Открытый урок математики во 2 классе
по программе « Школа России» с использованием элементов ТРИЗ.
ТЕМА: Умножение. Конкретный смысл умножения.
ЦЕЛИ: Подвести учащихся к конкретному смыслу умножения как действию, заменяющему сложение одинаковых слагаемых;
Познакомиться с понятием «умножение» как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Использовать знаки и термины, связанные с действием умножения.
ЗАДАЧИ:
Познавательные УУД:
-использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
-проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление),
-делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
Регулятивные УУД:
-понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
-воспринимать мнения и предложения одноклассников (о способе решения задачи);
-на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
Коммуникативные УУД
-контролировать свои действия в коллективной работе.
Личностные УУД
-понимание роли математики в жизни человека;
-интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
Оборудование: экран и мультимедийная система, паспорт числа, индивидуальные карточки, презентация к уроку, мобильный класс (нетбуки-5 штук).
Уроки математики с применением информационных технологий. 1–4
классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова,
Т.В. Белых [и др.]. – 2-е изд., дополнен. – М.: Издательство «Глобус», 2010. –
176 с. – (Современная школа).
ISBN 978-5-91658-057-0
Ход урока.
1. Организационный момент.
Речевая зарядка.
1,2,3,4,5-начинаем мы решать,
Будем мы стараться, будет получаться!
Учитель:
- Не зря Математику называют Царицей всех наук!
-Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть много ещё интересного, но и трудного, что
можно открыть для себя. Сегодня на уроке мы сделаем математическое открытие.
- Как же мы с вами должны будем потрудиться?
Я постараюсь быть особенно внимательным, чтобы не упустить ничего важного.
Я постараюсь думать быстрее, чтобы одним из первых поднять руку для ответа на вопрос учителя.
Я постараюсь считать без ошибок.
(Быть внимательными, думать быстро, решать без ошибок)
-Эти слова мы и возьмём девизом к нашему уроку:
-Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно! (2 слайд)
2. Устный счет.
– 5 учеников работают индивидуально по карточкам на нетбуках в программе «Академия младшего школьника».
ФИ_____________________________________________________
Карточка по теме: Однозначные и двузначные числа.
1. Открой программу «Академия младшего школьника»
2. Выбери свою фамилию или напечатай.
3. Левой копкой мыши выбери из списка себя.
4. Найди задание: математический экзамен- 56- запустить.
Задание :«Образование двузначных чисел из десятков и единиц».
Закрой программу. Сдай карточку.
Поставь оценку компьютера:
1). Игра « Пересадки». (с использованием элементов ТРИЗ)
Игра «Пересадки»* (* учащиеся стоя отвечают на вопросы и тот, кто правильно ответил на вопрос, переходит на свободное место; за каждую пересадку ученик получает жетон; за наибольшее количество жетонов (ответов) учащиеся получают положительную оценку).
Играем: на вопросик отвечай - пересадку получай! Помним правила игры!
Вопросы.
1). Назови компоненты сложения, вычитания.
2). Как найти неизвестное слагаемое? Уменьшаемое? Вычитаемое?
3). Какое самое большое число при сложении? А вычитании?
4). Что значит увеличить на 2? Уменьшить на ?
5). Как получить предыдущее число? Следующее число?
6). Сколько будет, если 52 увеличить на 52? А к 0+100?
Слайд 3.
7). Найдите закономерность в числовом ряду. Какие числа вставим вместо пропусков? (слайд 3).
…, 14,21,28,35, , , .
Верно. Число 7. Какова закономерность?
Давайте заполним паспорт числа 7. Расскажем в паспорте, что мы знаем о числе 7.
Слайд 4.
Паспорт числа 7
(учитель заполняет вместе с ребятами).
Элемент (объект) |
Имена признаков(вопросы) |
Значения признаков (ответы) |
7 |
Однозначное или двузначное? |
|
Круглое или нет? |
|
|
Четное или нечетное? |
|
|
Сколько цифр понадобилось для записи числа? |
|
|
Предыдущее число? |
|
|
Последующее число? |
|
Ребята, а в каких сказках встречается число 7? А в жизни чего всегда 7? (7 дней недели).
Догадайтесь, какая сказка нас сегодня пригласила в гости?
(Это сказка « Белоснежка и 7 гномов»).
Гномы и Белоснежка помогут сделать нам новое математическое открытие.
2). Зарядка для глаз.
3). Новая тема.
АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Слайд 5, карточка 1.
Учитель: Понедельник очень старался порадовать своих гостей и, конечно, начал с украшения садика. Около своего домика он посадил прекрасные цветы, на каждой клумбе у него растет по 5 розовых кустов.
Разбейте цветы на клумбы. Сколько получилось клумб?
А как узнать, сколько всего цветов? Запишите решение.
( 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 25 (ц.))
Учитель: Что означает число5? Почему сложили 5 раз?
Слайд 6.
Учитель: Чтобы затопить печь, Вторник стал пилить дрова 6 бревен он распилили на 4 части. Как узнаете сколько получилось поленьев, запишите.
( 4+ 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 24 (п.))
Учитель: Что означает число4? Почему сложили 6 раз?
Фиксация затруднения, постановка проблемы
Слайд 7
Учитель: Среда решил угостить вас вишнями. Сколько в нашем классе человек?
(27)
Учитель: Каждому из вас он приготовил по 3 вишни. Сколько всего вишен он собрал?
Гномик начинает «бежать» и бежит до клика мышью, т.е. пока дети не догадаются, что 27 раз складывать по 3 – долго.
( 3 + 3 + 3 + 3 + 3 ……. И так 27 раз?)
Учитель: В чем проблема?
(Много одинаковых слагаемых).
Учитель: Как же решить проблему?
(Надо записать как-то по-другому, короче).
Учитель: Из записи должно быть понятно, какое число складывали и сколько раз. Что вы предлагаете?
Дети предлагают разные варианты.
Открытие нового знания, целеполагание
Слайды 8-9
Учитель: Операция сложения одинаковых слагаемых умножение. Это новое арифметическое действие. Числа в записи называются множителями, а сама запись – произведением. Первый множитель обозначает, какое число брали слагаемым, а второй – сколько раз надо было сложить. Итак, какова тема урока? Чему должны научиться?
(Умножение. Коротко (с помощью умножения) записывать сумму одинаковых слгаемых).
4. Первичное закрепление
Слайды 8-9
Четверг приготовил для вас свое задание. Запишите короче, используя знак умножения. Прочитайте по-разному:
4 + 4 + 4 + 4 = 4 х 4
11 + 11 + 11 = 11 х 3
54 + 54 + 54 х 2
8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 = 8 х 6
b + b + b = b x 3
X + X + X + X + Х = Х х 5
Самопроверка по образцу.
Учитель: Веселый Пятница просит вас заменить умножение сложением:
7 х 8 = 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7
15 х 3 = 15 + 15 + 15
36 х 4 = 36 + 36 + 36 + 36
с х 2 = с + с
в х 6 = 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6
Х х 7 = Х + Х + Х + Х + Х + Х + Х
Взаимопроверка в парах.
5. Самостоятельная работа.
Следующее задание будете выполнять самостоятельно на карточках.
4+4+4+4= 6+6+6+6+6=
2+2+2+2+2+2+= 8+8+8=
5+5+5+5+5+5+5= 9+9=
Проверка в парах.
Придумайте для соседа по парте 2-3 суммы одинаковых слагаемых.
Обменяйтесь тетрадями и запишите суммы в виде произведения.
- Так что же такое умножение?
- Какие знаки у умножения?
6. Работа по учебнику
3 . Решение задачи стр.48 №2
Анализ задачи:
Самостоятельное решение задачи.
( Один ученик за доской)
Проверка решенной задачи.
4. Решение задачи стр.48 №3
5.Решение примеров стр.48 №4 (столбиком)
7. Рефлексия . Итог урока
Какое открытие вы сделали сегодня
Какое чувство вы испытали, когда научились записывать новое арифметическое действие?
Какое задание вам показалось особенно интересным?
8. Д/з стр 48 № 5,7.
Белоснежка просит вас запомнить свое открытие.
Спасибо за урок.
Интернет-ресурсы:
1. РА ТРИЗ. Методические материалы.
http://ratriz.ru/metodicheskie-materialy
2. Уроки математики с применением информационных технологий. 1–4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]. – 2-е изд., дополнен. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 176 с. – (Современная школа).
ISBN 978-5-91658-057-0
3. Нестеренко (Селюцкая) А.А.
Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-
ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). ˗ М.: BOOKINFILE, 2013. ˗ 603c.
ISBN 9781620569979
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.