Филиал Курская СОШ
Математическая ярмарка
4 класс
Учитель: БЕЛОЗЕРОВА О. М.
Февраль 2023
Цели и задачи:
· Повторение, закрепление, обобщение изученного материала
· Отрабатывать навыки решения задач изученных видов, уравнений, примеров
· Учить работать самостоятельно
· Формирование представлений о русской ярмарке
· Расширение словарного запаса и кругозора учащихся.
Оборудование:
1. Проектор, ноутбук с презентацией «Русская ярмарка», (репродукции картин русских художников).
2. Запись песни «Эх, ярмарка»
3. Раздаточный материал для учащихся
4. Карусель, матрешка, самовар с бубликами
Звучит музыка «Эх, ярмарка», ученики зазывают
1. Ух - ты! Ох – ты! Тара – рар!
Все спешите на базар!
Все спешите на базар!
Тута есть для всех товар.
2. Как у нас ли, тары –
бары,
Всяки разные товары!
Покупальщики, идите
Да товар у нас берите!
3. При товаре есть задача,
Коль решишь – твоя удача!
Цену ты узнаешь тут
И товар тебе дадут!
4. Ошибёшься коль в задаче,
Не получишь ты ни сдачу,
Ни, тем более, товар
Зря пришёл, знать, на базар!
5. Покупатель, же давай
Ты на ярмарку валяй!
Разбегайся – ка по лавкам
Там задания по прилавкам.
Учитель: Сегодня мы пришли на ярмарку.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что же такое ярмарка? (Высказывания детей.)
Учитель: Давайте попробуем подобрать синонимы к слову ярмарка, чтобы более широко понять его смысл.
На доске появляется: ЯРМАРКА, ТОРГ, РЫНОК, БАЗАР.
Презентация «Русская ярмарка»
1. Ярмарка – временный, широко открытый торг, который устраивали ежегодно, в определенное время, в одном и том же месте. Сюда съезжались из разных сел и деревень ремесленники со своим товаром. Длилась ярмарка от одного дня до нескольких месяцев. Слайд 1
2. Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя толпу торгующих, покупающих различные товары и просто гуляющих людей. Слайд 2
3. Ярмарки, помимо своей главной функции (места торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей. А вот многие торговцы продавали свой товар прямо с телег или раскладывая его прямо на земле. Слайд 3
4. На ярмарке совершались крупные сделки по продаже хлеба и соли. Благодаря ярмаркам на Руси расцветали народные промыслы. Слайд 4-6
5. Ярмарка предлагала много развлечений: карусели, русские горки. Особый интерес вызывали балаганы, кукольный и передвижной театры. Скоморохи потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая, нахваливали их товар. Слайд 7
6. Большую радость доставляла народная забава – лазанье по столбу. Высоко на гладком – гладком столбе подвешивались призы. Желающих достать себе подарок было много, но не всем это удавалось. Слайд 8
Учитель: Но мы пришли не на простую ярмарку, а математическую. Почему, как вы думаете? (ответы детей) А чем будем торговать, зазывать, хввалиться?
Товара разного много, покупайте, не скупитесь.
Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.
Учитель: Продаю, продаю, почти задаром отдаю:
Уравнения, выражения, задачи на движение, задачи на мышление.
На карусели висят цветные конверты с подписями, ученики выбирают и выполняется задание
Конверт 1.Устная разминка «Сундучок знаний»
Учитель: Покупаю любые математические знания (каждому отвечающему – денежка-жетон)
- Как называются числа при вычитании?
- Как называются числа при умножении?
- Как называются числа при сложении?
- Как называются числа при делении?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как найти уменьшаемое?
- Как найти делитель?
- Как найти вычитаемое?
- Как найти делимое?
- Как найти площадь? В каких единацах измеряется площадь?.
- Что такое периметр?
- Как найти часть от числа?
- запишите формулу нахождения скорости, времени, расстояния
Конверт 2. Найдите значение выражения – работа по вариантам (2 ученика у доски)
5212036 – (28175 : 35 + 403 ∙208)= 980081+ (341640 –1263 ∙109)=
Конверт 3. Решение уравнений - с самопроверкой (2 ученика у доски)
(показ карточек 725+х и 725+х=1000)
- Сравните данные записи. Что вы можете сказать об этих выражениях? Уравнение содержит неизвестное число и наша цель найти это неизвестное число.
4428∙а =50354 +7210 15∙(х +56) =45060
Конверт 4.Музыкальная физминутка (проектор, презентация)
Конверт 5. Решение задач (задачи на карточках (с обратной стороны разукрашка - ярмарка) – уч-ся самостоятельно выбирают задачу)
а) На молочной ферме за один год от каждой из 15 коров было надоено по 5410 литров молока и от каждой из 60 коров по 5300 литров молока. Из одной третьей части всего молока сделали масло и привезли на ярмарку. Сколько молока было использовано для получения масла? (задача на нахождение части от целого числа)
б) Из двух городов, расстояние между которыми 1116 км, одновременно навстречу друг другу выехали два поезда на ярмарку. Скорость первого поезда 56 км/ч, скорость второго поезда 68 км/ч. Через сколько часов они встретились?(задача на движение)
в) В кузнице изготовили 16250 подков для ярмарки. Один кузнец сделал 4450 подков, второй – 5050 подков, а третий – остальные. Сколько подков сделал третий кузнец? (задача на нахождение неизвестного числа – с помощью уравнения)
6. Рефлексия. Выставление оценок.
Сюрпризный момент – сладкие петушки из Матрешки
Ух – ты! Ох – ты! Тара – рар! Коль
задачи б не решили,
Вот и кончился базар! Не купили бы товар.
Вот и кончился базар! Не купили бы товар,
Распродали весь товар! Зря пришли бы на базар!
· Для подготовки к уроку были использованы интернет - ресурсы: стихотворения; танцевальная разминка; репродукции картин русских художников
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.