ФИО учителя: Евстафьева Лариса Владимировна
Должность: учитель математики
ОУ: МОУ Кавельщинская ООШ
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Базовый учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др. Рос.акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».-М.:Просвещение, 2014.
Место в общей структуре курса: Раздел «Арифметика», глава 9 «Действия с дробями», § 33 «Сложение и вычитание дробей», 1 урок в теме, согласно календарно-тематическому плану.
Тип урок: урок открытия нового знания
Цель урока: построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
Задачи урока: - формировать вычислительную культуру учащихся;
- способствовать развитию умений работать с моделями;
- способствовать развитию математической речи школьников;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
- способствовать повышению внимания учащихся на уроке, облегчению процесса усвоения материала;
1. Организационный блок |
||
Планируемые результаты урока |
||
· Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока |
Сокращение дробей; Приведение дроби к новому знаменателю; Выделение целой части из неправильной дроби. Алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями. |
|
· Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока |
ЗНАТЬ: правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями. |
УМЕТЬ: - выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. - Выделять целую часть из неправильной дроби. - Сокращать дроби
|
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Личностные: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Познавательные: формулировать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, моделировать сложение дробей с разными знаменателями с помощью моделей, выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями, приводить дроби к одному знаменателю. Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
|
|
И Инструкции и пояснения |
|
|
— Вводное слово учителя |
|
|
— Распределение по группам |
|
|
— Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) |
|
|
2. Мотивационный блок |
||
Притча «Делёж верблюдов» |
Притча поможет выяснить, о чем пойдет речь на уроке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Информационный блок. |
||
Устные источники |
Притча; Поучительная история |
Приложения №1 ; №2 |
Задания на слайдах |
|
|
Схема- модель |
|
|
Письменные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графические источники (схемы, диаграммы) |
|
|
Электронные источники |
Слайды из презентации |
|
|
|
|
Видео источники |
|
|
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) |
Приложение 3 (по числу учащихся). |
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель |
|
|
4. Аналитический (практический) блок. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Оценочный блок. |
||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
||
|
||
|
||
6. Рефлексивный. |
||
|
|
|
Структура и ход урока
№/п |
Этап урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Время, отведенное на выполнение задания |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями) |
Притча «Делёж верблюдов»(Приложение 1) Рассказ учителя Вопрос: С какими математическими понятиями вы встретились в притче? |
Ф |
Слушают учителя, отвечают на вопрос. -Встретились с дробями. |
Притча «Делёж верблюдов»
|
3
|
Осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей. Слушать, слышать учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями) |
Притча «Делёж верблюдов»(Приложение 1) Рассказ учителя Вопрос: С какими математическими понятиями вы встретились в притче? |
Ф |
Слушают учителя, отвечают на вопрос. -Встретились с дробями. |
Притча «Делёж верблюдов»
|
3
|
Осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей. Слушать, слышать учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений |
1) Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала 2) Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; 3) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.
|
Учителем предложены задания, которые учащиеся выполняют устно: Устная работа: 1. сократите дроби:
2. Приведи дроби к НОЗ: 2.
3. Вычислите ,если возможно, сократите полученную дробь
4. сформулируйте правило: 5. Вычислите:
|
И Ф |
Учащиеся повторяют: 1. Основное свойство дроби: § Сокращение дробей § Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю 2. Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями: и работу с правилом Создают схему-модель для правила
|
1. сократите дроби:
2.Приведи дроби к НОЗ: 2.
3. Если возможно, сократите полученную дробь и выделить и нее целую часть
4. сформулируйте правило: 5. Вычислите:
|
7 |
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение. Выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, учитывая разные мнения учащихся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Выявление места и причины затруднения |
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2) Согласовать цель и тему урока.
|
Учащиеся встретились с затруднением в выполнении задания № 5,
т.к. еще не знают правила. Учителем задается вопрос о теме урока и цели урока |
Ф И |
Учащиеся на вопрос о теме урока формулируют тему: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» и цель урока: Учимся складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. |
Попробуйте сформулировать тему уроку и цель урока |
3 |
Правильно выражать свои мысли в устной речи при обсуждении проблемы. Слушать и слышать товарища. строить логические рассуждения при постановке вопросов и ответов на вопросы товарищей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения
|
Дается задание учащимся
|
Г |
У каждой пары на столе таблички известного алгоритма. Все варианты обсуждаются. |
Задание: дополнить известный алгоритм, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. |
4 |
Осуществлять поиск необходимой информации, планировать, создавать способ решения проблемы. Выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, учитывая разные мнения, планировать учебное сотрудничество со сверстниками, достигать общего решения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Реализация построенного продукта |
Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона. |
Обсуждает с учащимися правило сложения и вычитания дробей:(составляет вместе с учащимися алгоритм) Предлагает пример: В математике Вместе обсуждает решение примера. нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. ОЗ и НОЗ не всегда совпадают. (учитель рассказывает об этом историю)Приложение 2 |
И Г |
Совместно с учителем обсуждают правило сложения и вычитания дробей:(составляют алгоритм) Приложение 3 |
пример:
Пробуют решить пример по алгоритму. Слушают историю, рассказанную учителем |
4 |
Выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками, достигать общего решения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Первичное закрепление во внешней речи |
Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. |
1.Предлагает учащимся выполнить задание№546(а,б,в) первые 3 примера выполнит на доске, а следующий с проговариванием, выполняют самостоятельно) 2.№549 |
Ф И |
Учащиеся проговаривают алгоритм. Первые 3 примера вместе на доске, два других проговаривают, работая в тетрадях. |
Задание: выполни действия Приложение 4 |
6 |
Выполнять действия по алгоритму, строить логические рассуждения; выражать свои мысли; использовать речевые средства для решения задач.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Закрепление Работа в тетради- тренажёр,задачник |
применение алгоритма сложения и вычитания в типовых условиях |
|
ФИ |
Учащиеся выполняют задания |
|
7 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. |
Предлагает учащимся выполнить задания самостоятельной работы по вариантам. Предлагает учащимся проверить ответы
|
И |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, Затем проверяют ответы. |
Самостоятельная работа по вариантам. Приложение 5
|
5 |
Анализировать, выполнять действия по алгоритму. Осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Рефлексия деятельности на уроке |
1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей; 2) Оценить собственную деятельность на уроке; 3) Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами; 4) Обсудить и записать домашнее задание.
|
Беседует с учащимися по вопросам: –
Что нового узнали на уроке? Благодарю всех за урок. Молодцы!
|
Ф |
Несколько учащихся отвечают на вопросы учителя |
вопросы: –
Что нового узнали на уроке?
|
2 |
Проводить рефлексию способов и условий действия; Осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; Адекватно понимать причины успеха или неуспеха. Аргументировать свое мнение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Обсуждение домашнего задания |
|
|
|
Записывают домашнее задание |
Уч. стр.156-157 п.33(правило) № 546(2 строчка) |
1 |
|
Приложение 1 Суфийская притча «Делёж верблюдов»
Живший некогда Суфий хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать верблюдов с таким указанием: «Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему — треть, а младшему — одна девятая».
Когда Суфий умер, и завещание было прочитано, ученики вначале были изумлены таким неумелым распределением имущества Мастера. Одни предлагали: «Давайте владеть верблюдами сообща»; другие искали совета и затем говорили: «Нам советовали разделить способом, наиболее близким к указанному»; третьим судья посоветовал продать верблюдов и поделить деньги; а ещё некоторые считали, что завещание утратило свою законную силу, поскольку его условия не могут быть выполнены.
Спустя некоторое время ученики пришли к мысли, что в завещании Мастера мог быть какой-то скрытый смысл, и они стали расспрашивать повсюду о человеке, который может решать неразрешимые задачи. К кому бы они ни обращались, никто не мог помочь им, пока они не постучали в дверь Хазрата Али, зятя Пророка. Он сказал:
— Вот вам решение. Я добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати верблюдов вы возьмете половину — девять верблюдов — для старшего ученика. Второй ученик возьмет треть — то есть шесть верблюдов. Третий получит одну девятую — двух верблюдов. Это как раз семнадцать. Остался один — мой верблюд, он вернётся ко мне.
Приложение 2 В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. ОЗ и НОЗ не всегда совпадают.
• Когда ещё не было электричества, мэр одного города любил вечером гулять по городским улицам. Как-то он столкнулся с одним горожанином, у него на лбу выскочила шишка. На следующий день он издал указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём”. А вечером на него налетел тот же горожанин. Мэр потребовал у него фонарь.
• - Вот, - сказал прохожий.
• - А где свеча? – спросил мэр.
• - А в указе не написано, что в фонаре должна быть свеча, - ответил тот.
• Мэр издал второй указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём со свечой”.
• В третий день история повторилась.
• Мэр уже вышел из себя.
• - Думаете, что ответил мэру прохожий?
• В приказе не написано, что свеча фонаря должна быть зажжена.
• Мэру пришлось издать указ третий раз, только после этого прохожий оставил его в покое.
• Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.
Приложение 3 Алгоритм:
1. Суммой (или разностью) дробей является дробь
2.Знаменатель оставить без изменения
3. Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
4. Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть
Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:
• 1.Суммой (или разностью) дробей является дробь
• 2.Найти НОЗ дробей
• 3. найти дополнительные множители (НОЗ делим на каждый знаменатель)
• 4.Найти новые числители действием умножением
• 5.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
• 6.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.