Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.
Оценка 4.6

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Оценка 4.6
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.
Л.Н.Толстой.«После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.docx

21.01                                                   Урок №36                                                         лит.8 кл.

                         Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Методическая цельрасширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого; познакомить с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»; рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа; раскрыть его гуманистический пафос; развивать логическое мышление ,речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);воспитывать гармоничную и духовную личность;воспитывать интерес к предмету.

Планируемые предметные результаты: знать содержание рассказа, уметь составлять план прочитанного, формулировать тему и идею, сюжет и особенности композиции рассказа.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация, тест; текст.

                                                                     Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности:

Слово учителя.

        60 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература
            Историческое значение работы Толстого уже теперь понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь XIX век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением…
            Не зная Толстого - нельзя считать себя знающим  свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.
                                                                                      М. Горький. История русской культуры.

III. Формулир.темы и целеполагание .

IV.Актуализация опорных знаний.

Что вы можете сказать о личности Л. Н. Толстого на основе услышанного?

IV. Работа по теме урока.

1.История создания рассказа. Слово учителя.

Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884) (слайд 3). «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».  

Читая дневники Л.Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идет о рассказе «После бала» (слайд). Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть (слайд 4).

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа? (слайд ). Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем. 2.Словарная работа.

Экзекуция (слайд)

Грациозная – изящная.

Иноходец – лошадь, которая бежит иноходью – сначала выносит обе правые, затем обе левые ноги.

Дагерротипный – старинная фотография, выполненная на металлической пластинке.

Камергер – почётное придворное звание.

Пюсовый – тёмно-коричневый.

Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.

Елизавета (старинное произношение Елисавета) Петровна – русская царица (1709-1761).

Хоры – открытая галерея, балкон в верхней части зала.

Атласный – сделанный из атласа -  шёлковой гладкой блестящей ткани.

Качество – двое молодых людей задумывали названия предметов или качества характера (гордость, нежность и т. д.) – каждый своё. Девушка должна была отгадать задуманное. Тот, качество которого было угадано, становился в пару. Точно так же избирали себе дам кавалеры.

Эполеты – парадные офицерские погоны.

Портупея – ременная перевязь, перекинутая через плечо, для ношения холодного оружия.

Штрипка – тесьма, пришитая к концу брюк  и охватывающая ступню под башмаком.

Опойковые сапоги – сапоги из опойка – тонкой кожи, выделанной из шкуры молодых телят.

Кандидатский экзамен – здесь: экзамен на степень кандидата, присуждавшуюся выпускникам университета.

Девический институт (институт благородных девиц) - закрытое учебно-воспитательное учреждение для дочерей дворян.

Ломовые -  ломовые извозчики (занимавшиеся перевозкой тяжестей).

3.Аналитическая работа по произведению.

-Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

(Ответы учащихся).

– Прочитайте вступление. Какова его роль?

(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь».

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).

– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа. (В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика) (слайд 6).

– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?(Сцены бала и экзекуции).

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателю понадобилась первая часть?

(Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).

– Как называется такой прием? (Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

– А какие образы объединяют части рассказа?(Образы полковника и Ивана Васильевича).

Физминутка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

 А теперь руками крутим —

 И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

 Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

 Потянули плечи, спинки.

 А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

4.Беседа о главных героях.

-Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет..

– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?(Он счастлив, влюблен).

– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большое черное).

 – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

(Тревога, предупреждение).

Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?(Они наказывают человека).

– Что они ему несут?(Боль, страдания, муку).

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (Красный, белый).

– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? (Мука, боль).

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу?(За то, что тот слабо ударил татарина).

– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?(Надевал перчатку для танца с Варенькой).

– Вспомните, что полковник при этом говорил?(«Надо все по закону»).

– Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?(По закону военной жизни).

– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?(Жестокость).

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? (Божеский).

– В какой день разворачиваются все события? (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздник Прощеное воскресенье? (Надо всех простить, надо покаяться).

– Почему понедельник называют Чистым? (Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).

– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?(Скорее всего в этом случае он сам бы был наказан).

– В чем корень этих противоречий, по мнению Толстого?

(В том социальном и политическом порядке, который был в России в николаевское время).

В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд ).

(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическая сила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении. При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое, к сожалению, мало, что поменялось в России).

– Верно. При этом писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

(Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи).

V.Итог урока. Рефлексия :Заполнение таблицы.

Новое

Что поразило

 

VI.Домашнее задание: 1.отв.на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает Л.Н.Толстой в повести «После бала»? 2. подгот. к сочин.:

1)«Полковник на балу и после бала».

2) «Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала».

 

 

 

                                  

 

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Л.Н.Толстой.Слово о писателе. Рассказ «После бала». История создания и художественное своеобразие рассказа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020