Тема урока: Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи
Место урока в программе по литературе для 11 класса: изучение русской лирики первой половины XX в.
Тип урока: урок – исследование нового материала.
Решаемые учебные проблемы: углублять понимание особенности художественного произведения как искусства слова, развивать умение раскрывать стилевые особенности текста автора, умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрывать поэтическую идею в размышлениях о произведениях Цветаевой, используя теоретико-литературные понятия.
Формы организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, выразительное чтение и чтение наизусть, беседа с использованием «метода творческого погружения», работа с таблицами – практикумами, групповая работа, анализ лирического произведения по заданному алгоритму, подготовка к выводам по специфике стихов Цветаевой.
Основные виды деятельности учителя: исследовательский метод, технология формирования УУД, рефлексивная лекция, эвристический метод.
Технологии: коммуникативно-диалоговая.
Цели урока: познакомиться с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии; развить навыки анализа поэтического текста.
Задачи для школьников:
Познавательные: осознанно строить сообщения, в том числе и творческого характера; извлекать и структурировать информацию; сравнивать и оценивать её.
Регулятивные: осуществлять контроль по результату, выделять и формировать то, что усвоено и что еще необходимо усвоить; адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок.
Коммуникативные: строить высказывания монологического характера, вести диалог; уметь слушать; осуществлять взаимоконтроль.
Межпредметная связь; история, музыка, русский язык, ОПК.
Планируемые образовательные результаты: понимать образную природу литературы как явление словесного искусства, устанавливать связи произведения с эпохой создания, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; смысловое чтение, уметь работать самостоятельно и в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспитывать любовь и уважение к русской литературе, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус.
Оборудование: презентация по теме с использованием фотографий из семейного альбома М. Цветаевой; запись стихотворений в исполнении А. Фрейндлих; запись романса «Мне нравится…», звуковые музыкальные фоны; «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» С. Рахманинова; «Лунная соната» Л. Бетховена; цикл «Времена года» «Октябрь».
Ход урока:
Стихи – есть бытие.
М. Цветаева
Предтекстовый структурный элемент урока.
Этап 1. Вхождение в тему урока.
Ориентация учащихся на тему урока. (Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи)
Сообщение об учебном материале урока, об использование на уроке ИКТ, о формах и видах работы. Выводы и обобщения в соответствии с темой и целями урока (изучение творчества поэтессы в контексте времени. Использование презентации с фотографиями из семейного альбома М. Цветаевой; записей стихов М. Цветаевой в исполнении А. Фрейндлих, слушание музыкальных композиций),
Учитель сообщает и ориентирует учеников на средства обратной связи в конце урока.
Этап 2. Подготовка к вхождению в текст.
Актуализация ранее полученных знаний, фрагментарная проверка домашнего задания (учащиеся дают краткую характеристику к. 19 – н. 20 в.).
Слайд 1
Учащимся представляется портрет М. Цветаевой на фоне романса «Мне нравится…»
Учитель просит учащихся назвать автора слов. (Ответ учащихся.)
Учитель Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но, наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.
Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.
А помогать мне будет ассистент – Некрасова Ксения, которая сегодня выступит в образе М. Цветаевой.
Учитель: Запишите: Тема нашего урока…
Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Это слова Цветаевой. Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие»?
Лексическая работа.
- Бытие (книжное) – 1. Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении. Запишите в тетради.
Почему они избранны в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Предполагается ответ, что стихи есть отражение жизни автора)
Текстовый элемент урока
Этап 3.
Учитель: Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества, проследим, как в стихах отразилась ее судьба. На доске записаны вопросы, ответы на которые вы сформулируете в конце урока.
Запись на доске:
1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?
2.Какие темы звучат в ее поэзии? В каких стихотворениях?
Учитель: А начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из ее автобиографии:
Слайд 2
Ассистент: «Кто создан из камня,
Кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена,
Мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская…»
Учитель: Марина Цветаева – эффектно, даже вычурно. Похоже на псевдоним, но за цветочным именем – душа скитальца в бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – небогато. В общем – то не слишком удачлива.
3 слайд
Ассистент читает
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов…
Учитель: Кто знает, о каком празднике идет речь? (Иоанн Богослов - вошел в историю христианской религии как один из апостолов и евангелист, сумевший донести миру свидетельства о жизни и благочестивых делах Иисуса Христа.)
Учитель: А какой праздник сегодня? (19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире.)
Ассистент: Я родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892 года в Москве.(«Лунная соната» Л. Бетховена)
4 слайд Мой отец – сын священника, филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств в Москве. Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.
5 слайд Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, досталось Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.
…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
6 слайд Учитель: У Цветаевых была большая библиотека, и любовь к книгам проявилась у Марины очень рано. Это была первая и пожизненная любовь. Любовь к книгам не могла не отразиться и в творчестве М. Цветаевой. Вот одно из первых ее стихотворений «Книги в красном переплете». Учитель обращает внимание, что данное стихотворение вынесено для групповой работы.
Книги в красном переплете (Ассистент читает наизусть)
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
- Уж поздно! – Мама, десять строк! ..
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки ...
Как хорошо за книгой дома
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Tома.
Темнеет ... В воздухе свежо ...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры ...
О, золотые времена:
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Учитель Какие чувства вызывает у вас это произведение? (Необходимо отделить чувства автора от эмоций учащихся)
7 слайд
Учитель: В печати произведения М. Цветаевой появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные средства свою первую книгу стихов «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость. Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.
Учитель: Подумайте и ответьте на вопросы:
Как отразились воспоминания о детстве в творчестве М. Цветаевой? В каких стихотворениях? Укажите темы, чувства.
8 слайд (фон цикл «Времена года» «Октябрь»)
Учитель: 5 мая 1911 года, Цветаева приехала в Коктебель в гости к поэту Максимилиану Волошину. На берегу Черного моря Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.
Вдумайтесь:
- Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, но Марина была годом старше.
- 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.
- В этом же 1941 году покончила с собой Марина.
Если кто-то скажет, что это - случай, совпадение - ошибется. Это судьба. Горькая судьба!
Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину ...
Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, это – образцы эпистолярного жанра, в них потрясение, невозможный накал страстей…
Учитель: что такое эпистолярныйжанр? В каких произведениях мы его встречали?
Ассистент: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.
Берегите себя, заклинаю Вас ... Храни Вас Бог. Ваша М.»
Учитель: Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях - но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость с уверенностью в ближнем, с уважением к нему.
Учитель: Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания.
Ассистент:
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие - в роковые времена-
Слагают стансы - и идут на плаху.
Учитель: Каким предстает перед нами лирический герой? Как Цветаева «рисует» портрет Эфрона? Какие ассоциации у вас возникают?
Ответы учащихся В образе героя нет ничего мужественного и выдающегося, но хорошо прорисован портрет:
«…Его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови…
…Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей
Две бездны…»
При всей внешней непритязательности образа, перед нами образ рыцаря
«…В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие - в роковые времена-
Слагают стансы - и идут на плаху».
Лексическая работа со словами: стансы, плаха.
9 слайд
Учитель: Да, действительно, строки про плаху оказались пророческими: в 1941г. он был расстрелян. Своему мужу М. Цветаева посвятила много стихов, она любила и гордилась своим мужем.
10 слайд
Семейное счастье было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал, Цветаева осталась в Москве одна с двумя дочерями. Это были тяжелейшие годы в жизни Цветаевой. Её томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы спасти от голода, но голод был везде. При одной мысли о гибели мужа её пронизывал ужас. Так она жила, каждый день, ожидая развязки. Спасало лишь одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились на помощь.
В 1920 году Цветаева пишет стихотворение «Писала я на аспидной доске» послушаем его в исполнении А. Фрейндлих.
Учитель: обращает внимание на то, что стихотворение вынесено для практикума 2 группы.
Лексическая работа: значение выражения «аспидная доска» - доска из черного сланца, обрамленная деревом, на которой учились писать грифелем. То же, что «грифельная доска».
В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
Учитель: Давайте посмотрим, как поменялось лирическое настроение в стихотворениях М. Цветаевой? Сопоставьте события и тематику стихов. (пачаль, отчаяние) Какие темы можно выделить? (Тема любвии одиночества)
11 слайд
Учитель: В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции.
Ассистент: По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) я прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем...
Если бы я была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине среди «своих».
Если бы я была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, - где, лишь бы вместе?
Если бы я была «поэтом-трансплантантом», умеющим приспособиться, как иные прочие, то богемные кафе богемных кварталов послужили мне убежищем ...
Если бы я не была собой! Но я всегда была собой!
Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там невозможна…
Учитель: Да, она всегда была собой! Будучи истинным патриотом своей родины, Цветаева не могла найти себе места в чужой стране.
Она не просто тосковала по России, она гордилась ей и мечтала вернуться. Послушаем стихотворение «Тоска по Родине» в исполнении А. Фрейндлих.
Запись стихотворения
Учитель: Что является символом Родины в данном стихотворении? (Рябина) Почему стихотворение заканчивается многоточием? (Автору одиноко на чужбине. Читатель сам додумывает, какие воспоминания хранит поэтесса в своем сердце. (Светлые, воздушные воспоминания)
С помощью каких выразительных средств переданы переживания лирической героини? (Свое страдание поэтесса передает через выразительные средства, такие как эпитеты: "быть вытесненной", "быть непонимаемой","быть одинокой". К нынешнему месту жительства поэтесса испытывает нерасположенность, даже некую неприязнь)
Учитель: Цветаевой было настолько тяжело выживать, что она вовсе потеряла
интерес к происходящему. Об этом свидетельствуют такие фразы: "Мне
совершенно все равно", "Мне едино", "Мне безразлично",
"Мне все — равны, мне всё — равно".
12, 13 слайд
Учитель: В 1937 году Сергей Эфрон, ради
возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным
в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед
за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном
Георгием. В том же
39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем полувекового молчания настало время ее стихов. Послушайте его. (фон «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» С. Рахманинова)
14 слайд
Ассистент Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ассистент: Все чаще вспоминаю Константина Бальмонта, с которым делила последний кусок хлеба во время гражданской войны, Валерия Брюсова, Максима Горького… Маяковский, Пастернак, Ахматова – мои талантливейшие друзья прошлой жизни! Им посвящены мои стихи. Жизнь моя – две страсти: стихи и любовь, творчество мое неотделимо от судьбы!
15 слайд
Учитель: Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит, жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве.
Учитель: Как меняется тематика стихов? (От светлых воспоминаний детства к размышлениям о жизни и смерти.)
Слайд 16
Этап 4
Практикум
1. Выполнение групповой работы (анализ стихотворений по плану).
2. Ответы групп.
3. Обсуждение.
Посттекстовый элемент урока
Этап 5
Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве. Давайте ответим на вопросы, которые я назвала в начале урока.
1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?
2.Какие темы звучат в ее поэзии? В каких стихотворениях?
Ребята, вспомните эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие». Как вы можете теперь объяснить эти строчки? («Жизнь моя – две страсти: стихи и любовь, творчество мое неотделимо от судьбы!») (Стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.)
Этап 6.
Рефлексия
Какие цели мы достигли?
Познакомились с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество.
Рассмотрели разнообразие тематики ее поэзии.
Развили навыки анализа поэтического текста.
Какой вклад в общее дело может внести изучение этой темы?
Рассмотрели творчество Цветаевой в контексте времени.
Получили представление о жизненном и творческом пути Цветаевой, которое иллюстрирует литературный и общественно-культурный контекст конца 19 – первой половины 20 вв., выявляет масштаб личности поэта и ее значение в русской культуре, позволяет лучше и полнее представить ее семейное и литературное окружение.
Я вас оценила, теперь группы выставят оценки в соответствии с вкладом каждого члена группы.
Домашнее задание.
На дом дается письменный ответ на вопрос: «Как я воспринимаю стихи М. Цветаевой после изучения её биографии?». (Домашнее задание базируется на знаниях и информации полученной на уроке, при этом носит творческий характер.)
Приложение №1
Практикум по изучению жизни и творчества М. Цветаевой.
Вопрос |
Ответ |
||||
Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой? |
Воспоминания детства.
|
Знакомство с Сергеем Эфроном.
|
Годы гражданской войны. Разлука с мужем.
|
Эмиграция
|
Возвращение в Россию. Арест мужа и дочери.
|
Какие темы звучат в ее поэзии?
|
Любовь к книгам.
|
Тема любви
|
Тема любви и одиночества
|
Тема тоски по Родине
|
Смысл жизни, творчества. Размышления о смерти
|
В каких стихотворениях? |
«Книги в красном переплете»
|
«Я с вызовом ношу его кольцо..»
|
«Писала я на аспидной доске…»
|
«Родина»
|
«Моим стихам, написанным так рано…»
|
Практикум для групповой работы
1 группа:
Книги в красном переплете
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
- Уж поздно! – Мама, десять строк! ..
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки ...
Как хорошо за книгой дома
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Tома.
Темнеет ... В воздухе свежо ...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры ... Кладбище... Вещий крик совы....
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена:
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Задания для работы в группе
Вид деятельности |
анализ |
Предмет деятельности |
Стихотворение «Книги в красном переплете» - 1908-1910г |
С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем детстве?
|
Искренние воспоминания о детстве, где детство как рай «…Из рая детского житья…», о месте, где ей было хорошо и спокойно. Любовь к чтению, тоска по детству, печаль от невозможности вернуться в прошлое. «…О, золотые времена: Где взор смелей и сердце чище!...» |
Какой цвет использует Цветаева для изображения прошлых лет? Что может обозначать этот цвет? |
Красный. С одной стороны красный – как яркое воспоминание детства, с другой стороны красный цвет жизни, крови т. е. лирическая героиня живет полной жизнью. |
Какими вам показались отношения матери и дочери? Домашняя атмосфера в стихотворении? |
Отношения ровные, спокойные. Атмосфера покоя, уюта «…Как хорошо за книгой дома…». |
Назовите литературные произведения и их авторов, которые упоминаются в стихотворении. |
М. Твен «Приключения Тома Сойера и Геккельбери Финна», «Принц и нищий». Возможно, увлечена чтением М. Твена. |
Назовите фамилии композиторов, упомянутых в стихотворении? Почему именно они близки сердцу автора? |
Григ, Шуман, Кюи Композиторы 19 в. В их произведениях находят воплощение народные образы, сказочные герои, природа. Музыка полна света, нет тревоги. |
Определите в тексте слова, предложения, средства пунктуации, которые указывают на сильные эмоции и переживания? |
Многоточия, употребление восклицаний. «…О, золотые времена: Где взор смелей и сердце чище!..» |
Практикум для групповой работы
2 группа:
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала - имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях.
Задания для работы в группе
Вид деятельности |
анализ |
Предмет деятельности |
Стихотворение «Писала я на аспидной доске» - 1920 |
Кому посвящено стихотворение «Писала я на аспидной доске»? |
С. Э. – мужу Цветаевой С. Эфрону |
Перечислите образы – символы, что они обозначают? |
Образ небесной радуги – символ отражения божественного света «…Расписывалась - радугой небесной…»; образ креста – страдания, жертва «…Крест-накрест перечеркивала - имя...»; образ кольца – символ верности «…и кольцом на стеклах, - … Непроданное мной! внутри кольца!...»; образ вечности - «…стволы которым сотни зим..»; |
Укажите тему стихотворения? |
Тема любви и одиночества |
Какой изображена любовь в данном стихотворении? |
Как глубокое сильное чувство. |
Найдите в тексте слово, которое является главным доказательством любви лирической героини. |
«…Что ты любим! любим! любим! любим!..» |
Каким изобразительно-выразительным средством выражает свою любовь героиня? |
Лексический повтор как средство, помогающее сделать высказывание выразительным, связать между собой фразы (по цепочке), заострить смысл, способ обратить внимание читателя на подтекст. «…любим! любим! любим!..» |
Характеристика любви в данном стихотворении.
|
Любовь в понимании Цветаевой – это любить несмотря ни на что, любить, отдавая себя и не требуя ничего взамен. Любовь у Цветаевой многолика: дружба, презрение, ревность – все это ипостаси любви. Чувства обречены на разлуку, радость – на боль, счастье – на страдание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.