Математика
4-А класс |
Урок № 27_ |
17.11.2020 |
Учитель: Стеценко Светлана Алексеевна
Тема: Единицы массы. Тонна, центнер
Цели: познакомить с единицами измерения массы – тонной и центнером, учить соотносить единицы измерения массы, совершенствовать вычислительные навыки, закреплять умение преобразовывать величины, воспитывать познавательную активность, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: таблица классов и разрядов, таблица единиц массы, таблицы-фотографии животных, таблица старинных единиц массы, кроссворд
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, здоровьесберегающие.
Ход урока
1.Организация класса
2.Актуализация знаний
- запись многозначных чисел в таблице (32820, 302888, 3280, 38820, 302280);
- устная работа с числом 302280 (назвать соседей, разложить на разрядные слагаемые, назвать, сколько в числе десятков, десятков тысяч, сотен тысяч и т.д., уменьшить число на 280, а потом увеличить на 3000)
3. Самоопределение к деятельности.
- Разгадывание кроссворда:
Метр - отрезок длиной 100см
чАс – промежуток времени 60 минут
Сутки – промежуток времени 24 часа
пеСок – что заменяет в песочных часах стрелки
площАдь – что измеряют, когда длину прямоугольника умножают на ширину
- Ключевое слово - МАССА
- Сегодня мы с вами будем вспоминать и знакомиться с мерами массы
4. Изучение нового материала
- Знакомство со старинными единицами меры, работа с пословицами
- Давайте отправимся в прошлое, на рынок и посмотрим, с помощью каких мер и что будут продавать В Древней Руси многие измерения были очень примитивными и приблизительными.
Например, “горсть”, “охапка”.
Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры
Рыбу купцы продавали “возами”, соленую – “бочками”, квас – “ведрами”, зерно – “кадями” (кадка, кадь, бочка по верху окованная железом, чтобы нельзя было ее уменьшить).
Позднее на Руси пользовались совсем другими мерами массы. Посмотрите.
1 пуд = 16 кг
1 фунт = 400 г
1 золотник = 4 г
ФУНТ (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря)
ЗОЛОТНИК первоначально обозначало золотую монету.
Сахар продавали фунтами, зерно - пудами. Чай покупали на золотники.
«Болезнь входит пудами, а уходит золотниками»
«Мал золотник, да дорог»
«Друга узнать – вместе пуд соли съесть»
«Узнать почём фунт лиха»
- Ребята, единицы массы, о которых мы говорим сегодня на уроке, появились не очень давно.
- Если нужно узнать массу одного яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся?
- А если нужно узнать массу ящика яблок, то какую единицу возьмем?
- А если нужно узнать массу вагона яблок?
- Верно, для этого существуют более крупные единицы массы: тонна (т) и центнер (ц).
Минутка чистописания: тонна, центнер
Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
1) Образование единиц массы, работа с таблицей
- А хотите узнать, как образовались единицы массы?
- Если 1 грамм умножить на 1000, то получим кг.
|
Поэтому 1кг=1000г
|
- Если 1кг умножить на 100, то получим 1 центнер.
|
Поэтому 1ц=100кг
|
- Если 1ц умножить на 10, то получим 1 тонну.
|
Поэтому 1т=10ц
|
- Если 1кг умножить на 1000, то получим 1тонну.
|
Поэтому 1т=1000кг
|
Единицы измерений, к которым мы так привыкли и пользуемся в современной жизни, появились относительно недавно. В 1889 году были изготовлены образцы наиточнейших мер в 1 кг и 1 м. В России эталоны 1 кг и 1 м хранятся в Санкт-Петербурге в специальном здании в несгораемой камере.
2) Чтение и запоминание таблицы единиц массы
3) Первичное закрепление нового материала
Подумайте, какие единицы массы пропущены?
1…(т)= 10…(ц)
1…(ц)=100…(кг)
1…(т)=1000…(кг)
1…(кг)=1000…(г)
4) Закрепление нового материала
- Работа в парах:
Подумайте, какими единицами при измерении массы пользовались и заполните пропуски:
Масса лекарства 2… (г)
Масса слона 5… (т)
Масса арбуза 7… (кг)
Масса батона 500… (г)
Масса машины 10…(ц)
Расположите взвешиваемые предметы в порядке возрастания соответственно их массе: лекарство, батон, арбуз, машина, слон – самостоятельно.
- Расширение кругозора учащихся
- А знаете ли вы, какие животные на земле имеют самую маленькую массу?
(колибри)
- А хотите узнать массу самых крупных животных? (гренландский кит)
– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит.
Масса синего кита может
достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг
(75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно.
Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь
мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. При длине 6 м он весит больше 6 тонн.
А среди птиц самой крупной считается страус.
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные – колибри, землеройка.
Задача: Три
мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой
утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто
же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет,
правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)
Работа с величинами (в группах):
- Выразить в кг: 12т 96кг = 12096кг 9385 г= 9кг 385г 68ц = 6800кг 52ц = 5200кг |
- Выразить в граммах: 13кг125г = 13125г 45кг13г = 45013г 6ц = 600000г 18кг = 18000г |
- Выразить в центнерах: 7т 6ц = 76ц 560кг = 5ц 60кг 9000кг = 90ц 45т = 450ц
|
Самостоятельная работа
-Выберите пару равных величин, взаимопроверка
5т=5000кг
5кг=5000г
3ц=300кг
30ц=3т
5. ФИЗМИНУТКА
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
6. Работа с учебником. Решение задач.
№ 201 – коллективно, устно
№ 202 – самостоятельно
(1275 кг + 275 кг = 1550 кг = 1 т 5 ц 50 кг)
- перевести в тонны, центнеры и килограммы
7. Работа с числовыми выражениями
№ 205 – решают «эстафетой» у доски
8. Домашнее задание: с.45, з.204, пр.206
9. Итог урока
10. Рефлексия (*** синквейн «Тонна»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.