Урок литературы в 11 классе "Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи"
Оценка 4.9

Урок литературы в 11 классе "Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи"

Оценка 4.9
docx
31.03.2023
Урок литературы в 11 классе "Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи"
08.docx

Тема урока: Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи

 

Место урока в программе по литературе для 11 класса: изучение русской лирики первой половины XX в.

Тип урока: урок – исследование нового материала.

Решаемые учебные проблемы: углублять понимание особенности художественного произведения как искусства слова, развивать умение раскрывать стилевые особенности текста автора, умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрывать поэтическую идею в размышлениях о произведениях Цветаевой, используя теоретико-литературные понятия.

Формы организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, выразительное чтение и чтение наизусть, беседа с использованием «метода творческого погружения», работа с таблицами – практикумами, групповая работа, анализ лирического произведения по заданному алгоритму, подготовка к выводам по специфике стихов Цветаевой.

Основные виды деятельности учителя: исследовательский метод, технология формирования УУД, рефлексивная лекция, эвристический метод.

Технологии: коммуникативно-диалоговая.

Цели урока: познакомиться с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии; развить навыки анализа поэтического текста.

Задачи для школьников:

Познавательные: осознанно строить сообщения, в том числе и творческого характера; извлекать и структурировать информацию; сравнивать и оценивать её.

Регулятивные: осуществлять контроль по результату, выделять и формировать то, что усвоено и что еще необходимо усвоить; адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок.

Коммуникативные: строить высказывания монологического характера, вести диалог; уметь слушать; осуществлять взаимоконтроль.

Межпредметная связь; история, музыка, русский язык, ОПК.

Планируемые образовательные результаты: понимать образную природу литературы как явление словесного искусства, устанавливать связи произведения с эпохой создания, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;  смысловое чтение, уметь работать самостоятельно и в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспитывать любовь и уважение к русской литературе, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус.

Оборудование: презентация по теме с использованием фотографий из семейного альбома М. Цветаевой; запись стихотворений в исполнении А. Фрейндлих; запись романса «Мне нравится…»,  звуковые музыкальные фоны; «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» С. Рахманинова; «Лунная соната» Л. Бетховена; цикл «Времена года» «Октябрь».

 

Ход урока:

Стихи – есть бытие.

М. Цветаева

Предтекстовый структурный элемент урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока.

Ориентация учащихся на тему урока. (Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи)

 Сообщение об учебном материале урока, об использование на уроке ИКТ, о формах и видах работы. Выводы и обобщения в соответствии с темой и целями урока (изучение творчества поэтессы в контексте времени. Использование презентации с фотографиями из семейного альбома М. Цветаевой; записей стихов М. Цветаевой в исполнении А. Фрейндлих, слушание музыкальных композиций),

Учитель сообщает и ориентирует учеников на средства обратной связи в конце урока.  

 

Этап 2. Подготовка к вхождению в текст.  

Актуализация ранее полученных знаний, фрагментарная проверка домашнего задания (учащиеся дают краткую характеристику к. 19 – н. 20 в.).

Слайд 1

Учащимся представляется портрет М. Цветаевой на фоне романса «Мне нравится…»

Учитель просит учащихся назвать автора слов.  (Ответ учащихся.)

Учитель Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но, наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

    Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

А помогать мне будет ассистент – Некрасова Ксения, которая сегодня выступит в образе М. Цветаевой.

Учитель: Запишите:  Тема нашего урока…

   Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Это слова Цветаевой. Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие»?

    Лексическая работа.

- Бытие (книжное) – 1. Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении. Запишите в тетради.

Почему они избранны в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Предполагается ответ, что стихи есть отражение жизни автора)

 

Текстовый элемент урока

Этап 3.

Учитель: Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества, проследим, как в стихах отразилась ее судьба. На доске записаны вопросы, ответы на которые вы сформулируете в конце урока.

Запись на доске:

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии? В каких стихотворениях?

Учитель: А начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из ее автобиографии:

Слайд 2

Ассистент: «Кто создан из камня,

Кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена,

Мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская…»

Учитель: Марина Цветаева – эффектно, даже вычурно. Похоже на псевдоним, но за цветочным именем – душа скитальца в бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – небогато. В общем – то не слишком удачлива.

3 слайд

Ассистент читает    

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов…

Учитель: Кто знает, о каком празднике идет речь? (Иоанн Богослов  - вошел в историю христианской религии как один из апостолов и евангелист, сумевший донести миру свидетельства о жизни и благочестивых делах Иисуса Христа.)

Учитель: А какой праздник сегодня? (19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире.)

 Ассистент: Я родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892 года в Москве.(«Лунная соната» Л. Бетховена)  

4 слайд Мой отец – сын священника, филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств в Москве. Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.  

5 слайд Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, досталось Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.

…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…

  Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

6 слайд Учитель: У Цветаевых была большая библиотека, и любовь к книгам проявилась у Марины очень рано. Это была первая и пожизненная любовь. Любовь к книгам не могла не отразиться и в творчестве М. Цветаевой. Вот одно из первых ее стихотворений «Книги в красном переплете». Учитель обращает внимание, что данное стихотворение вынесено для групповой работы.

 

Книги в красном переплете (Ассистент читает наизусть)

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

- Уж поздно! – Мама, десять строк! ..

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки ...

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Темнеет ... В воздухе свежо ...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры ...

О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Учитель Какие чувства вызывает у вас это произведение? (Необходимо отделить чувства автора от эмоций учащихся)

7 слайд

Учитель: В печати произведения М. Цветаевой появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные средства свою первую книгу стихов «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость. Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Учитель: Подумайте и ответьте на вопросы:

Как отразились воспоминания о детстве в творчестве М. Цветаевой? В каких стихотворениях? Укажите темы, чувства.

8 слайд (фон цикл «Времена года» «Октябрь»)

Учитель: 5 мая 1911 года, Цветаева приехала в Коктебель в гости к поэту Максимилиану  Волошину. На берегу Черного моря Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

Вдумайтесь:

- Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, но Марина  была годом старше.

- 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.

- В этом же  1941 году покончила с собой Марина.

Если кто-то скажет, что это - случай, совпадение - ошибется. Это судьба. Горькая судьба!

 Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину ...

 Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, это – образцы эпистолярного жанра, в них потрясение, невозможный накал страстей…

Учитель: что такое эпистолярныйжанр? В каких произведениях мы его встречали?

Ассистент: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать  - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.

Берегите себя, заклинаю Вас ... Храни Вас Бог. Ваша М.»

Учитель: Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях - но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость с уверенностью в ближнем, с уважением к нему. 

Учитель: Чувством  гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания.

Ассистент:

С.Э. 

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

 Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

 Учитель: Каким предстает перед нами лирический герой? Как Цветаева «рисует» портрет Эфрона? Какие ассоциации у вас возникают?

Ответы учащихся В образе героя нет ничего мужественного и выдающегося, но хорошо прорисован портрет:

«…Его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови…

…Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей

Две бездны…»

При всей внешней непритязательности образа, перед нами образ рыцаря

«…В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху».

Лексическая работа со словами: стансы, плаха.

9 слайд

Учитель: Да, действительно,  строки про плаху оказались пророческими: в 1941г. он был расстрелян. Своему мужу М. Цветаева посвятила много стихов, она любила и гордилась своим мужем.

10 слайд

Семейное счастье было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал, Цветаева осталась в Москве одна с двумя дочерями. Это были тяжелейшие годы в жизни Цветаевой. Её томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы спасти от голода, но голод был везде. При одной мысли о гибели мужа её пронизывал ужас. Так она жила, каждый день, ожидая развязки. Спасало лишь одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились на помощь.

В 1920 году Цветаева пишет стихотворение «Писала я на аспидной доске»  послушаем его в исполнении А. Фрейндлих.

Учитель: обращает внимание на то, что стихотворение вынесено для практикума 2 группы.

Лексическая работа: значение выражения «аспидная доска» - доска из черного сланца, обрамленная деревом, на которой учились писать грифелем. То же, что «грифельная доска».

В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

 Учитель: Давайте посмотрим, как поменялось лирическое настроение в стихотворениях М. Цветаевой?  Сопоставьте события и тематику стихов. (пачаль, отчаяние) Какие темы можно выделить? (Тема любвии одиночества)

 11 слайд

Учитель: В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции.

Ассистент: По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) я  прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем...

Если бы я была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине среди «своих».

Если бы я была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, - где, лишь бы вместе?

Если бы я была «поэтом-трансплантантом», умеющим приспособиться, как иные прочие, то богемные кафе богемных кварталов послужили мне убежищем ...

Если бы я не была собой! Но я всегда была собой!

Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там невозможна…

Учитель: Да, она всегда была собой! Будучи истинным патриотом своей родины, Цветаева не могла найти себе места в чужой стране.

Она не просто тосковала по России, она гордилась ей и мечтала вернуться. Послушаем стихотворение «Тоска по Родине» в исполнении А. Фрейндлих.

Запись стихотворения

 Учитель: Что является символом Родины в данном стихотворении? (Рябина) Почему стихотворение заканчивается многоточием? (Автору одиноко на чужбине. Читатель сам додумывает, какие воспоминания хранит поэтесса в своем сердце. (Светлые, воздушные воспоминания)

С помощью каких выразительных средств переданы переживания лирической героини?   (Свое страдание поэтесса передает через выразительные средства, такие как эпитеты: "быть вытесненной", "быть непонимаемой","быть одинокой". К нынешнему месту жительства поэтесса испытывает нерасположенность, даже некую неприязнь)

Учитель: Цветаевой было настолько тяжело выживать, что она вовсе потеряла интерес к происходящему. Об этом свидетельствуют такие фразы: "Мне совершенно все равно", "Мне едино", "Мне безразлично", "Мне все — равны, мне всё — равно".
12, 13 слайд
Учитель:   В 1937 году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной  возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же

39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем  полувекового молчания настало время ее стихов. Послушайте его. (фон «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» С. Рахманинова)

 14 слайд

Ассистент Моим стихам, написанным так рано,

 Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

 Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ассистент: Все чаще вспоминаю Константина Бальмонта, с которым делила последний кусок хлеба во время гражданской войны, Валерия Брюсова, Максима Горького… Маяковский, Пастернак, Ахматова – мои талантливейшие друзья прошлой жизни! Им посвящены мои стихи. Жизнь моя – две страсти: стихи и любовь, творчество мое неотделимо от судьбы!

15 слайд

Учитель: Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит, жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели.  Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве.

Учитель: Как меняется тематика стихов? (От светлых воспоминаний детства к размышлениям о жизни и смерти.)

Слайд 16

 

Этап 4

Практикум

1.     Выполнение групповой работы  (анализ стихотворений по плану).

2.     Ответы групп.

3.     Обсуждение.

 

Посттекстовый элемент урока

Этап 5

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве. Давайте ответим на вопросы, которые я назвала в начале урока.

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии? В каких стихотворениях?

Ребята, вспомните эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие». Как вы можете теперь объяснить эти строчки?  («Жизнь моя – две страсти: стихи и любовь, творчество мое неотделимо от судьбы!») (Стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.)

 

Этап 6.

Рефлексия

Какие цели мы достигли?

Познакомились с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество.

Рассмотрели разнообразие тематики ее поэзии.

Развили навыки анализа поэтического текста.

Какой вклад в общее дело может внести изучение этой темы?

Рассмотрели творчество Цветаевой в контексте времени.

Получили  представление о жизненном и творческом пути Цветаевой, которое иллюстрирует литературный и общественно-культурный контекст конца 19 – первой половины 20 вв., выявляет масштаб личности поэта и ее значение в русской культуре, позволяет лучше и полнее представить ее семейное и литературное окружение.

Я вас оценила, теперь группы выставят оценки в соответствии с вкладом каждого члена группы.

 

Домашнее задание.

На дом дается письменный ответ на вопрос: «Как я воспринимаю стихи М. Цветаевой после изучения её биографии?».  (Домашнее задание базируется на знаниях и информации полученной на уроке, при этом носит творческий характер.)

 


Приложение №1

 

Практикум по изучению жизни и творчества М. Цветаевой.

Вопрос

Ответ

Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

Воспоминания детства.

 

 

 

 

 

Знакомство с Сергеем Эфроном.

 

 

 

 

 

Годы гражданской войны. Разлука с мужем.

 

 

 

 

 

Эмиграция

 

 

 

 

 

Возвращение в Россию. Арест мужа и дочери.

 

 

 

Какие темы звучат в ее поэзии?  

 

 

Любовь к книгам.

 

 

 

 

 

Тема любви

 

 

 

 

 

Тема любви

и одиночества

 

 

 

 

 

Тема тоски по Родине

 

 

 

 

 

 

Смысл жизни, творчества. Размышления о смерти

 

 

 

 

 

 

В каких стихотворениях?

«Книги в красном переплете»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я с вызовом ношу его кольцо..»

 

 

 

 

 

 

 

«Писала я на аспидной доске…»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Родина»

 

 

 

 

 

 

 

«Моим стихам, написанным так рано…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Практикум для групповой работы

1 группа:

 


Книги в красном переплете 

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

- Уж поздно! – Мама, десять строк! ..

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки ...

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Темнеет ... В воздухе свежо ...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры ... Кладбище... Вещий крик совы....

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

"Позвольте, я наследник трона!"

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!


 

Задания для работы в группе

Вид деятельности

анализ

Предмет деятельности

Стихотворение «Книги в красном переплете» - 1908-1910г

С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем детстве?

 

Искренние воспоминания о детстве, где детство как рай «…Из рая детского житья…»,

о месте, где ей было хорошо и спокойно. Любовь к чтению, тоска по детству, печаль от невозможности вернуться в прошлое.

«…О, золотые времена: Где взор смелей и сердце чище!...»

Какой цвет использует Цветаева для изображения прошлых лет? Что может обозначать этот цвет?

Красный. С одной стороны  красный – как яркое воспоминание детства, с другой стороны красный цвет жизни, крови т. е. лирическая героиня живет полной жизнью.

Какими вам показались отношения матери и дочери? Домашняя атмосфера в стихотворении?

Отношения ровные, спокойные.

Атмосфера покоя, уюта «…Как хорошо за книгой дома…».

Назовите литературные произведения и их авторов, которые упоминаются в стихотворении.

М. Твен «Приключения Тома Сойера и Геккельбери Финна», «Принц и нищий».

Возможно, увлечена чтением М. Твена.

Назовите фамилии композиторов, упомянутых в стихотворении? Почему именно они близки сердцу автора?

Григ, Шуман, Кюи

Композиторы 19 в. В их произведениях находят воплощение народные образы, сказочные герои, природа. Музыка полна света, нет тревоги.

Определите в тексте слова, предложения, средства пунктуации, которые указывают на сильные эмоции и переживания?

Многоточия, употребление восклицаний.

«…О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!..»

Практикум для групповой работы

 


2 группа:


 


Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец, - чтоб всем было известно! -

Что ты любим! любим! любим! любим! -

Расписывалась - радугой небесной.

Как я хотела, чтобы каждый цвел

В веках со мной! под пальцами моими!

И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест-накрест перечеркивала - имя...

Но ты, в руке продажного писца

Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!

Непроданное мной! внутри кольца!

Ты - уцелеешь на скрижалях.


 

 Задания для работы в группе

Вид деятельности

анализ

Предмет деятельности

Стихотворение «Писала я на аспидной доске» - 1920

Кому посвящено стихотворение «Писала я на аспидной доске»?

С. Э. – мужу Цветаевой С. Эфрону

Перечислите образы – символы, что они обозначают?

Образ небесной радуги – символ отражения божественного света «…Расписывалась - радугой небесной…»; образ креста – страдания, жертва «…Крест-накрест перечеркивала - имя...»; образ кольца – символ верности «…и кольцом на стеклах, - … Непроданное мной! внутри кольца!...»; образ вечности - «…стволы которым сотни зим..»;

Укажите тему стихотворения?

Тема любви и одиночества

Какой изображена любовь в данном стихотворении?

Как глубокое сильное чувство.

Найдите в тексте слово, которое является главным доказательством любви лирической героини.

«…Что ты любим! любим! любим! любим!..»

Каким изобразительно-выразительным средством выражает свою любовь героиня?

Лексический повтор как средство, помогающее сделать высказывание выразительным, связать между собой фразы (по цепочке), заострить смысл, способ обратить внимание читателя на подтекст. «…любим! любим! любим!..»

Характеристика любви в данном стихотворении.

 

Любовь в понимании Цветаевой – это любить несмотря ни на что, любить, отдавая себя и не требуя ничего взамен. Любовь у Цветаевой многолика: дружба, презрение, ревность – все это ипостаси любви. Чувства обречены на разлуку, радость – на боль, счастье – на страдание.

 

 

 


 

Тема урока: Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи

Тема урока: Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи

С. Рахманинова; «Лунная соната»

С. Рахманинова; «Лунная соната»

Текстовый элемент урока Этап 3

Текстовый элемент урока Этап 3

Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16

Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16

Если кто-то скажет, что это - случай, совпадение - ошибется

Если кто-то скажет, что это - случай, совпадение - ошибется

Учитель: Да, действительно, строки про плаху оказались пророческими: в 1941г

Учитель: Да, действительно, строки про плаху оказались пророческими: в 1941г

Ч итатель сам додумывает, какие воспоминания хранит поэтесса в своем сердце

Ч итатель сам додумывает, какие воспоминания хранит поэтесса в своем сердце

Учитель: Как меняется тематика стихов? (От светлых воспоминаний детства к размышлениям о жизни и смерти

Учитель: Как меняется тематика стихов? (От светлых воспоминаний детства к размышлениям о жизни и смерти

Приложение №1 Практикум по изучению жизни и творчества

Приложение №1 Практикум по изучению жизни и творчества

Практикум для групповой работы 1 группа:

Практикум для групповой работы 1 группа:

Практикум для групповой работы 2 группа:

Практикум для групповой работы 2 группа:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2023