируем  проблему, как она может звучать, если бы мы привели в качестве примера вот эти стихотворения?

 - Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека Луций Анней (Младший) (
римский философ, поэт и государственный деятель 4 века нашей эры).

III.  Любовь к матери.

- Любовь матери…  В этом чувстве заложена огромная сила, свет, забота. Оно наполняет мир маленького человека радостью, целостностью. Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия. 

Сила материнской любви проявляется в преданности, вере, неразрывной связи со своим ребёнком. Особенно это возникает в переломные моменты жизни не только отдельной семьи, но и страны в целом. Как бы ни было больно графине Ростовой отпустить своего младшего сына на войну, она принимает его решение и отпускает его. Мудрость, верность чувству помогает этой женщине сберечь духовные основы своей династии и продолжить их в семьях Наташи и Николая. 

Сколько материнской любви заложено в колыбельных песнях! Это и тишина, и наставление, и гармония. М.Ю.Лермонтов тонко отразил это в своей поэзии. Удивительно, но он всю жизнь как дар хранил колыбельную, которую ему в раннем детстве пела мать. Это нашло отражение в его стихотворении «По небу полуночи ангел летел».

В литературе есть немало примеров, когда любовь матери кажется слепой, бессознательной. Такое чувство либо не находит отклика у ребёнка (госпожа Простакова и Митрофанушка в комедии Д.Фонвизина «Недоросль»), или приводит к тому, что ребёнок вырастает потерянным, неподготовленным к жизни в этом огромном мире (мать Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова). 

 Каждый из нас много раз слышал о том, что материнская любовь может творить чудеса, совершать невозможное, преображать мир. Но чаще всего сила материнской любви – это тихое служение, внутренняя самоотдача, не требующая ничего взамен.

Всегда ли мы, дети, умеем ценить материнскую любовь? Насколько глубоко в нас живет чувство благодарности матери? Именно об этом я хотела говорить с вами подробнее.

Вы прочитали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». Думаю, много мыслей и чувств нашел он в вашей душе. Поделитесь.

Предполагаемый ответ:   Одиночество и никому ненужная старость… Это когда крикнешь, а в ответ только посуда задрожит на полке. Когда протянешь руку и почувствуешь холодную пустоту. Сваришь суп, по привычке, в большой кастрюле, а съешь только половину и ту силком, проливая горькие слезы в безжизненной кухне. Одиночество души – это страшно, а для человека с глубокими, незаживающими ранами – вдвойне ужасней. Порой кажется, что люди на земле все вымерли, а остаешься только ты, никому не нужная и совсем беспомощная. И только неожиданный стук в дверь и знакомый мальчишечий голос крикнет: «Здорово, ба!», так сразу же все в этом мире преображается, и снова хочется жить, и куда-то стремиться, и быть снова кому-то необходимой.  Внук приехал – огромное, несказанное счастье. (это можно прочитать)

Об одиночестве старой матери  рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления», но не только об этом. Автор затрагивает также и еще одну проблему, проблему равнодушия к матерям.

Что делать старушке, которая всю жизнь привыкла заботиться о ком-то и жить не для себя? Состарившись, она становится никому не нужна. Дети выросли и вылетели из родительского гнезда. Военные годы уже миновали, но остались по ту сторону сознания бабушки: она все так же переживает  то страшное время, крича по ночам.

И что делать внуку, у которого болит сердце, беспокоясь о дорогом ему человеке? «Топни ногой и прикажи ей молчать – она и успокоится» - этот совет матери не идет из головы, и уже вроде бы готов крикнуть, и ногу заранее поднял …но нет.  Видимо, шевельнулась, какая-то струнка души, дрогнуло детское сердце и подсказало другое решение, по-настоящему правильное. (это можно прочитать)

Гришка начинает вести разговор со спящей и бормочущей во сне бабушкой: «Вот, вот ваши карточки  ... в синем платочке, я нашел их, возьмите». И замолчала, успокоилась бабушка. Оказывается совсем немного нужно старому человеку, всего лишь забота и немного внимания, тепла и ласки. Ведь когда-то она пожертвовала очень многим для спасения жизни своих детей, в том числе и отца  Григория, так неужели теперь нельзя пожертвовать совсем немногим, сном, ради спокойствия бабушки? И мальчик понимает, что он нашел единственно правильное решение.

Очень символично Борис Екимов заканчивает произведение: «Он будет делать так постепенно, ночь за ночью, и придет исцеление». Мне кажется, автор надеется не только на телесное исцеление героини, но и на душевное исцеление взрослых  равнодушных детей, занятых своими проблемами.

 

- Обратите внимание: в «Рабочем листе» обозначены три проблемы. По какой из них вы бы написали сочинение, используя рассказ Б.Екимова в качестве примера?

 

1. Я мать, а мать никогда не бывает одинокой.

Катрин Денев (французская актриса)

2.Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.          Неизвестный автор

3. Сердце матери - неиссякаемый источник чудес.

П.Беранже (французский поэт 19 века)

IV. Любовь к женщине.

- Обсуждая этот раздел в направлении «Любовь», я предлагаю вам пойти несколько иным путем: представьте себе, что  в «Рабочем листе» в этом разделе обозначены возможные темы на итоговом сочинении 2 декабря. Какую из них вы бы выбрали и какой пример привели?

- «Любовь -  гармония душ».

Предполагаемый ответ:  Гармония – ключевое слово проблемы. Что же это такое? Это свежесть и радость взаимоотношений между мужчиной и женщиной, без которой любой роман будет медленно рассыпаться,  как карточный домик. Гармония во взаимоотношениях – это та позиция, когда любящие чувствуют себя необходимостью друг друга, когда встречи и эмоциональная близость приносят только радость и восторг. Недаром же с любимым человеком чувствуешь себя легко и свободно.

Я сразу вспоминаю Пушкина и его поэтические шедевры. В них запечатлена не только психологическая правда любовных чувств, но и выражены философские представления о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых желаний:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты…

И не важно, кому посвящено стихотворение. Важно, что для Пушкина женщина – это божество, «гений чистой красоты». Рядом с женщиной всегда благородство, восторг, восхищение – сама жизнь:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

А в стихотворении «Мадонна» образ женщины сияет невероятной нежность и мягкостью. Это образ целомудрия и величия:

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,-

Чистейшей прелести чистейший образец.

 

- Следующая тема -  «Любой судьбе любовь дает отпор» (Сервантес). Что вы думаете по этому поводу?

Предполагаемый ответ:   (А. Лиханов  «Непрощенная»)

Роман "Непрощенная" о судьбе красивой деревенской девочки, проведшей, в общем-то, счастливое детство в деревне, но затем втянутой в круговорот войны. Любовь русской 16-летней девушки и немца Вилли рождается во время войны. Совсем юной Алёна попадает в концлагерь, где теряет мать и становится сиротой. В нее совершенно искренне влюбляется немец Вилли, который предлагает ей не просто случайную связь (на что у него есть все права завоевателя), но, как говорили в старину, руку и сердце. Он хочет именно жениться на ней, будучи сам парнем из деревни, из фермерской семьи. С одной стороны, у Алёны нет выбора (иначе - смерть), с другой  в самой Алёне вспыхивает любовь, особенно после того, как она понимает, что она беременна.

Оба героя оказываются  заложниками  войны. Если Алёну считают предательницей и "немецкой подстилкой" ее соотечественники в лагере, то над Вилли уже смеются его немецкие товарищи: слюнтяй, влюбился в русскую и еще и хочет на ней официально жениться! Для обоих героев любовь становится душевным испытанием, которое оба проходят с честью.

Вилли погиб. Алёна после войны прошла фильтрационный лагерь, у нее отобрали дочь, она вернулась в родную деревню, где ее поначалу встречают не слишком приветливо.

Тем не менее роман имеет если не счастливый, то светлый конец. Живая жизнь, а значит, любовь побеждает весь мусор социальных и национальных предрассудков.

- Следующая тема - «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».  (Ф.М. Достоевский)

Предполагаемый ответ:  Ключевая мысль этой темы – любовь изменяет человека, заставляет его расти душой.  Читая произведения Тургенева, убеждаешься в том, что он создавал характеры высокой духовности, умел обнаружить эту духовность даже под внешним равнодушием и грубостью.

            Таков мой любимый тургеневский герой – Евгений Базаров. Испытывая духовное одиночество, отрицая все высшее, Базаров остается тверд в своих материалистических воззрениях на мир. Однако после знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой «что-то другое в него вселилось, чего он не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало его гордость». Но, наверное, это была не гордость, а гордыня ума, потому что он чувствовал, что есть что-то высшее, чем его материализованная плоть. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины, а его вера – нигилизм – не оправдала себя. Как ни отрицай любовь, она тебя настигнет и сломает! А если вспомнить, что Бог есть Любовь, то можно сказать, что Базаров перед смертью признает бытие Божие, всю жизнь настойчиво его отрицая. Последнее открытие героя печально: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от неверия, потому что вера – это тоже любовь. Он мужественно встретил смерть, однако лицо его дрогнуло при виде священника, горящих свеч. Откуда этот ужас? Это ужас не перед смертью, а перед прозрением того, что он отрицал ранее. Победа духовного начала – вот к такому выводу приводит нас мудрый писатель.

            И еще Тургенев неустанно убеждает в том, что главной и неоспоримой ценностью является семья. Даже непримиримый Базаров с уважением относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям, к дому, где живут истинно родные люди. Их близость нечто большее, чем близость идейная. Показывая судьбы героев романа, Тургенев говорит, что для счастья в жизни человеку нужно слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети и осознание своей нужности людям. И мы, читатели двадцать первого века,  внимаем   Слову писателя.

- Ребята, о всепобеждающей силе любви можно говорить бесконечно: как не вспомнить любовь Наташи Ростовой, которая возродила к жизни Андрея Болконского. Помните: « Вино её прелести ударило ему в голову. «Нет, жизнь не кончается в 31 год», - окончательно и бесповоротно решил он».

А любовь Пьера Безухова, настойчивая, терпеливая…

А Евгений Онегин и Татьяна Ларина…

Этому можно посвятить еще не одно занятие.

V. Любовь к природе.

- Почему человек не может жить без любви к природе? Ответьте мне миниатюрой Тютчева.

Все наизусть:

Не точто мните выприрода:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

 

- Именно о единстве всего живого на земле говорит Тургенев в стихотворении в прозе «Воробей». Читает учитель.

Иван Тургенев «Воробей» (стихотворение в прозе)

            Предполагаемый ответ:  Могу сказать, что это произведение Тургенева очень мне  понравилось.  Мне запомнились его последние строки: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Эти слова произвели на меня большое впечатление.

            Мотив любви – такой привычный в творчестве писателя – звучит и в этом произведении. Любви, которой подвластны все существа этого мира, а не только человек. Эпизод, о котором поведал рассказчик, обращает нас к миру природы. Мир этот представлен такими разными обитателями. Вот семейство воробьев. Молодой – «с желтизной около клюва и пухом на голове», выпавший из гнезда, «сидит, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки». Старый – «черногрудый», «взъерошенный, искаженный». Крохотные комочки, испуганные и отчаянные – ведь рядом с ними громадное чудовище с «зубастой раскрытой пастью». Мы наблюдаем и любопытство «чудовища», и ужас маленьких птиц. Что это? Сильный стремится уничтожить слабого? Но почему это не происходит? И здесь Тургенев открывает нам секрет: природа едина и одушевлена. Человек не хозяин её, а равноправная часть. И все дети природы подчиняются главному её закону – любовь сильнее смерти.

            Это любимая мысль Ивана Сергеевича Тургенева, которую он так бережно доносит до нас Словом своих произведений!

- «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами». Я определила эту проблему в «Рл» словами Владимира  Ивановича  Вернадского. Думаю, что вы со мной согласны.

 VI. Итог урока.

- Спасибо за сегодняшний открытый диалог. Я увидела в ваших глазах светлые искорки любви и, думаю, вправе вас спросить: «Вы получили наслаждение, говоря о любви? Вы готовы к написанию сочинения по направлению «Любовь»?»

- Возвращаю вас к рабочему листу. Прочитайте определение любви из Толкового словаря и дополните своими мыслями.

Любовь - 1. Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. // Такое чувство, основанное на инстинкте. 2. Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. // Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством. 3. перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство. 4. Склонность, расположение или влечение к чему-л.  Толковый словарь Ефремовой

Ответы учащихся:

- Любовь дает силы жить, верить.

- Любовь спасает и испытывает.

-Любовь заставляет радоваться жизни.

 

- Потому что «любовью движется жизнь»!

 

Предполагаемые ответы учащихся:

- Отдельные произведения можно использовать и в других направлениях в качестве примера:

-_А.Лиханов «Непрощенная», Б.Екимов «Ночь исцеления» - в направлении «Время»: как время накладывает отпечаток на жизнь людей;

 

- Я думаю, что в направлении «Год литературы» можно использовать любое произведение, если тема будет сформулирована примерно так: «Уроки, данные книгой».

VII. Домашнее задание.

- Я согласна с вами, но хочу заметить, что готовность к написанию сочинения определяется не только знаниевой стороной, но и умением показать в сочинении  грамотность. Поэтому предлагаю в качестве домашнего  задания  заполнение таблицы: определите вид ошибки (Р, Г, Э), запишите предложения в исправленном виде.

-Необходимо помнить и о стройной композиции сочинения. Для этого можно использовать кольцевую композицию. В чем её особенность?

- Спасибо за продуманные ответы, за хорошую подготовку, отмечаю ваш рост в построении монологического ответа. Всем ставлю отметку «5». До новых интересных встреч.

 

 

Рабочий лист

Тема урока «Любовью движется жизнь»

Любовь - 1. Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. // Такое чувство, основанное на инстинкте. 2. Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. // Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством. 3. перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство. 4. Склонность, расположение или влечение к чему-л.  Толковый словарь Ефремовой

Направление

Проблема

Примеры из художественной литературы

Любовь к Родине

 

 

 

 

 

Любовь к матери

Я мать, а мать никогда не бывает одинокой. Катрин Денев(французская актриса)

 

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. Неизвестный автор

 

Сердце матери - неиссякаемый источник чудес.

П.Беранже (французский поэт 19 века)

 

Любовь к женщине

«Любовь -  гармония душ»

 

 

 

«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».  (Ф.М. Достоевский)

 

 

 

 

«Любой судьбе любовь дает отпор» (Сервантес)

 

 

 

Любовь к природе

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами». В.И.Вернадский

 

 

Работа над ошибками

 

Предложение с ошибкой

Определите вид ошибки

Запишите исправленный вариант

Поэзия пробуждающейся весны раскрывается  Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах»

 

 

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

 

 

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

 

 

Переводя на другой язык стихотворение, оно теря­ет свою красоту.

 

 

 Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях.

 

 

 Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.

 

 

Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного  обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

 

 

Пушкин в своем романе восхищается героиней Таней Лариной.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока-семинара в 11 классе «Любовью движется жизнь» (Урок подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Любовь»)

Конспект урока-семинара в 11 классе «Любовью движется жизнь» (Урок подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Любовь»)

О любви к природе. - Словом,

О любви к природе. - Словом,

Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ

Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ

И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве, -

И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве, -

А в целом – это «наше русское раздолье»

А в целом – это «наше русское раздолье»

Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова)

Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова)

Обратите внимание: в «Рабочем листе» обозначены три проблемы

Обратите внимание: в «Рабочем листе» обозначены три проблемы

Вилли рождается во время войны

Вилли рождается во время войны

Ребята, о всепобеждающей силе любви можно говорить бесконечно: как не вспомнить любовь

Ребята, о всепобеждающей силе любви можно говорить бесконечно: как не вспомнить любовь

VI . Итог урока. - Спасибо за сегодняшний открытый диалог

VI . Итог урока. - Спасибо за сегодняшний открытый диалог

Рабочий лист Тема урока «Любовью движется жизнь»

Рабочий лист Тема урока «Любовью движется жизнь»

Любовь к природе «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»

Любовь к природе «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020