Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.
Оценка 5

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Оценка 5
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.
ТемаРусские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине..docx

 22.04                                                                Урок № 58                                        литер.8 класс

Тема:Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Методическая цель : : познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов XX века о Родине, родной природе; развивать  умение анализировать лирическое произведение; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос, выразительно читать стихотворения; способствовать развитию у обучающихся культуры речи,; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Планируемые предметные результаты: знают сведения о творчестве русских поэтов XX века, содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе;  понимают лирический пафос стихотворений ,умеют находить в тексте изобразительно-выразительные средства и  определяют их роль.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.

                                                                              Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мотивация учебной деят-ти. Звучит классическая музыка («Времена года»  Антонио Вивальди).

-С чем ассоциируется для вас Родина?

Вступительное слово учителя. Прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины-России- сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний. Тема родины остаётся актуальной и в наши дни, когда каждому человеку необходимо не только определить своё место в жизни, но и осознать свою значимость для той страны, в которой он живёт.

III . Тема и целеполагание.

IV. Работа по теме урока.

1.Начнем знакомиться с поэтом Иннокентием Анненским. Посмотрите на слайд. Это поэт, драматург, переводчик, критик. Был преподавателем античности, языков, словесности. В течение 10 лет директор Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин. Мы сегодня познакомимся со стих-ем «Снег».

2.Выразительное чтение стихотворенияИн. Анненского«Снег» с последующим его обсуждением.

 -В какое время поэт видит снег? По каким приметам вы догадались об этом?

-Найдите в стихотворении эпитеты. Какую роль они играют в стих-нии?

3.Дмитрий Сергеевич Мережковский (слайд).  Стихотворения начал писать, когда учился в гимназии. Тогда же Достоевский, выслушав некоторые, сказал: «Слабо…плохо…чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!» Эта фраза на всю жизнь осталась в памяти Мережковского. Послушаем, какие стихотворения он писал.(ст-е «Родное» )

4.Работа над стихотворениями Мережковского.

1) Каким настроением проникнуто стих-е? Какие выразительные средства  «выполняют» эту задачу? (ст-е проникнуто чувством светлой печали (грустное, щемящее чувство печали) Это чувство создается и неторопливой интонацией, и эпитетами (унылое, молчанье, печальные, однообразных, задумчивый, полное тоски, робкие беспомощные слезы и …особым синтаксисом - предложения назывные, что придает ощущение покоя, тишины, недвижности, неизменности. Май – обращение - олицетворение.

2) с чем сравнивает М. дождь? (Робкие беспомощные слезы, струится теплый дождь во тьме ночной= олицетворение).

3) А как вы поняли строчку последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»?

Следующее стихотворение «Не надо звуков».

1) Где, по мнению автора, сосредоточена гармония? Чему следует учиться у природы?

2)О каком состоянии собственной души рассказывает нам поэт? (Образы природы здесь на второстепенном месте, главное – философские размышления, взгляд, обращенный к небу, к Богу, желание постичь высшее: «Учись тому теперь, что выше/ Земных желаний, дел и слов».

    5. Николай Заболоцкий. В художественном мире Заболоцкого происходит сближение человека и природы, взаимообогащение.Прослушивание стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок» (фонохрестоматия).   Обсуждение стих-я.

1)С кем ведет поэт диалог? В чем его смысл? (В диалоге с вестником весны поэт выражает переполняющие его чувства восхищения вечным обновлением жизни, душевное волнение, радость от общения с природой.Это и диалог с собственной душой).

2)Какова основная мысль стихотворения? (Душа человека, радуясь весне, стремится слиться с душой природы, достать до звезды, приобщиться к мирозданью, повернуться к нему лицом.

6.Николай Рубцов. Обсуждение стихотворений Н. Рубцова.

1) Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»?Стих-я о прошлом России, о былом, о переменах, о любви поэта к Родине… Автор пишет об истории жизни народа, страны – отликовала, отгоревала, отошла. Что скрывается за этими простыми словами?

2) Какова идея стихотворения «Встреча»? (Проводится параллель между жизнью человека и жизнью страны).

3) «Привет, Россия…»(Стихотворение-обращение. Это и воспоминания, и раздумья; в образе ветра заключен образ судьбы, перемен, непокоя, становится понятно, что это образ лирического героя, борющегося с жизненными бурями. Но сильнее бурь, жизненных невзгод любовь к родине).

7. Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и Гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России.

Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, И. Одоевцева, И. Северянин, А. Куприн, М. Цветаева...

«Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России», – констатировала в 1920 г. одна из газет.                          И вот мы остались без Родины,

                                   И вид наш и жалок, и пуст.

                                   Как будто бы белой смородины

                                   Обглодан раскидистый куст.

                                                                      И. Северянин

8. Один из представителей русского зарубежья-Николай Оцуп. Отрывок – «Мне трудно без России…» О чем говорит поэт? Что чувствует? Что для него Россия?

9.Зинаида Гиппиус. «Знайте!» Вопросы: -Во что верила Гиппиус? Обратите внимание на глаголы в повелительном наклонении, восклицательную интонацию. Выражают уверенность, утверждение невозможности жизни без Родины.

10. «Так и есть». Основная мысль - «Если кончена моя Россия - я умираю».

11. Дон Аминадо-псевдоним А.П. Шполянского. Стихотворение проникнуто ностальгией, чужому противопоставлено свое. Образ Родины удваивается –Русское лето в России. Поэт описывает воспоминания, мелочи: запахи пыльной травы, пастушьяжилейка, поздний и горький волчец. С помощью запахов, звуков вызываются зрительные образы, и мы можем представить образ родины. Последняя строка –несбыточное сокровенное желание («Эх, если б узкоколейка шла из Парижа в Елец»).

12. И.А. Бунин. Стих-е «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Какие чувства выражены в стихотворении? Как они показаны?  (Ностальгические чувства, смешанные с чувством протеста против несправедливости,  неестественности изгнания. У каждого живого существа свой дом. Поэт строками «У птицы есть гнездо….» не противопоставляет бездомность человека, а констатирует факт. Тем сильнее чувство горечи, досады, гнева. Повторение этих строк, но в зеркальном построении указывает на неотступность мыслей о несправедливости изгнания. Ритм стихотворения передает тревожный стук сердца.

13. Вынуждены были эмигрировать не только поэты, за границей оказались и многие музыканты. Например, С. В. Рахманинов.Так сложилось в жизни композитора, что он вынужден был покинуть Родину, находясь в полном расцвете творческих сил. В первые годы жизни за границей композитор совсем не мог сочинять, он очень тосковал по Родине. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы не остаётся желания творить».В эти годы Рахманинов выступает как пианист и завоёвывает себе положение лучшего в мире пианиста. Пропагандируя за океаном русскую музыку, он давал целые концерты из произведений русских композиторов. За 3 месяца он дал 31 концерт. Такие перегрузки не проходили даром и, конечно, сказывались на здоровье. «У меня начали лопаться сосуды рук, образуются кровоподтёки. Дома я помалкиваю об этом». Рахманинов зарабатывал миллионы, он был лучшим в мире пианистом. У него были и деньги, и слава. Зачем же нужно было так изнурять себя?

        Рахманинов помогал всем русским людям, живущим в эмиграции в Америке. Итак, уже в начале 20-х годов Рахманинов достиг в США прочного материального и артистического благополучия, но не обрёл утраченного при отъезде из России душевного покоя.

      Стихотворение М. Пляцковского о Рахманинове читает учитель.

Во фраке и манишке накрахмаленной

Сосредоточен, строг и напряжен.

Играл Сергей Васильевич Рахманинов.

В нью-йоркском зале. Публике чужой.

И, чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг,

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

Оторванный от Родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошеный

И русский лес, где щелкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь…

И так ему хотелось вслед за звуками

В родимую Россию улететь.

      Послушаем «Вокализ» Рахманинова, написанный человеком, потерявшим родину, но не забывшим ее. Сказать о «Вокализе» словами - ничего о нем не сказать. Что вам нравится в этой музыке?(Вслушайтесь:  после пронзительной грусти и после всего-всего, подголоском, поднимается ввысь тема возрождения, вера в лучшее... Это и есть самое главное в вокализе, "внешняя" кульминация уже прошла, и наступила "внутренняя". В ней мы находим силы и понимаем, что вечно всё живое. Мы понимаем, что мир будет жив, что любовь будет всегда, что искренность и свет рассеют мрак, что через века донесутся прекрасные отголоски этого мотива, отразившись в других душах, понимаем, что есть вечное и ничто не проходит бесследно...)

V. Итог урока. Рефлексия:приём «Незаконченное предложение»

VI. Домашнее задание:1)выучить стихотворение,2)прочит.»Ромео и Джульетта»(по учебнику).

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок литературы в 8 классе Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020