Технологическая карта урока
Тема урока |
«Связь умножения со сложением» |
Тип урока |
Урок «открытие новых знаний» |
Цель урока |
Создание условий для формирования знаний о связи умножения со сложением и умножение единицы и нуля на число |
Задачи
|
Обучающая: познакомить обучающихся со связью умножения со сложением
|
Планируемые результаты (предметные) |
- познакомятся с понятием «связь умножения со сложением»; -научатся заменять в примерах сложение умножением; - научатся применять знания о связи умножения со сложением при решении примеров и задач; - отработают ранее изученные приемы умножения и сложения |
Личностные результаты |
- оценивать собственные успехи в освоении новой темы; - уметь сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; - понимать значимость изучения темы; - формировать положительное отношение и интерес к урокам математики.
|
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
- регулятивные : уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватное отношение к самооценке. - познавательные: применение различных способов логического анализа при работе над задачей; уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; обрабатывать информацию. - коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке ; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре. |
Основные понятия |
Сложение, умножение |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы: основные дополнительные |
Презентация, раздаточный материал
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, самостоятельная работа. |
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности |
- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Меня зовут Татьяна Сергеевна и урок математики сегодня проведу у вас я. Можете садиться. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке- Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаю всем удачи. За работу, в добрый час! - Ребята, проверьте свою готовность к уроку, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должны лежать учебник, тетрадь, карандаш, ручка, линейка |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку |
II. Актуализация и пробное учебное действие |
Ребята, мы с вами сегодня приглашены на цирковое представление. Чтобы туда попасть, вам нужно сыграть в лотерею (слайд 1) Я сейчас вам раздам листочки с числами и буду называть примеры, вам необходимо будет вычеркнуть все числа, которые получились. 1.Увеличьте 9 на 6 (15) 2.Уменьшите 13 на 5 (8) 3.Найти сумму чисел 6 и 5. (11) 4.Найти разность чисел 70 и 20. ( 50) 5.К 70 прибавить 6. (76) 6.От 84 отнять 4. ( 80) 7.В каком числе 4 десятка и 5 единиц? (45) 8.Какое число следует за числом 69? ( 70) 9.Какое число предшествует числу 30? (29) 10. Увеличьте 50 на 4. (54) 11.К 45 прибавьте такое же число. (90) 12. Назовите сумму чисел 60 и 8. (68) 13. Из 11 вычесть 8. (3) 14. Из каких одинаковых чисел можно составить число 14. (Из 7.) - Проверьте, правильно ли вы вычеркнули числа? Молодцы! Вот так у вас должно было получиться (слайд 2) - Отправляемся в первый шатер. - Нас встречает веселая мартышка Маруся с тетрадкой и ручкой. Скажите, что она хочет от нас? (слайд 3) Верно, давайте для начала проведем пальчиковую гинастику Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз). Каркает: "Вот и обед!" (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх). Глядь - а червячков уж нет!
- Верно, ребята, откройте свои тетради, отступите 4 клетки от предыдущей работы и напишите дату 2 марта, ниже классная работа. - Скажите, какие вы любите получать оценки? - Давайте тогда пропишем строчку цифры 4 и строчку цифры 5. Давайте сначала пропишем 4, я вам покажу. Теперь прописываем 5 |
Играют в лотерею. Вычеркивают числа
- Чтобы мы провели минутку чистописания Выполняют пальчиковую гимнастику
- пятерки и четверки Прописывают цифры 4 и 5 |
III. Выявление места и причины затруднения |
- Молодцы, ребята, Маруся нас ведет к нашим местам. (слайд 4) Что-то Маруся запуталась, давайте ей поможем, чтобы узнать число нашего места, вам необходимо выбрать сумму, которая отличается от остальных: 28 + 26 + 22+ 4 = 35+ 17 + 13 + 5 = 46+ 22+14 +8 = 1+1+1+1+1= - Скажите, какая сумма лишняя и почему?
- Ребята, давайте теперь подумаем, как же нам можно решить последний пример, в этом нам поможет клоун.(слайд 5) Смотрите, клоун достал мячик, и еще мячик, и еще , и еще, и еще. Сколько всего мячиков у клоуна? - Как узнали? Давайте запишем эту сумму, отступите одну клеточку и запишите 1+1+1+1+1=5. Какие слагаемые в этой сумме? Сколько слагаемых?
- Давайте заменим сложение умножением. Как мы запишем пример? - Верно, запишите ниже этот пример, сколько получилось? - Правильно. Ребята, скажите, что показывает в этом примере число 1? - А число 5? - Ребята, смотрите. (слайд 6) После обеда у тигра в клетке осталось 4 чашки. Ни на одной из них не было ни одной косточки. Сколько всего косточек в этих чашках? - Кто мне скажет, как мы запишем пример? - Верно, замените сложением умножением - Сколько получилось? - Верно, ребята, скажите, что в этом примере означает число 0? - А число 4? - Верно, ребята. Скажите, какая же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня вести речь? - А если посмотреть на оба примера, мы можем найти связь между сложением и умножением? - тогда скажите, какая же тема нашего урока? |
- последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных — разные.
- 5
- сложили 1+1+1+1+1=
- одинаковые . 5 слагаемых - 1*5 - 5 - Чему равно слагаемое - Сколько раз взяли слагаемое 1
-0+0+0+0 - 0*4 - 0 - чему равно слагаемое - сколько раз взяли слагаемое 0 - о сложении и умножении
- да - связь умножения со сложением |
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
- Ребята, посмотрите на доску (слайд 7), фокусник вытащил из шляпы 7 зайцев. Как мы можем записать в виде примера? - Замените сложение умножением - Сколько получится? - Скажите, что в этом примере означает число 7? - а число 1? - Ребята, чем можно заменить сумму? Сумму каких слагаемых можно заменить?
- Ребята, посмотрите, фокусник хотел вытащить кошек из 5 шляп, но ни одну не вытащил, как мы запишем этот пример? (слайд 8) - Давайте заменим сложение умножением. Как мы запишем? - Верно, ребята. Посмотрите на эти два примера и скажите, какой мы можем сделать вывод? - Какой можно сделать вывод, если рассмотреть первый пример?
- А какой вывод мы можем сделать, если рассмотреть второй пример? - Верно, ребята |
- 7+0 или 1+1+1+1+1+1+1+1
- 7*1 -7 - чему равно слагаемое - сколько раз взяли слагаемое 6 - Умножением - одинаковых
- 0+0+0+0+0 - 0*5
- При умножении любого числа на единицу, получается то же число
- При умножении любого числа на ноль, получается ноль |
V. Реализация построенного проекта |
- Ребята, давайте с вами решим задачу : На 5 цирковых лошадей сели по 1 всаднику. Сколько всего всадников на лошадях? О чем говорится в задаче? - Сколько было лошадей? - Что нужно найти в задаче? Каким действием? - Как будем складывать, а как умножать? - Правильно, и сколько у нас получится в итоге?
- Верно. Давайте решим следующую задачу: у попугая 5 желтых перьев, но ни одного красного. Сколько у попугая красных перьев? - Все верно, ребята, молодцы - Давайте теперь вычислим примеры, чтобы купить попкорн. Замените умножение сложением. Давайте по очереди решим эти примеры - 1*3 0*5 1*4 0*6 - Ребята, давайте поможем лошадке перепрыгнуть преграду 1*38 1+38 0*45 0+45
- Запишите первый пример. Кто пойдет его решать?
- Сколько будет если мы 1 умножим на 38? - Смотрим на второй пример. Сколько будет, если мы к 1 прибавим 38? - Что больше 38 или 39? - Какой мы тогда делаем вывод? - Какой поставим знак? - Молодцы, ребята, а теперь давайте отдохнем, встаем |
- о всадниках и лошадях - 5 -сколько всего всадников на лошадях. Сложением или умножением - 5 - сложим единицу пять раз. Умножим 1 на 5 Решают задачу аналогично
Дети решают у дочки примеры
Записывают пример Ученик выходит к доске, решает первый пример - 38 - 39 - 39 1*38 меньшем,чем 1+38 - знак меньше |
|
Физминутка Веселый цирк у нас в гостях Жонглер бросает шарики (подбрасывают воображаемые шарики) И клоун зрителей смешит, (дразнятся- большой палец у носа) Смешит больших и маленьких (показывают рукой выше и ниже) Вот на канате акробат Раскинул руки в стороны (руки в стороны, балансируют ими). Силач старается поднять Стальные гири новые (поднимают воображаемые гири). Наездники на лошадях По кругу мчатся весело (поднимают высоко колени). И мы мороженое едим (лижут воображаемое мороженое) И хлопаем под песенку |
|
VII. Включение в систему знаний и повторений |
- Ребятки, давайте купим немного корма, чтобы дать еноту. Смотрите, мы купим 3 кусочка яблока по 4 рубля каждый. Сколько нам обойдется эта покупка? - Давайте решим эту задачу. Скажите, о чем в ней говорится? - Сколько мы купим кусочков? - сколько стоит один кусочек? - Что нужно найти?
- Отступите от написанного строчку вниз и запишите посередине задача 1 - Давайте сделаем схему к задаче и решим ее - Как узнать,сколько мы потратим денег? А давайте заменим сложение умножением, как мы запишем? - Сколько получится? - Запишите ответ
|
- В задаче говорится о стоимость кусочка яблока -3 -4 рубля - сколько денег мы потратим на покупку
- нужно сложить 4+4+4 - 4 *3 - 12 |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону
|
- Ребята, чтобы нам дали памятные билетики, вам необходимо будет сейчас выполнить самостоятельную работу. - Отступите одну клетку вниз и напишите по середине номер 1, после того как выполните первый номер, напишите по середине номер 2 - Все ли у вас получилось? Давайте проверим - Молодцы, ребята, держите памятные билетики - Ребята, представление подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? - Какой мы сделали вывод при умножении чисел на единицу и ноль?
|
Выполняют самостоятельную работу
- о связи умножения со сложением - При умножении числа на единицу получится то же число, при умножении на ноль, получится ноль |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Ребята, на ваших билетиках изображены перчатки, закрасьте их красным, если у вас ничего не получилось на уроке, желтым-если были какие-то затруднения, зеленым-если вы довольны своей работой - Всем спасибо, урок окончен, до свидания |
Оценивают свою деятельность, прощаются с учителем |
Учитель ___________Брилева Е.А. Методист__________Манько Н.Н. Оценка___________
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
|
11 |
|
40 |
|
|
|
|
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
3 |
|
21 |
|
50 |
68 |
|
80 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
7 |
|
|
|
54 |
|
|
90 |
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
|
15 |
29 |
45 |
|
|
70 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
8 |
19 |
|
|
30 |
|
76 |
|
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6
|
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложение умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6
|
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
Замените сложением умножением 1+1+1+1 3+3+3+3
4+4+4 7+0
0+8 6+6 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.