Урок математики Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 5 класс
Оценка 5

Урок математики Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 5 класс

Оценка 5
docx
14.01.2022
Урок математики    Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 5 класс
урок математики 5 класс Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.docx

ФИО учителя:    Евстафьева Лариса Владимировна

Должность:       учитель математики

ОУ:      МОУ Кавельщинская ООШ

 

Предмет:      математика

Класс:    5

Тема урока:   Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Базовый учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др. Рос.акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».-М.:Просвещение, 2014.

Место в общей структуре курса: Раздел «Арифметика», глава 9 «Действия с дробями», § 33 «Сложение и вычитание дробей», 1 урок в теме, согласно календарно-тематическому плану.

Тип урок:  урок открытия нового знания

Цель урока: построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Задачи урока:  -  формировать вычислительную культуру учащихся;

                          -  способствовать развитию умений работать с моделями;

                          - способствовать развитию математической речи школьников;

                         -  развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

                         -   воспитывать  культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

- способствовать повышению внимания  учащихся на уроке, облегчению процесса  усвоения материала;

 

 

1.     Организационный блок

Планируемые результаты урока

·        Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Сокращение дробей; Приведение дроби к новому знаменателю; Выделение целой части из неправильной дроби. Алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями.

 

·        Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

ЗНАТЬ: правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями.

УМЕТЬ:  - выполнять  сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями.

- Выделять целую часть из неправильной дроби.

- Сокращать дроби

 

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Познавательные: формулировать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, моделировать сложение дробей с разными знаменателями с помощью моделей,

выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями, приводить дроби к одному знаменателю.

Регулятивные: совместно с учителем управлять  познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть  готовым  вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

 

 

И  Инструкции и пояснения

 

 

  Вводное слово учителя

 

 

  Распределение по группам

 

 

  Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

 

 

2.     Мотивационный блок

Притча «Делёж верблюдов»

Притча  поможет выяснить, о чем пойдет речь на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Информационный блок.

Устные источники

Притча;  Поучительная история

 Приложения №1 ; №2

Задания на слайдах

 

Схема- модель

 

Письменные источники        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графические источники (схемы, диаграммы)

 

 

Электронные источники

Слайды из презентации

 

 

 

Видео источники         

 

 

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Приложение 3 (по числу учащихся).

 

Источники информации для учащихся подбирает учитель

 

 

4.     Аналитический (практический) блок.

 

 

 

 

 

 

5.     Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

 

 

6.     Рефлексивный.

 

 

 

 

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

 Мотивация к учебной деятельности

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Притча

 «Делёж верблюдов»(Приложение 1)

Рассказ учителя

Вопрос: С какими математическими понятиями вы встретились в притче?

Ф

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

-Встретились с дробями.

Притча

 «Делёж верблюдов»

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей.

Слушать, слышать учителя.

1

 Мотивация к учебной деятельности

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Притча

 «Делёж верблюдов»(Приложение 1)

Рассказ учителя

Вопрос: С какими математическими понятиями вы встретились в притче?

Ф

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

-Встретились с дробями.

Притча

 «Делёж верблюдов»

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей.

Слушать, слышать учителя.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений

1) Актуализировать

учебное содержание и  мыслительные операции для восприятия нового материала

2) Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

3) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.

 

Учителем предложены задания, которые учащиеся выполняют устно:

Устная работа:

1.      сократите дроби: 

 

 

 


2. Приведи дроби к НОЗ:

2.     

 

 


3. Вычислите ,если возможно, сократите

полученную дробь

 

 


4. сформулируйте правило:

5. Вычислите:

 

                                

 

И

Ф

Учащиеся повторяют:

1. Основное свойство дроби:

§  Сокращение дробей

§  Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю

2. Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями:

и работу с правилом

Создают схему-модель для правила

 

1.      сократите дроби: 

 

 

 


2.Приведи дроби к НОЗ:

2.     

 

 


3. Если возможно, сократите полученную дробь и выделить и нее целую часть

 

 


4. сформулируйте правило:

5. Вычислите:

 


                                

 

7

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение. Выражать  свои мысли, аргументировать свое мнение, учитывая разные мнения учащихся.

 

3

Выявление места и причины затруднения

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) Согласовать цель и тему урока.

 

Учащиеся встретились с затруднением в выполнении задания № 5,

 

т.к. еще не знают правила.

Учителем задается вопрос о теме урока и цели урока

Ф

И

Учащиеся на вопрос о теме урока формулируют тему: «Сложение и

вычитание дробей с разными знаменателями» и

цель урока: Учимся складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

 Попробуйте сформулировать тему уроку и цель урока

3

Правильно выражать свои мысли в устной речи при обсуждении проблемы. Слушать и слышать товарища.

 строить логические рассуждения при постановке вопросов и ответов на вопросы товарищей.

4.

 Построение проекта выхода из затруднения

Организовать

коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения

 

Дается задание учащимся

 

Г

У каждой пары на столе таблички известного алгоритма.  Все варианты обсуждаются.

Задание:  дополнить известный алгоритм, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует.

4

Осуществлять поиск  необходимой информации,  планировать, создавать способ решения проблемы.

Выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, учитывая разные мнения, планировать учебное сотрудничество со сверстниками, достигать общего решения.

 

5

Реализация построенного продукта

Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона.

Обсуждает с учащимися правило сложения и вычитания дробей:(составляет вместе с учащимися алгоритм)

Предлагает пример:

В математике Вместе обсуждает решение примера.

нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах.    ОЗ  и НОЗ    не всегда совпадают.

(учитель рассказывает об этом историю)Приложение 2

И

Г

Совместно с учителем обсуждают правило сложения и вычитания дробей:(составляют алгоритм)

Приложение 3

пример:

 

 

 

 

Пробуют решить пример по алгоритму.

 Слушают историю, рассказанную учителем

4

Выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками, достигать общего решения.

6

Первичное закрепление во внешней речи

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

1.Предлагает учащимся выполнить задание№546(а,б,в) первые 3 примера выполнит на доске, а следующий с проговариванием, выполняют самостоятельно)

2.№549

Ф

И

Учащиеся проговаривают алгоритм.

Первые 3 примера вместе на доске, два других проговаривают, работая в тетрадях.

Задание:

 выполни действия

Приложение 4

6

Выполнять действия по алгоритму, строить логические рассуждения;

выражать свои мысли; использовать речевые средства для решения задач.

 

7

Закрепление

Работа в тетради- тренажёр,задачник

применение алгоритма сложения и вычитания в типовых условиях

 

ФИ

Учащиеся выполняют

задания

 

7

 

8

Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Предлагает учащимся выполнить задания

самостоятельной работы по вариантам.

Предлагает учащимся проверить ответы

 

И

Учащиеся выполняют

самостоятельную работу,

 Затем проверяют ответы.

Самостоятельная работа по вариантам.

Приложение 5

 

5

Анализировать, выполнять действия по алгоритму.

Осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку.

 

9

Рефлексия деятельности на уроке

1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;

2) Оценить собственную деятельность на уроке;

3) Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

4) Обсудить и записать домашнее задание.

 

Беседует с учащимися по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?

Благодарю всех за урок. Молодцы!

 

Ф

Несколько учащихся отвечают на вопросы учителя

вопросы:

– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?

 

2

Проводить рефлексию способов и условий действия; Осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; Адекватно понимать причины успеха или неуспеха.

Аргументировать свое мнение.

10

Обсуждение домашнего задания

 

 

 

Записывают домашнее задание

Уч. стр.156-157  п.33(правило)

№ 546(2 строчка) 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1  Суфийская притча «Делёж верблюдов»

              Живший некогда Суфий хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать верблюдов с таким указанием: «Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему — треть, а младшему — одна девятая».

             Когда Суфий умер, и завещание было прочитано, ученики вначале были изумлены таким неумелым распределением имущества Мастера. Одни предлагали: «Давайте владеть верблюдами сообща»; другие искали совета и затем говорили: «Нам советовали разделить способом, наиболее близким к указанному»; третьим судья посоветовал продать верблюдов и поделить деньги; а ещё некоторые считали, что завещание утратило свою законную силу, поскольку его условия не могут быть выполнены.

          Спустя некоторое время ученики пришли к мысли, что в завещании Мастера мог быть какой-то скрытый смысл, и они стали расспрашивать повсюду о человеке, который может решать неразрешимые задачи. К кому бы они ни обращались, никто не мог помочь им, пока они не постучали в дверь Хазрата Али, зятя Пророка. Он сказал:

           — Вот вам решение. Я добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати верблюдов вы возьмете половину — девять верблюдов — для старшего ученика. Второй ученик возьмет треть — то есть шесть верблюдов. Третий получит одну девятую — двух верблюдов. Это как раз семнадцать. Остался один — мой верблюд, он вернётся ко мне.

 

 

 

Приложение 2         В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах.         ОЗ  и НОЗ    не всегда совпадают.

 

 

         Когда ещё не было электричества, мэр одного города любил вечером гулять по городским улицам. Как-то он столкнулся с одним горожанином, у него на лбу выскочила шишка. На следующий день он издал указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём”. А вечером на него налетел тот же горожанин. Мэр потребовал у него фонарь.

         - Вот, - сказал прохожий.

         - А где свеча? – спросил мэр.

         - А в указе не написано, что в фонаре должна быть свеча, - ответил тот.

         Мэр издал второй указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём со свечой”.

         В третий день история повторилась.

         Мэр уже вышел из себя.

         - Думаете, что ответил мэру прохожий?

         В приказе не написано, что свеча фонаря должна быть зажжена.

         Мэру пришлось издать указ третий раз, только после этого прохожий оставил его в покое.

         Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.

 

 

 

 

Приложение 3            Алгоритм:

1.  Суммой (или разностью) дробей является дробь

2.Знаменатель оставить без изменения

3.  Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)

4.  Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть

 

Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:

         1.Суммой (или разностью) дробей является дробь

         2.Найти НОЗ дробей

         3. найти дополнительные множители (НОЗ делим на каждый знаменатель)

         4.Найти новые числители действием умножением

         5.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)

         6.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть


 

ФИО учителя: Евстафьева Лариса

ФИО учителя: Евстафьева Лариса

Организационный блок

Организационный блок

Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в…

Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в…

Мотивационный блок Притча «Делёж верблюдов»

Мотивационный блок Притча «Делёж верблюдов»

Оценочный блок. Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) 2

Оценочный блок. Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) 2

Притча «Делёж верблюдов»(Приложение 1)

Притча «Делёж верблюдов»(Приложение 1)

Учителем предложены задания, которые учащиеся выполняют устно:

Учителем предложены задания, которые учащиеся выполняют устно:

Учащиеся встретились с затруднением в выполнении задания № 5, т

Учащиеся встретились с затруднением в выполнении задания № 5, т

ОЗ и НОЗ не всегда совпадают

ОЗ и НОЗ не всегда совпадают

Предлагает учащимся выполнить задания самостоятельной работы по вариантам

Предлагает учащимся выполнить задания самостоятельной работы по вариантам

Рефлексия деятельности на уроке 1)

Рефлексия деятельности на уроке 1)

Приложение 1 Суфийская притча «Делёж верблюдов»

Приложение 1 Суфийская притча «Делёж верблюдов»

Приложение 2 В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах

Приложение 2 В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах

Приложение 3 Алгоритм: 1

Приложение 3 Алгоритм: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2022