Урок № 20
Тема: Милосердие — закон жизни
Тип: изучение нового материала
Задачи:
•• формировать чувство сопричастности другому человеку;
•• объяснить роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения;
•• сформировать представление о том, что милосердие — важное качество человека, живущего по законам этики
Планируемые результаты
Предметные:
•• знать содержание понятий сочувствие, сопереживание,
сострадание, милосердие;
•• понимать связь милосердия с золотым правилом
этики;
•• приводить примеры милосердных поступков
Метапредметные:
•• планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации;
•• владеть навыками смыслового чтения текста
Личностные:
•• проявлять самостоятельность и ответственность
за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;
•• осознанно формировать свои духовные потребности;
•• стремиться жить по совести и быть милосердными
Межпредметные связи: литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела»; окружающий мир, тема «Общество. Человек»
Ресурсы урока: учебник, с. 90—93
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности
•• Организует обсуждение притчи (см. дополнительное творческое задание): Какое впечатление произвела на вас притча? Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? Почему он изменил своё мнение? Какие черты характера проявились в поступке мальчика? Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
•• Слушают притчу, отвечают на вопросы, предполагают, что урок будет посвящён одному из нравственных правил — бескорыстной помощи другим
Актуализация необходимых знаний
•• Спрашивает, как можно назвать человека, который делает добро другим и не ждёт за это благодарности.
•• Предлагает нарисовать солнышко (ромашку), в центре которого написать
слово бескорыстие, а на каждом лучике (лепестке) — качества бескорыстного человека. Спрашивает, легко ли быть бескорыстным, уместны ли в школьных
ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие
•• Участвуют в диалоге, используя в речи слова бескорыстие, доброта.
•• Рисуют солнышко с лучиками или ромашку с лепестками, обсуждают нравственные
качества бескорыстного человека. Соотносят общие выводы с конкретными
школьными ситуациями
Организация познавательной деятельности
•• Предлагает сравнить слова жалость и сочувствие, обсудить мнение Ф. Тютчева,
приведённое в тексте учебника на с. 90.
•• Проводит лексическую работу по тексту учебника на с. 90.
•• Организует работу в группах.
•• Размышляют, читают слова Ф. Тютчева, приходят к выводу, что жалость обижает,а от сочувствия становится легче.
•• Читают текст, приходят к выводу, что слова милосердие и сочувствие — синонимы.
* Проговаривают или записывают определения новых понятий в рабочую
тетрадь.
•• Выполняют задания в группе, делают вывод, сообщают его одноклассникам.
Соотносят свой вывод с выводом в статье учебника.
— 47 —
•• Организует коллективное выполнение задания, отмеченного галочкой, на
с. 92 учебника
•• Размышляют над тем, чем отличаются понятия подать милостыню и проявить
милосердие.
•• Читают статью по цепочке с остановками. Называют профессии, связанные
с непосредственной помощью людям. Приходят к выводу, что каждый человек
должен проявлять милосердие там, где это необходимо.
•• Под руководством учителя делают вывод, что бескорыстие и доброта — неотъемлемая
часть этики. При этом нужно уметь проявлять благодарность за
бескорыстную помощь, а вот ждать благодарности не стоит, ведь настоящее
милосердие проявляется бескорыстно
Подведение итогов
•• Проводит обсуждение вопросов для размышления 1, 2 на с. 93 учебника.
•• Помогает определить домашнее задание: обсудить с родителями ответы на
вопросы для повторения на с. 93 учебника, привести примеры милосердия из
художественной литературы (по желанию)
•• Отвечают на вопросы, приходят к выводу, что милосердие — это проявление
человечности.
•• Определяют и записывают домашнее задание
Дополнительный материал: Интересные факты:
1. Представители царского дома участвовали в движении сестёр милосердия. Во время Первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре великие
княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные
средства вкладывали в благотворительность.
2. В 1854 г. великая княгиня Е лена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия, которых готовили для работы в военных
госпиталях осаждённого Севастополя
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить задание 6 на с. 61 рабочей тетради
Дополнительные творческие задания: Притча:
Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает
с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Е сли они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал
в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасённой души
Самоанализ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.