Урок литературы в 7 классе "Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен..."(по рассказу А.Платонова "Юшка")
Оценка 4.9

Урок литературы в 7 классе "Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен..."(по рассказу А.Платонова "Юшка")

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
18.04.2020
Урок литературы в 7 классе "Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен..."(по рассказу А.Платонова "Юшка")
конспект урока литературы в 7 классе.doc

 

 

Урок  литературы в 7 классе:

 

 

 

 

 

«Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…»

(по рассказу А.Платонова «Юшка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила 

Фирсова Ирина Александровна,

учитель русского языка

и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…»

(по рассказу А.Платонова «Юшка»)

 

 

Цели урока:

образовательные:

¾  совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

¾  формировать читательскую культуру и навыки осмысленного чтения художественного произведения.

развивающие:

¾  совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности.

воспитательные:

¾  формировать нравственные качества личности учащихся;

¾  дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому, о необходимости сострадания; доброго отношения к людям;

¾  помочь понять, что любой человек достоин самого глубокого уважения и искренней любви;

¾  умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

 

Личностные УУД:

¾  различать основные нравственно - этические понятия;

¾  соотносить поступок с моральной нормой;

¾  оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;

¾  проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке  в паре или группе.

 

Познавательные УУД:

¾  составлять литературный портрет героя;

¾  воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

¾  находить дополнительную информацию, используя словари и интернет-ресурсы;

¾  презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;

¾  обсуждать проблемные вопросы.

 

Коммуникативные УУД:

¾  воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;

¾  составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

¾   писать синквейн, используя полученную информацию.

 

Регулятивные УУД:

¾  формулировать целеполагающий вопрос на уроке.

 

Форма организации учебной деятельности:

¾  индивидуальная;

¾  фронтальная;

¾  групповая;

¾  творческая.

 

Методы и технологии, используемые на уроке:

¾  методика исследовательских заданий;

¾  личностно-ориентированное обучение;

¾  элементы технологии активно – продуктивного чтения;

¾  ИКТ.

 

Приёмы деятельности учителя:

¾  эвристическая беседа;

¾  вызов к размышлению;

¾  работа со словом;

¾  использование презентации в качестве иллюстративного материала;

¾  техники активно - продуктивного чтения: «Синквейн».

 

Основные виды деятельности учащихся:

¾  анализ текста;

¾  самостоятельная работа;

¾   индивидуальная работа;

¾  художественный пересказ фрагмента;

¾  чтение по ролям;

 

 

 

Оборудование урока:

¾  портрет А.Платонова;

¾  учебник-хрестоматия «Литература»,7класс, автор В.Я.Коровина;

¾  мультимедийная презентация;

¾  мультимедийный проектор;

¾  иллюстрации;

¾  карточки-сердечки.

 

План урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

5. Анализ рассказа «Юшка». Работа с текстом.

6.Составление синквейна.

7. Рефлексия.

8. Итог урока.                        

9. Домашнее задание. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Здравствуйте,дети!Добро пожаловать на урок литературы.Давайте улыбнёмся друг другу!Я очень рада видеть ваши лица и ваши улыбки!

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Итак, что вы ожидаете от урока?(ответы детей)

Что для этого вы можете сделать? (ответы детей)

Удачи!

2. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель читает стихотворение.

О,как же эта истина стара!

Проходит всё, но неизменны люди,

Творя добро, не жди в ответ добра

И не надейся, что когда-то будет.

Сними с себя последнее бельё,

Отдай в придачу жизнь свою и душу:

Всё заберут спокойно, как своё,

И ноги вытрут об тебя к тому же.

Но пусть обида гложет изнутри,

И больно чьё-то слово обжигает,

Не унывай, твори добро, твори…

Зла на земле и без того хватает.

 

Вы прослушали стихотворение российского поэта Эльдара Ахадова. Как вы думаете, какова тема этого стихотворения?(ответы детей)

 

Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?(ответы детей)

 

Итак, тема нашего урока: «Без доброты и сострадания нет человека»

Так говорил Андрей Платонов. Именно его творчество мы изучаем сейчас.

3. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, кто такой Андрей Платонов?

Сообщение уч-ся об А.Платонове.

 

- Давайте вспомним те произведения писателя, которые вам знакомы.

Угадай,  о каком произведении А.П.Платонова идёт речь?

«Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса…»(«В прекрасном и яростном мире»)

«Днём и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов и гладил её по шерсти около головы.»(«Корова»)

«Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания.»(«Неизвестный цветок»)

« - Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один...»(«Никита»)

« Отдал Семен последнюю копейку, взял щенка на руки и пошел домой.

 - Нет у меня коровы, нет лошади, зато щенок есть.»(«Волшебное кольцо»)

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек».

(«Юшка»)

- Я убедилась, что вы хорошо знаете прочитанные вами произведения А.П.Платонова.

- Подумайте, что объединяет эти произведения?

- Действительно, каждое произведение писателя имеет глубокий философский смысл, причем это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.

 

4. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать рассказы А.П.Платонова.

Дома вы прочитали рассказ « Юшка».

Учитель

Добро и зло…За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра со злом.

Что такое добро?

Что такое зло?

Если бы не было зла, мы смогли бы познать добро, хорошее и плохое? И поможет нам раскрыть это истинный смысл рассказа А.Платонова «Юшка».

А.Платонов писал и жил тихо, скромно. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ. А начал размышлять он об этом ещё в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Вспомните, какая борьба отражается в сказке?

 

А что побеждает, как правило, в сказке?

А всегда ли так бывает в жизни?

Вот об этом мы и поговорим, анализируя произведение Платонова «Юшка».

5. Анализ рассказа «Юшка». Работа с текстом.

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

Почему рассказ назван «Юшка»?

А как вы понимаете название рассказа «Юшка»?

Значит наш герой Юшка – воплощённое добро, его утрата также губительна для людей.

Каким видят люди Юшку?

Какую деталь в описании внешности героя особо выделяет автор? Почему?

Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека?

Что люди знают о нём?

Как относились к нему жители деревни?

Почему дети, которые всегда обострённо чувствуют доброго человека, издеваются над Юшкой?

Почему Юшка не обижался на детей?

Вывод: Совсем не зло и ненависть к Юшке движет детьми. Они ждут естественной реакции в подобной ситуации – зла в ответ на зло. Зло для них- источник радости и веселья.

Отличалось ли поведение взрослых от поведения детей? Какую роль играл Юшка для жителей деревни?

Чего взрослые хотели от Юшки?

Какие слова постоянно повторяет Юшка в оправдание обидчиков?

Вывод: Взрослые бьют Юшку из-за непохожести на других. Вымещая своё зло на Юшке, в отличие от детей, делают это сознательно. Зло в природе людей.

Физкультминутка

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх, потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись?  Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Мы с вами рассмотрели моменты, когда Юшка не был счастлив. А как вы считаете, был ли он счастлив вообще и когда?

(чтение отрывка «На природе»)

Как относился Юшка к живым существам?

Почему Юшка не мог показать любовь к природе при людях?

Зачитайте отрывок диалога прохожего и Юшки.

Из-за чего осерчал Юшка?

Случайно ли здесь слово «осерчал»?

Подберите синонимы к данному глаголу.

Почему ни один из них не подходит?

Что отвечает Юшка на слова «весёлого прохожего»?

Как вы понимаете слова Юшки?

Учитель

Умер Юшка. Так трагически закончилась его жизнь. Хоронить Юшку пришли все. Почему?

Почему без Юшки жить людям стало скучно?

Таким образом, зло со стороны людей гасилось добром со стороны Юшки. Почему  не заканчивается рассказ со смертью Юшки?

Как звали на самом деле Юшку?

Когда мы узнаём полное имя Юшки?

От кого?

Как дальше сложилась её судьба?

Что она поведала о жизни Юшки?

Учитель

Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, скромный, безответный Юшка своей любовью к людям.

Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей. В его сердце жила любовь.

 

6.Составление синквейна.

Можно ли назвать главного героя рассказа А.П.Платонова праведником?

Составим синквейн: Юшка

Учитель

Жить по законам человечности, жить праведной жизнью – значит жить по правде, по совести, по-доброму. Праведники, как и малые дети, лишённые злопамятства, мстительности и злобы, не отвечают на зло злом, не утрачивают веры в людей, следуя библейскому закону, не ожесточаются, а продолжают любить людей. В Библии сказано: «Побеждай зло добром».

Главный герой рассказа А.П.Платонова жил по законам Божьим и человеческим и своим добром победил людское зло.

Этот рассказ - последний рассказ писателя, который он писал уже будучи больным. Получилось своеобразное завещание. Это завещание всем нам, потомкам А.Платонова. Он завещает нам нравственные заповеди, по которым должен жить каждый из нас.

Давайте сформулируем их и возьмём с собой в жизнь:

-Дари окружающим добро и любовь

-Люби бескорыстно

-Будь добр к тем, кто вас окружает

-Будь отзывчив на чужое горе

-Умей прощать

-Уважай каждого человека

 

7. Рефлексия.

Нужно ли сострадать и уважать человека?

Запишите, пожалуйста, каждый по одному предложению-выводу к сегодняшнему уроку.

8. Итог урока.

- Удалось ли нам раскрыть тему урока?

- Нужно ли сострадать и уважать человека?

-Чему научились на уроке?

(Ответы учащихся).

Наш урок хочется закончить пословицей: «Жизнь дана на добрые дела». Будьте добры к тем, кто вас окружает. Пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта. Никогда не забывайте о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании, в вашей любви.

Предлагаю всем вместе спеть песню «Дорогою добра»

9. Домашнее задание. 

 

              Написать мини-сочинение «Что значит добро в вашей жизни?» или «О чём заставил меня            задуматься рассказ «Юшка?»

 

 

 


Урок литературы в 7 классе: «

Урок литературы в 7 классе: «

Тема урока: « Без доброты и сострадания нет человека

Тема урока: « Без доброты и сострадания нет человека

Регулятивные УУД: ¾ формулировать целеполагающий вопрос на уроке

Регулятивные УУД: ¾ формулировать целеполагающий вопрос на уроке

План урока 1. Организационный момент

План урока 1. Организационный момент

О,как же эта истина стара! Проходит всё, но неизменны люди,

О,как же эта истина стара! Проходит всё, но неизменны люди,

Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса…»(«В прекрасном и яростном мире») «Днём и вечером к ней в гости приходил мальчик

Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса…»(«В прекрасном и яростном мире») «Днём и вечером к ней в гости приходил мальчик

А.Платонов писал и жил тихо, скромно

А.Платонов писал и жил тихо, скромно

Чего взрослые хотели от Юшки?

Чего взрослые хотели от Юшки?

Почему без Юшки жить людям стало скучно?

Почему без Юшки жить людям стало скучно?

Давайте сформулируем их и возьмём с собой в жизнь: -Дари окружающим добро и любовь -Люби бескорыстно -Будь добр к тем, кто вас окружает -Будь отзывчив…

Давайте сформулируем их и возьмём с собой в жизнь: -Дари окружающим добро и любовь -Люби бескорыстно -Будь добр к тем, кто вас окружает -Будь отзывчив…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020