22.04 Урок № 58 литер.8 класс
Тема:Русские поэты XX в.о России,родной природе.Поэты русского зарубежья о Родине.
Методическая цель : : познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов XX века о Родине, родной природе; развивать умение анализировать лирическое произведение; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос, выразительно читать стихотворения; способствовать развитию у обучающихся культуры речи,; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Планируемые предметные результаты: знают сведения о творчестве русских поэтов XX века, содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; понимают лирический пафос стихотворений ,умеют находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Мотивация учебной деят-ти. Звучит классическая музыка («Времена года» Антонио Вивальди).
-С чем ассоциируется для вас Родина?
Вступительное слово учителя. Прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины-России- сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний. Тема родины остаётся актуальной и в наши дни, когда каждому человеку необходимо не только определить своё место в жизни, но и осознать свою значимость для той страны, в которой он живёт.
III . Тема и целеполагание.
IV. Работа по теме урока.
1.Начнем знакомиться с поэтом Иннокентием Анненским. Посмотрите на слайд. Это поэт, драматург, переводчик, критик. Был преподавателем античности, языков, словесности. В течение 10 лет директор Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин. Мы сегодня познакомимся со стих-ем «Снег».
2.Выразительное чтение стихотворенияИн. Анненского«Снег» с последующим его обсуждением.
-В какое время поэт видит снег? По каким приметам вы догадались об этом?
-Найдите в стихотворении эпитеты. Какую роль они играют в стих-нии?
3.Дмитрий Сергеевич Мережковский (слайд). Стихотворения начал писать, когда учился в гимназии. Тогда же Достоевский, выслушав некоторые, сказал: «Слабо…плохо…чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!» Эта фраза на всю жизнь осталась в памяти Мережковского. Послушаем, какие стихотворения он писал.(ст-е «Родное» )
4.Работа над стихотворениями Мережковского.
1) Каким настроением проникнуто стих-е? Какие выразительные средства «выполняют» эту задачу? (ст-е проникнуто чувством светлой печали (грустное, щемящее чувство печали) Это чувство создается и неторопливой интонацией, и эпитетами (унылое, молчанье, печальные, однообразных, задумчивый, полное тоски, робкие беспомощные слезы и …особым синтаксисом - предложения назывные, что придает ощущение покоя, тишины, недвижности, неизменности. Май – обращение - олицетворение.
2) с чем сравнивает М. дождь? (Робкие беспомощные слезы, струится теплый дождь во тьме ночной= олицетворение).
3) А как вы поняли строчку последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»?
Следующее стихотворение «Не надо звуков».
1) Где, по мнению автора, сосредоточена гармония? Чему следует учиться у природы?
2)О каком состоянии собственной души рассказывает нам поэт? (Образы природы здесь на второстепенном месте, главное – философские размышления, взгляд, обращенный к небу, к Богу, желание постичь высшее: «Учись тому теперь, что выше/ Земных желаний, дел и слов».
5. Николай Заболоцкий. В художественном мире Заболоцкого происходит сближение человека и природы, взаимообогащение.Прослушивание стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок» (фонохрестоматия). Обсуждение стих-я.
1)С кем ведет поэт диалог? В чем его смысл? (В диалоге с вестником весны поэт выражает переполняющие его чувства восхищения вечным обновлением жизни, душевное волнение, радость от общения с природой.Это и диалог с собственной душой).
2)Какова основная мысль стихотворения? (Душа человека, радуясь весне, стремится слиться с душой природы, достать до звезды, приобщиться к мирозданью, повернуться к нему лицом.
6.Николай Рубцов. Обсуждение стихотворений Н. Рубцова.
1) Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»?Стих-я о прошлом России, о былом, о переменах, о любви поэта к Родине… Автор пишет об истории жизни народа, страны – отликовала, отгоревала, отошла. Что скрывается за этими простыми словами?
2) Какова идея стихотворения «Встреча»? (Проводится параллель между жизнью человека и жизнью страны).
3) «Привет, Россия…»(Стихотворение-обращение. Это и воспоминания, и раздумья; в образе ветра заключен образ судьбы, перемен, непокоя, становится понятно, что это образ лирического героя, борющегося с жизненными бурями. Но сильнее бурь, жизненных невзгод любовь к родине).
7. Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и Гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России.
Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, И. Одоевцева, И. Северянин, А. Куприн, М. Цветаева...
«Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России», – констатировала в 1920 г. одна из газет. И вот мы остались без Родины,
И вид наш и жалок, и пуст.
Как будто бы белой смородины
Обглодан раскидистый куст.
И. Северянин
8. Один из представителей русского зарубежья-Николай Оцуп. Отрывок – «Мне трудно без России…» О чем говорит поэт? Что чувствует? Что для него Россия?
9.Зинаида Гиппиус. «Знайте!» Вопросы: -Во что верила Гиппиус? Обратите внимание на глаголы в повелительном наклонении, восклицательную интонацию. Выражают уверенность, утверждение невозможности жизни без Родины.
10. «Так и есть». Основная мысль - «Если кончена моя Россия - я умираю».
11. Дон Аминадо-псевдоним А.П. Шполянского. Стихотворение проникнуто ностальгией, чужому противопоставлено свое. Образ Родины удваивается –Русское лето в России. Поэт описывает воспоминания, мелочи: запахи пыльной травы, пастушьяжилейка, поздний и горький волчец. С помощью запахов, звуков вызываются зрительные образы, и мы можем представить образ родины. Последняя строка –несбыточное сокровенное желание («Эх, если б узкоколейка шла из Парижа в Елец»).
12. И.А. Бунин. Стих-е «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Какие чувства выражены в стихотворении? Как они показаны? (Ностальгические чувства, смешанные с чувством протеста против несправедливости, неестественности изгнания. У каждого живого существа свой дом. Поэт строками «У птицы есть гнездо….» не противопоставляет бездомность человека, а констатирует факт. Тем сильнее чувство горечи, досады, гнева. Повторение этих строк, но в зеркальном построении указывает на неотступность мыслей о несправедливости изгнания. Ритм стихотворения передает тревожный стук сердца.
13. Вынуждены были эмигрировать не только поэты, за границей оказались и многие музыканты. Например, С. В. Рахманинов.Так сложилось в жизни композитора, что он вынужден был покинуть Родину, находясь в полном расцвете творческих сил. В первые годы жизни за границей композитор совсем не мог сочинять, он очень тосковал по Родине. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы не остаётся желания творить».В эти годы Рахманинов выступает как пианист и завоёвывает себе положение лучшего в мире пианиста. Пропагандируя за океаном русскую музыку, он давал целые концерты из произведений русских композиторов. За 3 месяца он дал 31 концерт. Такие перегрузки не проходили даром и, конечно, сказывались на здоровье. «У меня начали лопаться сосуды рук, образуются кровоподтёки. Дома я помалкиваю об этом». Рахманинов зарабатывал миллионы, он был лучшим в мире пианистом. У него были и деньги, и слава. Зачем же нужно было так изнурять себя?
Рахманинов помогал всем русским людям, живущим в эмиграции в Америке. Итак, уже в начале 20-х годов Рахманинов достиг в США прочного материального и артистического благополучия, но не обрёл утраченного при отъезде из России душевного покоя.
Стихотворение М. Пляцковского о Рахманинове читает учитель.
Во фраке и манишке накрахмаленной
Сосредоточен, строг и напряжен.
Играл Сергей Васильевич Рахманинов.
В нью-йоркском зале. Публике чужой.
И, чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг,
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук.
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
Оторванный от Родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошеный
И русский лес, где щелкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь…
И так ему хотелось вслед за звуками
В родимую Россию улететь.
Послушаем «Вокализ» Рахманинова, написанный человеком, потерявшим родину, но не забывшим ее. Сказать о «Вокализе» словами - ничего о нем не сказать. Что вам нравится в этой музыке?(Вслушайтесь: после пронзительной грусти и после всего-всего, подголоском, поднимается ввысь тема возрождения, вера в лучшее... Это и есть самое главное в вокализе, "внешняя" кульминация уже прошла, и наступила "внутренняя". В ней мы находим силы и понимаем, что вечно всё живое. Мы понимаем, что мир будет жив, что любовь будет всегда, что искренность и свет рассеют мрак, что через века донесутся прекрасные отголоски этого мотива, отразившись в других душах, понимаем, что есть вечное и ничто не проходит бесследно...)
V. Итог урока. Рефлексия:приём «Незаконченное предложение»
VI. Домашнее задание:1)выучить стихотворение,2)прочит.»Ромео и Джульетта»(по учебнику).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.