Тема: Письменное деление с остатком на двузначное число
Цели: познакомить с письменным приемом деления трехзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком;
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком; читать равенства; используя математическую терминологию; работать в группах; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Действия учеников |
I. Организационный момент
|
- Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, во-первых к нам пришли гости, а во вторых работать мы сегодня будем по группам. - Ну прежде чем мы начнем работать, нам нужно в каждой группе выбрать лидера и придумать название группы, которое будет связано с действием делением. - Какие компоненты действия деления вы знаете? И как они связаны с действием делением? - Даю 1 минуту, на эту работу - Лидер группы отвечает за работу в группе, следит за тем, чтобы все задания были выполнены.
- давайте вспомним правила работы в группе
|
Дети садятся по подгруппам.
- дети выбирают лидера и придумывают название (делимое, делитель, частное, остаток) Если частное умножить на делитель, то получиться делимое Если делимое разделить на частное, то получится делитель . Если делимое разделить на делитель, то получиться частное. Остаток всегда меньше делителя.
1. Работаем дружно 2. Важно мнение каждого 3. Распределяем обязанности 4. Работаем тихо, чтобы не мешать другим. (слайд 2) (детям раздаются технологические карты для каждого )
|
II. Актуализация знаний
|
Итак, начинаем с устного счета 1. Устный счет — Сколько часов в одной четвертой суток? (6.) — Сколько сантиметров в одной пятой части метра? (20.) — Прошла одна вторая часть десятилетия. Сколько это лет? (5.) — Сколько секунд в одной десятой минуты? (6.) — Сколько килограммов в одной пятой центнера? (20.) — Сколько метров в одной десятой километра? (100.)
2. Работа над задачами Каждой команде дается задача. Вам нужно за одну минуту решить эту задачу.
• Экскаватор за 4 смены вынимает 2400 ковшей грунта. Сколько ковшей грунта будет вынуто за 6 смен? (2400:4 •6= = 3600 (к.).) • Десяток куриных яиц весит 870 г. Сколько весят вместе 9 таких яиц? (870:109- 783 (г).) • Чтобы засолить 560 кг огурцов, потребовалось 4 бочонка. Сколько потребуется таких же бочонков, чтобы засолить 840 кг огурцов? (840: (560:4) = 6 (б.).) • На 5 грузовиках привезли 300 мешков муки. Сколько потребуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки? (420: (300:5) = 7(г.).)
|
Ребята в группах по очереди отвечают на вопросы (слайд 3)
(Дети по группам решают задачи) (слайд 4) |
III. Самоопределение к деятельности
|
Сравните выражения. 488 : 61 366:61 376:61
— Чем они похожи?
— Как вы научились делить на двузначное число?
— Найдите значения выражений. Какое лишнее? (время выполнения задания 1 минута)
— Как вы определили?
— Сформулируйте тему и задачи урока.
|
(слайд 5)
(Это частные. Делитель одинаковый.)
(Надо подобрать число, которое при умножении дает делимое.)
(Второе выражение лишнее: в частном получается остаток.)
(Взяли по 6— получилось 366, это меньше 376; взяли по 7— получилось 427— больше делимого.)
(Научиться выполнять деление трехзначного числа на двузначное с остатком.) (слайд 6)
|
IV. Работа по теме урока |
Давайте вспомним алгоритм деления на двузначное число Алгоритм деления на двузначное число: 1. Образовать неполное делимое. 2. Определить количество цифр в частном. 3. Разделить неполное делимое на делитель. 4. Умножить делитель на пробную цифру. 5. Найти остаток от деления вычитанием. 6. Сравнить остаток с делителем. Объясните, как выполнено деление на с. 58.
|
(слайд 7) Нужно разделить 324 на 62. Будем делить не на 62, а на 60. Для этого разделим 32 на 6, получим 5. Проверим, подходит ли цифра 5: 62 • 5 = 310, 310 < 324, значит, цифра 5 подходит. Запишем в частном 5. Умножим 62 на 5 и запишем число 310 под делимым. Из 324 вычтем 310, получим 14. 14 меньше 62, значит, вычисления выполнены правильно. ( каждой группе дается пример и группа решает и объясняет этот пример)
|
|
№212 (с. 58). — Прочитайте задачу. — Сколько часов в сутках? (24 ч.) — Как перевести часы в сутки? — Выполните деление самостоятельно. — Какое получилось частное? (12.) — Какой остаток? (4.) — Сколько это суток и сколько часов? (12сут. и 4 ч.) Физминутка |
(Надо узнать, сколько раз по 24 содержится в 290.) (слайд 8)
(слайд 9) |
VI. Закрепление изученного материала
|
№215 (с. 58). Составьте по задачам уравнения решите их. Работаем в группах. На это задание дается 3 минуты. Время пошло.
Давайте проверим, как вы решили уравнения |
1. Какое число надо уменьшить на 28 ,чтобы получить число ,равное сумме чисел 58 и 37 ? 2. Какое число надо увеличить в 8 раз , чтобы получилось число ,равное произведению чисел80 и 12? 3. Какое число надо уменьшить в 28 раз ,чтобы получить число ,равное разности чисел 300 и 203? (слайд 10) (слайд 11) |
VII. Рефлексия
|
Самостоятельное решение примеров (учебник, с. 58).
Решите самостоятельно примеры, на это задание дается 3 минуты. |
Ответы: 7, 4, 5, 16 371. Работа в группах. (слайд 12)
|
VIII. Подведение итогов урока
|
Оцените свою работу на уроке --- С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке? — Кто успешно решил все примеры? — Кто не до конца понял тему? —Кто может помочь своим товарищам? Домашнее задание Учебник: №214, 216 (с. 58). Вы большие молодцы! СПАСИБО ЗА УРОК!
|
Оценка работы в группе 1. Как ты работал в группе? 2. Какое у тебя было настроение? 3. Узнал ли что то новое? 4. Понравилось ли тебе работать в группе? 5. Если не получилось, то почему не получилось? (слайд 13) (Слайд 14) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.