Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку
Оценка 5

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Оценка 5
docx
03.12.2019
Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку
урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ

 

 

 

 

 

 

Урок по литературе в 7 классе

 «В гостях у вишнёвых цветов»

(урок – знакомство с японскими хокку)

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

                                                                                                                          Подготовила : Далгатова Анжела Шагимардановна

   учитель русского языка и литературы

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

2017



Цель:

1. Познакомить учащихся с хокку как жанром японской поэзии.

2. Формировать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать формированию фоновых знаний. Познакомить с японской культурой.

4. Создать условия для восприятия японской поэзии через собственное творчество.

5. Способствовать формированию ассоциативного мышления.

6. Способствовать воспитанию любви к поэзии.

7. Воспитывать чувство прекрасного, прививать бережное отношение к миру, к природе.

 

 

Ход урока:

 

I.            Погружение в тему. Индуктор.

Титульный слайд

«Четыре меры прекрасного, или

В гостях у вишнёвых цветов»


Учитель предлагает записать тему урока в тетради.

 

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

·         О временах года

·         О видах искусства

·         О цветах

 

Учитель: Действительно, обо всём этом мы будем сегодня говорить, но главным предметом нашего разговора будет не это.

Я хочу вам сегодня сделать подарок!

Приглашаю вас в путешествие, в Японию – Страну восходящего солнца!

 

 

Учитель: Что вы знаете об этой стране?

Самураи, цунами, цветение сакуры, страна передовых технологий…

 

Сегодня речь пойдёт о япон­ской поэзии, а в связи с ней и о традициях Страны восходящего солнца. По легенде, она образовалась из вереницы капель, скатив­шихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хля­би. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя исто­рия и экзотика страны неудержимо влекут к себе европейцев.

Но чем ближе знакомишься с традициями Японии, тем больше понимаешь, наскольконеобычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые евро­пейцы постоянно попадают здесь впросак. Только в Японии возможна, скажем, такая ситу­ация: вы возвращаетесь в гостиницу и спраши­ваете портье: «Мне звонили?» — «Да». — «Кто же?» — «Никто». Иначе администратор-японец вам ответить просто не мог: сказать сразу о том, что никто не звонил — это значит серьёз­но обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны.

Эта курьёзная ситуация даёт нам ключ к пониманию японского этикета, его правил: всегда следует заботиться о чувстве собствен­ного достоинства пусть даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они не правы; быть вни­мательным к людям и окружающей природе. Любого японца с детства учат посреди еже­дневной суеты, забот, сутолоки находить мгно­вения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные мину­ты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда чуть моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения и могут рождаться стихи:

В гостях у вишнёвых цветов

Я пробыл ни много ни мало 

Двадцать счастливых дней![4]

Басе

 

Учитель. Необычно в Японии всё, напри­мер, японский дом.

 

Монтаж с участием уча­щихся

1-й ученик. Японский дом не имеет ни окон, ни дверей в нашем понимании. Три стены из четырёх можно в любой момент раздвинуть или вовсе снять. Исчезли пере­городчатые створки — и «природа вошла в дом», и ты оказываешься в своеобразной беседке посреди сада и любуешься старым камнем, поросшим мхом, соловьем на вет­ке, облетающими лепестками, так похожими на мотыльков.

 

2-й ученик (чтец).

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке -

Это её душа.[4]

Басе

 

Учитель

И природа в Японии по-особому сурова, но прекрасна.

 

4-й ученик. Гигантские волны тайфуна сметают всё на своём пути; пожары безжалостно губят лёгкие домики; практически ежедневные толчки землетрясений дали Японии вторе название — страна огнедышащих гор. Близок опасности, смерти породила идеал японского характера — это невозмутимость, умение запрятать глубоко внутрь обиду, страх, гнев, раздражение и даже... радость. В стихах скорбь лишь намёк на истинную силу горя.

 

Увы, в руке моей,

Слабея неприметно,

Погас мой светлячок.

 

Мукайт Керай[2]

 

Учитель. Чтят в Японии и древние традиции.

 

2-й у ч е н и к. В Японии не принято перекладывать свои проблемы на плечи других. А вот любоваться наиболее поэтическими явлениями природы лучше коллективно: всей семьёйцелым городом. Зимой прекрасен свежевыпавший снег, весной принято любоваться цветень ем сливы, вишни, осенью — огненно-красно листвой горных клёнов. Здесь по-настоящемупоклоняются красоте.

5-й ученик (чтец).

О кленовые листья!

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам.[2]

 

Сико

 

Учитель: Чтобы понять классическую японскую поэзию, нужно взглянуть на мир глазами жителя Страны восходящего солнца. Мерами красоты у японцев служат 4 понятия.

 

 

1. Первое – саби. Красота и естественность для японцев – понятия тождественные. Все, что неестественно, не может быть красивым. Сущность вещей выявляет время, поэтому японцы видят особое очарование в следах возраста, они ценят прелесть старины, печать времени.

 

 

2.Ваби – это отсутствие броского, вычурного, нарочитого. Японцы воспитывают в себе умение довольствоваться малым, японцы находят прекрасное во всём, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта. Красота в простоте.

 

 

3. Сибуй – это красота естественности плюс красота простоты. Чашка хороша, если из неё удобно пить чай и если она при этом сохранила первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара. При минимальной обработке материала – максимальная практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.

 

4.Четвёртый критерий красоты – мастерство намёка или подтекста, прелесть недоговоренности. Японцы сумели увидеть в недолговечности источник красоты. Не случайно своим национальным цветком они избрали именно сакуру (вишню), лепестки которой предпочитают опасть ещё совсем свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой…

 

 

Если мир вечно изменяется, то разве может быть возможна завершённость картины. Поэтому больше способно поведать о красоте то произведение, в котором не всё договорено до конца. На картине художники нарочито оставляют свободное пространство, предоставляя каждому по-своему заполнить его собственным воображением. Юген – это та красота, которая лежит в глубине, не стремясь на поверхность.

Считая завершённость несовместимой с вечным движением жизни, японское искусство на том же основании отрицает симметрию. Нарушение равновесия – олицетворение мира живого и подвижного.

 

Среди ежеминутной суеты, забот нужно находить мгновения, чтобы, полюбоваться закатом солнца, первым цветком, причудливым камнем или полётом бабочки, прислушаться к шелесту листвы, звуку падающих капель. Потому у японцев развито искусство созерцания.

 

Японцы знают: всё большое складывается из малого.

 

Учитель: Сейчас вы сможете восстановить слова старинной японской мудрости, которая гласит:

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите (красивое.)

Всматривайтесь в простое – и вы увидите (сложное.)

Всматривайтесь в малое – и вы увидите (великое.)

 

Учитель: Каковы главные слова этой мудрости?

 

 

Всматривайтесь – и вы увидите.

Всматривайтесь, чтобы увидеть и понять суть вещей.

 

В этих словах заключена жизненная философия японцев.

Запишем эту мудрость в тетради.

 

Учитель

касуми угокану хиру но нэмутаса

Не зыблется лёгкая дымка... / Сон затуманил глаза (В. Маркова)

 

 

нагаму то тэ хана ни мо итаси куби но хонэ

Всё глазел на них, / сакуры цветы, пока / шею не свело (Д. Смирнов)

 

 

Учитель: Прозвучали непривычные для нас стихи. Эти лирические стихотво­рения носят название хайку (или хокку). Они стали популярными" в Японии в 16-17веках.

Чем они необычны? Почему это всё-таки стихи?

Учитель: Как вы знаете, в ходе путешествия ведут журналы наблюдений. Давайте с вами подумаем, что такое хокку и заполним левую колонку нашего журнала наблюдения. (Учащиеся работают в парах. Свои предположения они записывают в таблице.

Бортовой журнал[3]



 

 

 

 

Учитель: Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

 

Понять своеобразие японских хокку, уметь вдумчиво читать, размышлять над строчками и чувствовать особенно тонко.

Учитель: Прочитайте текст на странице 235 – 237, запишите кратко ответы на вопросы в тетрадь:

1.      Что такое хокку?

2.      Как построены хокку?

3.      Какова задача автора хокку?

4.      Каковы характерные особенности хокку?

 

Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, одной мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (автора), его внутреннего мира, биографии и т. п. с природой; при этом природа должна быть определена относительно времени года — для этого в качестве обязательного элемента текста используется киго «сезонное слово»).

Чаще всего повествование ведётся в настоящем времени: автор представляет свои переживания.

Каждое хайку — это отдельный мир, полный своих образов, чувств, это картинка, живущая вне строк.

Мастерством хокку считается в трех строках описать момент:

- первая строка отвечает на вопрос «Где?»;

- вторая на вопрос «Что?»;

- третья на вопрос «Когда?».

 

 

Учитель: При чтении японской поэзии нельзя торопиться. Японские стихи предполагают так называемое «послечувствование», то есть домысел, разворачивание картины.

 

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Басё

 

О чём стихотворение? О природе.

Но стихотворение не только, и не столько об этом. Попробуйте «прочесть между строк», то есть то, что скрыто от невнимательного читателя.

Вам предлагается лист с заданием №1 (см. приложение).

 

Работа в парах.

 

- Где происходит действие? Почему автор рисует пруд старым? Что символизирует старый пруд?

- Что привлекло внимание автора? Почему?

- Какой след оставила картина в душе художника?

- Каким чувством проникнуто это стихотворение? Почему?

- О чём стихотворение? Только ли о природе?

 

 

 

1 строка – рисует общую картину, созерцаемую автором.

2 строка обращает внимание на то, что привлекло внимание автора.

3 строка – это след, который оставила картина в душе художника.

Старый пруд символизирует покой. Вода не подвижна, он дремлет, как дремлет душа человека.

Прыгнула лягушка – мгновенье и покой нарушен. Вдруг в душе человека воспоминание пробудило яркие чувства. Но …всплеск в тишине. Вновь воцаряется покой, восстанавливается гармония окружающего мира. Восстанавливается и покой в душе.

 

 

Жёлтый лист плывёт.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснёшься ты?

Басё

Каким чувством проникнуто это стихотворение? Откуда рождается это чувство?

 

- Когда происходит действие? Как вы это поняли?

- К кому обращено стихотворение? Как вы об этом этом догадались?

- Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?

- На что похож жёлтый лист?

- Каким чувством проникнуто это стихотворение? Откуда рождается это чувство?

 

 

Грустью проникнуто стихотворение. Вызвана она ощущением осени. Автор говорит о быстротечности времени и жизни.

 

Лексика хокку подчёркнуто проста, поэт избегает вычурных выражений, стилистически окрашенных слов.

Японский читатель – это чуткий и талантливый соавтор. Ему достаточно намёка, там где нам нужно всё объяснить.

 

Послушайте следующее хокку, объясните смысл этих строк.

 

Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

Ранран

 

- Какое время года и дня здесь изображено?

- Где вам видится автор?

- Как вы думаете, он молод? стар?

- Какое у него настроение? Почему?

- Что значит «зонт прошелестел»? Кого вы видите под зонтом? Почему автор не говорит «прошёл человек»?

- О чём говорят слова «нет, не ко мне»?

- Какое состояние передано в стихотворении?

 

Учитель: В чём своеобразие стихотворений в три строки?

 

Ученики приходят к выводу, что разные читатели видят разные картины за тремя строчками. Даже один и тот же человек, находясь в разном настроении, будет по-разному воспринимать одно и то же стихотворение. Хокку напоминает калейдоскоп, который каждый раз поворачивается новой, неповторимой гранью. За описанием природы стоит безграничный мир переживаний человека. Стихи просты и сложны одновременно.

 

Учитель: Как сопрягаются мир человека и мир природы в японской поэзии?

 

В японском искусстве мир человека и природа существуют как одно целое.

В хокку, как правило, обозначено время года. Не всегда об этом сказано прямо: чаще поэт называет предметы и явления, связанные в сознании японцев с тем или иным сезоном.

 

 

Весна – пион, цветение сакуры, пение лягушек, обильный дождь, пение жаворонка, ива в пуху…

Лето – лотос, соловей, кукушка…

Осень – хризантема, жёлтые листья, поющие насекомые (цикады, сверчки), луна, ветер, долгий моросящий дождь…

Зима – снег, иней, чёрный цвет…

 

Учитель: Продолжите образные ряды. Вам предлагается лист с заданием №2 (см. приложение).

 

Работа в группах.

 

 

II.            Творчество.

 

Каждое живое существо слагает свои песни… И именно это приводит в движение Небо и Землю» (Мацуо Басё)

Несмотря на необычность и сложность хокку, их сочинительством занимаются не только профессионалы. С 16 века в середине января ежегодно устраивается поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот общенациональный конкурс. Лучшие из них зачитываются на торжественной церемонии в присутствии императора, печатаются в газетах.

 

Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. В малом – великое. Поэт, подобно скульптору, отсекает всё лишнее, чтобы подарить миру настоящий шедевр.

 

1. Упражнения в соавторстве.

В данные трехстишия подставьте подходящие по смыслу пропущенные слова и выражения, обоснуйте своё решение. (Стихотворения Мацуо Басё)

 

 

Цветы увяли.

Сыплются. Падают семена,

Как будто…. (слёзы)

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

(О, с какой неохотой!)

 

Прошло уж десять лет,

А кажется, вчера его не стало…

(Плакучей ивы тень! )

 

 

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке –

(Это её душа.)

 

Цикаду поймал,

Взглянул ей в глаза и понял –

(Подходит осень)!

 

V. Подведение итогов.

 

Учитель: Сумели ли мы понять своеобразие хокку? Чему нас может научить японская поэзия?

Японские поэты учат нас беречь всё живое, жалеть всё живое, ценить всё живое. Поэзия хокку призывает нас пристально смотреть и чутко вслушиваться в себя и мир вокруг, дорожить каждым мгновением прожитой жизни.

Учитель: Вот и пришла пора прощаться со Страной восходящего солнца.

Всё ли мы узнали о японской поэзии?

Я думаю, вам будет интересно узнать больше о творчестве японских поэтов и других жанрах японской поэзии.

 

 

VI.            Рефлексия.

Было ли вам комфортно на уроке?

Сумели ли вы выразить свои мысли и чувства?

Какая мелодия звучит в ваших душах?

 

 

 

 

 

VI.            Домашнее задание.

На выбор.

1.      Объясните смысл предложенных учителем или выбранных самими учениками понравившихся стихотворений. Нарисуйте иллюстрации к понравившимся хокку.

2.      Сочините хокку на тему «Ожидание весны», на свободную тему.

 

Информационные источники:

Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». - № 2 -2003.

Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». - № 2 -2010.

Лист заданий №1

 

 

Задание 1 группе

 

Прочтите стихотворение. Как вы понимаете его смысл?

 

Жёлтый лист плывёт.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснёшься ты?

Басё*

 

- Когда происходит действие? Как вы это поняли?

- К кому обращено стихотворение? Как вы об этом этом догадались?

- Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?

- На что похож жёлтый лист?

- Каким чувством проникнуто это стихотворение? Откуда рождается это чувство?

 

*Цикада – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрёкот.

 

 

Задание 2 группе

 

Прочитайте стихотворение. Как вы понимаете его смысл?

 

Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

Ранран

 

- Какое время года и дня здесь изображено?

- Где вам видится автор?

- Как вы думаете, он молод? стар?

- Какое у него настроение? Почему?

- Что значит «зонт прошелестел»? Кого вы видите под зонтом? Почему автор не говорит «прошёл человек»?

- О чём говорят слова «нет, не ко мне»?

- Какое состояние передано в стихотворении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист заданий № 2

 

Задание 1 группе

 

1.Определите, о каком времени года идёт речь в стихотворениях.

 

Не страшны ей росы:

Глубоко пчела укрылась

В лепестках пиона.

 

Вишни расцвели.

Не открыть сегодня мне

Тетрадь с песнями.



Откуда кукушки крик?

Сквозь чащу густого бамбука

Сочится лунная ночь.



 

О, весенний дождь!

С кровли ручейки бегут

Вдоль осиных гнезд.



Все кружится стрекоза...

Никак зацепиться не может

За стебли гибкой травы.

 

Какое блаженство!
Прохладное поле зеленого риса...
Воды журчанье...



 

Задание 2 группе

 

1.Определите, о каком времени года идёт речь в стихотворениях.

 

И осенью хочется жить

Этой бабочке: пьет торопливо

С хризантемы росу.



Холодный дождь без конца.

Так смотрит продрогшая обезьянка,

Будто просит соломенный плащ.



Срезан для крыши камыш.

На позабытые стебли

Сыплется мелкий снежок.

 

Опала листва.

Весь мир одноцветен.

Лишь ветер гудит.



Тишина кругом.

Проникает в сердце скал

Легкий звон цикад.



Первый снег под утро.
Он едва-едва прикрыл
Листики нарцисса.

 



 



 

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов урок -знакомство с японскими хокку

Урок литературы в 7 классе В гостях у вишнёвых цветов  урок -знакомство с японскими хокку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019