Открытый урок по математике на тему : «Вычитание вида 10-□».
Цель урока: познакомить обучающихся с приёмом вычитания вида 10 - □.
Задачи урока:
Образовательные: отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 9; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи, изученных видов; моделировать задачу с помощью схематических рисунков;
Развивающие: развивать творческие способности поискового характера и речь; логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательное УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приёма вычитания из числа 10; умение решать задачи на разностное сравнение.
Регулятивное УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности .
Коммуникативное УУД: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в группах, парах
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Средства обучения: М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» учебник для 1-го класса часть 2; карточки для индивидуальной и , парной работы; компьютерная презентация.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (2 мин.)
а) Учитель зачитывает стихотворение: (слайд )
Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Математика у нас!
2. Мотивация к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.
- Ребята, девизом нашего урока будет русская народная пословица
«Не стыдно не знать
Стыдно не учиться!» ( слайд)
– Как вы понимаете смысл поговорки?
- Какой мы сделаем вывод? (Если ты что-то не понял на уроке, не бойся, переспроси учителя, он объяснит тебе еще раз, а если ты не спросишь, так и не поймешь ту тему, которую он объяснял и через какое-то время забудешь совсем).
Кто поможет дома Вам?
На уроке?
А на дороге пассажирам кто помогает?
Мы сегодня тоже поработаем светофорчиками и будем помогать товарищам.
3. Актуализация знаний (устный счёт).
- Математики должны быть внимательными, находчивыми и уметь быстро считать. Давайте покажем, что мы настоящие математики.
- А теперь потренируем наш ум.
Дидактическая игра « День – ночь». 1 ученик отвечает. Ответ называется и проверяется с помощью обр связи
3+5-3-4=1
9-8+2+7=10
8-2-3+2=5
Пока дети играют в игру, 2 ученика выполняют индивидуальную работу на доске – решают примеры.(выбрав тот столбик, который хотят)
10-5= 3+6-1= 4+3= …-7=3 9-6= 3+5-2= 7+3= 6-2-…=3 8-5= 7+…-3=6 3-3= 8+3=… |
5-5= 4+6-2= 4+6= …-8=2 9-3= 4+4-1= 4+4= 9-…-2=6 10-9= 4+…-2=1 6+2= 9+2=… |
- Молодцы. А теперь проверим работы у доски. Коллективная проверка.
- Проверьте работы на доске.
Ребята ,желтых сигналов найдите в тетради вопрос для ребят
-Катя и Оля были в цирке. Представление продолжалось 2 часа. Сколько часов смотрела представление каждая девочка?
- Сколько дней в неделе? (7)
- Если сегодня пятница, то вчера был … (четверг)
- О каком месяце говорят: году – начало, зиме – середина? (январь)
- В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться?
Беседа о взаимоуважении мальчиков и девочек.
-Молодцы. И с этим заданием справились.
Минутка чистописания.
- Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится.. ( Единица)
АНИМАЦИЯ ПРАВИЛЬНОЕ ПИСЬМО цифры 1 на слайде.
- А какое двузначное число можно составить с помощью цифры 3? (Число 11).
- Дайте характеристику числа 11. (Число 11 – двузначное, нечётное, в этом числе 1 десяток и 1 единица, соседи этого числа 2 и 0).
- А сейчас покажите, как вы взяли ручку, положите тетрадь с наклоном и пропишите целую строчку.
- А теперь необходимо красиво прописать число 11.
- А теперь напишем математический диктант.
1. Запишите число, которое предшествует числу 7.
2. Запишите число, которое следует за числом 8.
3. Запишите соседей числа 9.
4. Увеличьте число 5 на 3 и запишите результат.
5. Уменьшите число 8 на 5 и запишите результат.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверим работы. Исправления делайте простым карандашом. Верните тетрадь хозяину. Поднимите руку у кого ни одной ошибки. У кого 1 ошибка и т. д. ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ. слайд
5. Физминутка – 1ученик показывает, а остальные выполняют.
6. Проблемная ситуация. Постановка учебной задачи. Слайд
- Дети, на уроке технологии, делали красивые закладки для книг. Сколько геометрических фигур должно быть наклеено на закладке? ( 10)
- Сколько кругов наклеено? ( 8)
- Сколько кругов еще осталось наклеить? ( 2)
- Значит 10 – это 8 и сколько? ( 10 – это 8 и 2)
- Сколько получится, если из 10 вычесть 8? ( 2) СЛАЙД
- А сейчас откройте учебники на стр. 34 и посмотрите вторую закладку, которую делали дети. Сколько квадратов уже наклеено на закладке? ( 7)
- Сколько еще квадратов осталось наклеить? ( 3)
- Значит, 10 – это 7 и сколько? ( 3)
- Сколько получится, если из 10 вычесть 7? ( 3) СЛАЙД
- Посмотрите, а сколько треугольников на третьей закладке? ( 6)
- Сколько еще треугольников надо наклеить? ( 4)
- Значит, 10 – это 6 и сколько? (4) СЛАЙД
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? Ответы детей.
- Попробуйте сформулировать тему урока. ( Вычитание вида 10 - □) слайд
А что для этого необходимо знать (состав числа)
Возьмите желтые карточки поработай те с составом числа 10. (у доски пара)
7. Первичное закрепление изученного материала.
Выполнение № 1 – решение примеров коллективно с проговариванием по цепочке 3 столбика.
4 столбик – выполняют самостоятельно. ( 1 ученик РАБОТАЕТ у доски, остальные в тетрадях. Проверка со слайда.)
- Что вы можете скаЗАТЬ о проделанной работе? СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.
№ 4 – решение задачи на разностное сравнение.
- О чём эта задача? (Эта задача об домах, которые построены на одной улице.)
- Что обозначает число 3? ( Сколько деревянных домов на улице.)
- Что мы знаем о кирпичных домах ? ( Мы не знаем сколько кирпичных домов, но знаем, что всего их 10.)
- Что требуется узнать? ( Сколько кирпичных домов на улице.)
- Какое действие используем для того, чтобы ответить на вопрос задачи?
Составление краткой записи и решение задачи на доске учеником.
Красные и зеленые дрзья светофора возьмите зеленую карточку и дополните условие задачи ,решение и ответ,а желтые сигнали светофора попробуют в своей тетради решить задачу самостоятельно Проверяем на доске.
8.Физкультминутка на глаза. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
- А сейчас поиграем в игру «Магазин». Слайд
- Я предлагаю вам совершить покупки. У вас имеется 10 рублей. Вам надо купить одну вещь и подсчитать сдачу, которая у вас останется.
- А если купить 2 вещи, сколько у вас останется сдачи?
№ 3.
-Начертите отрезок длиной 6 см.
- Ниже начертите отрезок длиной 8 см.
- На сколько см второй отрезок длиннее первого?
- На сколько см первый отрезок короче второго?
-Сравните. ( 6 см 8 см)
9. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. А в конце принято подводить итоги и делиться впечатлениями.
- Какая была тема нашего урока?( Вычитание вида 10 - □)
- Что нового узнали на уроке?
- А дома вы расскажите родителям, как вы учились вычитать из 10.
- Ребята, у вас на столах лежат магнитики со смайликами. С помощью них мы оценим свою работу на уроке. Прикрепите их к тому высказыванию, которое больше всего для вас подходит. Слайд
Да, трудно всё-таки учиться!
Ещё придётся потрудиться.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Урок полезен, всё понятно.
- Молодцы, ребята! Мне было с вами сегодня очень приятно работать.
10-5=
4+3=
9-6=
7+3=
8-5=
3-3=
3+6-1=
…-7=3
3+5-2=
6-2-…=3
7+…-3=6
8+3=…
5-5=
4+6=
9-3=
4+4=
10-9=
6+2=
4+6-2=
…-8=2
4+4-1=
9-...-2=6
4+…-2=1
9+2=…
-Катя и Оля были в цирке. Представление продолжалось 2 часа. Сколько часов смотрела представление каждая девочка?
- Сколько дней в неделе?
- Если сегодня пятница, то вчера был …
- О каком месяце говорят: году – начало, зиме – середина?
Деревянные_____________ 10 д.
Каменные______________
1)__________________________________________________
ОТВЕТ:___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________
______________
1)__________________________________________________
ОТВЕТ:___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.