Урок математики в 4 классе. Тема "Единицы массы. Тонна, центнер"
Оценка 5

Урок математики в 4 классе. Тема "Единицы массы. Тонна, центнер"

Оценка 5
docx
31.01.2021
Урок математики в 4 классе. Тема "Единицы массы. Тонна, центнер"
27 - Единицы массы. Тонна, центнер.docx

 Математика

 

4-А  класс                                                                                       

Урок № 27_

17.11.2020

 

Учитель: Стеценко Светлана Алексеевна

 

Тема: Единицы массы. Тонна, центнер

 

Цели: познакомить с единицами измерения массы – тонной и центнером, учить соотносить единицы измерения массы, совершенствовать вычислительные навыки, закреплять умение преобразовывать величины, воспитывать познавательную активность, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: таблица классов и разрядов, таблица единиц массы, таблицы-фотографии животных, таблица старинных единиц массы, кроссворд

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, здоровьесберегающие.

Ход урока

 

1.Организация класса

2.Актуализация знаний

- запись многозначных чисел в таблице (32820, 302888, 3280, 38820, 302280);

- устная работа с числом 302280 (назвать соседей, разложить на разрядные слагаемые, назвать, сколько в числе десятков, десятков тысяч, сотен тысяч и т.д., уменьшить число на 280, а потом увеличить на 3000)

3. Самоопределение к деятельности.

- Разгадывание кроссворда:

Метр - отрезок длиной 100см

чАс – промежуток времени 60 минут

Сутки – промежуток времени 24 часа

пеСок – что заменяет в песочных часах стрелки

площАдь – что измеряют, когда длину прямоугольника умножают на ширину

 

- Ключевое слово - МАССА

 

- Сегодня мы с вами будем вспоминать и знакомиться с мерами массы

 

4. Изучение нового материала

 

- Знакомство со старинными единицами меры, работа с пословицами

 

- Давайте отправимся в прошлое, на рынок и посмотрим, с помощью каких мер и что будут продавать В Древней Руси многие измерения были очень примитивными и приблизительными.

Например, “горсть”, “охапка”.

Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры

Рыбу купцы продавали “возами”, соленую – “бочками”, квас – “ведрами”, зерно – “кадями” (кадка, кадь, бочка по верху окованная железом, чтобы нельзя было ее уменьшить).

 

Позднее на Руси пользовались совсем другими мерами массы. Посмотрите.

1 пуд     = 16 кг

1 фунт  = 400 г

1 золотник = 4 г

 

ФУНТ (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря)

ЗОЛОТНИК первоначально обозначало золотую монету.

 

Сахар продавали фунтами, зерно - пудами.  Чай покупали на золотники.

 

«Болезнь входит пудами, а уходит золотниками»

«Мал золотник, да дорог»

«Друга узнать – вместе пуд соли съесть»

«Узнать почём фунт лиха»

 

- Ребята, единицы массы, о которых мы говорим сегодня на уроке, появились не очень давно.

 

- Если нужно узнать массу одного яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся?

- А если нужно узнать массу ящика яблок, то какую единицу возьмем?

- А если нужно узнать массу вагона яблок?

- Верно, для этого существуют более крупные единицы массы: тонна (т) и центнер (ц).

 

Минутка чистописания: тонна, центнер

Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»

 

1)    Образование единиц массы, работа с таблицей

 

- А хотите узнать, как образовались единицы массы?

 

- Если 1 грамм умножить на 1000, то получим кг.

 

Поэтому 1кг=1000г

 

- Если 1кг умножить на 100, то получим 1 центнер.

 

Поэтому 1ц=100кг

 

- Если 1ц умножить на 10, то получим 1 тонну.

 

Поэтому 1т=10ц

 

- Если 1кг умножить на 1000, то получим 1тонну.

 

Поэтому 1т=1000кг

 

 

Единицы измерений, к которым мы так привыкли и пользуемся в современной жизни, появились относительно недавно. В 1889 году были изготовлены образцы наиточнейших мер в 1 кг и 1 м. В России эталоны 1 кг и 1 м хранятся в Санкт-Петербурге в специальном здании в несгораемой камере.

2)    Чтение и запоминание таблицы единиц массы

 

3)    Первичное закрепление нового материала

 

Подумайте, какие единицы массы пропущены?

1…(т)= 10…(ц)

1…(ц)=100…(кг)

1…(т)=1000…(кг)

1…(кг)=1000…(г)

 

4) Закрепление нового материала

 

- Работа в парах:

 

Подумайте, какими единицами при измерении массы пользовались и заполните пропуски:

Масса лекарства  2… (г)

Масса слона   5… (т)

Масса арбуза  7… (кг)

Масса батона  500… (г)

Масса машины  10…(ц)

 

Расположите взвешиваемые предметы в порядке возрастания соответственно их массе: лекарство, батон, арбуз, машина, слонсамостоятельно.

 

- Расширение кругозора учащихся

 

- А знаете ли вы, какие животные на земле имеют самую маленькую массу?

(колибри)

- А хотите узнать массу самых крупных животных? (гренландский кит)

 

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. 

 

Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом. 

На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. При длине 6 м он весит больше 6 тонн.

 

А среди птиц самой крупной считается страус.

 

В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные – колибри, землеройка.

Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)

 

Работа с величинами (в группах):

 

- Выразить в кг:

12т 96кг = 12096кг

9385 г= 9кг 385г

68ц = 6800кг

52ц = 5200кг

- Выразить в граммах:

13кг125г = 13125г

45кг13г = 45013г

6ц = 600000г

18кг = 18000г

- Выразить в центнерах:

7т 6ц = 76ц

560кг = 5ц 60кг

9000кг = 90ц

45т = 450ц

 

 

Самостоятельная работа

 

-Выберите пару равных величин, взаимопроверка

5т=5000кг

5кг=5000г

3ц=300кг

30ц=3т

 

5. ФИЗМИНУТКА

 

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

 

6. Работа с учебником. Решение задач.

 

№ 201 – коллективно, устно

№ 202 – самостоятельно

(1275 кг + 275 кг = 1550 кг = 1 т 5 ц 50 кг)

- перевести в тонны, центнеры и килограммы

 

7. Работа с числовыми выражениями

 

№ 205 – решают «эстафетой» у доски

 

8. Домашнее задание: с.45, з.204, пр.206

 

9. Итог урока

 

10. Рефлексия (*** синквейн «Тонна»)

 

 


 

Математика 4-А класс

Математика 4-А класс

Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры

Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры

В России эталоны 1 кг и 1 м хранятся в

В России эталоны 1 кг и 1 м хранятся в

В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные – колибри, землеройка

В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные – колибри, землеройка

Урок математики в 4 классе. Тема "Единицы массы. Тонна, центнер"

Урок математики в 4 классе. Тема "Единицы массы. Тонна, центнер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021